Ценностные ориентиры ислама и христианства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные ориентиры ислама и христианства



Ислам Христианство
Спасение возможно в мусульманской общине (умме). Возможность индивидуального спасения, искупления грехов.
Идея предопределения (фатализм) - все предопределено Аллахом. Человек наделен волей. Он может выбирать свой путь.
Возможность предпринимательства, но богатством надо наслаждаться. Труд не наказание Господне (Ветхий Завет), а средство спасение и основа экономического развития.
Мухаммед: «Меч есть ключ к небу и аду;... каждая капля пролитой крови... будут записаны на небе как заслуги более высокие, чем даже пост или молитва. Если они пали в битве, их грехи тотчас отпустятся им, а сами они будут вознесены в рай, чтобы там предаваться вечным наслаждениям в объятиях чернооких гурий»   Иисус Христос: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте формы религии охотников и собирателей.

2. Дайте краткую характеристику буддизма и назовите его основные черты.

3. Какие функции выполняет религия в обществе?

4. Дайте сравнительную характеристику ислама и христианства. Что Вам известно о судьбе ислама и христианства в современном мире?

5. Дайте объяснение следующим фактам:

И ислам, и христианство предусматривают посты, среди них есть строгие (месяц Рамадан, Великий Пост).

6.Приведите аргументы в защиту этих суждений или опровергните их:

а) Все религии способствуют консолидации общества, особенно на трудных этапах исторического развития.

б) Религия - форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и стремлением оправдать крайнюю степень неравенства.

7.Что общего между понятиями и чем они различаются: черное духовенство и белое духовенство; мечеть - церковь; папа - патриарх; имам - патриарх; Новый Завет – Ветхий завет.


Словарь терминов

Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – в философии и религии безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких либо условий (Бог, абсолютная личность).

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечений от частных свойств и связей.

Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.

Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению предшествующими поколениями.

Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – философское учение о ценностях, теория ценностей.

Альтруизм (от лат. alter -другой) бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизма. Анализ (от греч. analysis – разложение) 1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы..2) научное исследование вообще. Аналогия (от греч. analogia — соответствие) — сходство между предметами, явлениями и т.д. Аналогия— индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

Анархия (от греч. anarchia – безвластие) – безвластие, безначалие, беспорядок, стихийность, неорганизованность.

Анимизм (от лат. anima – душа) – у примитивных народов вера в одушевлённость всей природы, в то, что у людей, животных, растений, предметов есть душа.

Античность (от лат. antiqus – древний) относящейся к истории, к культуре древних греков, римлян.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis –происхождение) – становление человека как вида в процессе эволюционного развития.

Антропология (от греч. anthropos – человек и логос – слово, учение) – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.

Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек и morphe – форма) – уподобление человеку, наделение человеческими признаками чего-либо, кого-либо. Антропоморфный – человекоподобный. Антропосоциогенез (от греч. anthropos – человек, лат. societas - общество и genesis – происхождение) – процесс одновременного, взаимообусловленного становления человека и общества.

Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек и латинского centrum – центр) - 1) Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной. 2) Человек в центре внимания общества, высшая ценность. Апологеты (от греч. apologia – защита) – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.

Апостериори (от лат. a posteriori - из последующего) – происходящее из опыта. Априори (от лат. a priori из предшествующего) - 1) Знание, предшествующее опыту, независимое от него, внеопытное знание.2)Судить, знать заранее, наперед.

Аскетизм (от греч. asketes – упражняющийся, подвижник) – принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ.

Ассимиляция (от лат. assimilatio – подобный) – слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Атараксия (отгреч. ataraxia-невозмутимость) – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.

Атеизм (от греч. atheos – безбожный) – отрицание Бога, неверие в Бога.

Биоцентризм (от греч. bios-жизнь и лат. centrum-центр) - сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство жизни на Земле. Бытие – философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, данное бытие. «Вещь-в-себе» - категория Канта, обозначающая «истинное» бытие вещи, вещь как она есть на самом деле. «Вещь-для-нас» -категория Канта, обозначающая явление, вещь, как она существует в сознании субъекта, представление человека о вещи.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) - 1) направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия. 2) политика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей осуществляющих её лиц.

Воля - духовный акт, способность выбирать, иногда даже наперекор своим интересам.

Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое.

Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – направление в этике рассматривающее чувственное наслаждение, удовольствие как цель жизни и доказательство нравственности.

Гелиоцентризм (от греч. helios – Солнце и лат. centrum – центр) – Коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре Вселенной.

Географический детерминизм (от лат. determinare-определять, обуславливать) – учение о том, что развитие общества обусловлено географическими факторами (климат, почвы, ландшафт и.т.д.)

Геополитика (от греч. ge – Земля и politike – государственные или общественные дела) – концепция, согласно которой политика государства (особенно внешняя), предопределяется географическими факторами (климат, почвы, природные ресурсы, положение страны и т.д.)

Геоцентризм (от греч. ge –Земля и лат. centrum – центр) – мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.

Гилозоизм (от греч. hile – материя и zoe – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевлённости материи. Глобализация – приобретение процессами и явлениями общепланетарного, всемирного характера. Глобальные проблемы (от лат. globus-шар) - проблемы, охватывающие весь земной шар и требующие совместных усилий всех стран для их решения.

Гносеология (от греч.gnosis – знание, познание) – это теория познания, изучает формы познания, цели, методы, ответственность людей. Гносеологический – относящийся к процессу познания.

Гностицизм (от греч.gnosis – знание, познание) – философский взгляд, допускающий возможность познания мира и достижения истины.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный)

1) отношение к человеку как высшей ценности.

2) человечность в отношении к людям.

Дарвинизм – учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растений путем естественного отбора, теория эволюции природы, основанной на естественном отборе. Двойственная истина – термин, обозначающий учение о разделении философских и богословных истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. Деизм (от лат. deus - бог) - философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий. Демографический «взрыв» - резкое ускорение темпов роста населения в мире.

Деспотия (от греч. despoteia-неограниченная власть) – форма неограниченной самодержавной власти, характеризующаяся полным бесправием подданных.

Детерминизм (от лат. determinare-определять, обуславливать) – философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу) – философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении. Догма (то же, что и догмат) – положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.

Догмат (от греч. dogma – мнение) – положение церковного вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критики.

Догматизм – схематически – окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий, места и времени.

Доиндустриальное общество еще называют традиционным, где определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.

Доминирующая культура – разновидность культуры содер­жит своего рода культурные универсалии данного общества, т.е. цен­ности и нормы большинства людей.

Дуализм (от греч. dualis – двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери. Духовная культура - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, тради­ции, социальные нормы и ценности и т.д.

Европоцентризм – осознание и признание европейских ценностей как главенствующих.

Зооморфизм (от греч. zoon-животное и morphe-форма) – представление богов в образе животных. Идеализм – (от греч. idea – идея) – направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно.

Императив (от лат. imperativus-повелительный) – в этике Канта – непреклонное, безусловное нравственное требование. Гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив – общеобязательное правило для всех людей во всех случаях.

Индивид - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека. 2.обозначение единичного в отличии от совокупности, массы.

Индустриальное общество – это общество, где определяющим фактором развития является промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.

Интеллект (от лат. intellectum - ум, познание, рассудок) – разум, способность мыслить, рационально познавать.

Интуитивизм (от лат. intuitio – пристально смотреть) – течение в философии, которое видит единственно достоверное средство познания в интуиции (чутье, проницательности), а не в интеллекте.

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумное) – учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания иррационализм считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее.

Карма (от санскрит. karma- деяние) - закон воздаяния, общая сумма совершенных поступков и их последствий для последующего существования. Конфессия (от лат. confessio) – вероисповедание. Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – замысел, точка зрения, трактовка чего – либо. Контркультура (от лат. contra - против + культура) – культурные ценности социальных групп, противостоящие доминирующей культуре, отвергающие общепризнанные нормы и ценности (террористы, уголовники, рэкетиры и.т.д.) Конформизм (от лат. conformis-подобный) – некритическое следование образцу, мнению, отсутствие собственной позиции, беспринципное соглашательство. Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого. Космология (от греч. Kosmos – Вселенная и logos – учение) – учение о Вселенной как единое целом. Космоцентризм (от греч. kosmos-Вселенная + centrum-центр) – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.

Креационизм (от лат. creatio – создание, творение) – религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерно для иудаизма, христианства, ислама.

Критерий (от лат. criterion – средство для суждений) – признак на основе которого производится оценка, классификация чего – либо; мерило оценки.

Либерализм (от лат. liberalis-свободный) – идеология, провозглашающая гражданские, политические, экономические свободы, свободу личности как базовые ценности общества.

Личность - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2. динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.

Макрокосмос (Большой мир) Вселенная, мир в целом.

Марксизм – научная идеология рабочего класса, целостная и развивающаяся система философских, экономических и политических взглядов.

Массовая культура (поп-культура) - предельно общедоступна, но большей частью сконцентри­рована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удов­летворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутностъ и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – направление в философии, которое считает первичными материю, природу, бытие, физическое, объективное, а дух, сознание, мышление, психическое, субъективное – вторичным, свойством материи. Материальная культура – это производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, те­левизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, биб­лиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д.

Медитация (от лат. meditation от mediator – размышляю, обдумываю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.

Метафизика – философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах бытия.

Микрокосмос (от греч. – малый мир) иначе – человек и Вселенная, учение о параллелизме, человек, как подобие Вселенной (Макрокосмоса). Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мифология (от греч.mythos-предание, сказание) – совокупность мифов.

Монады (от греч. monados-единица, неделимое) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие основу мироздания (Лейбниц). Монизм (от греч. monos - один) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа. Монотеизм (от греч. monos – один и theos – бог) – единобожие; религия, признающего единого Бога. Народная культура творится народом, поэтому имена авторов народного творчества, фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т. д.

Натурфилософия (от лат. natura – природа) – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в её целостности. Неотомизм (от греч. neos – новый + томизм) – философская школа в католицизме, современный этап развития томизма – философия Формы Аквинского. Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых норм, ценностей, идеалов, культуры. Нирвана (с санскрита nirvana-угасание) – в буддизме – состояние отсутствия желаний, отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений.

Ноосфера (от греч. noos - разум и sphaira – сфера) сфера разума, область планеты, обхваченная разумной деятельностью человека. Объективный 1. непредвзятый, беспристрастный; 2. то, что принадлежит объекту. Объект (от лат. objectum – предмет) 1. предмет, явление, на которое направлена какая – либо деятельность; 2. философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его деятельности. Онтология (от греч. ontos сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимо от частных видов, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Ортодоксальный (от греч. ortodoxos-правоверный) – неуклонно, последовательно придерживающийся какого либо учения, мировоззрения.

Пантеизм (от греч. pan – всё и theos – Бог) – учение о том, что всё есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу.

Патристика (от греч. pater – отец) – традиционно – одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творение святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.

Пессимизм (от лат. pessimus – наихудший) – мироощущение, настроение безысходности, неверия в будущее.

Пифагореизм (от имени Пифагора) – философское учение, согласно которому принципы математики – числа – одновременно являются и принципами мира, а количественные отношения являются сутью вещей.

Политеизм (от греч. poli – много и theos – Бог) – многобожие; религия, основанная на вере во многих богов.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знаний.

Позитивизм – направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающие философию как особую отрасль знаний.

Прагматизм (от греч.pragma – дело, действие) – следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды.

Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) истолкование исторического процесса как осуществление замысла Бога.

Развитие - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Релятивизм (от лат. relativus-относительный) – признание относительности, условности, субъективности познания, этических норм, правил и.т.д.

Ренессанс (от французского renaissance – возрождение) эпоха Возрождения – общественно – политическое, философское и культурное движение в Италии и других странах Западной Европы, которое характеризуется пробуждением интереса к человеку.

Самоидентификация (от лат. identificare – отождествлять) отождествление человеком самого себя, осознание себя как личности. Сансара – чувственный мир. В индийской философии – повторяющийся цикл перевоплощений, страданий.

Секуляризация (от лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от церковного влияния, изъятие чего–либо из церковного ведения (например: секуляризация образования).

Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теория, выводящая все познания из чувственных восприятий.

Синергетика (от греч. synergetikos - совместный, согласованно действующий) – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются благодаря интенсивному обмену веществ и энергий с окружающей средой.

Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение различных элементов в единое целое (систему), сведение отдельных данных в единое целое.

Скептицизм (от греч. skeptikos – исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.

Славянофилы – представители консервативного политического и идеалистического философского течения русской общественной мысли 19 века, стремившиеся обосновать необходимость особого пути развития России.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Софизм (от греч. sophisma – уловка, ухищрение) ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики, видимость доказательства. Софист (от греч. sophists - мастер, художник) – 1. платный учитель философии, красноречия, мудрец; 2. древнегреческий философ, принадлежащий к школе софистов; 3. человек, пользующийся софистикой.

Стоицизм (от греч. stoa – портик в Афинах, где учил Зенон) – направление в философии, последователи которого считали, что задача мудреца – освободиться от страстей и влечений, и жить, повинуясь разуму; стойкость и мужество в жизненных испытаниях.

Схоластика – 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных политических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Социальная философия – это раздел философии, определённым образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов.

Социогенез (от лат. societas - общество и genesis – происхождение) процесс зарождения и развития общества.

Сциентизм (от лат. scientia – наука) – абсолютизация роли науки в культуре, в идейной жизни общества. Его сторонники считают науку главным фактором прогресса и решения социальных проблем.

Субъективный (от лат. subjectivus-добавляемый) – то, что свойственно субъекту, пристрастный, предвзятый.

Танатология (от греч. thanatos-смерть + логия) – учение о смерти. Охватывает психологические, этические, философские, религиозные аспекты смерти. Теология (от греч. - theos – Бог и logos – учение) Богословие, учение о Боге.

Теоцентризм (от греч. theos – Бог и латинского centrum – центр) – центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог.

Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) - терпимость к иному мнению, привычками, поведению, взглядам, снисходительность к кому – либо или чему – либо.

Томизм – (от лат. Thomas – Фома) – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порождённое влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно соединение строго ортодоксальной позиции в религии с подчёркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.

Тоталитарный (от лат. totalis-полный, целый) – способ управления, политический режим, основанный на полном, всеобъемлющем контроле власти над всеми сферами жизни общества с помощью репрессий, когда ликвидируются права и свободы людей.

Тотемизм – вера многих примитивных народов, и прежде всего американских индейцев, в то, что они происходят от какого – либо животного, растения, звезды и т.д. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени, его символ.

Теизм (от греч. theos-бог) – религиозно – философское учение, понимающее бога как абсолютную личность, свободно творящую мир, определяющуювсе в мире. Утилитаризм (от лат. - utilitas – польза, выгода) – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения какой – либо цели. Фанатизм (от лат. fanaticus – исступлённый) – страстная преданность чему – либо. Фатализм (от лат. fatum–рок, судьба) – представление о неотвратимой предопределённости событий в мире; вера в неизбежное божественное предопределение. Феноменология (от греч. phainomena-явление + логия) – направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности.

Фетиш (от французского fetiche – амулет, волшебство) предмет слепого поклонения, идол, талисман.

Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм – название теории и метода психоанализа.

Футурология – (от лат. futurum – будущее) – учение о будущем Земли и человека, о перспективах социальных процессов.

Шариат (от арабского saria-надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических норм основанных на Коране, мусульманское право. Эвдемонизм (от греч. eudemonia – блаженство) – направление в этике, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений. Эволюция (от лат. evolution – развёртывание) – медленное, постепенное, естественное изменение в природе и обществе.

Эвристика (от греч. heurisko – открываю, отыскиваю) – искусство изобретения; руководство к тому, как находить новое, в том числе путём наводящих вопросов, учение о творческом мышлении.

Эвтаназия (от греч. eu – хорошо и thanatos – смерть) – намеренное умерщвление с целью избавления от страданий.

Эгоизм (от лат. ego-я) – себялюбие, поведение, определяемое только мыслью о собственной пользе.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia-существование) – направление западной философии XX века, постигающее существование человека через иррационалистические методы: внерассудочные, чувственные и.т.д. Эклектика (от греч. eklektikos-выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и.т.д. Экстраполяция (от лат. extra-сверх и polire-отделывать) – распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую часть (или целое). Элитарная культура - это высокое искусство и серьезная литература, которые создаются выдающимися живописцами, музыкантами, артистами, писателями и ориентированы на избранный круг людей.

Эллинистический (от греч. hellen-грек) – относящийся к периоду между 4 веком до н.э. и 5 веком н.э. В широком смысле – греческий. Эмпирический (от греч. emperia – опыт) – основанный на опыте. Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто, не задумываясь, отдаёт предпочтение материальным радостям жизни. Эпистемология (от греч. episteme – знание и logos – учение) – теория познания, учение о знании как таковом, его строение, структура, функционирование и развитие. Эстетика (от лат. aisthetikos – чувственный, чувствующий) – раздел философии, изучающий представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, область художественной деятельности. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – учение о морали. Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – устойчивая социальная группировка (племя, народность, нация или их объединение). Этноцентризм (этно + центр) – склонность человека оценивать мир сквозь призму ценностей своей этнической группы.

Вопросы к зачету

1.Мифология, религия и философия: общие черты и особенности.

2.Предмет, структура и функции философии.

3.Основные положения буддизма и йоги

4.Основные положения даосизма и конфуцианства

5.Ранняя греческая философия: проблема первоосновы.

6.Философия софистов и Сократа

7.Классическая греческая философия. Платон и Аристотель.

8.Философия Средних веков и Возрождения

9.Философия Нового времени.

10.Немецкая классическая философия.

11.Русская философия: основные этапы развития и особенности.

12.Русская религиозная философия XIX века.

13.Основные направления философии ХХ века: позитивизм, прагматизм, герменевтика, экзистенциализм, фрейдизм.

14.Основные теории происхождения человека.

15.Биологическое и социальное в человеке.

16.Смысл жизни человека: основные подходы.

17.Проблема свободы и ответственности личности.

18.Сознание как отражение. Язык и сознание.

19.Познание. Субъект и объект познавательной деятельности.

20.Эмпирические и теоретические методы и формы познания.

21.Проблема истины в философии.

22.Научное познание. Этика науки.

23.Общество как система. Основные сферы жизни общества.

24.Формы общественного сознания.

25.Теории развития общества: формационный подход, теория стадий роста,

цивилизационный подход, культурологический подход.

26.Культура: виды и формы.

27.Культура и цивилизация. Западная и восточная цивилизации.

28.Религия: исторические формы и функции.

29.Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

30.Глобальные проблемы: сущность, классификация, пути решения.

Задания к зачету:

1) Объяснить значение термина: АгностицизмАксиологияАнимизм Антропология АнтропоцентризмАскетизмАтеизмГедонизм ГуманизмДиалектика Космизм Креационизм Монотеизм НатурфилософияНоосфера ПолитеизмПлюрализмПрагматизм Рационализм СенсуализмТеоцентризмТолерантностьФатализмФутурологияЭвдемонизмЭвтаназия Эмпирический

2) Что является главным в учении: Будды Конфуция Платона Аристотеля Августина Фомы Аквинского Бэкона Декарта Канта Гегеля В.С.Соловьева З.Фрейда

3) Дать общую характеристику:

Философии Древней Греции Философии Средних веков Философии эпохи Возрождения Философии Просвещения Русской философии XIX века

4) Выполни тестовое задание:

1.Термин «философ» означает:

А) любящий мудрость Б) много знающий В) ученый

2.Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется:

А) философской антропологией Б) философией науки В) социальной философией.

3.Четыре «благородные истины» составляют основу религиозно - философского учения:

А) конфуцианство; Б) буддизм; В) джайнизм

4.Античный мыслитель, основоположник мистической философии цифр:

А) Сократ;
Б) Пифагор; В) Фалес.

5.Характерной чертой Средневековой философии является: А) учение о всемогущем человеке Б) зависимость oт религии и церкви В) опора на учение Чарльза Дарвина

6.Теория, рассматривающая человека как результат естественного, постепенного развития природы, называется:

А) эволюционной; Б) прагматической; В) классовой

7.Отрицание познаваемости мира характерно для:

А) скептицизма Б) агностицизма В) рационализма

8.Сознание как форма отражения существует у:

А) человека Б) камня В) животного

9.Теория, отрицающая существование бога называется:

А) теософия Б) теология В) атеизм

10.Научно - философский анализ глобальных проблем осуществлен философами:

А) Античности Б) ХХ века В) Нового времени

11.Мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественные начала бытия – это:

А) философия; Б) наука; В) религия. 12.Направление древнеиндийской философии, которое впоследствии
стало мировой религией:

А) индуизм;
Б) веданта; В) буддизм.

13.Софисты как философская школа относятся к: А) Древнекитайской философии Б) Древнегреческой философии В) Индийской философии

14.Теоцентризм – основной принцип философии: А) Нового времени Б) Возрождения В) Средних веков

15.Научным методом познания не является:

А) медитация Б) наблюдение В) эксперимент

16.Идею непротивления злу насилием утверждал в своей философии:

А) Соловьев Б) Толстой В) Бердяев 17.Философская антропология – это учение о…

А) человеке Б) познании В) бытии

18.Предметом спора между западниками и славянофилами является проблема:

А) методов познания; Б) путей развития России; В) международного терроризма;

19.Учение о «вещах-в-себе» создано:

А) Марксом; Б) Кантом; В) Локком

20.Концепция креационизма считает возникновение человека результатом: А) коллективного труда Б) эволюции В) Божественного творения 21.Термин «философия» означает в переводе с греческого:

А) любовь к жизни Б) любовь к природе В) любовь к мудрости

22.Автором теории «Москва - третий Рим» был:

А) Владимир Мономах Б) Филофей В) Максим Грек

23.«Путь достижения нирваны - отказ от желаний». Основу какого религиозно - философского учения составляет эта «благородная истина»?

А) конфуцианство; Б) буддизм; В) джайнизм

24. Философская наука о морали: А) этика Б) антропология В) аксиология

25.Самосознание направлено на:

А) сверхъестественное Б) предметный мир В) духовный мир индивида

26.Научным методом познания не является:

А) медитация Б) наблюдение В) эксперимент 27. Концепция креационизма считает возникновение человека результатом: А) коллективного труда Б) Божественного творения В) эволюции 28.Натурфилософия — это:

A) философия природы; Б) философия, в центре которой стоит человек; В) философия общества;

29.Представитель немецкой классической философии, утверждавший, что «Мир — это «вещь в себе», которую нельзя познать»

А) Л. Фейербах;
Б) Г. Гегель; В) И. Кант;

30.Древнерусская философия базировалась на письменности, авторами которой были:

А) Минин и Пожарский Б) Кирилл и Мефодий В) Ломоносов и Радищев

 

31. Определение чувственного опыта как источника знаний характерно для:

А) рационализма Б) эмпиризма В) идеализма

32.Теория ценностей в философии называется:

А) аксиологией Б) гносеологией В) антропологией 33. К общественным наукам не относится:

А) геология; Б) история; В) политология;

34.Представителем русского космизма является: А) К.Э. Циолковский Б) М.В. Ломоносов В) Петр I

35.Славянофилы выдвигали идеи: А) завоевания мирового господства Б) самобытности русского народа В) республиканского правления

36.Гуманизм означает:

А) равенство Б) человеколюбие В) творчество

37.Эпоха Возрождения характеризуется:

А) распространением знаний Б) усилением церкви В) возрождением античного мышления

38.Фрейд выделил в психике человека 3 уровня: А) «Оно», «Я», «Сверх - Я» Б) «Ничто», «Дух», «Инобытие» В) «Они», «Ты», «Я».

39.Философ, считавший, что освободиться от страданий можно лишь достигнув нирваны:

А) Г. Гегель Б) Будда В) Т. Гоббс

40.Понятие «Вещь для нас» и «Вещь в себе» сформулировал:

А) И. Кант Б) М.В. Ломоносов В) Пифагор

41.Направление в российской общественной мысли 19 века, которое считало, что Россия должна придерживаться европейского пути развития: А) западники Б) славянофилы В) гуманисты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.193 с.)