Назовите состояние организма, возникающие во время спортивной деятельности. Опишите такое состояние как «предстартовая апатия» и физиологическое обоснование управления предстартовым состоянием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назовите состояние организма, возникающие во время спортивной деятельности. Опишите такое состояние как «предстартовая апатия» и физиологическое обоснование управления предстартовым состоянием.



Предстартовое состояние возникает за долго до выступления, за несколько дней до ответственных стартов возникает мысленная настройка на соревнования, повышенная мотивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен веществ, увеличивается мышечная сила в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина. Эти проявления усиливаются за несколько часов до стартов и еще более за несколько минут перед началом работы, когда возникает собственно стартовое состояние. Физиологические изменения возникают на условные сигналы которыми являются раздражители, сопутствующие предшествующим занятиям (вид стадиона, спортивного зала наличие соперников, спортивная форма и др.). В мозгу человека перед выполнением какого-либо произвольного действия проявляются определенные сдвиги. Возникает замысел и план предстоящего действия. Происходят изменения электрической активности в коре больших полушарий – усиливаются межцентральных взаимосвязи, изменяется амплитуда потенциалов и огибающая их кривая, появляется отражающая подготовительные процессы условное негативная волна (так называемая «волна ожидания»), наблюдается медленные потенциалы в темпе предстоящего движения («меченые ритмы ЭЭГ»), в моторной коре возникает так называемые премоторные и моторные потенциалы. Все эти изменения отражают подготовку мозга к предстоящему действию и вызывают сопутствующие вегетативные сдвиги и изменения моторной системы, т.е. происходит актуализация рабочей доминанты со всеми ее моторными и вегетативными компонентами. Предстартовые апатии характеризуются недостаточным уровнем возбудимости ЦНС, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, подавленностью и неуверенностью в своих силах спортсмена. Специфические предстартовые реакции отражают особенности предстоящей работы.


Дайте определение, что такое двигательный навык и двигательное умение. Укажите основные функциональные системы, участвующие в их реализация, и физиологические эффекты их деятельности.

Двигательные навыки – это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном действии. При этом автоматизированное движение становится таким, которое выполняется без координационного внимания. Любые навыки – бытовые, профессиональные, спортивные – не являются враждебными движениями. Они приобретены в ходе индивидуального развития. Возникая в результате подражания условных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров. Деятельность этой системы включает следующие процессы: синтез афферентных раздражений (информации из внешней и внутренней среды), учет доминирующей мотивации (предпочтение действий), использование памятных следов (арсенала движений и изученных тактических комбинаций); формировании моторной программы и образа результатов действий; внесение сенсорных коррекций в программу, если результат недостигнут. Процесс обучению двигательному навыку начинается с определенного побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (любовь к данному виду спорта, желание им заниматься, преуспевать в упражнении и пр.). Оптимальный уровень мотиваций и эмоций способствует успешному усвоению двигательной задачи и ее решение.

Двигательные умения -представляет собой достаточно примитивную форму освоенных приемов и действий характеризуется отсутствием надежности наличием серьезных ошибок низкой эффективностью и т.д. Это системно правильное выполнение движений в биохимическом отношении, которое требует активного участия в сознании. Многократное повторение движений постепенно приводит к автоматизации элементов их координационной структуры и к образованию двигательного навыка. Спортсмену необходимо умение мгновенно оценивать возникшую ситуацию, быстро и эффективно перерабатывать поступающую информацию, выбирать в условиях дефицита времени активную реакцию и формировать наиболее результативные действия. Эти способности в наибольшей мере проявляются в спортивных играх и единоборствах, которые относятся к ситуационным видам спорта. В тех же случаях когда отрабатываются одни и те же движения, которые в неизменном порядке повторяются на тренировках и во время соревнований (особенно стандартных или стереотипных видах спорта, умение спортсменов закрепляются в виде специальных навыков).


Опишите элементарные формы проявления быстроты. Укажите, какие факторы определяют максимальную частоту движений, и какие морфологические и физиологические особенности обеспечивают быстроту выполнения одиночного движения и латентное время реакции.

В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременности умственных операций, и в сочетании с другими качествами. К элементарным формам проявления быстроты относятся следующие: 1. общая скорость однократных движений (или время одиночных действий) – например, прыжков, метаний. 2. Время двигательной реакции – латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложный (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект (имеющее особое значение в ситуационных упражнениях и спринте). 3. максимальный темп движений характерный, например, для спринтерского бега. Факторами, влияющими на ВДР, является врожденные особенности человека, его текущие функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация уровень спортивного мастерства, количество воспринимаемой спортсменом информации. Другим простым показателям быстроты является максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени – 10 сек., так называемый теппинг – тест. Взрослые лица производят 50-60 движений за 10 сек., спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры – порядка 60-80 движений и более.
99. Дайте определение термину «спортивная тренировка». Перечислите средства и методы спортивной тренировки.

Спортивная тренировка – специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обуславливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов. Средства спортивной тренировки: 1. избирательные соревновательные упражнения; 2. специально подготовительные упражнения (подводящие, развивающие); 3. общеподготовительные упражнения. Методы спортивной тренировки: А. Практические методы упражнения: 1. строго регламентированные: а) стандартные – вариативные; б) непрерывные – интервальные; в) моделирования: целостного-частичного; г) обучения: целостно-конструктивные, расчленено-конструктивные; д) избирательного и комплексного воздействия; е) круговой: интенсивный-экстенсивный. 2. игровой. 3. соревновательный. 4. искусственно созданной управляющей среды и тренажеров. Б. общепедагогические: 1. словесные – рассказ, описание, беседа, анализ, задание, оценка, команда, подсчет, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка. 2. наглядный – показ, демонстрация, кино-видеоматериалы, плакаты и макеты, ориентирование, лидирование (свето-звуко-механические), срочная информация с обратной связью.

100. Раскройте содержание, укажите основные характерные черты игрового и соревновательного методов.

Игровой метод – это способ выполнения двигательной деятельности, в соответствии с образным или условным сюжетом, в котором предусматривается достижение цели многим способами в условиях постоянного изменения ситуации. Широко используется для комплексного совершенствования двигательных качеств и навыков.

Основные характерные черты: 1) организация деятельности – на основе образного или условного сюжета; 2) характер деятельности – комплексный характер деятельности, многообразие двигательных задач и способов достижения цели. Получаемая нагрузка зависит от активности играющих; 3) особенности поведения – моделирование межличностных и межгрупповых отношений в виде взаимопомощи и соперничества, эмоциональность поведения; 4) достоинства метода – стимулирует интерес к занятиям. Обеспечивает возможность проявления творческих способностей и самостоятельности; 5) недостатки метода – ограниченные возможности дозирования нагрузки и управления играющими; 6) применение метода – в процессе физического воспитания (как один из специфических методов) или как активный отдых. Особенно важен в физическом воспитании детей.

Соревновательный метод – регламентированный правилами способ сопоставления сил в борьбе за первенство. Требования метода: 1) соблюдение всеми правил соревнований; 2) соблюдение принципа равенства шансов для всех участников; 3) наличие арбитра для определения победителя.

Основные характерные черты: 1) организация деятельности – сопоставление сил в борьбе за первенство в условиях унификации действий и в соответствии с правилами соревнований; 2) характер деятельности – соперничество и высокий эмоциональный фон стимулирует максимальное проявление двигательных способностей и функциональных возможностей организма; 3) особенности поведения – наличие моментов противодействия, столкновение противоположно направленных интересов создают условия формирования как положительных, так и отрицательных черт характера; 4) достоинства метода – стимулирует интерес к занятиям. Способствует выявлению уровня освоения двигательных действий и воспитанию волевых качеств личности; 5) недостатки метода – ограниченные возможности дозирования нагрузки и управления соревнующимися. 6) применение метода – собственно соревнования или в процессе физического воспитания (как один из специфических методов). Обязательное условие – физическая и психическая подготовленность занимающихся.

 

Дайте определение, что такое «физиологические резервы организма». Назовите морфофункциональные основы их обеспечения. Укажите, когда и посредством, каких механизмов включаются резервы 1-й,2-й,3-й очереди.

Под физиологическими резервами организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность органа, система и организма в целом усиливать во много раз интенсивность свой деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя. Морфофункциональной основой физиологических резервов является органы системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных и вегетативных актов. Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния пока к повседневной деятельности. Механизм этого процесса - условные и безусловные рефлексы. Вторая очередь включение осуществляется при напряженной деятельности, не редко в экстремальных условиях при работе от 30% до 60% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальных влиянием, а также волевым усилиям и эмоциям. Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому безусловнорефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.009 с.)