Политическая организация общества. Государство как важнейший элемент политической системы общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая организация общества. Государство как важнейший элемент политической системы общества



Политическая сфера общества - совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осу­ществляют руководство обществом. Элементами политической си­стемы общества являются:

• государство и государственные органы;

• политические партии;

• общественные организации;

• профсоюзы.

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Политическая организация общества — это система государствен­ных и негосударственных институтов, организаций и учреждений, регу­лирующих взаимоотношения между классами, нациями, государствами.

Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государствен­ную власть.

Государство — это политический институт, осуществляющий уп­равление обществом, охрану его экономической и социальной струк­туры. Оно защищает прежде всего формы собственности, в которых заинтересовано общество (либо правящая элита). Сущность государства в антагонистическом обществе — это диктатура гос­подствующего класса, когда последний получает возможность осу­ществлять руководство всеми сторонами жизни общества в соот­ветствии со своими интересами.

Основными признаками государства являются:

■ наличие особой системы органов и учреждений, осуществля­ющих функции государственной власти и опирающихся в боль­шинстве случаев на нормы права;

■ налоги, необходимые для содержания аппарата власти;

■ территориальное деление подданных по регионам, областям, районам.

Основными функциями государства являются:

■ представительная (представлять интересы различных поли­тических, социальных групп);

■ регулятивная - поддерживать порядок в обществе, управ­лять общественными процессами);

■ охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

■ внешнеполитическая;

■ интеграционная.

Государство характеризуется:

■ формой правления;

■ формой государственного устройства;

■ политическим режимом.

Форма правления показывает, кому принадлежит верховная власть в стране: одному лицу или коллегиальному органу. Отсюда две основные формы правления: монархия и республика (парламентская или президентская республика).

Формы государственного устройства:

■ унитарное государство (исключающее внутри него отдель ные государственные образования, например, Франция, Италия);

■ федеративное государство, включающее отдельные государственные образования (Россия).

Политический режим — система методов и приемов осуществления государственной власти, степень реализации прав и свобод личности. Особенность политического режима определяется характером избирательного закона, ролью исполнительных и законодательных органов государственной власти. Выделяют демократический, авторитарный, диктаторский, тоталитарный, олигархический, фа­шистский и другие режимы.

Однако управлять обществом только с помощью государствен­ного аппарата и права невозможно. Для этого используется сово­купность всех созданных государственных и негосударственных орга­низаций, которые входят в механизм управления обществом.

В современном обществе активную роль в политической жизни играют политические партии, выполняющие две важнейшие функ­ции — идеологическую и организационную.

Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти. По­литическая власть — это реальная способность данного класса, группы или индивидов проводить свою волю в политике и правовых нормах. Кроме экономики, на характер политической организации влияет социальная структура общества, соотношение в нем нацио­нальных и классовых сил, идеология.

Духовная жизнь общества

Если материальная жизнь общества в своей сущности есть пред­метно-практическое освоение действительности, т. е. материальное производство, то духовная жизнь — есть духовное освоение действительности.

Основными элементами духовной жизни общества явля­ются:

духовная деятельность;

■ духовные ценности;

■ духовные потребности людей;

■ духовное потребление;

■ индивидуальное сознание;

■ общественное сознание.

Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о че­ловеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные цен­ности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра­няются и потребляются (воспринимаются, усваиваются людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдель­ных сторон бытия.

Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной де­ятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художе­ственных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Сложную структуру имеет общественное сознание, где соот­ветственно различают сферы общественной идеологии и социаль­ной психологии. Различают также формы общественного сознания (политическое, правовое, философское, научное, религиозное, мораль­ное, художественное), уровни (теоретическое и обыденное).

Общественное бытие

Категория «общественное бытие» обозначает часть материально­го мира, отличную от физического и биологического. Под обще­ственным бытием понимаются материальные условия жизни обще­ства и материальные отношения людей друг к другу (орудия труда, экономико-географическая среда, производственные отношения).

Общественное бытие имеет две стороны:

■ объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.);

■ субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

Главным элементом общественного бытия является способ про­изводства — это основа, ядро общественного бытия, куда включают­ся отношения собственности, распределения, обмена и потребления.

Общественное бытие — это материальная жизнь общества, включающая в себя процесс производства и те материальные, в частности, производственные отношения, которые складываются в ходе этого производства.

Другой стороной общественной жизни является общественное сознание, которое представляет собой осознание и оценку обще­ством самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие во многом определяет об­щественное сознание, которое более или менее адекватно отража­ет это общественное бытие.

Общественное сознание

В философии принято рассматривать общественное сознание как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отра­жается общественное бытие. Существует тенденция отставания об­щественного сознания от общественного бытия, но порой обществен­ное сознание, особенно научное сознание, способно опережать об­щественное бытие. Закон активного обратного воздействия обще­ственного сознания на общественное бытие гласит: общественное сознание может ускорять развитие общества, может консервировать его, может способствовать повороту его вспять. Общественное со­знание влияет на развитие общества через деятельность людей, исхо­дящих из определенных обыденных или теоретических взглядов.

Таким образом, общественное сознание обладает относитель­ной самостоятельностью, способно отставать или опережать обще­ственное бытие, способно через деятельность людей активно вли­ять на общественное бытие, ускоряя или сдерживая развитие имею­щихся в нем тенденций.

Элементами общественного сознания являются:

• обыденное и теоретическое сознание;

• общественная идеология и психология;

• формы общественного сознания.

Принято выделять следующие формы общественного сознания: 1 — исторически первая форма общественного сознания — мо­ральное сознание {нормы поведения); 2 — эстетическое сознание и 3 — религиозное сознание возникли еще в первобытном обществе, а в классовом обществе проявились; 4 — политическое сознание и правосознание, затем 5 — научное и философское сознание.

Уровни общественного сознания различаются по средствам и уровню отражения.

Обыденное сознание — непосредственное восприятие обще­ством и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественное сознание имеет 2 уровня: 1 — психологический (общественная психология) - это эмоционально-чувственный уро­вень общественного сознания; 2 — идеологический (идеология) — рациональный уровень общественного сознания.

Общественная психология представляет собой уровень созна­ния, «непосредственно отражающий общественное бытие и актив­но на него воздействующий через эмоции и настроения, пережива­ния и волю людей». Общественная психология — совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, характерных для данного общества и для каждой из больших социальных групп. Общественная психо­логия складывается стихийно, длительно, передается каждой новой формирующейся личности. В общественной психологии доминиру­ет не знание (обыденное или теоретическое) социального факта, а эмоция, связанная с отношением к нему.

Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

Общественная идеология - система взглядов, установок, при­нятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, обще­ственно-политический строй. В отличие от общественной психологии, идеология имеет дело не с эмоциями, а с рациональными компонен­тами сознания и выступает в качестве концепции, теории, совокупнос­ти идей, как уровень теоретического познания окружающего мира. Идеологию принято определять как «систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действи­тельности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, на­правленные на закрепление (изменение) данных общественных от­ношений. Идеология может выступать в различных формах политических, правовых, этических, религиозных, эстетических и философс­ких взглядов. Она фактически является теоретическим основанием и духовным выражением коренных интересов различных социальных субъектов сознания..

А.К. Уледов подразделяет общественное сознание на специали­зированное (научное знание) и массовое (широко распространен­ные взгляды и представления людей).

Массовое сознание - эмпирическое, стихийно возника­ющее в процессе повседневной житейской практики и ха­рактерное для основной массы членов общества сознание. Массовое сознание складывается из индивидуальных сознаний кон­кретных индивидов в процессе общения людей и обмена ими со­циальной информацией. Массовое сознание тесно связано с со­циальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обла­дая относительной самостоятельностью. В структуре массового сознания выделяют не только элементы, сформированные совре­менностью, но и составные, отражающие специфику бытия про­шлых эпох.

Все эти формы и виды общественного сознания оказывают свое регулятивное воздействие не иначе как через сознание инди­вида. Сама природа индивидуального сознания человека такова, что сознание отдельного человека не может возникнуть и функци­онировать без взаимодействия человека с другими людьми в обще­стве, без связи с общественным и массовым сознанием.

Философия истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.171.8 (0.02 с.)