Глаголы 1-4 класса составляют 1 спряжение, глаголы 5 класса — 2 спряжение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глаголы 1-4 класса составляют 1 спряжение, глаголы 5 класса — 2 спряжение.



Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II соответственно.Определяют спряжение следующим образом — если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут, -ют, то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат, -ят, то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше — I спряжения.Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.).Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, терпеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть) и на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать — догнать — перегнать — выгнать и т. д. — II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать — гнаться — II спряжение).

Наклонения

Изъявительное наклонение (индикатив) описывает действие. Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (настоящую, прошедшую и сложную форму будущего, состоящую из двух слов (спрягаемый глагол «быть» и инфинитив данного глагола) — читаю, читал, буду читать), а глаголы совершенного вида — только две формы времени (прошедшую и простую форму будущего — прочитал, прочитаю).

Условное (реже сослагательное) наклонение (кондиционалис) обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Оно формально строится из формы прошедшего времени и раздельно пишущейся частицы бы (читал бы, написала бы).

Повелительное наклонение (императив) выражает волю говорящего — просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и- или нулевого окончания (пиши, читай, оставь, ложись). Форма единственного числа имеет нулевое окончание, а форма множественного числа — окончание -те (бери — берите, беги — бегите, рисуй — рисуйте).Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить.

Билет №18

Категория вида

КВ универ-ая категория глаг., т.е. нет глаг. Вне этой категории.КВ присуща глаг. Лексеме в целом. Существует большое кол-во т.з. на грамм. Содержание вида:

1. СВ обоз-ет законченное действие, а НСВ – незаконченное действие.

Возражение: как быть с глаг. СВ, кот-ые не обоз-ют закоченное действие?

Н.: Заговорил, запел, побежал.

2. СВ обозначение точечного действия, а НСВ длящееся неточечное действие.

Н.: мигать(точ)-мигнуть(неточ)

Возражение: Н.: Вы утром давали лекарства. – Пролежал весь день на диване.

3. СВ обоз-ет результативное действие.

Н.: Пришить, выжить, подмести

Возражение: Есть много глаг. СВ, кот-ые результата не обоз-ют.

Наиболее приемлемым и академич. Явл-ся след. Взгляд на содер-ие КВ (А.М. Пешковский, В.В.Виноградов):

- глаг. СВ фиксируют внимание на каком-л. Отрезке действия, это действие м.б. точечным, или протяженным во времени, но оно всегда имеет предел! А НСВ, по мнению Пешковского, это голая идея действия в его течении. (по-лежать(СВ)-лежать(НСВ))

Если глаг.НСВ не обозначают как во времени протекает действие, то как раз глаг. СВ значат именно это.

Т.о. КВ – выражает отн-ие глаг. Действия к «внутр. Пределу» действия. СВ – это действие ограниченного пределом, НСВ – действие без отнесено к пределу.

При глаг. НСВ обоз-ие хар-ра протекания действия во времени берет на себя контекст

Н.: запеть-начать петь.

Однако сущ-ет явл-ие конкуренции видов, когда глаг. НСВ, благодаря контексту синонимичны с глаг. СВ.

Н.: Я сдал экзамены.

Я сдавал экзамены. Я сдавал экзамены и получил все пятерки.

В глаг. СВ мы фиксируем т/о предел действия п/у, такие глаг. Не м. сочетаться с фазовыми глаг. (начать, продолжать, закончить)

Глаг. НСВ м. сочетаться с фазовыми глаг.

Видовая с/мА РЯ

1. Сопоставляют парные по виду глаг., они отличаются т/о видом. Н.: петь – спеть, выигрывать – выиграть.

Глаг. НСВ такого рода – предельные.

Диагностические контексты, по кот-ым выделяют видовые пары:

Делать чтобы сделать.

Петь чтобы спеть

Делать, делать и наконец сделать.

2. Двувидовые глаг. Они сами не способны указать на вид, т/о контекст на это указывает.

Н.: ранить, женить, образовать.

Мы вчера женили сына. Работники ЗАГСа женят молодых.

3. Одновидовые глаг. – не образ-ют коррелятивных видовых пар. Такие глаг. Не предельные. Абсолютный хар-р здесь носят С и НСВ.

Н. растолстеть, уважать.

Краткая хар-ка групп.

1.Эти глаг. Тождественны по ЛЗ. М. подтвердить по толковому словарю. Кроме того, видовую пару отличает тождество сочетаемости. Н.: Клеить обои, оклеить(наклеить)(ВП). Около 70% глаг. РЯ обоз-ют видовые пары.

Способы образ-ия видовых пар.

1.Суффиксальный – самый продуктивный и регулярный (ива-ыва, ва-а). Пщ глаг. СВ, ПН – НСВ. Н.: выиграть – выигрывать, переклеить – переклеивать, дать – давать, решить – решать. Т. Процесс наз-ся Имперфективация. Н.: насы’пать – насыпа’ть, собра’ть – соьира’ть.

В таких случаях первичный глаг. Выявляется с помошью парадигмы личных форм. Тематическая гласная А будет чередоваться с 0\ (выпадать) т.к. в СО-нии она не участвовала, а СО- ный А выпасть не м. Н.: я насыплю, я насыпаю.

2.Префиксальный – не регулярный т.к. в образовании ВП учас – ют 16 приставок. Наиболее актив. Приставки – с, по, о. Однако часто приставки, кроме видового значения несут деривационное значение. Н.: лесть – слесть – не ВП, здесь приставка меняет значение слова.

С помощью приставки от Н к СВ наз-ся – перфективацией.

3.Суплетивный способ – не регулярен, не продуктивный. Н.: брать – взять, класть – положить, садиться – сесть.

Нельзя выявить Пщ и Пн глаг. Они равноправны. Сошлись в видовую пару из-за тождества ЛЗ и различий в виде. Если глаг. Многозначен, то каждое значение м. иметь ВП. Н.: учить детей чтоб науить, чтоб выучить.

2.Наличие в РЯ двувидовых глаг. – проявл – аналитизма, с кот – ым РЯ борется. Н.: Женить, чтобы поженить.

3 группа в видовой с/ме, одновид. Глаг. Среди них есть НСВ, кот-ые не м. образ-ть видовые пары (уважать, бездельничать) и есть глаг. СВ не имеющие пары. (растолстеть). Способность или не способность образ-ть видовую пару от НСВ зависит от ЛЗ глаг.

Одновидовых глаг. В РЯ о. 30%, среди них выдел-ют:

1) Бытийные глаг. (гл. сущ-ния) – жить, прозябать, гостить.

2) Глаг. Со значением положения в пространстве – сидеть, стоять, лежать, висеть.

3) Глаг. Нрав. Или физич. Состояния – болеть, грустить, страдать.

4) Глаг. Отн-ия – любить, ненавидеть, уважать, ценить.

Семантика глаг. Такого рода не предполагает предела, а значит у них нет ВП СВ (не предельные глаг.)

Одновид. Непредел. Глаголы(быть, жить)___НСВ___предел. Гл., входящие в видовую пару(делать) ===двувид. Гл.(ранить, женить) ===одновид пары(растолстеть)__СВ__глаг. Вход. В ВП(сделать)

 

 

Билет №19

Тип грамматической категории вида.

Спорный?, делать и сделать – это словоизменение или словообразование.

1 т.з. (Виноградов В.В.). кот-ый считал, что видовые пары – это формы 1-го слова, т.к. ЛЗ1=ЛЗ2, А ГЗ1 =/ГЗ2.

2 т.з. (отражена в работе Принципы Рус. Грамматики Петра Савича Кузнецова, где он спорит с Виноградовым), он считает, что 1 – го лексич. Тождества мало, чтобы считать слова формами. Для этого нужны струк. Грамм. Основания, а их нет. Каждый из глаг.в ВП образ-ет собст. Грамм. Парадигмы, да ещё и не одну. Н.: делать – делал, делаю, буду делать. Сделать – сделал, сделаю.

Все это док-во того, что слово в 1 – ой ВП – разные слова.

Е.С. Кубрикова считает, что м/у глаг. НСВ и СВ, есть смысловая ассиметрия – это несовпадение объемов ЛЗ коррылятов. Н.: грызть (сухарь) – НСВ, Грызть – разгрызть, Грызть (придераться) -?

У глаг. разгрызть – 2 – ое значение отсутствует, следовательно, это не форма слова, т.к. у форм все значения д.совпадать. Н.: раздирать брюки – разодрать, раздирать сердце -?, раздирать общество -?

Т.о. глаг. СВ беднее по значению, они конкретнее за счет приставки и не имеют всех значений глаг. НСВ.

Т.о. у категории вида отсутствует стандарт, регулярность, предсказуемость.

Итак, сегодня считается, что категория вида – словообразовательная, а значит классифицирующая, лексико – грамматическая. Однако если это словообразование, то оно внутри глаг – ое.

Внутриглагольное словообразование.

Выд-ют 3 разновидности:

1) Видообразование – оно сродни синтаксической деривации, но не тождественно. Видообразование лежит в плоскости грамматического. Н.: задавать – задать, петь – спеть.

2) Модификационный тип деривации – это обоз-ие с помощью нового глаг. того же действия, но с хар-кой. Н.: петь – запеть, лежать – полежать.

3) Мутационный тип деривации - это обоз-ие в Пн глаг. другого действия. Н.: шить-вышить.

Глаг. отличающиеся модификац. Тпом деривации считают, представителями лексико-грам. Разрядов глаг. – эти разряды имеют наз-ие Способ глаг. действия(СГД) и описаны в монографии Р глаг. Н.: врем.:начинательные – запеть, завыть.Колич.: однократ. – мигнуть. Их о. 30. Играть (поиграть(сгд),доиграть(сгд),сыграть(во),игрывать(сгд), наиграться(сгд), проигрывать(мут), выиграть(мут)).

 

Билет №20

Категория залога.(КЗ)

КЗ в отличии от вида или лица не явл-ся отрицательной не показывает различий в дейст-ти: рабочие(S) строят дом(Ов. Дейст.залога) – дом(S) строится(страд.зал.) рабочими.(Ов)

Т.о. КЗ – это чисто грамм. Категория, (значит смысл в ней). Фраза инверсируйся, одно и тоже выраж-ся разными структурами. Именно залоговая фраза предопределяет какой предмет займет позицию подлежащего (S,деятель, Ob). Такое объяснение – синтак. Подход.(Бондарко, Буланина, в Грам – ке 80 и мн.др.)

КЗ – это с/мА грамм. Форм глагола уст-щая отн-ие глаг. действия к предмету обозначенному подлежащим.

Хар – ки КЗ:

1) КЗ всеобщая и универсальная, нет КЗ т/о у безличных глаголов (светает, морозит). Это искл-ие, т.к. при безлич. Глаг. нет подлежащего.

2) КЗ представлена 2мя формами дейст-го и страд-го залога – она двучлена. Однако, в КЗ, как и в категории вида, есть двузалоговые глаг., (парные) и однозалоговые. Двузал. Явл-ся переходные глаг. (тот, кот-ый м. сочетаться с сущ. В В.п. без предлога, т.е. с прямым дополнением)

3) Формы страд. Залога м.б. представлены:

1)страдательно-причастными формами перех.глаг.Н.: убитый, построен, прочитана, забыт, рассказана. Эти формы не омонимичны.

2) страд.зал. м.б. выражен возвратно-страдательными формами перех.глаг. Н.: строится, рассказывается.

Однако постфик-ся, не явл-ся однозначным пок-ем СЗ, тут возможна омонимия с ДЗ и т/о контекст м. показать какой залог перед нами. Н.:Юноша извиняется(ДЗ). Недостаток смелости не извиняется(СЗ) молодыми людьми.

Выбор формы СЗ зависит от категории вида, если ПГНСВ, то СЗ будет в возвратной форме.Н.: Книга читается(СЗ) нами и пишется(СЗ) автором. Если ПГ СВ, то СЗ будет в причастной форме. Н.: Книга прочитана нами и написана автором.

4) Соотносительные залоговые формы различают т/о залоговым значением. Т.о. ДЗ и СЗ пред-ны формами одного слова.Т.О, залог – это общеглагольная словоизменительная категория.

Постфикс –ся – омонимичен.

Есть страд., формообраз. И словообраз.

Способы различия:

Шнурки(S) развязались(CВ,ДЗ,возвр.глаг.) – словообраз.

1) Смотрим на контекст: что в роли подлежащего (S/Ob).

2) Попытаться заменить якобы страд. Залог. Струк-ру активным.

3) Посмотреть на вид глаг. Если СВ то глаг. с СЯ сразу ДЗ, если НСВ то СЗ, или смотри контекст.Н.: письма(S) отправляются каждый час(СЗ,НСВ)

 

 

Билет №21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.023 с.)