Методы и критерии оценки эффективности технологии социальной работы с инвалидами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и критерии оценки эффективности технологии социальной работы с инвалидами



Методы: статистические данные, социологические опросы, социально-психологическое обследование ивалидов.

Критерии эффективности:

А) уменьшение числа случаев инвалидности с детства и в процессе жизни

Б) укрепление материально-технической базы для осуществления реабилитационных и коррекционных программ

В) повышение квалификации сотрудников сферы социального обслуживания инвалидов

Г) позитивная тенденция по показателю «реабилитация и трудоустройство инвалидов» по сравнению с предыдущим годом

Д) совершествование системы образования инвалидов на всех её ступенях

Е) совершенствование системы социального обеспечения и социального обслуживания инвалидов (пособия и пенсии, жильё, приспособленная и для жизнедеятельности инвалидов окружающая среда)

Ж) позитивная тенденция по показателю «удовлетворённость культурно-досуговой деятельностью»

Примеры технологий социальной реабилитации различных категорий инвалидов:

1) Технология социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опроно-двигательного аппарата

2) Технология социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха

3) Технология социальной реабилитации инвалидов с нарушениями зрения

4) Технология социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью

24. Технология работы с детьми, лишёнными родительского попечения

Основные понятия темы (сиротство, опека и попечительство, усыновление). Типология детей, лишённых родительского попечения (дети-сироты, брошенные дети и др.).

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы государственного попечения (приюты, школы-интернаты, детские дома и др.). Технология усыновления.

 

Смысл – обеспечение социальной безопасности и социального здоровья общества.

Цель - помощь ребёнку в благополучном обустройстве жизни; реализация законного права ребёнка на жизнь и воспитание в семье; использование индивидуального подхода при разрешении проблемы ребёнка, лишившегося родительского попечения.

Содержание технологии социальной работы определяется исходя из

1) действующего законодательства;

2) возраста и особенностей ребёнка;

3) причины попадания в детское социальное учреждение;

4) возможностей возвращения в кровную семью;

5) возможностей помещения на патронат;

6) возможностей усыновления (удочерения);

7) необходимости специальной помощи в условиях государственного детского специализированногоучреждения.

Организация деятельности по реализации технологии социальной работы

Существуют две очевидные возможности жизнеобустройства детей, лишившихся родительского попечения: 1) детские гос. социальные учреждения (детская больница, приют, детский дом, дом-интернат, детская деревня SOSи т.п.); 2) семья (возвращение в кровную семью после реабилитации родителей, опека, попечительство со стороны родственников, патронат, усыновление).

Каждая технология организации жизни ребёнка, оставшегося вне семьи, имеет свою специфику. Пример: Технология социальной работы в системе патронатного воспитания детей

Патронат – это форма семейного жизнеобустройства ребёнка, лишившегося попечения родителей. В этом случае по договору с гос. органами опеки и попечительства ребёнок помещается в приёмную семью на какой-то срок, причём с правом быть усыновлённым или переданным в другую семью, также возможно его возвращение в кровную семью. Патронатный воспитатель, принимающий ребёнка в свою семью, получает денежное пособие на его содержание (4000р.) и оплату надомного труда (2000р.).

Научную основу патронатасоставляют следующие принципы:

а ) природосообразность, т.е. ближе к природным корням;

б) системный подход, т.е. семья – это система, и вживление нового элемента в неё

вызывает различные последствия;

в) принцип порядка – у каждого есть своё время прихода в семью и своё место;

порядок устанавливается семейными правилами; семья без правил шизофреногенна;

г) деятельностный подход, т.е. патронатные родители сами что-то умеют и интересуются, что умеет и хочет делать ребёнок;

д ) гуманный подход (энергия сострадания и сотрудничества вместо жалости и осуждения кровных родителей).

Этапы реализации технологии патронатного воспитания:

1) Информационная кампания

2) собеседование с кандидатами (первичное)

3) собеседование с психологом (мотивация, состояние клиента, жизненный опыт, личностные особенности) - обследование жилищно-бытовых условий в семье

4) индивидуальные и/или семейные консультации

5) курсовая подготовка патронатных воспитателей (с членами семьи; в нашем опыте – по 4 семьи с родственниками) – подготовка детей к помещению в семьи (индивидуальная, групповая)

6) совместные социальные проекты

7) определение времени, места и режима встреч ребёнка и воспитателя

8) заключение договора на патронат

9) сопровождение патронатной семьи согласно заранее достигнутой договорённости об отслеживании процесса адаптации ребёнка в семье – не путать с контролем, т.к. это возможность для воспитателя обратиться за помощью

10) Совет патронатных семей как форма социальной поддержки и помощи в становлении нового вида надомного педагогического труда и работников, осуществляющих его.

Средства и методы

А) социально-правовые (определение социального статуса ребёнка и его дальнейших перспектив жизнеобустройства)

Б) социально-диагностические (восстановление биографии ребёнка, определение ситуации его социального развития, выявление индивидуально-личностных особенностей)

В) социально-превентивные, т.е. упреждение детской преступности, насилия над детьми, вторичного сиротства;

Г) средства и методы социальной помощи, применяемые в индивидуальной и групповой работе с детьми, лишёнными родительского попечения:

1) средства и методы, применяемые в системе образования детей (средства и методы воспитания + средства и методы обучения + средства и методы развития, применяемые с учётом индивидуальности ребёнка);

2) развитие правового самосознания ребёнка (обучение навыкам самозащиты);

3) социально-медицинские (средства и методы укрепления физического здоровья);

4) социально-педагогические (работа с кровными родителями ребёнка, его родственниками или новой семьёй, а также окружающей ребёнка социальной средой);

5) психологические и психотерапевтические;

6) социальное обеспечение;

7) социальное обслуживание.

Уровень квалификации сотрудников, реализующих технологию социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей:

гос. политики, руководители системы социальной защиты населения регионального уровня, руководители детских социальных учреждений, специалисты (социальной работы, психологи, социальные педагоги, воспитатели, логопеды, дефектологи, врачи, юристы, учителя, сотрудники УВД), социальные работники, няни, опекуны, благотворители, волонтёры, сотрудники общественных организаций и фондов, патронатные воспитатели, усыновители, студенты-практиканты.

Критерии эффективности технологии социальной работы:

Методы оценки эффективности:

А) социологические опросы Б) анализ статистических данных

В) социально-психологическое обследование семей и детей

Критерии эффективности:

1) создан банк семей, желающих и способных взять детей на воспитание (причём, их больше, чем детей вне семьи)

2) детские социальные учреждения переориентированы на профилактику безнадзорности и социального сиротства, на работу с кровной семьёй брошенного ребёнка, на подбор семей для детей с учётом их индивидуальных особенностей

3) наблюдается позитивная тенденция возвращения детей в кровные семьи после их реабилитации

4) сокращается продолжительность пребывания детей в детских социальных учреждениях до момента их помещения в новую семью или возвращения в кровную

5) наблюдается стойкая тенденция уменьшения случаев поступления детей в детские социальные учреждения

6) созданы и эффективно функционируют службы сопровождения семей группы риска

7) созданы участковые социальные службы, защищающие интересы ребёнка

8) в центрах социального обслуживания семей и детей разрабатываются и реализуются образовательные и коррекционно-рабилитационные программы для семей группы риска, имеющих детей различных возрастов

9) социально-психологическое обследование кровных семей, прошедших реабилитацию, патронатных и опекунских семей, семей усыновителей и детей, побывавших в детских социальных учреждениях, показывают возрастающую степень благополучия в судьбах этой категории детей.

 

См. подборку

Г.Семья. О детях – воспитанниках государственных социальных учреждений

12. Технология социальной работы с детьми «группы риска»

Актуальные проблемы детства. Нормативно-законодательные документы, используемые в процессе технологизации социальной работы с детьми. Общая схема технологизации. Особенности социальной работы с различными категориями детей: дети-инвалиды; дети, страдающие алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; дети – жертвы насилия; дети из неполных и разводящихся семей; беспризорные и безнадзорные дети; дети в системе образования; дети вне школы; одарённые дети и др.

К категории детей группы риска относятся:

Дети из алкогольных семей, дети из асоциально-аморальных семей, конфликтных, криминальных, из семей с психически больными родителями, из педагогически несостоятельных семей, из семей наркоманов; это дети-сироты; дети, подвергающиеся насилию; употребляющие алкоголь или наркотики, часто болеющие дети, дети с дефектами развития, несовершеннолетние правонарушители, одарённые дети.

Смысл технологизации деятельности с детьми группы риска -забота о социальном здоровье общества, о его благополучном - устойчивом и безопасном для человека развитии.

Цель внедрения – совершенствование процесса социализации новых поколений: а) создание условий для полноценной самореализации одарённых детей в социально полезной деятельности; б) социальная реабилитация и ресоциализация маргинализирующихся детей.

Содержание технологии социальной работы с детьми группы риска

определяется, исходя

1) из действующего законодательства;

2) на основе изучения ситуации его социального развития;

3) на основе возрастных и личностных особенностей ребёнка;

4) из оценки воспитательного потенциала окружающей ребёнка социальной среды

5) из обоснованного прогноза наиболее благоприятных перспектив развития ребёнка.

В содержание технологии также входит функция социального контроля за маргинальными слоями населения, имеющими несовершеннолетних детей.

Организация деятельности по реализации технологии социальной работы с детьми группы риска может осуществляться в зависимости от ситуации их социального развития (в настоящее время и в перспективе):

1) работа с детьми, находящимися в государственных детских социальных учреждениях (приюты, детские дома различных типов, реабилитационные центры, дома-интернаты, специализированные дома ребёнка). В этом случае общая ориентация деятельности – реализация права ребёнка на жизнь и воспитание в семье, т.е. возможно – а) подбор для него новой семьи, б) патронат, в) возвращение в кровную семью после её реабилитации и др.;

2) работа с детьми, воспитывающимися в семьях группы риска (патронаж, социально-реабилитационные центры, социально-педагогическая работа в детских дошколных учреждениях и в школах; социальная работа по микрорайонам, участковые социальные службы, психосоциальная работа с семьями и детьми (семейное консультирование и психотерапия, воспитание родителей, тренинги родительской эффективности и др.); общая ориентация деятельности – побудить семью к изменению и развитию, сохранить семью в интересах ребёнка;

3) дети группы риска, живущие в благополучных семьях, но нуждающиеся в определённых социальных услугах по причине физического дефекта или психической патологии, слабого здоровья, агрессивности, или замкнутости, одарённости др. В этом случае максимум усилий специалистов тратится на развитие личности ребёнка и его социального интереса.

Средства и методы

А) социально-диагностические (социологические опросы, социально-психологическое обследование семей с несовершеннолетними детьми, статистические данные, общественные детские приёмные и др.);

Б) социально-превентивные, т.е. упреждение случаев безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, детской преступности и насилия над детьми;

В) средства и методы социальной помощи, применяемые в индивидуальной и групповой работе с детьми группы риска:

1) развитие правового самосознания ребёнка (обучение навыкам самозащиты)

2) социально-медицинские (средства и методы укрепления физического здоровья)

3) социально-педагогические (работа с окружающей ребёнка социальной средой)

4) психологические и психотерапевтические

5) социальное обеспечение

6) социальное обслуживание

7) социальное страхование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.179 (0.035 с.)