Предпосылки возникновения гендерных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения гендерных исследований



Аристотель считал женщин низшими существами,тк у них нет души.Разделение полов по Ар-лю несет не биологические основания.В сред.века:Аквинский, Августин продолжают актив.различение формы-материи,души-тела,маскулинного-феминного. Далее Шпренгер, Инститорис-представили систему доказ-в справедливости подавления и физич.уничижения женщин на основе их изначальной греховности. Они утверждали, что женщины маловерны и доказывали это этимологией названия»женщины»(фемина)они попадают под козни дьявола, они-носители зла.Кант-поддерживал идею о более низших ментальных способностях женщин, считая это необходимым условием сущ-я общества. женское феминное он считал вторичным по отнош. к маскулинному. Эпоха просвещения не могла не признать женщину полноценным человеком среди философов, атаковавших движение за эмансипацию женщин выделялся- Шопенгауэр.он выступал идеологом мужского господства в обществе, где у женщина одна роль - супруги и матери. Зиммель(нач20века)-рассмотрение чел.цивилизации не нейтрально в отношении пола, очевидна мужская доминанта. ошибка была в том, что не учитывается ассиметрия на эмпир.и метафизическом уровне.роль женщины первична.Соврем.авторы дают пон»гендера», что позволяет учитывать вариативность различий женщин в соответствии с возрастом,семейным положением, соц и этнич.группой, как между собой так и в отношениях с мужчинами поэтому понятие гендера не явл.естественным,это процесс создания,воспроизводства институтов идентичностей.но он зависит от кул,соц,контекста,от специфических отношениях в обществах,историч периодах,в этнич группах,соц классах и поколениях.

Феминизм

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

• Анархо-феминизм.

• Вуманизм (от англ. woman — женщина).

• Духовный феминизм.

• Культуро-феминизм.

• Лесбийский феминизм.

• Либеральный феминизм.

• Индивидуалистский феминизм.

• Мужской феминизм.

• Марксистский феминизм.

• Материальный феминизм.

• Многокультурный феминизм.

• Поп-феминизм.

• Постколониальный феминизм.

• Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory).

• Психоаналитический феминизм.

• «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»).

• Радикальный феминизм.

• Ролевой феминизм.

• Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм).

• Сепаратистский феминизм.

• Социалистический феминизм.

• Социально-обусловленный феминизм.

• Трансфеминизм.

• Феминизм амазонок.

• Феминизм стран третьего мира.

• Французский феминизм.

• Экофеминизм.

• Экзистенциальный феминизм.

• Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты.

Социалистический и марксистский феминизм

Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что когда классовое угнетение будет уничтожено, исчезнет и половое неравенство. Эти мысли развиваются, в частности, в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Энгельс связывает подчинение женщины мужчине с формированием частной собственности, классового общества и изменением характера разделения труда в семье. По мнению марксистов, угнетение женщин полностью исчезнет только с окончательной ликвидацией общественного разделения труда и классового разделения. В частности, Александра Коллонтай подчеркивала, что «история борьбы работниц за лучшие условия труда, за более сносную жизнь есть история борьбы пролетариата за свое освобождение».

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд», доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой. Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» в 1974 году, говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Постколониальный феминизм

Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами.

Феминизм «третьего мира» — условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира». Феминисты из стран «третьего мира», критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». Женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.008 с.)