Становление и развитие финансов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие финансов.



Основные концепции ФП Медведева: институты управления, инновации, инвестиции, инфраструктура, интеллект.

В зависимости от степени вмешательства государства в экономику выделяют два направления ФП: 1. Невмешательство гос-ва в эк-ку. Основоположники - А. Смит, Д, Риккардо. Они обосновали гос расходы как необходимые затраты, связанные с получением обществом опред услуг и благ от гос-ва. Теор получила название «теория услуг». Осн регулятор эк-ки – не гос-во, а рыночный механизм. Налоги рассматриваются как плата за услуги. 2. Вмешательство гос-ва в эк-ку. Основоположником является Дж.Кейнс, система хозяйствования не в состоянии автоматически саморегулироваться. Доказательством чего Дж.Кейнс приводил эк-кие кризисы, спады, явления инфляции и безработицы. Для регулирования процессов привлекались финансовые ресурсы гос-ва. Гос регулирование – осн средство антикризисной политики и стабилизации экономики. Данная теория получила название «теория спроса».

Вал курс, его сущность, виды, методы регул-ния

Вал курс (ВК)– э. соотнош м/у ден ед разн стран, т.е. цена ден ед одной страны, выражен в ден ед др страны (или в м/н ден ед).

ВК опр-ет пропорции обмена ден ед. Он форм-ся в повседн обороте в процессе сопост-ния валют на вал рынке ч/з мех-м спроса и предл-ния. Стоимостн основой ВК служит паритет покупат спос-ти (ППС), т.е. соотнош валют по их покупат спос-ти.

Подобно тому, как цена тов стремится к его ст-ти, но не совпадает с ней, ВК постоянно отклон от своей стоимост основы. Откл-ние ВК от ППС происх под вл спроса и предл на валюту, кот в свою очередь завис от разл факторов (темпа инфляции, ур-ня % ставок и дох-ти ц/б, состояния платежн баланса). Кроме указан факторов на ВК м оказывать воздействие разл политич, спекулятив, психологич факторы. Ур-нь ВК существенно влияет на внеш торговлю, конкурентосп-ть нац прод-ции на мир рынке, движение кап-лов, состояние ден обращения и весь производст процесс.

Важное экон значение ВК предопределяет необ-ть его гос регул-ния.

Осн методы регул-ния ВК:1)Вал интервенция (покупка-продажа ин валюты на нац.рынке);2)Операции ЦБ на открыт рынке (покупка-продажа ц/б);

3)Изменение ЦБ ур-ня % ставок и (или) норм обязат резервов.

Устан-ние вал курса, опр-ние пропорций обмена валют наз вал котировкой.

На вал рынке действуют 2метода вал котировки: прямой и косв (обратный). В больш-ве стран (в т.ч. в России) примен прямая котировка, при кот курс ед ин валюты выраж в нац. При косвен котировке курс ед нац валюты выраж в опред кол-ве ин валюты.

В операциях на межбанк вал рынках преобл котировка нац валют к $ США, ч объясняется его ролью м/н платежного и резервного ср-ва. Для торгово-промышл клиентуры котировка валют банками обычно базир на кросс-курсе. Кросс-курс – это соотнош двух валют, кот выте из их курсов по отнош к третьей валюте (обычно $ США).

Банки котируют курсы продавца и курсы покупателя. Курс продавца – это курс, по кот.банк готов продать котируемую валюту, а по курсу покупателя банк готов ее купить. Разница м/у ними – прибыль банка.

Разл т.ж. котировку валют офиц, межбанк, бирж. Офици вал котировку осущ-ет ЦБ. Офиц ВК исполь-ся для целей учета и таможен платежей, при составлении платежн баланса.

Способы опр-ния офиц ВК разл по странам в зав-ти от х-ра вал системы и режима ВК. В странах, где действует режим фиксированного ВК, котировка опр-ся чисто администр путем.

При режиме «вал коридора» офиц ВК устан-ся в рамках «вал коридора», либо на ур-не биржевого, либо путем ежедн котировок, так наз «скользящей фиксации». В странах с неразвитым вал рынком, где осн оборот вал операций проходит ч/з вал биржу, офиц курс устан-ся на ур-не биржевого.

В странах со свобод вал рынком, где действует режим «плавающих» курсов, склад-щихся в зав-ти от спроса и предл-ия на ин валюту, ЦБ устан офиц курс на ур-не межбанковского.

Поскольку осн объем вал операций в промышленно развитых странах осущ на внебирж межбанк вал рынке, осн курсом внутр рынка этих стран явл межбанк курс. Межбанк котировку устан крупные коммерч банки – осн операторы вал рынка, поддерживающие друг с другом постоян отнош. Их наз маркет-мейкеры (делатели рынка). Остальные банки – маркет-юзеры (пользователи рынка) обращаются за котировкой к маркет-мейкерам. Межбанк вал котировки устан-ся маркет-мейкерами путем последоват сопост-ния спроса и предл-ния по каж валюте. На межбанк курсы ориентируются все остальные участники вал рынка, он служит основой установления курсов для банк клиентов. Бирж курс носит в осн справочный х-р.

 

Роль ЦБ в эк-ке и ден- кред регул-нии.

ЦБ явл регулир звеном в бан­к системе, поэтому их д-ть связана с укреплением ден обращ, защитой и обесп-ем уст-ти на­ц ден ед и ее курса по отнош к ино­странным валютам; развитием и укреплением банк системы страны; обеспечением эф-ого и бесперебойного осу­щ-ния расчетов.

Осн задачи ЦБ:1. Эмиссия нал и безнал денег. В наст вр ЦБ облад исключит правом на выпуск в обращ нали и кред денег, кот осущ-ют процесс кред-ния коммер банков, б-та и покупки ц/б в ин валюте.2. Упр-ние офиц ЗВР страны

3. ЦБ – банк прав-ва ЦБ осущ операции по размещ и погаш гос долга кассовому исполнению б-та, ведению тек счетов прав-ва, орг-ии надзора за хранением, выпуском и изъятием из обращ монет и казнач билетов.4. ЦБ – банк банков и расчетно-кассов центр. При осущ-нии ЦБ ф-ии надзора и контроля за д-тью коммерч банков, в его задачи входят:- выдача лицензий на банк д-ть;- проверка отч-ти, предоставленная банками;- ревизии на местах;- контроль за соблюд норм банк операций.Задачами ЦБ в орг-ии платежн системы страны явл:- обеспеч-ие постоян и бесперебойного кругооборота денег;- содействие устан-нию и реал-ии эконом пропорций, обуслав-щих в соотв-вии м/у дох-ми и расх-ми населения, п/п, гос-ва;- расши и сужение границ ден оборота и V ден массы в соотв-ии с экон потреб-ми развития страны;- опр-ние оптим соотнош нал и безнал ден оборота с постоян расшир безнал расчетов. Оптим вариант: 15% - наличный, 85% - безналичный;- опр-ние форм безнал расчетов и обесп-ие их функц-ния;- контроль за осущ-нием нал и безнал расчетов;- обесп-ние эф-ого функц-ния ден оборота в целом.

5. Ден-кред политика – это сов-ть меропр в обл ден обращ и кред отнош, направлен на регул-ние экон ростог, сдерживания инфляции и выравнивания ПБ страны. Оснориентиры ден-кред политики:- устанние урня инфляции;- % ставка по кредитам;- вал политика;- рост ден массы;- ур-нь дох-ти гос ц/б;- особ-ть ден-кред системы.

C 1.12.2008 Ставка рефин-ния 13%

ЦБ развитых стран располаг опред методами воздействия на эк-ку. Традиционно к ним относ: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика миним резервов; операции на открытом рынке; депозитная политика: вал политика. Дисконтная (учетная) и залоговая политика ЦБ. Кред институты имеют возм-ть получать при необх-ти кредиты ЦБ путем переучета векселей или под залог ц/б. Смысл дисконтной и залоговой по­литики закл в том, чтобы методом изменения условий ре­фин-ния коммерч банков влиять на ситуацию на ден рынке и рынке кап-лов.

Политика обязат резервов. Во всех развитых странах, за искл Великобритании, Канады и Люксембурга, к ком­мерч банкам предъявляется требование размещения ими в ЦБ миним резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблю­д сущест различия в зав-ти от нац особ-тей развития фин рынка. ЦБ используется разл стр-ра миним резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начис­ления %, условия, предос-мые кред институ­там при их рефин-нии.Требования миним резервов появились как страховка ликв-ти кред институтов, как гарантия по вкладам кли­ентов. Этот мотив исполь-ния миним резервов сущ и сегодня. Поддерживая ликвть банков, ЦБ вып свою задачу “кредитора последней инстанции

 

БК РФ.

БК — это закон-но устанав-мая по однор. признакам групп-ка дох-ов и расх-ов б-та, а т.ж. ист-ков покрытия его деф-та, испол-мая для составления и исполнения б-тов, обесп. сопост-ть пок-ей б-тов всех ур-ней. БК явл. осн. методол. док-ом, на основе кот. сост-ся и испо-ся б-ты всех ур-ней БС. Она предст. собой групп-ку дох-ов и расх-ов с присвоением об.там класс-ии групп. кодов.

Приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н с 1.01.2008 года введена новая БК.

Построение БК реглам-ся уже на­званным ФЗ «О БК РФ». Этот док-т обесп-ет общерос сопос-ть бюдж пок-ей и вкл в себя:- класс-ию дох-в б-тов РФ;- класс-ию расх-ов б-тов РФ;- класс-ию ист-ов фин-ия деф-а б-тов РФ;- класс-ию операций публично-правовых образ-ий.

Класс-я дох-в б-тов РФ явл. групп-ой дох-ов б-тов всех ур-ней БС РФ и осн. на закон. актах РФ, опред. источники форм-ия дох-ов б-тов всех ур-ней. Код класс-ии сост из кода гл.админ-ра дох-в б-та; кода вида дох-в; кода подвида дох-в; кода класс-ии операций сектора гос.упр-ния, относ.к дох-м б-тов.

Админ-рами пост-ий явл.: - нал. органы; - органы гос.власти; - органы упр-ния гос.внебюдж.фондов;- органы МСУ;- юр.и физ.лица, осущ.контроль за правил-ью исчисления, полнотой, своеврем.уплаты и., уполном.указ.огранами гос.власти. В рамках бюдж.процесса адм-ры осущ. мониторинг, контроль, анализ, прогн-е, предост-ют проектировки поступлений на очер.фин.год. Код вида дох-ов: предусм след.группы: 100…-дох-ы; 200…-безвозм дох-ы; 300…-дох-ы от п/п-ой д-ти. Группы дох-ов вкл.подгруппы. Дальнейшая детализация кода видов дох-в закрепляется за ур-нем БС РФ в зав-ти от полномочий. Для неналог.дох-ов код элемента дох-ов опред-ся в зав-ти от принад-ти админ-ра ненал.пост-ий в б-т соот-м ур-нем власти. Для безвозмез.пост-ий код эл-та дох-ов опред-ся исходя из принад-ти трансферта его получателю. #кодов: 01-фед.Б., 02 – Б.суб.РФ…

Класс-я расх-ов б-тов РФ: Код класс-ии сост. из кода гл распор-ля; кода раздела, подраздела целевой статьи и вида расх-ов; кода класс-ии операций сектора гос.упр-ния, отн.к расх-ам б-та. Перечень гл.распорядителей на каж ур-не устанав-ся в соот.б-те.

Едиными для б-тов разделами и подразделами класс-ии явл.:общегос.вопросы, нац.оборона;нац.безоп-ть и правоохран.д-ть; нац.эк-ка; ЖКХ; охрана окр.среды; образование; культура, кинемат-я, СМИ; здравоохр., физ-ра спорт; соц.политика; межбюджет.трансферты (дотации, субсидии, субвенции, иные межбюд.трансерты, межбюдж.трансферты б-там гос.внеб.фоднам).

Цел.статьи и виды расх-ов формир-ся в соот. с расх. обяз-ми, подлеж. исполнению за счет ср-в соотв. б-тов. Класс-я операций сектора гос.упр-ния вкл.расх-ы: оплата труда и начисления по оплате труда; оплата работ и услуг, обсуж-ие гос., мун. долга, безмоз.перечисления орг-ям, безвоз. перечис-я б-там, соц.обесп-ие, расх-ы по опер.с активами и прочие.

Класс-я ист-ков фин-ния деф-та б-тов(ИФДБ): состоит из 1) кода гл.админ-ра ИФДБ; 2) кода группы, подгруппы, статьи и вида ист-ка; 3) код класс-ии операции сектора гос.упр-ния, относ.к ИФДБ.

Согласно БК все ист-ки дел на внеш. и внутр. Внутр.- гос(мун)ЦБ, номин.ст-ть кот.указана в валюте: от имени РФ, С, МО; кредиты кред.орг-ий в валюте РФ: РФ, С, МО; бюджетные кредиты от др.б-тов БС: РФ, С, МО; кредиты м/н.фин.орг-ий в валюте РФ; изменение остатков ср-в на счетах по учету ср-в б-та. Внеш. -гос.Цб, номин.ст-ть кот. в ин.валюте – от имени РФ тока; кредиты ин.гос-в, вкл.целевые ин.кредиты,м/н.фин.орг-ии; ср-ва ин.юр.лиц в ин. Валюте; кредиты кред.орг-ий в ин.валюте.

Класс-ию операций публично-правовых образ-ий. явл. групп-ой операций, осущ-мых в секторе гос. упр-ния, в зав-ти от их эконом содержания. Группы:100 «Дох-ы»;200 «Расх-ы»; 300 «Пост-ие нефин.активов»; 400 «Выбытие нефин. активов»; 500 «Пост-ие фин. активов»; 600 «Выбытие фин. активов»; 700 «Увел-ие обяз-в»; 800 «Умен-ие обяз-в».

В этом разделе определен порядок прим-ия статей и подстатей класс-ии операций, кот. испол-ся при сост-ии и исп-ии б-тов. Порядок прим-ия статей и подстатей, применяемых в целях бюдж. учета, опр-ся в норм. актах Минфина РФ, регулир. Бюдж. учет.

Изм-ия:1. дано новое опред-ие гл. админ-ра дох-ов б-та– опред. законом (решением) о б-те орган гос. власти (гос. орган), ОМС, орган местной адм-ии, орган упр-ния гос.внебюдж. фондом, ЦБ РФ, иная орг-ия, опред. перечень подотчетных ему админ-ров дох-ов б/-та и (или) явл.админ-ром дох-ов б-та.

2. введено понятие «подвид дох-ов». Ранее в Указаниях так называлась программа (подпрограмма). В рамках кода класс-ии дох-ов б-тов выделен код подвида доходов.

 

18. Расходные обязательства бюджетов БС РФ

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на: текущие расходы и капитальные расходы. Кап. расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвест. деят-ть, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юр. лица в соответствии с утвержденной инвестиц. программой, средства, предоставляемые в качестве бюдж. кредитов на инвест. цели юр. лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В составе кап. расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос. власти, ОМСУ, бюдж. учреждений, оказание гос. поддержки др. бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов. Дотации – бюдж. средства, предоставляемые б-ту др. уровня бюдж. системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на покрытие тек. расходов. Субвенции – бюдж. средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр. лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии – бюдж. средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета: обеспечение деятельности Президента РФ, федерального собрания РФ, Счетной Палаты РФ; нац. обороны и обеспечение безопасности гос-ва; фундаментальные исследования и содействия НТП; гос. поддержка ж/д, воздушного и морского транспорта; исследования и использование косм. пространства; обслуживание и погашение государственного долга; проведение выборов и референдумов РФ.

Расходы, финансируемые совместно за счет средств бюджетов всех 3 уровней: Гос. поддержка отраслей промышленности, строительства, строительной индустрии, с/х, автомобильного и речного транспорта, связей, дорож. хозяйства, метрополитенов.; обеспечение противопожарной безопасности; НИОКР; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов; финансовая помощь другим бюджетам. Распределение и закрепление между бюджетами эитх расходов производится по согласованию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и утверждается законами о бюджетах. Распределение и закрепление расходов совместного ведения определяется Правительством РФ.

 

19. Совр БС, хар-ка звеньев и видов б-тов, принципы ее построения.

БС РФ —основанная на эконом отношениях и гос устройстве РФ, регул-мая нормами права сов-ть фед б-та, регион б-тов суб-тов РФ, мест б-тов и б-тов гос внебюдж фондов.

К б-там БС РФ относ: - фед б-т и б-ты гос внебюдж фондов РФ;- б-ты суб-тов РФ и б-ты террит гос внебюдж фондов;- мест б-ты (б-ты мун районов, б-ты город округов, б-ты внутригород МО городов фед значения Москвы и С-Петербурга; б-ты город и сельск поселений).

Консолид б-т — свод б-тов всех ур-ней БС РФ на соотв-щей тер. Следует отметить, что консолид б-т не имеет правовой нагрузки, однако его параметры широко исполь-ся в процессе сводн план-ния, отч-ти, ан.

БК РФ регламентирует принципы построения и функц-ния БС РФ:

1. Пр-п единства означ единство правовой базы, ден системы, форм бюдж докум-ции, пр-пов бюдж процесса в РФ, а т.ж. единый порядок финн-ния расх-ов б-тов всех ур-ней. 2. Пр-п разграничения дох-ов и расх-ов м/у ур-нями БС РФ означ закрепление соотв-щих видов дох-ов (полностью или частично) и полномочий по осущ-нию расх-ов за органами гос власти РФ, органами госй власти суб-тов РФ, ОМС.3. Пр-п самост-ти б-тов заключается в самост рассмотрении, утверждении и исполнении органами гос власти и мест самоупр-ния соот-щих б-тов и обеспечивается наличием собст ист-ков дох-а и правом опр-ть напр-ния их исполь-ния.4. Пр-п полноты отражения дох-ов и расх-ов б-тов, б-тов гос внебюдж фондов требует отражения в б-те всех дох-ов и расх-ов, точного обоснования доп привлечения ср-в.5. Пр-п сбаланс-ти б-та означает, что V предусм-ных б-том расх-в должен соотв-ть суммарному V дох-ов б-та и поступлений из ист-ков финн-ния его деф-та

6. Пр-п общего (совок) покрытия расх-ов б-та заклв том, что все расх-ы должны обеспечиваться общей ∑ дох-в и поступлений из ист-ков финн-ния его деф-та.7. Пр-п результ-ти и эф-ти исполь-ния бюдж ср-в, при сост-нии и исполнении б-тов участники бюдж процесса в рамках установленных им бюдж полномочий должны исходить из необх-ти достижения задан рез-тов с исполь-ием наименьшего V с-в или достижения наилуч рез-та с исполь-ием опред б-том V ср-в.8. Пр-п достоверности б-а означ надежность пок-лей прогноза соц-эконом развития соотв территории и реалистичность расчета дох-ов и расх-ов б-та.9. Пр-п адресности и целевого х-ра бюдж ср-в означ, что они выдел в распор-ние конкр получателей с обозн-ием направления их на фин-ние конкр целей.10. Пр-п прозрачности (открытости), обязательное опубликование в СМИ утвержденных б-тов и отчетов об их исполнении; обязательную открытость для общества и СМИ проектов б-тов.11. Пр-п подведомственности расх-ов б-тов, получатели бюдж ср-в вправе получать бюдж ассигн-ия и лимиты бюдж обяз-в только от гл распорядителя бюдж ср-в, в ведении кот они нах.12. Пр-п единства кассы, зачисление всех кассовых поступлений и осущ-ние всех кассовых выплат с единого счета б-та, за искл операций по исполнению б-тов.

Внебюдж фонды. С их помощью осущ-ся перерасп-ние нац.дох-а в интересах органов гос.власти и реал-ии конституц прав граждан. Спецификой внебюдж спец.фондов явл четкое закрепление за ними доходн ист-ков и строго целевое исполь-ние их ср-в.

Гос внебюдж фонд – фонд ДС, образуемый вне фед.б-та и б-тов суб-тов РФ и предназн для реал-ции конституц прав граждан на пенсион обесп-ние, соц.страх, соц.обесп-ие в сл безработицы, охрану здоровья и мед.помощь. В РФ гос внебюдж фондами явл: - Пенсион фонд РФ ставит своей задачей аккумуляцию страх взносов и расх-ние ср-в Фонда в соотв-ии с действ-им закон-вом. Дох-ы б-та – ЕСН; страх.взносы на обяз.пенсион.страх; ср-в фед.б-та, передаваемых в Фонд; дох-ы от времен размещ своб.ср-в; дох-ы от времен размещ сумм страх взносов на накопит часть труд пенсии; добров взносы юр.и физ.лиц.- Фонд соц страх РФ. Задача – обесп-ние: гарант-ных гос-вом пособий; участия в разработке и реал-ции гос.программ по охране здоровья работников, мер по соверш-нию соц страх; фин-ния общерос мероприятий по гос.соц.страх.Ср-ва ФСС образ за счет сумм ЕСН; страх.взносов на обязат соц.страх; дох-ов от инвес-ния части временно своб.ср-в ФСС с ликвидационные гос.цен бумаги и банков.вклады; добровол.взносов граждан и юр.лиц.; ассигнований из фед.б-та.- Фед фонд обяз мед страх исп-ся для фин-ния мед услуг, предоставляемых гражданам, целевых мед.программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие мед.науки, улучшение матер-техн здравоохр и др цели.- Гос фонд занятости населения РФ - самост фин система, образуемая на фед, регион и мест ур-не и используемая для фин-ния мероприятий, связ с обес-нием занятости населения, в т.ч. оказанием гражданам помощи в трудоустройстве, орг-ией профес подготовки, переобучения и профориентации незанятого населения, выплаты пособий по безработице, стипендий на период обучения, содержания органов гос службы занятости населения, реал-цией др мер, предусм фед и террит программами занятости населения. Фонд занятости формир за счет обяз страх взносов работодателей, обяз страх взносов с заработка работающих, ассигнований при необх-ти из фед б-та, б-тов суб-тов РФ и мест б-тов, добров взносов юр и физ лиц, др поступлений, в т.ч.ср-в, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотр З-ном РФ "О занятости населения РФ".

Целев бюдж фондом наз фонд ДС, образуемый в составе б-та за счет дох-ов целев назначения или в порядке целев отчис-ий от конкр видов дох-ов или иных поступлений и исполь-ый по отд смете. Единств в наст момент дейст-щий целев бюдж фонд Мин-ва РФ по атомной энергии формир за счет выручки за поставляемый в США низкообогащенный уран, явл-ся фед собс-тью.

Бюдж полномочия законодат (представительных) органов, рассмт и утвержд соотв-щие б-ты и отчеты об их исполнении, осущ последующий контроль за исполнением соотв-щих б-тов, формир и опред правовой статус органов, осущ-щих контроль за исполнением соотв-щих б-тов.

Бюдж полномочия исполнит органов гос власти, обеспеч составление проекта б-та (проекта б-та и среднеср фин плана), вносят его с необх док-тами и материалами на утверждение законодат (представительных) органов, разраб и утвержд методики распр-ния и (или) порядки предост-ния межбюдж трансфертов, обеспеч исполнение б-та и составление бюдж отч-ти, предст отчет об исполнении б-та на утверждение законодат (представительных) органов, обеспеч упр-ние гос (муниципальным) долгом.

 

НДС.

Фед.косв Н, кот.взимается практически со всех видов товаров. Занимает наиболее весомое место в с-ме нал.источников доходной части бюджета. Н.яв-ся соц-но не справедливым, но при этом сущ-ют пониженные ставки на отд.виды товаров. Влияет на процессы ценооб-ия, структуру потр-ия, регулирует спрос.48% в фед.бюджете. НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством. Н/пл: орг-ии, индивид-е предприн-ли, лица перем-е товары через там-ю границу РФ. Если оборот не превышает 2 млн.руб. в квартал, то м. попросить освоб-е от уплаты НДС.

Объектом: реализации товаров (Р, У);передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, выполнение строительно-монтажных работ для собств-го потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Операции, не подлеж-е н/о: Реал-я на терр-и РФ мед-х тов-в отеч-го и зарубежного пр-ва про перечню, утв-му Правительством РФ. Мед-е услуги, оказ-е мед-ми орг-ми и учреж-ми: по обяз-му мед-му страх-ю, услуги по сбору у нас-я крови, услуги скорой мед-й помощи. Услуги по уходу за больными. Услуг по сод-ю детей в дошкольных учреж-х. Услуг по пер-ки пассажиров гор-м транспортом, кроме такси. Ритуальных услуг. Реал-я почтовых марок,реал-я предметоа рел.назначения, реал-я тов-в инвалид.,осущ-е банками банк.опер., оказ-е услуг по страх-ю, со- и пере- страх.орг. Предмет: доб. Стоимость Масштаб и ед.Но: руб. Налоговая база в зав.от особенностей реал-ии произвед.или приобретен.на стороне Т,Р,У., все дох-ды налпл, связ.с расчетом по оплате указ.тов-в в ден. Или мат.форме.

Нал.период:квартал. Ставки налога:0%- тов-ры, помещ. Под там. Режим экспорта; работы (услуги), выполняемые в космич-м пространстве, драг. металлы, реализуемые. 10%- мясо,скот,молоко,яйца,соль,сахар,зерна,мука,прод.детс.питания,товары для детей,периодика,книги,медиц.товары. 18% все остальное. Порядок и спбы исчисления: ∑ налога исчис-ся как соот-яя налог.ставке % доля нал.базы. Сам-но исчисляет налпл. Спбы и Срок уплаты декларационный. не позднее 20 числа мес., след-го за истекшим нал-м периодом. Порядок уплаты: в б-т и внеб.ф, в руб., ч/з банк, где есть расч. Счет.по месту учета нал.пл. Изменения: от уплаты НДС осв-ся СМР, произв-е для соб потреб-я; Ввод-ся НО по НДС на технол обор-е, ввоз-е в кач-ве вклада в УК орг-ии, если аналоги произ-ся в РФ; уточн-ся обоснов-е 0% по НДС при ввозе т-в в режиме экспорта: в нал органы предост-т не там декл-ии и их копии, а в спец реест там декл-ий, заверен-м там органом.

2 сам-х решения нал органов по возм-ю НДС:одно – в от-ии суммы, по к-й нет спора и у нал.пл и нал орг, а другое – в отн-ии суммы, по к-й имеется спор. Это позв-т нал.пл. своевременно пол-ть возм-е нал-га на бесспорн сумму.

 

26. Специальный режим налогообложения в виде уплаты ЕНВД.

К компет-ии предст. Органов МО относ-ся: ввести данный режим на своей терр-ии, опр-ть виды Дея-ти, поп-е под ЕНВД, в пред.НК; уст-ть К2 в размере 0,005 до 1.

Переход-обяз-й.Н/о в виде ЕНВД может применяться по сл.видам предп.д-ти: 1.Оказание быт.услуг; 2. Оказание ветеринарских услуг; 3. Оказание услуг по ремонту, тех. обслуживанию и мойке автотр.ср-в;размещ-ие наруж.рекламы, общепит, вет.услуги.Уплата орг-ми ЕНВД пред-т замену уплаты налога на прибыль орг-й, налога на им-во орг-й, ЕСН, выплата кот-х связана с предприн-й деят-ю, облаг-й ЕН. Уплата инд-м предпр-м ЕН пред-т замену уплаты НДФЛ, налога на им-во физ-х лиц, ЕСН, выплата кот-х связана с предприн-й деят-ю, облаг-й ЕН. Орг-и и инд-е пред-ли яв-ся налогопл-ми ЕН не признаются плат-ми НДС. Налогопл-ми яв-ся орг-и и инд-е пред-ли, осущ-е на терр-и суб. РФ, в кот-м веден ЕН, предприним. деят-ть, облагаемую ЕН. Объекты: вмененный доход — потенциально возможный доход налогоп-ка единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке; Базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражений на ту или иную единицу физ-го показателя, характериз-го опред-й вид предпр-й деят-ти в разл-х сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода; Корректирующие коэф баз доходности — показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпр-й деят-ти, облагаемой ед-м налогом, а именно: К1 — коэффициент-дефлятор, учитывающий изменения потребит-х цен на товары (работы, услуги) в РФ. Коэф-т-дефлятор публикуется в порядке, установленном Прави-м РФ; (значение 1,148 против 1,081 2008г.) К2 —корректирующий коэф-т базовой доходности, регион.устанавл.в зав.от условий.(значение0,005) Нал базой величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предприн-й деят-ти и величины физ-го показателя, характериз-го данный вид деят-ти. Как расчит:ВД*15%. ВД=БД*К1*К2*физ.пок. Нал.ставка -15% величины вмененного дохода. Нал.пер -квартал. Порядок и сроки уплаты: не позднее 25 числа первого месяца, след за нал.периода. сумма Н умен-ся на сумму страх.взносов на ОПС.по месту нах-я Фед.казн-ва для послед. Распредел-я в б-ты всех Ур. И б-ты ГВФ.По месту нахождения орг-ии.

 

27. Акцизы, порядок исчисления и уплаты в бюджет

.Фед.налог,косв., закрепленный. Идет после НДС; преобладает акциз на винов.изд., соц несправ-й, малооб-е попадают под нал.бремя. Выступает одним из источников форм-ия доходов бюджетов всех уровней.(косв)Акциз уст-ся на огранич-ый перечень высокорент-ых товаров, для изъятия в доход гос-ва сверх прибыли. Он яв-ся ср-ом огр-ия потреб-ия подакцизных товаров и рег=ие спроса и пред-ия на них. Н/плательщиками: организации и индивид-е предпр-ли, лица перемещ-е товары через тамож-ю терр-ю РФ. Виды подакцизных товаров:Спирт этил-й,алкоголь,пиво,табак,дизельное топливо,моторные масла,парфюмерная прод-я. Не относятся к подакцизным товарам передача подак-ых товаров структурным подразделением орг-ии,реал-я подак.тов-в, помещ-х под там.режим экспорта, превич.реал-я конфиск-х тов-в, от к-х произошел отказ в пользу гос-ва. Объектом н/обложения яв-ся реализация подакцизной продукции, ввоз подакц-х товаров на там-ю территорию РФ; Предмет (если алкоголь): виновод.изделие, Масштаб: крепость, Ед.обл-я: градус %. Нал база опред.отдельно по кажд.виду подакц.товара в зав-ти от устан.ставок. Метод НО: равного Но. Нал пер- календ-й месяц. Нал-е ставки: адвалорные – процентные, твердые – в абс.выраж-ии. Порядок и спбы исчисления: соотв-я нал.ст. % доля НБ. Сроки и порядок уплаты: акциза .-не позднее 25-го числа мес., след-го за нал-м периодом. Порядок уплаты: зачисл-ся в б-ты соот-х Ур.

Изменения: в табачной прод-ии увел-ся твер спец-е ст.на пр-ю в руб. В отн-ии них уст-ны комбин- нал ст. = твер ст в руб +% от макс цены. В 2009 исч-е акциза на бензин будет поста-но в зав-ти от кач-ва бензина: более выс ст для некач бензина, более низ для кач-го.

 

28. Транспортный налог.

Прямой, целевой (в фонд стр-ва дорог), смежный – и с физ и с юр лиц, относится на фин рез-т. Неб уд вес, имеет цел напрв-ть, формир-т рег-й б-т. Введен в действие с 01.01.03 г. в замен налога с владельцев тр.ср-в, вводится в дествие законами субъектов федерации и яв-ся обязат.к уплате.Яв-ся регион-ым, прямым, социально справед-м. Налогопл-ки – лица, на кот. в соответствии с законодат-м зарегистрированы трансп-е ср-ва, Объект н/обложения: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, снегоходы, моторные лодки, зарег-е в уст-м порядке. Не яв-ся объектом н/обл.: весельные лодки, а также моторные лодки с дв-м мощностью не свыше 5 л.с.. Автомобили легковые, специально обор-е для использования инвалидами. Промысловые речные и морские суда. Тракторы, комбайны, спец-е автомашины, зарег-е на с/х п/п и исп-е на сельхоз. работах. Самолеты и вертолеты санитарной авиации и мед-й службы. Масштаб: мощность двигателя; Ед НО: л.с. Налоговая база. В отн-е тран-х ср-в, имеющих дв-ль – как мощность дв-ля тран-го ср-ва в лошадиных силах. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устан-ся законами суб-в РФ в зав-ти от мощности дв-ля. Нал-е ставки могут быть увел-ны (уменьшены) зак-ми суб-в РФ, но не более чем в 5 раз. Метод: равного НО. Порядок испбы исчислени: обязан исчислить нал орган. НБ*нал ст. Спбы и сроки уплаты: в сроки, устан-е субъктом РФ. Орг-ии предост-т декл-ю самост-но. Порядок уплаты: в б-т суб РФ, на основе нал уведомл-я, напр-е нал органом.(физлиц).

 

29. Налог на доходы физических лиц.

Фед.налог, удерживается у ист-ка налога (з/п), прямой.Яв-ся прямым фед.налогом. Цель-сделать расп-ие жизненно важных ср-в более равномерным. Он обеспечивает осн.массу нал.поступлений в гос-во.. Налог занимает 3 место по объему пост. В бюджет, уступая НДС и налогу на прибыль. Н/пл: физ.лица – резиденты РФ и Физ.лица- нерезиденты - по доходам, получаемым от источников, распол-х на территории РФ. Объектом н/обложения: доход, пол-й от источ.РФ и за пределами РФ – для нал.резид-в и д-д от источ. Рф – для нал. Доходы от ист-в в РФ: дивиденды, %; страх. выплаты, при наступлении страх. случая; доходы от использования права на объекты интеллек-й собст-и; доходы от аренды и иного использования им-ва; доходы от р-ии недвиж-го и иного им-ва; вознаграж-я за выполнение трудовых или иных обязанностей; Доходы, не подлежащие н/обл:гос. Пособия;гос.пенсии; стипендии; вознаграждения донорам;полученные алименты;единовременная мат.помощь;призы, полученные спортсменами на Олимпийских играх,доходы непрев-е 4000 руб. Нал база: Все доходы налогопл-ка, полученные им как в денежной так и в натур-й форме и доходы в виде матер-й выгоды. Доходы в ин.валюте, для целей н/обложения пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, на дату получения дохода. Налоговые вычеты: Стандартные: 3000р.-Чернобыльцы АЭС;инвалиды ВОВ; военнослужащие;500р.- Герои СССР, РФ;участники ВОВ; 400р.- у всех остальных граждан до месяца, в котором доход превысил 40000 руб.; 1000 рублей каждый месяц: на каждого ребенка налогоплательщика до мес, в котором доход превысил 280000 руб.(порог регрессии) – это озн-т, что данный вычет будет влиять на факт располаг-й д-д не только низкоопл-х сотрудников, но и сот-в чей д-д отн-ся к ср-м.. Указ.вычет м. пол-ть каждый род-ль либо один род-ль (вдова, вдовец), но в сумме 2000р.Указ.вычет распро-ся на ребенка в возрасте до 18 лет, и 24 лет очной формы обучения, с 2009 г. Удвоенный вычет будет предоставляться если второй род-ль лишен род.прав. Социальные: по лечению, образованию, мед. Страх-ке – в размере факт произв-х рас-в, но не более 100т.р.; а так же благотворител-ть, но не д.б. больше 25% от суммы д-да налпл-ка. Имущественные: размер вычета увел-ся до 2 млн. на граждан, пок-х жилье. Данная норма имеет обр.силу. Она нач-ла Дей-ть с 1 янв.08г. и ей смогут воспол-ся те граж-не, к-е в 08г. Уже получили. При продаже – менее 3-х лет в размере 125 т.р. за н.п. не распр-ся если им-во купила ИП, орг-я. Профессиональные: ИП предост-т декл-ю и умен-т дох-ды на док-но подтв-е о-ды, если нет док-но подт-х рас-в 20 % от д-в. НДФЛ= (Д-Д*20%); по гражд-прав. Договору только в сумме док-но подтв-х рас-в; авторские вознагражд-я, а также лицам заним-ся изобр-ем пром.образца. в сумме док-но подтв-х рас-в.Диффере-й вычет от 30-40% от суммы пол-х гонораров. Нал ставки:35% по следующим доходам: ст-ть любых выигрышей и призов, стр-е выплаты по договорам Добров-го страх-ия, суммы экономии на %, 30% -доходы нерезидентов.9% дох-ды от дол. Участия в д-ти др.орг-ии.13% по остальным доходам. Метод: пропорц Но Нал период - календарный год Порядок исчисления: соотв нал ст. % доля НБ; обязан исчислить нал агент. Спбы и сроки уплаты: нал декл-я не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим. Порядок уплаты: в б-т в руб. эквиваленте. Изменения: с 2009 г. НБ по НДФЛ опр-я при нач-ии % по вкладам в банках будет считаться не от ст. рефинан-я ЦБ, а от этой ставки увел-й на 5% (13%+5%)*3/4. Освоб-ся от уплаты НДФЛ и ЕСН суммы оплаты проф обр-я и проф-й подг-ки физ лиц, а так же суммы выпл-е работ-лем раб-м на возмещ-е з-т по уплате % по займам или кред-м на приоб-е жилья.

 

30. Налог на имущество с физических лиц.

Регулируется Законом РФ «О налоге на имущество физических лиц» с последующими дополнениями и изменениями.

Налогоплательщики (н/п) – физ лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физ лиц, н/п в отношении этого имущества признается каждое из этих физ лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных ОМСУ в зав-ти от суммарной инвентаризационной ст-ти. Представительные ОМСУ могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зав-ти от суммарной инвентаризационной ст-ти, типа использ-ия и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в след. пределах: до 300 тыс. рублей - до 0,1%; от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.- от 0,1 до 0,3%; свыше 500 тыс. рублей-от 0,3 до 2,0%

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

От уплаты налогов на им-во физ. лиц освобождаются след. категории граждан: - Герои СССР и РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.051 с.)