Управление педагогическим взаимодействием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление педагогическим взаимодействием



Осуществление и управление общениемявляетсяважнейшим элемен­том профес­сио­нально-педагогического общения. Поиск и включение в ре­альный учебный процесс форм и способов организации обучения, эффективных для личностного, коммуникатив­ного развития учащихся, составляют одну из ак­туальных задач современной педагогиче­ской теории и практики.

Понятие «управление» трактуется как активное взаимодейст­вие субъ­ек­тов педагоги­ческой деятельности, предполагающее их взаимо­изменение (Ю.В. Васильев, Т.М. Давыденко, Б.М. Кедров). Гибкое управ­ление взаи­мо­действием учителя и учащихся определяется как под­даю­щееся измене­ниям и преобразованиям на основе способности педагога трезво оценить и регули­ровать действия (функции) управления: планиро­вание, организацию и акти­визацию взаимодействия, мотивирование-сти­мулирование, контроль и само­контроль, рефлексию-оцени­вание и др. (А.Б. Орлов, О.В. Кравчук и др.).

Представляет теоретический и практический интерес пред­ложенная В.А. Кан-Каликом структура процесса управления педагогическим обще­нием:

1) конкретизация спланированной системы предстоящего общения;

2) уточнение условий и структуры предстоящего общения;

3) осуществление начальной стадии непосредственного общения;

4) управление инициативой в системе начавшегося обще­ния [39].

К способам управления педагогическимвзаимодействием отно­сятся:

· создание ситуации успеха как субъективного переживания удовле­тво­рения от процесса и результата общения;

· помощь ученику в преодолении неуверенности в себе, страха перед предстоящей деятельно­стью;

· стимулирование групповой деятельности, приемы скрытой помощи в совместной деятель­ности;

· раскрытие ребенку значимости его усилий для других людей, оценка (обратная связь) и др.

Компетентное педагогическое управление процессом взаимодействия с детьми и техно­логией межсубъектного общения предполагает наличие у учи­теля высокого уровня коммуни­кативной культуры, так как по смыслу профессиональной деятельности учитель совмещает в себе функ­ции генера­тора культурных задач, носителя культурного образца.

От способности учителя управлять педагогическим взаимодействием и процессом разви­тия общения детей во многом зависит эффективность фор­мирования у школьников основ ком­муникативной культуры, являю­щейся важным условием их социализации. Понятие «формиро­вание как цель пси­холого-педагогического процесса, – по мысли В.А. Сластенина, – заключа­ется в создании и обеспечении оптимальных условий для приобре­тения тех или иных качеств; в скрупулезной психологической организации «встреч­ной», то есть собственной деятельности ученика или воспитуемого, ее реаль­ного субъекта» [102, с. 253-254]. Задачами педагога при управле­нии процес­сом сознательного овладения учащимися основами коммуника­тивной куль­туры являются: становление школьников как субъектов обще­ния, обучение их культуре со­трудничества, построение социокультурной среды для разви­тия учащихся и т. д.

А.В. Мудрик выделяет три этапа управления педагогическим обще­нием с целью форми­рования речевых коммуникативных умений учащихся в учеб­ной деятельности:

1. Подготовительный – определение целей и способов общения путем коллективных по­исков под руководством учителя, определение речевых умений, определение способа их вы­полнения; ознакомление с нормами, пра­вилами высказывания, поведения в условиях общения.

2. Формирующе-корректирующий – оперирование речевыми уме­ниями в процессе обще­ния под руководством учителя, упражнения в об­щении, само­контроль, самостоятельное обще­ние учащихся в учебной дея­тельности, со­блюдение норм и правил высказывания, выполнение требо­ваний к поведе­нию учащихся в общении.

3. Применительный – общение в процессе учебной деятельности и за ее пределами.

На всех этапах процесса общения средства, методы и организацион­ные формы его со­держания должны поддерживать интерес учащихся [75].

В процессе управления педагогическим общением важную роль играет стиль руково­дства учителя., под которым Т.Н. Мальковская понимает «со­вокуп­ность устойчивых способов общения учи­теля с учащимися в про­цессе совместной деятельности и общения». В каче­стве ос­новных спосо­бов обще­ния выступают: тон речевого общения с учащи­мися (доброже­латель­ный, без­различный, официальный и т. д.), форма общения (при­каз, требование, совет, просьба), приемы по­ощрения и наказания, установ­ление определенной дис­танции и др. [67].

Эффективность педагогической деятельности обусловлена не только продуманным выбо­ром педагогических технологий, но и умением управ­лять эмоциональными контактами с уча­щимися, творчески вы­страивать систему педагогически целесообразных взаимоотно­шений, конструктивно разрешать возникающие затруднения и противоречия.

Педагогическое взаимодействие, учебно-педагогическая деятельность заключают в себе большое количество противоречивых моментов, затруд­не­ний, которые оказывают влияние на характер отношений между учите­лем и учеником, на особенности развития личности как школьника, так и педагога (Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, И.А. Зимняя, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницына и др.).

А.К. Маркова определяет затруднение в общении (в деятельности) как субъективно пе­реживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации пла­ни­руемого общения вследствие не­приятия парт­нера общения, его дейст­вий, не­понимания текста (сообщения), непонимания парт­нера, изменения коммуни­кативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. За­труднения выяв­ляются в форме остановки, перерыва деятельности, са­мого обще­ния, не­возмож­ностиих продолжения.

Позитивная функция затруднения, по мнению А.К. Марковой, «...име­ет два значения: а) индикаторное (привлечение внимания учи­теля; напри­мер, внимательному учителю на его труд­ности ука­жут ошибки его учени­ков); б) стимулирующее, мобилизую­щее (активизация деятель­ности учи­теля при анализе и пре­одолении затруднений, приобретение опыта)» [68, с.84]. При­чем, одни учителя считают недопустимыми ошибки в этой дея­тельности, другие рассматри­ваютих как необходимый и неизбежный эле­мент.

Негативная функ­ция затруднения также рассматривается в двух зна­че­ниях: «а) сдержива­ющее (в случае отсутствия условий для преодоления за­труд­нений или наличия неудовлетво­ренности собой, например зани­жен­ной самооценки) и б) деструктивное, разрушительное (за­труднения приво­дят к остановке, распаду деятельности, же­ланию уйти из школы или из про­фес­сии)» [68, с. 84].

И.А. Зимняя среди индивидуально-психологических особенностей парт­не­ров, включаю­щих интеллектуальные, аффективные (эмоциональ­ные), во­левые, поведенческие, личностные проявления, которые могут как облегчать, так и затруднять общение, выделяет коммуникатив­ность (общи­тельность), контактность, эмоциональную устойчивость, импуль­сивность (реактив­ность), экстра-, интровертированность, локус контроля (экстер-интерналь­ность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенности когнитив­ного стиля, недостаточ­ность социаль­ной перцепции и др. [32].

К барьерам педагогического общения относятся:

1. Барьеры неправильной установки сознания: стереотипы мышления; предвзятое представление; неправильное отношение; отсутствие внимания и интереса; пренебрежение к фактам.

2. Личностные барьеры: страха; страдания; плохого настроения; презре­ния; недостаточного понимания важности общения; речи.

3. Физические барьеры: физической среды; композиции физического пространства; физических состояний общающихся.

4. Социально-психологические барьеры: организационно-психологические барьеры; когнитивно-психологические барьеры; сенсорно-рецепторные барь­еры; психомоторные барьеры; психосоциальные барьеры.

Преодоление этих барьеров требует от участников взаимодействия осоз­нания вызвавших их причин и коррекции в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах (Ю.Н. Емельянов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ко­ва­лев, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, А.С. Прутчен­ков и др.).

Как результат межличностных противоречий учителя и учащихся в раз­нообразных си­туа­циях общения может возникнуть педагогический кон­фликт. Его структур­ными компонен­тами являются субъект, объект, предмет, инцидент, кон­фликт­ные действия, поступки и отношения. В основе кон­фликта лежит си­туация, в ко­торой сталкиваются противоположно направ­ленные цели, ин­тересы, пози­ции, мнения, взгляды парт­неров по общению. Результатом конфликта может быть полное или частичное подчинение дру­гого, компро­мисс, прерывание конфликтных действий, интеграция. Вследст­вие конфликтов у участников может ухудшиться их психическое и физиче­ское здоровье, возникнуть стрессовые состояния.

По данным И.И. Рыдановой, 40% старшеклассников склонны к от­кры­той конфронта­ции, 26% – к спокойному противостоянию, 25% – к скры­тому про­тиводействию и 9% к пассив­ному протесту. Конфликт­ное по­ведение школьников может проявляться в следующих фор­мах: вы­зываю­щие и прово­цирующие действия и поступки (нарушение дисцип­лины, гру­бость, дерзость, заведомая ложь); некорректное выражение несо­гласия; резкая критика дей­ствий и по­ступков педагога; скрытое противо­стояние (игнори­рование педа­гогических требований, про­пуск занятий); пассивный протест (молчаливое отчуждение, обидчивость, слезы) и др.

Причиной конфликтов могут быть следующие ошибки учителя: не­уме­ние правильно сформулировать цель управления и постановка невер­ной цели; неумение учитывать в работе с детьми их индивидуальные осо­бенно­сти; недостаточный кругозор; бестактность, а иногда гру­бость; не­правильное использование поощрения и наказания; неспособность опи­раться в работе на неформальные объединения учащихся; неверное отно­шение к критике [99].

Установлена зависимость разрешения педагогических кон­флик­тов отпсихологиче­ского стиля педагогического общения: монологиче­ского или диалогического. В частности, для диалогического стиля обще­ния учителя характерны следующие показатели: личностное ра­венство; «субъект-субъ­ектные» отношения; концентрация не только на своих по­требностях, но и на потребностях учащихся; накопление потенциала со­гласия и сотрудни­чества; стремление к объективному контролю результа­тов деятельности учащихся, индивидуальному подходу и др. При моноло­гическом стиле общения отме­чаются: статусное доминирование, «субъ­ект-объ­ектные» от­ношения, эгоцен­тризм, принуждение учащихся посред­ством скрытого ма­нипулиро­ва­ния или открытой агрессии, догматизм, трансляция норм и знаний, подлежащих безо­говороч­ному копированию и усвоению, преобла­дание дисциплинарных приемов и т.д.

Технология управления педагогическими конфликтами проявля­ется в предвидении возможных коммуникативных осложнений, свое­вре­менном принятии профилактических мер, целенаправлен­ном устранении объектив­ных и субъективных причин обостре­ния межличност­ных проти­воречий, кон­структивном их разре­шении. Педагогические конфликты, как и конфликты в других областях меж­личностного взаимо­действия, развиваются по опреде­ленным этапам: 1) возникновение противоречия; 2) осоз­нание противоречия; 3) обострение; 4) поиски способов урегулирования; 5) разрешение.

Учителю бывает важно уловить уже первые признаки наме­тившейся дисгармонии во взаимоотношениях и понять ее ис­токи. От пе­дагогатребу­ется не избегание или подавление кон­фликтов, а управление ими.

Можно выделить следующие педагогические стратегии управлениямеж­личностными конфликтами:приспособление, уклонение, отступление, ком­промисс, сотрудничество, домини­рование. Суть приспособления, ко­гда ре­бенка принимают таким, каков он есть, заключается в многосторон­ней ори­ентации педагога в ситуации общения и адаптации к комплексу личност­ных проявлений школьников. Особая терпимость необходима по отношению к учащимся, пе­ренесшим психическую травму, переживаю­щим внутрилично­стный конфликт, адаптирую­щихся к ме­няющимся усло­виям семейной и школьной жизни. Применение стратегии уклоне­ния, сознатель­ного ухода учителя от конфронтации бывает необходимо, когда приходится сталки­ваться с незначительными размолвками, с про­явлением плохого настроения, вспыльчи­вости, немотивиро­ванной агрессии ребенка. В случаях принятия ошибочных решений, невер­ной интерпретации пове­дения школьников необ­ходимой бывает истратегия отступления, от­каз от избранной тактики, са­мо­критичность, которые обезоруживают ребят, сни­мают отчужде­ние. Компро­мисс строится на взаимных уступках, рацио­нальном решении, которое устраивает заинтересованные стороны. На лич­ном примере дети учатся куль­туре согласования своих инте­ресов с по­требностями и желаниями других. Значительным регулирующим и воспи­тывающим потенциа­лом обладает со­трудничество, построенное на совме­стном с учениками выборе реше­ния, принятии взаимной oтветственности, открытом обмене мнениями, мыслями. Педагогиче­ское общение не ис­ключает и стратегии доминиро­вания, осно­ванной на отстаивании учите­лем собственной позиции, единоличном приня­тии всей полноты ответст­венности, особенно в чрез­вычайных обстоятельст­вах, например, в ситуа­циях угрозы здоровью учащихся и т. д.

Выбор технологии управления конфликтом в каждом кон­кретном слу­чае является актом педагогического творчества и зависит от комплекса об­стоя­тельств, к которым относятся: 1) индивидуальное, возрастное своеоб­разие личности вос­питанника, уровень его культуры; 2) ак­туальное эмо­циональное состояние, склонности к нев­ротическим реакциям; 3) мотивы кон­фронтации (непосредственные, глубинные); 4) объект конфликта и конкретные условия его протекания (на уроке, перемене, в присутствии сверстников или наедине с учителем и т.д.); 5) длительность и характер сложившихся отношений; 6) общественное мнение класса; 7) личност­ные и профессиональные возможности учителя и уровень его авторитетности.

Конструктивность поведения учителя предполагает проду­манный вы­бор речевых и нере­чевых реакций, предпочтительность юмора – сарказму. При использовании юмора в педагоги­ческих целях важно придерживаться этиче­ских норм: не подвергать насмешкам личность чело­века; не подшу­чивать над тем, что учащийся не может исправить (фамилию, внешность, недос­татки речи); не смеяться над случайностью, неловкостью; недопустимы грубая, пошлая шутка, кривлянье и т. д.

Профилактика конфликтности педагогического взаи­модейст­вия на­чи­нается с умения учителя устанавливать педа­гогически целесооб­разные отно­шения со школьниками, обеспечивается гармонизацией меж­личност­ных oтношений, демократизацией и гуманизацией стиля учебно-воспита­тельного взаимодействия. Решающим фактором в предупреждении кон­фликтов с ре­бенком выступаетпрофессионализм личности педагога, спо­собность преодо­леть психологическую несовместимость, такт, терпение, настойчивость, ори­ентация на положительные начала, со­трудничество.

Важным показателем конструктивного коммуникативного взаимодей­ст­вия учителя и учащихся являетсяблагоприятный морально-психологи­че­ский климат в классе. Егопризна­ками яв­ляются: 1) атмосфера творче­ского поиска, эмоционально-познава­тельная активность каждого школь­ника; 2) дух сотрудничества и взаимопомощи; 3) культура делового и межлич­ностного взаимодействия; 4) взаимная удовлетворенность обще­нием учителя и уча­щихся, школьников друг с другом [99].

А.С. Чернышев с целью предупреждения возникновения конфликтных педагогических ситуаций рекомендует учителю соблюдать следующие пра­вила педагогического общения:

1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника ви­деть только отри­цательные мотивы.

2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей не­ком­петентности в преподавании своего предмета.

3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их автори­тет (если она хорошо организована).

6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в об­щении» [121, с. 15-24].

Таким образом, управление педагогическим взаимодействием предпо­ла­гает наличие взаимопонимания, сопереживания, сотрудничества между учи­телем и учащимися; согласование и координирование общения уча­щихся и учителя; стремление отвечать требованиям, предъяв­ляемым к эф­фективному партнерству в общении; продуманность организации взаимо­действия на уроке и во внеурочной работе.

Материал для самопроверки

Контрольные и тренировочные задания

 

1. Определите степень своего согласия со следующими изречениями:

Всякое существование – это сосуществование.

Древняя мудрость

Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастли­вым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом.

Т. Пэн

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя.

Марк Твен

2. По ходу аудиторных занятий заполняйте специальный словарь под ус­ловным названием «Словарь ранее непонятных мне терминов».

3. Составьте логические цепочки из основных терминов по основным понятиям главы. На­пример: «Общение – коммуникация – язык – речь – не­вер­бальная коммуникация»; «Общение – перцепция – идентификация – реф­лек­сия – эмпатия – обратная связь» и т. д.

4. Подберите синонимы к следующим словам: коммуникация, перцеп­ция, интерактив­ность, интерпретация, конкуренция, аудирова­ние, визуальный.

5. Подберите антонимы к следующим словам: теория, диалог, кон­фликт­ность, адресант, альтруист, устный, тактич­ный, равнодушный.

6. Охарактеризуйте общение как коммуникативную деятельность.

7. Раскройте понятия «ситуация общения», «средства общения».

8. Охарактеризуйте технологический уровень личности как субъекта об­щения.

9. Попробуйте ответить на вопросы одного из основателей «недирек­тив­ной педагогики» К. Роджерса.

К. Роджерс: «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учите­лем…».

• Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

• Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить откры­тые, эмоциональ­но на­сыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учени­ками, отношения, в ко­торых все участ­ники учатся? Хватает ли у меня муже­ства разделить со своими уче­никами эту интенсивность наших взаимоотно­шений?

• Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

• Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к са­мим себе, к миру, который их окружает, сохранить и под­держать самое дорогое, чем обладает человек?

• В достаточной ли степени я сам – творческий человек, который смо­жет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми ви­дами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любо­зна­тельность и поддержива­ет интерес?

• Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несо­вершен­ные идеи и творческие задумки моих учеников, этих по­сланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокой­ными и не отвечают принятым стандартам в поведении?

• Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства ко­торого порож­дают идеи, а идеи – чувства?

10. Выпишите из словаря «Педагогическое речеведение» определения понятий, касающихся педагогического общения.

11. Дайте характеристику личностным показателям, наиболее значи­мым для педагогиче­ского общения.

12. Раскройте содержание этапов педагогического общения.

13. Оцените свои возможности владения культурой педагогического об­щения по следую­щим параметрам:

1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в об­щении:

а) умение слушать собеседника;

б) умение задавать вопросы;

в) умение анализировать выступление;

г) умение первому установить контакт с другим человеком;

д) умение понять другого человека;

с) умение ориентироваться в сложившейся ситуации об­щения.

2. Стремление к установлению зрительного контакта:

а) умение смотреть на собеседника (аудиторию);

б) умение видеть и понимать реакцию слушателей.

3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом:

а) владение свободной, связной речью без опоры на конспект;

б) внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести бе­седу и т. д.;

в) умение передавать свое отношение к сообщаемому.

14. Охарактеризуйте структуру и способыуправления педагогическимвзаимодействием.

15. Раскройте содержание понятия «затруднения в педагогическом об­щении».

16. Охарактеризуйте причины, структуру и педагогические стратегии управления меж­личностными конфликтами.

 

Задания в тестовой форме

1. Укажите правильный ответ.

Кто из указанных авторов назвал проблему общения самой неискоре­ни­мой и самой чело­вечной?

а) А. Сент-Экзюпери

б) А.А. Леонтьев

в) Б.Ф. Ломов

г) К. Роджерс

д) В.А. Сухомлинский

 

2. Расположите в правильной последовательности этапы общения:

а) выбор конкретных средств общения

б) планирование со­держания своего общения

в) потребность в общении

г) восприятие и оценка ответной реакции собеседника на ос­нове уста­новления обрат­ной связи

д) ориентировка в целях, ситуации общения, в личности собесед­ника

 

3. Укажите правильный ответ.

В модель процесса общения как деятельности по М.И. Лисиной входит:

а) предмет и задачи общения

б) потребность в общении

в) коммуникативные мотивы

г) действия, средства и продукт общения

д) все перечисленное

 

4. Укажите критерии для определения контактного (дистантного) об­ще­ния.

а) количество уча­стников общения

б) наличие или отсутствие какого-либо опосредующего «аппарата»

в) форма су­ществования языка

г) положение коммуни­кантов в про­странстве и времени

д) обстановка общения и взаимо­отношения общающихся

 

5. Укажите правильный ответ.

К каким средствам общения можно отнести жесты?

а) лингвистические

б) оптико-кинетические

в) паралингвистические

г) экстралингвистические

д) пространственно-временные

 

6. Укажите правильный ответ.

К каким средствам общения можно отнести ситуацию общения?

а) лингвистические

б) оптико-кинетические

в) паралингвистические;

г) экстралингвистические

д) пространственно-временные

 

7. Укажите правильный ответ.

Каким термином в системе коммуникации обозначается слушающий или читающий чело­век?

а) адресатом

б) адресантом

в) каналом коммуникации

г) ситуа­цией общения

д) всем перечисленным

 

8. Укажите правильный ответ.

Какой из перечисленных компонентов не входит в структуру комму­ни­кации?

а) процессуальный

б) контекстный

в) знаковый

г) текстовый

д) все ответы верны

 

9. Укажите правильный ответ.

Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя говоре­ние и слушание?

а) процессуальный

б) текстовый

в) знаковый

г) все перечисленные

 

10. Укажите правильный ответ.

Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя мимику и жесты?

а) процессуальный;

б) текстовый;

в) знаковый;

г) все перечисленные

 

11. Укажите правильный ответ.

Умение понимать эмоциональное состояние собеседника относится к умениям:

а) межличностной коммуникации

б) восприятия и понимания друг друга

в) межличностного взаимодействия

г) передачи информации

д) все ответы верны

 

12. Укажите правильный ответ.

К какой стороне общения по Г.М. Андреевой относится организация взаимо­действия ме­жду общающимися индивидами?

а) коммуникативной

б) интерактивной

в) перцептивной

г) ко всем перечисленным

 

13. Укажите правильный ответ.

Определите содержание перцептивной стороны общения.

а) обмен информа­цией

б) взаимодействие с другими людьми

в) познание других людей

г) все перечисленное

 

14. Укажите правильный ответ.

К основным механизмам межличностного восприятия относятся:

а) эмпатия

б) стереотипизация

в) идентификация

г) все перечисленное

 

15. Укажите правильный ответ.

Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним – это:

а) социально-психологическая рефлексия

б) стереотипизация

в) эмпатия

г) идентификация

 

16. Укажите правильный ответ.

К какой группе коммуникативных умений относится умение говорить выразительно, ло­гично и связно?

а) речевые умения

б) социально-психологические умения

в) умения использовать невербальные средства общения

г) умения использовать в общении нормы речевого этикета

 

17. Укажите правильный ответ.

К какой группе коммуникативных умений относится умение вовремя вступить в об­щение, поддерживать его и завершить общение?

а) речевые умения

б) социально-психологические умения

в) умения использовать невербальные средства общения

г) умения использовать в общении нормы речевого этикета

 

18. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.

Речь – это:

а) психическое явление

б) процесс общения посредством языка

в) обмен информацией между людьми

г) процесс отражения мыслей и чувств

д) все ответы верны

 

19. Укажите правильный ответ.

Какие отечественные авторы разрабатывали понятие «педагогическое общение»?

а) И.А. Зимняя

б) А.А. Леонтьев

в) З.С. Смелкова

г) А.Б. Добрович

д) все ответы верны

 

20. Укажите правильный ответ.

Кто из отечественных авторов выделил нормативную, познаватель­ную, эмоциональ­ную и актуализирующую воспитательные функции об­щения школьников?

а) И.А. Зимняя

б) А.А. Леонтьев;

в) В.А. Кан-Калик

г) А.В. Мудрик

д) З.С. Смелкова

 

21. Укажите правильный ответ.

Безразличие к словам учителя вызывают:

а) равнодушный тон, речевые штампы

б) тавтология, жаргонные слова

в) обилие иностранных слов, терминов

г) все ответы верны

 

22. Укажите правильный ответ.

Характерные черты опытного педагога:

а) скромность и простота в общении с людьми

б) стремление в случае неудачи исправить упущение и только потом принимать ре­шение по поводу случившегося

в) не сваливать промахи в работе на «объективные обстоятель­ства»

г) все ответы верны

 

23. Укажите правильный ответ.

Отношение к окружающим в значительной мере зависит от нашей са­мо­оценки:

а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми

б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинст­вом членов коллектива

в) адекватная самооценка затрудняет общение

г) все ответы верны

д) все ответы неверны

 

24. Укажите правильный ответ.

Чтобы не раздражаться, постоянно держать себя в руках, необходимо:

а) заняться привычной работой, уметь отвлечься от своих забот

б) не бичевать себя, если что-то не получается на высоком уровне

в) не предъявлять чрезмерных требований к окружающим

г) все ответы верны

д) все ответы неверны

 

25. Укажите правильный ответ.

Учитывая свойства нервной системы воспитанников, следу­ет помнить, что:

а) сангвиника отличает психическая активность, высокая работоспо­соб­ность

б) флегматик охотно выполняет новую, незнакомую работу

в) холерик отличается низким уровнем психической актив­ности

г) меланхолик охотно выполняет работу, в которой макси­мальные на­пряжения сме­няются периодами с меньшей на­грузкой, более спокойными

д) все ответы верны

 

26. Укажите правильный ответ.

Умение ориентироваться в сложных педагогических ситуа­циях зави­сит:

а) от педагогического мышления и опыта преподавателя

б) от знания и умения применять различные приемы воздейст­вия

в) от такта учителя и умения подбирать оптимальные спо­собы обще­ния с учащимися

г) все ответы верны

 

27. Укажите правильный ответ.

Какой из уровней коммуникативных умений характеризуется частным и несистема­тизи­рованным осознанием явлений педагогического общения?

а) интуитивный

б) житейский

в) сознательный

г) рациональный

 

28.Укажите правильный ответ.

Какой план общения характеризуют интересы и склонности учителя?

а) коммуникативный

б) индивидуально-личностный

в) общий социально-психологический

г) морально-политический

 

29. Укажите правильный ответ.

К какому типу барьеров педагогического общения относится непра­вильное отноше­ние учителя к учащемуся?

а) физические барьеры

б) социально-психологические барьеры

в) барьеры неправильной установки сознания

г) личностные барьеры

 

30. Укажите правильный ответ.

К какому типу барьеров педагогического общения относится барьер не­достаточного по­нимания важности общения?

а) физические барьеры

б) социально-психологические барьеры

в) барьеры неправильной установки сознания

г) личностные барьеры

 

31. Укажите правильный ответ.

К характеристикам диалогической коммуникации относятся:

а) психологическая установка – «на равных»

б) учет индивидуальных особенностей учащихся

в) открытое предъявление собственного мнения

г) все перечисленное

 

32. Укажите правильный ответ.

К видам отношений к другому человеку субъекта затрудненного об­ще­ния относятся:

а) враждебность

б) недоверие

в) подозрительность

г) нетерпимость

д) все ответы верны.

Тестирование

 

На то, как мы воспринимаем услышанную информацию, большое влия­ние оказывает пре­обладающий канал получения и переработки ин­формации. Область практической пси­холо­гии, исследующая особенности восприятия мира через эти ведущие каналы, называ­ется нейролин­гвисти­ческим про­граммированием. Основатели этого направления Р. Бенд­лер и М. Гриндер выделяют три канала восприятия: визуальный (зрительные ощущения); ауди­альный (слуховые ощущения); кинестетический (осно­ванный на ощущениях тела). От преобладания того или иного канала вос­приятия зависит словарный состав речи, невер­бальные реакции, организа­ция межличностного простран­ства общения.

1. Определите с помощью теста, какой способ (канал) восприятия у вас наиболее развит. Отвечая, вы должны либо согласиться («да»), либо не согла­ситься («нет») с пред­лагаемыми ут­вер­ждениями.

Утверждения:

1. Я люблю смотреть на небо.

2. Я часто что-то напеваю себе под нос.

3. Я признаю только ту одежду, в которой мне удобно, и даже ради кра­соты и моды не на­дену неудобную вещь.

4. Очень люблю ходить в парную баню или в сауну.

5. При покупке автомашины для меня был бы очень важен ее цвет.

6. Могу, не глядя, по повороту ключа в замке или по шагам понять, кто из домашних во­шел в квартиру или в комнату.

7. Мне нравится иногда ради забавы подражать манере говорить дру­гих людей,их голосу, а также различным акцентам и диалектам.

8. Я обычно много времени уделяю тому, чтобы выглядеть привлека­тельно.

9. Получаю большое удовольствие от массажа.

10. На улице, в транспорте люблю рассматривать людей.

11. Чтобы хорошо себя чувствовать, мне надо много двигаться.

12. Увидев в магазине платье или костюм, я без при­мерки могу понять, подойдет он мне или нет.

13. Когда я слышу песни прошлых лет, то это про­шлое словно возвра­ща­ется ко мне.

14. Я часто читаю во время еды.

15. Очень часто и подолгу разговариваю по теле­фону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Мне больше нравится слушать рассказы, ко­торые читают по радио, чем читать са­мому.

18. После тяжелого дня или после какой-либо не­удачи я чувствую на­пряжение во всем теле.

19. Люблю фотографировать и делаю это часто.

20. Долго помню все, что мне говорят мои родные и близкие.

21. Люблю покупать цветы даже без всяких по­водов.

22. Получаю большое удовольствие от горячей ванны.

23. Стараюсь записывать в ежедневник или в блок­нот все то, что мне не­обходимо сделать.

24. Когда меня никто не слышит, часто разгова­риваю сам с собой.

25. Если приходится долго ехать на каком-либо транспорте, мне потом требуется время, что­бы прийти в себя.

26. Тембр голоса может мне многое сказать о человеке.

27. Для меня очень важно, как одет человек, с ко­торым мне прихо­дится общаться.

28. Не могу утром подняться с постели, пока не потянусь как следует, не расправлю ко­неч­ности, не разомну все мышцы и косточки.

29. Не могу уснуть на неудобной постели.

30. Очень редко мне попадается удобная обувь.

31. Очень люблю ходить в кино, театр, смотреть телевизор.

32. Если я хоть раз встречусь с человеком, – то уз­наю его лицо даже че­рез годы.

33. Очень люблю стук дождя по крыше, подокон­нику или зонту.

34. Я умею слушать собеседника.

35. Люблю танцевать, заниматься спортом, делать гимнастику.

36. Не могу уснуть, если в комнате громко тикает будильник.

37. Имею или хочу иметь дома хорошую музы­кальную стереоаппара­туру.

38. Когда звучит музыка, я невольно начинаю дви­гаться в такт или от­би­вать ритм но­гой.

39. Люблю экскурсии, связанные с осмотром дос­топримечательностей.

40. Не выношу беспорядка в доме или на рабочем месте.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что уют в доме создается прежде все­го правильным осве­ще­нием.

43. Люблю ходить на концерты.

44. Многое могу понять о человеке по тому, как он пожимает мне руку.

45. Люблю ходить в музеи и на выставки.

46. Получаю огромное удовольствие от серьезной дискуссии, обмена мнениями и даже спора.

47. Считаю, что прикосновением можно сказать даже больше, чем сло­вами.

48. Если вокруг шумно, мне очень трудно сосре­доточиться.

Интерпретация результатов

Подсчитайте, сколько у вас ответов «да» на сле­дующие вопросы: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Если восемь и больше – у вас ак­тивен зрительный канал восприятия. Чем ближе чис­ло ответов «да» к шестнадцати, тем более активен этот ка­нал. Понаблюдав за собой, вы сможете заме­тить, что часто употребляете слова и фразы, связан­ные со зрением и зри­тельными образ­ами, например: «Вы ви­дели что-нибудь подобное?», «Не хочу смот­реть на это», «Я не вижу, в чем здесь проблема» и т. д. Вы мгновенно схватываете все, что можно видеть гла­зами: цвета, формы, беспорядок или гармонию.

Подсчитайте, сколько у вас ответов «да» на вопро­сы: 2, б, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Если восемь и больше – у вас активен слуховой канал восприятия, чем больше число по­ложительных от­ветов, тем более развит у вас этот канал. Вы, возможно, чаще, чем дру­гие люди, употребляете слова и выра­жения, связан­ные со слухом: «Слыханно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 3595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.275 с.)