Задачи военных судов Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи военных судов Российской Федерации



 

Задачи военных судов на продолжении истории России неоднократно изменялись и уточнялись в зависимости от условий, в которых эти суды действовали, социально - политической обстановки в стране и функций, которые возлагались в соответствии с законом на военные суды.

В настоящее время основные задачи военных судов Российской Федерации определяет Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года.

В соответствии со ст. 1 Закона о военных судах «Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба».

Основные задачи военных судов статья 4 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» определяет следующим образом:

«Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федераций, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Законодательные акты, регулировавшие в прошлом устройство и порядок деятельности судов, действовавших в армии и на флоте - военных трибуналов - несколько иначе определяли задачи военных трибуналов.

Так, в Положении о военных трибуналах в редакции от 25 июня 1980 года, действовавшем до принятия в 1999 году Закона о военных судах, статья 2 имела следующее содержание: «Военные трибуналы, осуществляя задачи социалистического правосудия, призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы».

Деятельность военных судов должна быть одним из способов укрепления законности в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях. Военные суды Российской Федерации и в настоящее время в иных условиях призваны решать задачи, аналогичные, по сути тем, которые по действовавшим тогда законам должны были решать военные трибуналы, хотя словесные их формулировки, конечно, учитывают современные политические и юридические реалии. И сегодня военные суды также призваны способами и средствами, предоставленными им действующими законами, защищать суверенитет Российского государства, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Однако в отличие от норм прежних положений о военных трибуналах, Закон о военных судах сосредоточивает внимание на роли военных судов по защите прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и других граждан.

Таким образом, в целом задачи военных судов в России, по сравнению с задачами, которые были призваны решать военные трибуналы, стали гораздо сложнее, разнообразнее и гуманнее, что видно из сопоставления ст. 4 Закона о военных судах и ряда других его статей со статьями положений о военных трибуналах, определяющими задачи этих судов.

Судьи военных судов имеют необходимую для решения этих задач подготовку. Если же судебной системе государства придется действовать в период мобилизации или в военное время, то судьи военных судов, пребывающие на военной службе, оказываются наиболее подготовленными к выполнению задач, стоящих перед государственными органами, осуществляющими судебную власть в стране, в таких особых условиях.

 

 

§ 2. Судебная власть, осуществляемая военными судами

Российской Федерации

 

Военные суды Российской Федерации, как уже отмечалось выше, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Судебная власть - это предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочии путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуального порядка, создающего гарантии законности и справедливости, принимаемых судами решений.

Судебная власть осуществляется на основе единых для всех судов государства демократических принципов, определенных Конституцией Российской Федерации.

Конституция содержит главу 7 «Судебная власть». Правовые нормы этой главы Конституции определяют круг органов, правомочных осуществлять правосудие в государстве, способы осуществления судебной власти, требования к лицам, которые могут быть судьями, основы правового статуса судей, некоторые принципы осуществления судопроизводства, порядок образования и компетенции высших судебных органов - Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также принципиальные начала устройства и комплектования органов прокуратуры.

Законодательство о военных судах находится в полном соответствии с конституционными нормами. Военные суды осуществляют судебную власть на началах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Они организованы и действуют на основе принципов, определенных Конституцией Российской Федерации и реализуемых в законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве, единых для всех судов Российского государства. Содержание этих принципов рассматривается в следующем параграфе.

Судебная власть обладает рядом основных свойств, которые также принято называть ее основными признаками.

К числу таких признаков относятся:

- государственный характер судебной власти;

- предоставление судебной власти только судам;

- исключительность;

- независимость, самостоятельность, обособленность;

- процессуальный порядок осуществления;

- осуществление путем судопроизводства;

- подзаконность.

Все основные признаки судебной власти едины для всех судов, ее осуществляющих, включая военные суды.

Судебная власть, осуществляемая военными судами, власть государственная. Военные суды являются государственными органами, они выражают государственную волю и обладают государственно-властными полномочиями. Государственный характер судебной власти, осуществляемой военными судами, выражается и в том, что они, как и другие суды, в соответствии с законодательством о судопроизводстве, принимая решения, которыми судебные дела разрешаются по существу - приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам - выносятся именем госу­дарства.

Так, в соответствии со ст. 296 УПК РФ «Суд постановляет приговор именем Российской Федерации». Ст. 194 ГПК РФ также устанавливает, что решение по гражданскому делу принимается именем Российского государства.

Закон установил, что судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа[4]. Суды, осуществляющие судебную власть в Российской Федерации - это государственные органы, образуемые в установленном законом порядке, формируемые из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе. Никакие другие государственные органы или должностные лица, общественные и прочие организации не вправе осуществлять судебную власть, предоставленную судам. Это относится и к разграничению компетенции между военными судами и другими государственными органами.

С предыдущим признаком судебной власти, осуществляемой военными судами, связана ее исключительность. Судебная власть в Вооруженных Силах и других формированиях, где действуют военные суды, принадлежит только этим судам. Никакие другие государственные органы или должностные лица не вправе осуществлять функции, предоставленные военным судам. Другие суды также не вправе рассматривать и разрешать дела, отнесенные к компетенции военных судов.

Судебная власть независима, самостоятельна и обособлена. Все эти основные признаки судебной власти присущи судебной власти, осуществляемой военными судами.

Часть 1 ст.120 Конституции устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федераций и федераль­ному закону.

Ст. 5 Закона «О военных судах Российской Федерации» устанавливает:

«1. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов».

В соответствии с конституционной нормой и нормами федеральных законов, военные суды осуществляют судебную власть независимо. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Судьи военных судов, осуществляющие свои функции в военной среде, где действует единоначалие и служебная субординация, не зависят от военных властей, как и от других властных структур. Никто не вправе давать судьям военных судов указания о том, как должно быть разрешено то или иное конкретное уголовное, гражданское или административное дело. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность.

В соответствии со ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации, вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Виновный подлежит наказанию вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

Если же это деяние совершено лицом, использовавшим свое служебное положение, то это влечет за собой уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок до четырехлет.

Уголовный кодекс предусматривает ответственность и за другие преступления против правосудия: угрозу илинасильственные действия в отношении судьи в связи с осуществлением правосудия (ст. 296 УК), неуважение к суду (ст. 297 УК), клевету в отношении судьи в связи с осуществлением правосудия (ст. 298 УК) и другие.

Самостоятельность судебной власти, осуществляемой военными судами, означает, что эти суды выполняют возложенные наних функции, не разделяя их с какими-либо другими органами государства, а решения военных судов не нуждаютсяв чьих-либо санкциях или утверждении. Военные суды осуществляют судебную власть в составе самостоятельной ветви государственной власти.

И. Я. Фойницкий, характеризуя судебную власть в России по Судебным уставам 1864 года, различал внешнюю и внутреннюю самостоятельность судебной власти. Внешняя самостоятельность означала независимость судебной власти от всех властей, в государстве существующих, а внутренне зависела от самих судей, их нравственных качеств, верности закону. «Она есть плод твердого убеждения и высокой, безупречной нравственности»[5].

Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Военные суды, осуществляя судебную власть в военной среде, образуют подсистему судов общей юрисдикции, не входящих в какую- либо другую государственную структуру, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Взаимодействие судов с другими органами государственной власти осуществляется в пределах закона, гарантирующего независимость судей, выделившего суд в самостоятельную отдельную систему.

Названные свойства независимости, самостоятельности и обособленности судебной власти, связанные с ограждением ее от попыток воздействия на судей в чьих-либо интересах, одновременно означают запрет каждому судье или суду подчиняться при рассмотрении конкретного дела и принятии решения по делу воздействию с чьей-либо стороны, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

Соблюдение гарантий независимости и самостоятельности судей, выполняющих свои функции в Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях весьма важно в условиях, где военному командованию законом предоставлено право принимать решения по важнейшим вопросам жизни и деятельности подчиненных войск и военнослужащих.

Следует отметить, что в настоящее время изменилось соотношение командной и судебной власти, действующих в Вооруженных Силах государства и других структурах, в которых законом предусмотрена военная служба.

Если в прошлом, с самого создания в России судебных органов, действующих в армии и на флоте, военные суды по закону были поставлены в прямое или же косвенное подчинение лицам, осуществлявшим военную власть, то теперь судебная власть, которую осуществляют военные суды, наделена правом обязывать представителей командной власти к определенным (соответствующим закону) действиям и решениям, связанным с защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Военные суды осуществляют судебную власть в процессуальном порядке. Процессуальный порядок – важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяется только законом. Порядок производства по гражданским делам, по уголовным делам регулируется развернутыми нормативными актами: Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и рядом других законов. По делам об административных правонарушениях процессуальная процедура установлена разделом IV (гл.гл. 24-30) Кодекса об административных правонарушениях.

Процессуальное законодательство устанавливает правила действий суда и принятия решений при рассмотрении конкретных дел, а также форму судебных действий, решений и документов. Закон предусматривает даже одежду, в которой судьи осуществляют свои функции в качестве носителей судебной власти. Ст. 34 Закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что при осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях, либо имеют другой отличительный знак своей должности.

Процессуальный порядок должен способствовать законности деятельности военных судов по осуществлению судебной власти, законности, обоснованности и справедливости судебных решений, охране прав лиц, чьи интересы затрагивает деятельность суда, осуществляющего судебную власть.

Военные суды, осуществляя правосудие, руководствуются едиными для всех судов процессуальными законами, подчиняются общим для всех судов процессуальным нормам. Никакие отступления от требований процессуальных кодексов в деятельности военных судов не допустимы.

Существенные нарушения процессуального порядка при рассмотрении и разрешении судебных дел влекут за собой отмену принятых судом решений. Военные суды, как и все другие суды, обязаны строго соблюдать установленный законом процессуальный порядок осуществления правосудия.

Часть 2-я ст. 118 Конституции Российской Федерации устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Военные суды осуществляют судебную власть путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Их деятельность по конкретному делу начинается при наличии предусмотренных законом поводов и оснований, развивается в порядке, предусмотренном процессуальным законом, и заканчивается принятием решения по делу.

Деятельность военных судов по осуществлению судебной власти подзаконна. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Законы в Российской Федерации принимаются исключительно законодательными органами и должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону[6]. Суд - правоохранительный орган, его деятельность основана на законе и состоит в определенном смысле в оценке той или иной жизненной ситуации с позиций закона, права. Согласно ст. 120 Конституции Российской Федерации, суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.255 (0.024 с.)