Виды верстки. Значение пропорции в композиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды верстки. Значение пропорции в композиции.



Верстка может быть классифицирована по нескольким признакам.

1. Верстка по виду издания:

книжно-журнальная верстка – создается по обычным правилам книжной верстки, хотя существуют особенные приемы для некоторых видов иллюстрированных журналов;

газетная верстка – от книжно-журнальной кардинально отличается другим расположением текста и иллюстраций, а также довольно свободными правилами переносов;

акцидентная верстка – применяется для верстки отдельных небольших заказов: афиш, объявлений, бланков, рекламных листовок. Такая верстка называется еще мелочным набором. Применяется и для создания отдельных частей книг, то есть суперобложек, титулов и шмуцтитулов, инициалов и т. д. Вообще акцидентная верстка бывает трех видов: издательская акциденция, афиши и плакаты, акцидентная продукция малых форм. Акцидентная верстка использует различные графические решения.

2. Конфигурация материалов:

при прямой конфигурации колонки по высоте одинаковы, и каждая образует прямоугольник. Применяется обычно в учебниках, многих газетах и журналах, изданиях художественной литературы. Преимущество – удобочитаемость и аккуратный строгий вид полосы;

для ломаной конфигурации характерны ступенчатые формы материалов с разными по высоте колонками. Как правило, ее применяют в газетной верстке, в журналах неформального характера. Это усложняет работу, но придает дизайну динамики. См. примеры:

3. Расположение материалов относительно центра полосы. Центром полосы называется линия, которая по вертикали или по горизонтали делит полосу на две одинаковые части.

Различают симметричную и асимметричную верстку. При симметричной верстке получившиеся равные части страницы как бы логически уравниваются по смыслу. Асимметричное решение удобно, когда нужно графически выявить главный элемент. См. примеры "Верстка относительно центра полосы".

Симметричная верстка:

Асимметричная:

4. Ширина колонок материала: по этому признаку различают постоянную (одинаковое количество равных по размеру колонок) и переменную верстку. См. примеры "Верстка. Ширина колонок".

Постоянная:

Переменная:

5. Способ размещения текста и иллюстраций:

открытая верстка – с иллюстрациями над или под текстом полосы;

закрытаяверстка – с иллюстрациями, помещенными внутри текста и граничащими с текстом по двум или трем сторонам;

глухая верстка – когда в макете много колонок, и расположенные внутри текста иллюстрации всеми четырьмя сторонами соприкасаются с текстом;

верстка вразрез – попеременно иллюстрации и текст, при этом текст делится иллюстрациями на фрагменты;

верстка в оборку – в углу размещена иллюстрация, а с двух сторон она окружена текстом;

верстка на полях – так можно поместить мелкие изображения.

Пропорции композиции (или типа того):

Верстка непосредственно связана с композицией номера, которая во многом определяет ее особенности.

Разрабатывая композицию номера, приходится иметь дело с множеством различных материалов, и распределять их по полосам, компоновать в разделы, рубрики. При верстке полосы решаются в принципе те же задачи, но в ином масштабе. Необходимо организовать и разместить тексте на ограниченном пространстве полосы, а также выделить важнейшие. Причем речь идет не только о распределении материалов на полосе, но и о размещении каждой статьи и заметки в отдельности, о ее конфигурации, постановке ее текста на различное количество колонок и т.д. Эта задача связана с остальными элементами технического оформления — с выбором шрифтов для набора текста и заголовка, с определением формата набора и т.п.

В процессе верстки необходимо так расположить и оформить материалы газеты, чтобы читатель смог быстро разобраться в ее содержании, найти то, что его интересует; кроме того, верстка должна помочь обратить внимание читателя на главные материалы номера и побудить его прочитать их. Степень соответствия верстки этим требованиям — главный критерий оценки ее качества. Верстка хороша, если она помогает читателю, упорядочивает собранные и подготовленные для публикации материалы, организует их в единое целое — номер. Если же верстка не облегчает, а затрудняет восприятие материалов — значит, она выполнена некачественно.

 

Еще верстку классифицируют по трем группам признаков:

Виды верстки, входящие в первую группу, определяются по конфигурации материалов. Главным признаком второй группы является направление разверстки материалов на полосе — вертикальное или горизонтальное. Виды верстки, относящиеся к третьей группе, определяются по степени симметрии размещения материалов на полосе.

К первой группе относятся четыре вида верстки: два из них — верстка, постоянная по вертикали и по горизонтали, а также постоянная по вертикали и переменная по горизонтали, — обычно объединяются в практике под общим названием простой (иногда ее называют прямоугольной). Одной из разновидностей простой верстки является так называемая брусковая верстка, получившая широкое распространение в газетах разных типов. В ее основе лежит размещение материалов на колонках одинаковой высоты при возможном изменении их горизонтального формата. Благодаря этому при брусковой верстке тексты получают форму строгих, чаще широких, разверстанных горизонтально прямоугольников — «брусков» разного размера. Для этой разновидности верстки характерны также установка заголовка на полный формат статьи, то есть без «воздуха» с боков, и горизонтальная отбивка текста снизу от соседних материалов на полную ширину его разверстки.

Верстка с размещением материалов в колонках разной высоты резко изменяет конфигурацию текстов на полосе. Она лежит в основе разновидностей так называемой ломаной верстки. Статья или заметка приобретает при этом различную, иногда сложную форму — «уступом», «сапожком» и т.п., представляя собой соединение нескольких прямоугольников­колонок разной высоты.

Вторая группа признаков классифицирует верстку в зависимости от направления разверстки материалов на полосе. Направление определяется отношением высоты текстового материала к его ширине (общему формату всех текстовых колонок, на которых он размещается). Если высота большинства статей и заметок на полосе превышает их ширину, она называется вертикальной (рис. 3). При этом все или почти все тексты представляют собой одноколонные или многоколонные прямоугольники, вытянутые по вертикали. Если текст размещают в нескольких колонках разной высоты, он может получить и иную, более сложную форму; однако главным для его разверстки остается вытянутость по вертикали.

Для горизонтальной верстки характерно размещение текстов многоколонными прямоугольниками, растянутыми по горизонтали: общий формат публикации при этом больше ее высоты. В таком случае газетная полоса может быть расчленена на несколько «этажей» (рис. 4).

При вертикальной разверстке применяют приемы как простой, так и ломаной верстки. Горизонтальная же разверстка публикаций почти всегда придает им форму простых прямоугольников. Лишь изредка, когда, например, хотят избежать «перереза» полосы или нежелательного смыслового сочетания соседних заголовков, прибегают к приемам ломаной верстки: текст разверстывают горизонтально на неравные по высоте колонки, чуть увеличивая или укорачивая две­три последние.

Виды верстки можно, наконец, классифицировать и в зависимости от степени симметрии расположения материалов на полосе. При симметричной верстке полоса или подборка разделяется на две равные части: правая ее половина по расположению заметок, иллюстраций и особенностям их оформления в точности соответствует левой, представляя собой как бы зеркальное ее отражение. При отсутствии подобной симметрии верстку называют асимметричной.

При симметричной или асимметричной верстке в равной мере допустимо пользоваться приемами вертикального или горизонтального расположения материалов, которые могут принимать простую прямоугольную или сложную ломаную форму.

 

 

Средства композиции

Композиция в газетно-журнальном дизайне означает построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели. Индивидуальность «лица» конкретной газеты определенного типа, цело­стность газеты достигаются за счет взаимодействия композиции и графики.

Композиция - своеобразное «оживление» конструкции, представляющей собой цельное образование из графических элементов, их рядов, комплексов, подсистем и систем. Конструкция - графическая композиция, если имеется в виду размещение и объединение в одно целое графических элементов; композицией номера – если предполагается порядок размещения материалов на полосе в зависимости от их значения; композицией газеты – когда подразумевается порядок размещения разделов газеты по номерам и в зависимости от плана, а также их значимости и актуальности.

Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое.

Равновесие Исходной точкой, определяющей равновесие композиции, является оптический центр. Он находится примерно на одну восьмую выше физического центра, или на расстоянии пяти восьмых от нижнего края композиции. Равновесие — это расположение элементов слева и справа от оптического центра, сверху и снизу от него. Существует два вида равновесия — формальное и неформальное. Формальное равновесие Ключ к формальному равновесию — абсолютная симметрия слева и справа от оптического центра. Такое равновесие используется, когда требуется подчеркнуть достоинство, стабильность и консерватизм образа (рис. 1).

Рис. 1. Формальное равновесие в фотографии

Неформальное равновесие Размещая элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра, можно достичь визуального равновесия. В большинстве случаев используется неформальное равновесие, т.к. оно делает страницу более интересной, образной и эмоционально насыщенной. Принцип построения элементов страницы, благодаря которому внимание читателя перемещается по странице в нужной последовательности, называется перемещением. Это достигается целым рядом приемов.

· На странице могут быть помещены люди или животные, следуя взгляду которых взгляд читателя перемещается на следующий важный элемент объявления.

· Механические приспособления, такие, как указующий палец, прямоугольник, линия или стрелка (в телевидении — перемещение актеров или камеры, изменение мизансцены) переводит внимание с одного объекта на другой (рис. 2).

Рис. 2. Неформальное равновесие в рекламе и картинках

· Комиксы или картинки, расположенные в определенной последовательности, заставляют начинать чтение сначала и продолжать его в нужной последовательности.

· Использование пробелов и цвета выделяет текстовую часть или иллюстрацию. Взгляд будет переходить с темного объекта на светлый, с цветного на черно-белый.

· Также может быть использована естественная привычка читателя начинать чтение с верхнего левого угла страницы и продолжать зигзагообразно до низа страницы.

· В первую очередь внимание привлекают элементы большего размера, доминирующие на странице, и только потом — более мелкие.

Соразмерность Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность. иногда подобный повтор целой композиции используется очень удачно в уличной рекламе, особенно политической. Многократный повтор одного плаката создает определенный эффект воздействия (рис. 3).

Рис. 3. Эффект повторения

Контрастность Эффективный способ привлечь внимание к одному определенному элементу — использовать контрастный цвет, размер или стиль. Например, использовать негативное изображение (белый цвет на черном фоне), черно-белое объявление в красной рамке или необычный стиль шрифта, контрастирующий с привычным. Последовательность Имеется в виду стилевая взаимосвязь данной композиции страницы с остальными документами сайта. Это достигается применением одного и того же формата, стиля, тональности, постоянного использования единых приемов: логотипа, рисованного персонажа, броского девиза.

Единство — это соединение всех элементов в единое целое. Несмотря на то, что композиция состоит из многих разных частей, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление. Свой вклад в достижение единства могут сделать равновесие, перемещения, пропорциональность, контраст и цвет. Помимо этих, могут быть использованы и другие приемы.

· один шрифт;

· наложение одного изображения на другое или одного элемента на другой;

· продуманное использование пробелов;

· графические приемы: стрелки, рамочки, штриховка, тон.

Четкость и простота Любой элемент, от отсутствия которого композиция не пострадает, должен быть убран. Перегруженность разными стилями шрифта, слишком мелкими буквами, негативами, иллюстрациями или ненужным текстом, усложняет и загромождает композицию. Страница становится трудной для восприятия, и ее эффект снижается.

Выделение пробелами (паузами) Пробелы — это часть страницы, не занятая другими элементами. Это название сохраняется, даже если эти части закрашены черным или другим цветом. Пробелы играют важную роль в создании образа, ибо пауза в музыке — тоже музыка.

Средства композиции

Линия Одним из основных средств композиции является линия. Там, где требуется ограничить пространство, намекнуть на форму, создать определение среды применяется линия. Прямая, кривая, ломаная, сложная — она присутствует практически во всем, хотя и не всегда явно.

Пятно Пятно в композиции часто помогает акцентировать важный объект и определить смысловой центр композиции. Пятно в зависимости от решаемых задач может быть как цветовым, так и тональным (рис. 4).

Рис. 4. Пятно в композиции

На данном рисунке большое черное пятно дома держит всю композицию, а светлое пятно неба и часть дерева оттеняют силуэт дома. Стволы и ветви деревьев образуют определенный ритмический строй в сочетании с паузами. При внешней простоте — очень строгая и выверенная композиция. На рисунке справа используется пропорциональность. Размер пятна по отношению ко всему формату может дать ощущение большого пространства, пустоты, одиночества, или наоборот, тесноты и суеты.

Ритм четкость восприятия композиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма. Ритм может проявлять себя во многих ипостасях — от блоков на странице до пауз и стоек в шрифтовых композициях. Чем монотоннее ритм — тем скучнее композиция. Мозг не любит монотонности. В тексте страницы и композициях важен ритм изображений, элементов и пауз (рис. 5).

Рис. 5. Использование ритма в фотографии

Контраст позволяет выделить и гиперболизировать особенности двух и более изображений, предметов, цветов. Пример: толстый и тонкий — рядом с толстым тонкий и наоборот. Этот прием позволяет усилить свойства предмета по сравнению с его антиподом (рис. 6).

Рис. 6. Контраст в фотографии

Силуэт является комбинацией линии и пятна, но в основном он проявляет себя как темное пятно на светлом фоне. Красота и грациозность очертаний силуэта могут придать композиции неповторимость и некую очаровательную индивидуальность (рис. 7).

Рис. 7. Использование силуэта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.027 с.)