Корень, относящийся к принципу воздаяния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корень, относящийся к принципу воздаяния



Корень, безусловно необходимый для существования принципа воздаяния, - это скрупулезное наблюдение Всевышнего над всеми делами людей. Этот корень отличается от упомянутого раньше корня всеведенья Всевышнего. Дело не только в том, что Он знает все дела людей и дает им с небес Свою Тору, чтобы укрепить существование их общества и усовершенствовать их жизнь. Корень скрупулезного наблюдения Всевышнего опровергает ошибочное представление о том, что человек настолько низок и ничтожен, что Всевышний не обращает на него никакого внимания и не дает ему никакого частного воздаяния за исполнение заповедей, но отдельный человек как частица общества, якобы получает лишь частицу общей награды или общего наказания, которыми Всевышний награждает или наказывает общество[10].

Поэтому мы рассматриваем скрупулезное наблюдение Всевышнего над делами людскими как корень и неотъемлемую часть принципа воздаяния человеку за исполнение или за нарушение Б-жественных заповедей чтобы подчеркнуть, что Всевышний внимательно следит за всеми делами каждого отдельного человека. Это относится и к выполнению человеком своего долга по отношению к Самому Всевышнему (как сказано в Торе: "И соблаговолил Г-сподь к Гевелю и к его дару, а к Каину и к его дару не соблаговолил" - [Брей-шит,4:4-5], и к выполнению человеком своего долга по отношению к своему ближнему (как говорит пророк:

"Велик и в замыслах, и в делах, глаза Которого устремлены на все пути сынов человеческих, дабы каждому воздать за поступки его и за плоды деяний его" - Ирмеягу, 32:19).

Что же касается награды и наказания, то они - суть двух типов: физические и духовные, и принцип воздаяния подразумевает и то и другое. /.../

У корня нет статуса первоосновы

Очевидно, что не следует смешивать корни и первоосновы, потому что их обязательность для Б-жественной религии неодинакова. Например, если кто-нибудь поверит в дуализм, или в то, что у Всевышнего есть тело, что Он есть сила, действующая через тело, или что Всевышний не независим от времени, - не из-за этого он будет считаться вероотступником. А оттого, что все эти корни тесно связаны с принципом существования Б-га и отрицание одного из них означает отрицание самого принципа существования Б-га. Человек этот будет считаться отступником от Б-жественной религии не потому, что отрицает один из корней, а потому, что отрицает одну из первооснов Б-жественной религии. Вот поэтому-то мы не возводим корни в ранг принципов, как это сделал Рамбам.

ВЕРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЦИПАМИ

Верований, которых следует придерживаться всякому, кто следует Торе, и которые связаны с тремя основными принципами, но не являются их корнями, -шесть[11].

Сотворение мира из ничего

Одно такое верование - это сотворение мира из ничего. Совершенно очевидно, что вера в сотворение мира из ничего является одним из всеобъемлющих положений как Б-жественной религии вообще, так и религии Моше в частности. Тем не менее - это верование не корень ее и не принцип, потому что, как уже показано выше, теоретически можно представить себе и Б-жественную Тору, вообще, и Тору Моше-рабейну в частности без тезиса о сотворении мира из ничего[12]. Это верование следует рассматривать как ветвь первого принципа Б-жественной религии - принципа существования Б-га, поскольку Он, благословенный, - совершенство, то если бы Он не мог сотворить мир из ничего, это означало бы наличие в нем недостатка.

Дело в том, что нельзя сказать, будто бы единственной альтернативой сотворения из ничего является сотворение мира из уже существующего - после того, как разум создает себе представление о сотворении мира возникает вера, что Тот, Чьи возможности неограниченны, обладает и этой возможностью[13]. Даже те, кто верит в существование материи до сотворения мира, признают, что Всевышний - "абсолютный интеллект", - первопричина всего, а если так, то и материя является продуктом его эманации, созданным посредством первичного разума, эманированного из него ранее[14]. А если первопричиной существования материи является первичный разум - это ли не творение из ничего?!

Если же скажут, что сотворение мира из ничего невозможно, так как это означало бы существование такой точки во времени, когда времени не было[15], и следовательно, признание первичности мира, то можно ответить: следствием невозможности сотворения мира из ничего является не первичность мира, а отсутствие у Бога свободы воли. Потому что обязательным условием деятельности, через которую проявляется абсолютно свободная воля является наличие какой-то точки во времени, когда самого времени еще нет, как это объяснил наш путеводитель[16] в главе 18 второго раздела. Поскольку же Б-г, благословен Он, обладает свободой воли, то очевидно, что Он действует по Своей свободной воле, а не принуждаем никем и ничем. Отсюда бесспорно следует, что в сотворении мира был момент, кода времени еще не было, так как этого требует природа воли.

Уровень пророчества Мойше-рабейну

Второе верование - это вера, что уровень пророчества Моше-рабейну выше уровней всех пророков, которые были и будут. Хотя она не является обязательной ни для Б-жествен-ной религии вообще, ни для религии Моше в частности, придерживаться ее надлежит каждому, кто следует Торе. Ведь она сама свидетельствует о Моше: "И нет в Израиле еще одного пророка, подобного Моше" [Дварим, 34:10]. "И нет" - означает, что не было и не будет, и в то же время намек, что нет в мире другого учения, подобного Торе, данной Всевышним через Моше. Поэтому нам пристало верить в уникальность пророчества Моше-рабейну, и вера эта проистекает из принципа, говорящего, что Тора дана с Небес.

Тора не будет ни изменена, ни заменена

Третье верование - вера, что текст Торы никогда не будет видоизменен, никогда не будет никакого изменения в ее заповедях и никогда она не будет заменена другой Торой, принесенной каким бы то ни было пророком. Хотя и это верование не является неотъемлемой частью ни Б-жествен-ной религии вообще, ни религии Моше в частности, оно - ответвление корня "истинность миссии пророка" и поэтому приличествует каждому, кто следует Торе Моше-рабейну, разделять это верование.

Исполнение каждой из заповедей Торы приближает человека к совершенству

Четвертое верование - это вера, что каждая из заповедей Торы имеет своей целью приблизить человека к достижению совершенства - является четвертым верованием: если не принять этого, то неизбежно окажется, что Тора Моше-рабейну отдаляет человека от достижения того совершенства, которое наши, благословенной памяти, мудрецы называют "жизнью в будущем мире". Возникает непримиримое противоречие: Тора потомков Ноаха обеспечивает достижение известной ступени жизни в будущем мире -как говорят наши мудрецы: "Благочестивые люди из народов мира имеют удел в будущем мире" [Тосефта "Сангедрин", 13:2]. Значит, те неевреи, которые тщательны в исполнении всего семи заповедей Торы потомков Ноаха, получают свой удел в будущем мире, а евреи, которым Тора Моше-рабейну предписывает выполнение 613 заповедей, соблюдая их, не столько приближаются к жизни в будущем мире, сколько отдаляются от нее?! Но это радикально противоречит тому, что сказали наши мудрецы о цели, ради которой дана нам Тора: "Хотел Всевышний дать возможность евреям заслужить награду, поэтому дал им Тору и множество заповедей" [Макот, 23б]. Значит, верование это (исполнение каждой из заповедей приближает еврея к достижению жизни в будущем мире) является одним из второстепенных корней Торы Моше-рабейну43.

Воскрешение мертвых

Пятое верование - вера в воскрешение мертвых. Некоторые из наших мудрецов говорят, что воскреснут лишь совершенные праведники. Раз эта степень награды не предназначена для всех людей (потому что невозможно всем людям быть совершенными праведниками), то отрицающий воскрешение мертвых приравнивается к отрицающему одно из великих чудес, творимых Всевышним для совершенных праведников. То есть, он отвергает одну из ветвей первого принципа, подвергая сомнению всемогущество Всевышнего. Если же будут воскрешены все мертвые, то не верящий в воскрешение мертвых отвергает ветвь третьего принципа, принципа воздаяния, так как отрицает награду, предназначенную или всему человечеству, или отдельному народу.

Однако это верование не является ни принципом, ни корнем Б-жественной религии как таковой и религии Моше-рабейну в частности: они вполне представимы и без него. Тот, кто принимает принцип воздаяния вообще - физического в этом мире и духовного - в будущем, но отрицает воскрешение мертвых, не отступает ни от принципа, ни от корня Торы Моше-рабейну.

Но поскольку это верование принято еврейским народом, его надлежит придерживаться каждому, кто верен Торе Моше[17].

Приход Машиаха

Вера в приход Машиаха также является ветвью третьего принципа - принципа воздаяния и принята еврейским народом, поэтому ее следует разделять каждому, кто верен Торе Моше-рабейну. Однако это верование не относится ни к корням, ни к принципам Торы Моше, которые определены выше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.006 с.)