![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этно и нац типы, они доминирующие ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Доминирующая – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Д.к. может быть этнической и национальной. Н. к.- основана на территориальном, экономическом и лингвистическом объединении людей. Включает в себя специализированные области и этническую культуру. Понятия этнич. и нац-й культуры иногда отождествляются. Но эти культуры различны. Этносом называют любое нац-е сообщество (нац-е меньшинство, племя, народность). Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время в ходе госуд-го структурирования жизни народов. Этнич. культура всегда локализована в географич. пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре. ЭК охватывает преимущ-но сферу обыденной жизнедеят-ти, бытовой культуры. Она включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, постройки, одежду, пищу, жилище, знания, верования, виды народного искусства. Различают в ЭК 2 слоя: ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого элементами, и поздний (верхний), сост. из новообразований, совр. культурных явлений. Нижний слой включ. в себя наиб. устойчивые элементы, закрепляемые многовековыми традициями, они сост. каркас этнич. культуры. ЭК указывает прежде всего на социокультурные особ-ти людей. Нац-я культура предполагает территориальное, экономич. и лингвистическое объединение людей, имеющее слож. социальную структуру и политич. организацию. Структура НКсложнее этнической. НКвключ. в себя наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Поскольку нация охватывает общество, то понятие НКохватывает субкультуры всех больших групп, кот. может не быть у ЭК. Большинство соврем. НКполиэтничны. Но НКне сводится к сумме этнических культур. У нее есть собственные специфич. черты, возникшие тогда, когда предст-ли всех этносов осознали свою нац. идентичность. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенацион. литерат. языку, нац. традициям и символам (напр., гимну, флагу государства) составляет содержание нац. культуры.
В отличие от ЭК, которая связывает людей генетически, НК объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обяз-но связанных кровнородственными отношениями. НК складывается на фундаменте письменной культуры. элит и масс типы Элитарная и Массовая культура. МК – возникла во второй пол. 20 в., газета, телевидение стало общенародным достоянием. МК решает коммерческие, политические задачи. МК - это зрелищная, визуальная, экранная культура. МК: - создается массовыми тиражами - Позитивное (повышение грамотрности населения, познавательные программы). Направления современной ЭК – абстракционизм, постмодернизм, модернизм Китч одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Распространение получил бытовых украшениях.
25вост и зап типы культур Восточный и Западный типы культур. В ключает 3 основные традиции: арабо-исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская. Этот тип возник в глубокой древности, распространен и сейчас. Основные черты восточных культур:
Западный тип культуры. Основные истоки: 1) Отношение ко времени. Представление о линейном, быстротекущем времени, представление о начале и конце истории. Время делится на три ступени: прошлое - уже свершилось, но из него можно извлекать уроки. Настоящее –где человек является главным действующим лицом. Будущее- неизвестно, но его можно подготовить. Масс куульт Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство, кино и т. п.
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.
Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.
В ХХ веке массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), П. А. Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации.
Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:
«Мильтон, написавший „Потерянный рай“ и получивший за него 5 ф. ст., был непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный рай“ с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шелк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал свое произведение за 5 ф. ст. А лейпцигский литератор-пролетарий, фабрикующий по указке своего издателя книги… является производительным работником, так как его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается только для увеличения стоимости этого капитала»[1].
Говоря об искусстве в целом, приблизительно аналогичную тенденцию отмечал П. А. Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации»[2]. В начале XXI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию»[3].
Отношение науки к массовой культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства»[4], а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции»[5], то эти концепции были пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла[6] Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет говорит о его дегуманизации[7]. В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного» массового искусства — процесс закономерный.
28 субкульттуры и контр У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.
"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше". Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются "тусовки", посещение видеосалонов, где подростки предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков. Резко сменились ценностные ориентации подростков по сравнению даже с концом восьмидесятых: сегодня ведущими интересами у подростков стали спорт и мода. Достаточно велико число тех, кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве, сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой информации. Особую тревогу вызывает втягивание в преступный мир молодежи. Ближайший резерв преступного мира - часть молодежи, которая выбывает из школы. Рост правонарушений среди школьников связан с негативным сдвигом в нравственной ориентации. То, что ранее считалось зазорным, сегодня расценивается как допустимое.
Субкультура (от латинского-под) Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё. В современном мире субкультурами выступают: 1) подрастково-молодёжные субкультуры(байкеры, хиппи) 2) криминальные субкультуры(хулиганы, мошенники, наркоманы) 3) религиозные, авторитарные секты(свидетели иеговы) также выделяют Маргинальная (от лат. marginales – находящийся на краю) – понятие, определяемое положением человека между культурными типами. культура - это культура окраин. Маргинальный человек чувствует себя отчужденным. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию ("бомжи").
Контркультура – (от латинского-против) Она отличается от доминирующей(Доминирующая – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Д.к. может быть этнической и национальной.
32культура и природа
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.154 (0.029 с.) |