![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства выражения логических связей в тексте
1. Лексические средства связи. 1.1. Функционально-синтаксические средства связи, указывающие: а) на последовательность развития мысли (вначале, затем…); б) на противоречивые отношения (следовательно, поэтому, кроме того…); в) на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того); г) на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к, рассмотрим, необходимо остановиться на); д) на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод). 1.2. Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный). 2. Синтаксические средства связи: особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью
Задание 1. Прочитайте и сравните отрывки лекций двух известных русских ученых-историков Сергея Федоровича Платонова (Петербургский университет) и Василия Осиповича Ключевского (Московский университет), рассказывающие об одном и том же историческом событии – засилии иноземцев при дворе Анны Иоанновны. Какой тип речи присутствует в лекциях ученых и с какой целью он используется? Ключевский В.О. «Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких уголков. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении. Этот сбродный налет состоял из «клеотур» двух сильных патронов, «канальи курляндца», умевшего только разыскивать породистых собак, как отзывались о Бироне, и другого канальи, лифляндца, подмастерья и даже конкурента Бирону в фаворе, графа Левенвольда, обер-шталмейстера, человека лживого, страстного игрока и взяточника.
Платонов С.Ф. «…Анна окружила себя своими курляндскими друзьями – немцами. Первое место среди них занимал курляндский ее камергер фон-Бирон, а затем братья Левенвольд. Они поставили во главе управления тех немцев, каких застали уже в России… Бремя власти Бирона русским людям казалось ужасным. Бирон и его приспешники вовсе не думали о народном благе, а сама императрица Анна была предана лишь удовольствиям. Поэтому все старания придворных направились к тому, чтобы собрать как можно больше денег для двора». При разгульном дворе, то и дело увеселяемом блестящими празднествами, какие мастерил другой Левенвольд, обер-гофмаршал, перещеголявший злокачественностью и своего брата, вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа». Задание 2. Определите, какие функционално-смысловые типы речи используются в тексте? …А какой у нас строй сегодня? Никак не демократия. Сегодня у нас, признаем честно, олигархия. То есть власть ограниченного замкнутого числа персон. На таких огромных пространствах, как Россия, с нашими нынешними язвами нам никогда не справиться при пассивности народа. Дайте народу реальную власть над своей судьбой. Допустите – каждому гражданину быть экономической личностью! Мы себя успокаиваем, будто у нас сегодня потому демократия, что у нас демократическая система выборов. Но нынешняя система выборов не дает выхода активным народным силам по всем просторам страны. В чем пороки? Московские партии рассматривают народ как материал для избирательной системы. Не случайно у нас загуляло снобистсткое словечко «электорат». А народ рассматривает: «Партии, – а-а-а! Кто бы из них не победил, все равно это будет одно и то же. Партия – начальство». А еще добавьте к этому инерцию голосования, которую мы вынесли из большевистских десятилетий. Мне пришлось говорить с рабочими. Они сами удивляются, говорят: вот мы сейчас при вас кроем свое начальство; свобода слова есть, правильно. Но доходит дело до голосования, что с нами происходит? Нам предлагают резолюцию, мы поднимаем руку.
… Спрашивают, какой выход?.. Не пропускайте местных выборов… Я понимаю, когда вы выбираете в Москву, вы, в общем, никогда не знаете, что это за люди, откуда они взялись, что они будут делать. Но местные выборы для вас: не будьте пассивными, не наказывайте сами себя, вы же видите этих людей, их лица, их поступки, их действия. Смотрите в их глаза, выбирайте тех, кто честен, бескорыстен, умен и … стоек перед начальством, мужествен перед начальством… (Солженицын А.И. Выступление в Государственной Думе 28 октября 1994 года).
Задание 3. Найдите в текстах заданий (см. Тема 2, § 2,задание 1, С. 24) лексические средства связи. Определите тип синтаксической связи (последовательная, параллельная).
Задание 4. Подберите примеры из ваших учебников на различные функционально-смысловые типы речи: описание, рассуждение, повествование. Свой выбор мотивируйте. Определите, какие типы синтаксических связей используются в этих примерах. Задание 5. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. Текст. 1 А. Таким замечательным временем для меня стало прошлое лето. Б. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ, а теперь в каждом из них я вижу бездну живых образов. В. Должно быть, у каждого человека случается счастливое время открытий. Г. Именно тогда я узнал много слов, бывших до той поры известными мне, но далекими и еще не пережитыми. Текст 2. А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич. Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков. В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной. Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Отметьте верные высказывания: 1. Язык – это знаковая система, речь является регулярным проявлением данной системы. 2. Речь стремится к стабильности, она консервативна. 3. Речь отнесена к объектам действительности (может быть истинной или ложной) 4. Речь звучит, а значит при воспроизведении используется система фонетических и просодических средств, поэтому воспринимается она на слух, акустически. 5. Кодифицированная речь обслуживает неофициальную сферу коммуникации, для которой характерны: непринужденность общения, неофициальность отношений между говорящими, неподготовленность речи, эмоциональность речи. 6. Монолог – это устное или письменное высказывание одного человека. 7. Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании). 8. В речевой практике не встречаются тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи. 9. Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. 10. Разговорная речь хотя и воспроизводится устно, однако она является заранее подготовленной, отредактированной, логичной и последовательной, точной, нормативной.
2. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта): 1. Когнитивная функция языка – это: а) средство общения; б) средство познания; в) средство сохранения традиций. 2. Части слова (морфемы) составляют уровень языка: а) лексический; б) морфологический; в) морфемный. 3. Лингвистические средства письменной речи: а) точность и логичность; б) свободное обращение с нормами; в) используются простые синтаксические конструкции. 4. Признаки разговорной речи: а) нечеткость произношения; б) множество эмоционально-оценочных слов; в) умеренное использование невербальных средств общения. 5. Особенности диалогической речи: а) широкое использование невербальных средств; б) наличием распространённых конструкций; в) краткость высказываний. 6. Средства диалогизации: а) прямые обращения к слушателю; б) вопросно-ответный ход; в) предполагаемые оратором реплики слушателей. 7. К приемам диалогизации монологической речи не относится. а) употребление личных местоимений 1 и 2 лица. б) риторический вопрос в) употребление личных местоимений 3 лица. 8. Рассуждение – это: а) функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании); б) функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях; в) функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. 9. Экстралингвистические средства письменной речи: а) жесты; б) знаки препинания; в) интонация. 10. Классы слова составляют уровень языка: а) лексический; б) морфологический; в) морфемный.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.34.4 (0.019 с.) |