Специфика социально-психологического изучения личности с учетом пространственных и временных параметров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика социально-психологического изучения личности с учетом пространственных и временных параметров



Задача социальной психологии раскрыть всю структурную сложность личности,которая является одновременно как объектом. Так и субъектом общественных отношений. и представляет собой некое триединство "общечеловеческого, социально-специфического и индивиду­ально-неповторимого

Г. М. Андреевой о том, что "для социальной психологии главным ориентиром яв­ляется взаимоотношение личности с группой"

Социальная психология, выясняет в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с другой стороны-каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность(чероез какие конкретные виды совместной деятельности)

Социальная психология делает анализ микросферы формирования личности,здесь принимается в расчет такие регуляторы поведения и деятельности, как вся система межличностных отношений и их эмоциональная регуляция. Социальная психология рассматривает поведение и деятельность личностив конкретных реальных социальныхгруппах,, индивидуальный вклад каждой линости в деятельность группы, причины от которых зависит величина этого вклада.Можно сказать, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение группы и личности(именно результат взаимоотношений). Выявление закономерностей, которым подчиняется поведение и деятельность личности.Например:проблема лидерстваДля того, чтобы изучить влияние общества на личность, изучается жизненный путь личности и микросреду через которую эта личность проходит т.е. проблема социализации.Так же интегрирование личности в группе, выявление качеств личноти, которые формируются и проявляются в группе т.е. проблема социальной идентичности личности.

 

№51. Трактовки социального поведения личности (А.Адлер,Э.Фромм,К.Хорни и др).

 

Неофрейдизм - направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.

 

В этом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми "раскольниками" внутри психоанализа - А. Адлером, О. Ранком, В. Райхом, К. Юнгом. Все они, за исключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному.

 

Значительное влияние на формирование неофрейдизма оказали этнопсихологические изыскания этнографов Р. Бенедикт, К. Дюбуа, Б. Малиновского, Р. Линтона, М. Мид, Э. Сапира, И. Халлоуэла. Так, Б.

 

Малиновский пришел к выводу о том, что Эдипов комплекс отнюдь не универсален в том виде, как его описал Фрейд, а Р. Бенедикт и М. Мид продемонстрировали пластичность человеческой природы, считавшейся у Фрейда неизменной, и строгую зависимость особенностей психики от особенностей культуры. Специфические приемы воспитания порождают у всех представителей данной этнокультурной общности типичные черты характера, которые А. Кардинер назвал "базовой личностью". Концепция базовой личности давала возможность не только перейти от культуры к индивиду, но и позволяла вывести первую из последнего, рассмотрев культуру в качестве проекции вовне базовой личности.

 

К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело

 

Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Помимо чрезмерной биологической ориентации к числу глубочайших методологических ошибок Фрейда

 

Хорни отнесла склонность к дуалистическому и механико-эволюционистскому мышлению.

 

Однако неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Сохранив ядро психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его переинтерпретации с позиций "культурного" подхода. Всякая психопатология относительна и специфична для данной культуры.

 

Каждый невроз вызывается внутренними конфликтами, в основе которых лежат связанные с социальным окружением индивида мотивы и побуждения, хотя существует и общий неспецифический фактор, создающий для него предпосылку - это возникающее в детстве чувство страха, беспомощности перед враждебным миром, ("базовая тревожность"), которое может быть смягчено или усугублено воспитанием. В последнем варианте у индивида развивается множество различных реакций, выражающих невротическую направленность его характера. Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты, типичные для образа жизни людей в ХХ веке.

 

Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его последователей. Так, один из его ближайших учеников Альфред Адлер (1870-1937) перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп.

 

А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру человек - не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому "бессознательное не противоречит сознанию", как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже - социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.

 

Другой его ученик и близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875-1961) развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп.

 

Это учение основывалось на многих положениях теории массовой психологии, изложенных, в частности, в работах З. Фрейда.

 

Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885-1952), Эрих Фромм (1900-1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

 

Американский неофрейдист, социальный психолог и социолог Э. Фромм выступил против биологизации и эротизации бессознательного и подверг критике теорию

Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой. Но вместе с тем он отверг и социологизаторские трактовки человека. По его собственному признанию, его точка зрения является "не биологической, и не социальной". Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет "экзистенциальной дихотомией". Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Но получается так, что результаты при этом не всегда оказываются продуктивными, что порождает тревогу и беспокойство. Поэтому "цена, которую человек платит за сознание", - это неуверенность его.

 

Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует сказать, что сама постановка проблемы является несомненной заслугой

 

Фрейда. Подход к человеку и его существованию через соотношение бессознательного и сознания вносил новые моменты в философское понимание этой проблемы. Однако вместе с тем у Фрейда наблюдается явная абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли сознания в жизнедеятельности человека, представители этого направления впали в другую крайность. Так, у Фрейда квинтэссенцией человека оказалось либидо (сексуальная энергия).

 

Впрочем, эволюция неофрейдизма свидетельствует о том, что представители психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции Фрейда, склоняясь в сторону все большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности. Так, по Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях "развитого капитализма", рождает и "человека нового типа", который он описывает как "рыночный характер". "Человек, обладающий рыночным характером, - пишет он, - воспринимает все как товар, - не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки... и его главная цель - в любой ситуации совершить выгодную сделку".

 

Альтернативой обществу "обладания", порождающего "рыночного человека", должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет "быть", а не "иметь".

 

Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.

 

В этой связи необходимо обратить внимание и на такое ныне широко распространенное понятие, как менталитет (ментальность) (от лат. mens - ум, мышление, душевный склад), под которым понимают глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включающий и бессознательное.

 

Он содержит в себе совокупность установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Если иметь в виду менталитет личности, то он формируется на основе традиций, культуры и социальной среды человека и, в свою очередь, оказывает на них влияние.

 

Менталитет человека имеет свое основание в социокультурных традициях и ценностных образцах исторического прошлого народа. Его характерная черта - инертность. Он изменяется гораздо медленнее, чем социально-политические и экономические условия или господствующие формы общественного сознания людей. По самой своей природе он оказывает хотя и малоосознаваемое, но достаточно сильное сопротивление сравнительно быстроизменяющемуся социальному бытию, в том числе и официальной идеологии.

 

Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты А. Адлер (1870-1937), К. Хорни (1885-1952), Э. Фромм (1900-1980) на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учения

 

Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией.

 

Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, "великие люди", отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера

 

Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток - низкий рост

 

№52. Социально-психологическое рассмотрение процесса социализации личности.

 

Термин социализация не имеет однозначного толкования среди разных представителей психологической науки.В отечественной психологии отмечают два синонимичных понятия: «развитие личности» и «воспитание». Если сказать в общем, то суть понятия «социализация» состоит в том,что это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение к системе социальных связей» итд. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов,благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей,если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о её вхождении в систему социальных связей?

Сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия социализации с другими,широко используемыми в отечественной психологии и пдагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»).

Идея развития личности- одна из ключевых идей в отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придаёт особое значение развития личности: ребёнок, развиваясь, становится таким субъектом, те процесс его рзвития немыслим вне его социального развития,а значит, и вне усвоения им системы социальных связей,отношений,вне включения в них. По объёму понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более чётко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен,кол скоро в центре внимания-социальная среда и подчёркивается направление её воздействия на личность.

Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в её активном взаимодействии со социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодейсмтвия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должнто обернуться её абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в широком и узком смысле слова. В узком смысле слова данный термин означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи,привития ему определённой системы представлений,понятий,норм итд. Ударение здесь ставится на целенаправленность,планомерность процесса воздействия.В качестве субъекта понимается человек, институт,выполняющий задачу.

В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Субъектом здесь может выступать всё общество (образно выражаясь «вся жизнь»).Если употреблять «воспитание» в узком смысле слова,то термин «социализация» отличен от него. Если же употреблять «воспитание» в широком смысле слова, то различия не будет!

После вышеуказанного уточнения можно сделать вывод о том,что

Социализация- двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду,систему социальных связей;с другой стороны (часто недостаточно подчёривается в исследовниях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Вопрос ставится именно так, то человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но ипредполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта итд, те в известной отдаче,когда результатом её является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту,но его воспроизводство, те продвижение его на новую ступень.Этим объясняется преемственность в развитии не только человека,но и общества.

Первая сторона процесса социализации -усвоение социального опыта-это характеристика того, как среда воздействует на человека.

Вторая сторона- характеризует момент воздействия человека на среду c помощью деятельности.

Активность позиции личности предполагается здесь потому,что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определённого решения и,следовательно, включает в себя процессы преобразования,мобилизации субъекта,построения определённой стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности,но просто позволяет обозначить углы зрения на проблему. Для социальной психологии более интересен взгляд на эту проблему «со стороны взаимодействия личности и среды» (в психологии «со стороны личности»).

 

№53. Основные этапы и механизмы социализации индивида.

 

Процесс социализации есть по своему содержанию процесс становления личности,который начинается с первых минут жизни человека.

Выделяют три сферы, в которых осуществляется это становление личности: деятельность,общение,самосознание. Благодаря им человек расширяет свои социальные связи с внешним миром.

I.Деятельность:

В течение процесса социализации человек осваивает новые и новые в иды деятельности.

При этом происходят три важных процесса:

1) Ориентировка в системе связей,присутствубщих в каждом виде деятельности и между её различными видами.Она означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто их уяснение,но и освоение(Продукт этой ориентации-личностный выбор деятельности).

Как следствие возникает второй процесс.

2 )Центрирование вокруг главного,выбранного,сосредоточение внимаия на нём и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

3) Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

 

Это процесс расширения возможностнй индивида именно как субъекта деятельности.

 

II.Общение:

Рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления,что само собой разумеется,коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.

Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфик этих контактов на каждом возрастном рубеже.

Что же касается углубления общения,то это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому,децентрация,те умение ориентироваться на партнёра, более точное его восприятие.

III. Развитие самосознания:

В самом общем виде можно сказать,что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я»: отделение «Я» о деятельности,интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями,которые дают личности другие люди.Образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задаёт этот процесс.

 

Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространённая схема включает в «Я» три компонента: 1)Познавательный(знание себя);2)Эмоциональный(оценка себя);3)Поведенческий(отношение к себе).

 

Самосознание представляет собой сложный психологический процесс,включающий: самоопределение (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение,удовлетворённость), самооценку.

 

Самосознание не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой ценности, в определении собственной идентичности.

 

Развитие самосознания в ходе социализации-это процесс контролируемый,определяемый постоянным приобритением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Также его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осущетсвляется определённая «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

 

Процесс социализации-единство изменений всех трёх обозначенных сфер. Они вместе создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует,познаёт и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду,но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в неё свой опыт, свой творческий подход., поэтому нет другой формы освоения действительности,

кроме её активного преобразования.

 

Стадии процесса социализации:

Традиция в определении стадий социализации складывалась в системе фрейдизма.

В психоанализе социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства.

 

В отечественной социальной психологии акцент делается на то,что усвоение социального опыта происходит прежде всего в трудовой деятельности, отношение к ней служит основанием для классификации стадий.Выделяют три стадии социализации: дотрудовая,трудовая и послетрудовая.

 

1)Дотрудовая стадия: охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

1)ранняя социализация,охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу, те тот период,который в возрастной психологии именуется периодом раннего детсва.

2)стадия обучения,включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится всё время обучения в школе.

Вопрос относительно обучения в вузе или техникуме в литературе раскрывается двояко.Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности,то вуз,техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии.

С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольна значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете всё более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме,что и время обучения в школе.

 

2)Трудовая стадия: охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы зрелого возраста условны;фиксация такой стадии не представляет затруднений –это весь период трудовой деятельности человека.Делая акцент на том,что личность не только усваивает социальный опыт,но и воспроизводит его, придаёт особое значение этой стадии.Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.Есть сторонники того,что социализация заканчивается вместе с завершением образования,но из всего сказанного выше можно уяснить необходимость трудовой стадии в социализации.Юность-важнейшая пора в становлении личности,но труд не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

 

В последнее время социализации взрослых уделяется особое внимание. Разные точки зрения относительно данной социализации.

С точки зрения психологии, это преодоление психологических тенденций,сложившихся в детстве,взрослые просто переосмысливают этот опыт.

 

Другие исследования рассматривают эту социализацию как непрерывный процесс.

 

3)Послетрудовая стадия: Ещё более сложный вопрос чем трудовая стадия, потому что ведётся дискуссия насчёт включённости пожилых людей в процесс социализации.

 

Первая точка зрения состоит в том, что нельзя говорить о социализации тогда,когда у человека свёртываются все его социальные функции, бессмысленно говорить не только об усвоении социального опыта,но и тем более о его воспроизводстве.

 

Сторонники «Десоциализации»(процесс,наступающий после социализации) явялеются крайними представителями этой точки зрения (относительно людей пожилого возраста).

 

 

Сторонники противоположноц точки зрения опираются на экспериментальные исследования сохраняющейся активности лиц пожилого возраста, в частности, пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в всопроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.Кроме естественных возрастных изменений,происходит изменение социальных ролей в связи с выходом на пенсию, с освоением ролей бабушек и дедушек, с отказом от многих руководящих функций в бизнесе, политике. Из-за этого сокращается или изменяется круг общения,что некоторыми категориями пожилых людей переживается драммаически. Вместе с тем значительная жизненная активность часто сохраняется, так же как и готовность отдавать свой жизненный опыт.

 

Косвенным признанием того,что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов,восьмой из которых зрелость, и по мнению Эриксона, только этому возрасту может сооветствовать понятие «мудрость»,что соотвествует окончательному становлению идентичности. Принимая эту концепцию, следует признать, что послетрудовая стадия действительно существует.

 

Но вопрос не получил однозначного решения.

Институты социализации:

 

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется либо непосредственно либо через группу,но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж.Пиаже к: нормам,ценностям,знакам. Можно сказать,что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков.Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые вступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

На дотрудовой стадии соиализации такими институтами выстпают: в период раннего детства – семья и играющие и играющие всё большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. По мнению П.Бергера и Т.Лукмана, в семье осуществляется первичная социализация,когда биография человека начинает «наполняться смыслом».Именно в семье дети приобретают навыки взаимодействия и общения, осваивают первые социальные роли,осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей(авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребёнка «Я-образа».Большое значение имеет и состав семьи, и степень её сплочённости, и способы разрешения конфликтов. По-видимому, именно в семье сознательно или бессознательно формируется представление о правах ребёнка.

Роль семьи как института социализации,естественно,зависит от типа общества,от его традиций и культурных норм, даже от места проживания. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль,которую она играла в традиционных обществах, её роль в процессе социализации остаётся весьма значимой. В ситуациях острах социальных кризисов семья оказывается для ребёнка ячейкой, где гарантируется его безопасность.

Анализ дошкольных детских учреждений не получил прав гражданства в социальной психологии.Ведётся дискуссия по этому поводу,но необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений,которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютна очевидна.

 

В втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа.

Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, ноm кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьёй школа в большей степени зависит от общества и государства, хотя это зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Школа задаёт первичные представления человеку как гражданину и следовательно способствует(или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь. Именно в рамках данного института могут возникнуть «жертвы социализации», по выражению А. Мудрика. Причиной их появления может явиться перекос в соотношении двух сторон процесса: усвоения человеком социальных норм и требований и развития его активности. «Угроза» возможно как с той, так и с другой стороны: или воспитание чрезмерного конформизма, или в качестве протеста-нигилистического вызова требованиям общества.Поэтому социализация в условиях школы-большая проблема для педагогов.

 

Школа также расширяет возможности ребёнка в плане его общения: со взрослыми и сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.Эта среда независима от контроля взрослых, а иногда и проиворечит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа.

 

В социальной психологии важность представляет период юности, т. к с точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. Если в теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается часто через анализ способов принятия решения. Юность хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом большое значение имеет такой институт социализации как школа(как она обеспечивает, облегчает и обучает принятию таких решений).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.078 с.)