Выбор темы курсовой работы и ее согласование с преподавателем соответствующего учебного курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор темы курсовой работы и ее согласование с преподавателем соответствующего учебного курса.



При выборе темы курсовой работы для достижения наилучшего результата студенту стоит в первую очередь внимательно просмотреть соответствующие планируемой теме разделы курса по учебнику или учебному посо­бию, оценить уровень их сложности, объем информации и объективную воз­можность написания работы. Немаловажным фактором успеха в данном слу­чае является наличие необходимой литературы - перед окончательным вы­бором темы целесообразно убедиться в том, что информации достаточно. С этой целью рекомендуется составить предварительный, самый общий список литературы по избранной теме.

Как правило, каждая кафедра предлагает примерные темы курсовых работ в соответствии со структурой учебных курсов. Эти темы являются ориентировочными, так как студент вправе предложить свою форму­лировку темы или свою тему. В этом случае необходимо одобрение избран­ной темы преподавателем, основанное на убедительной аргументации собст­венного выбора студентом. В конечном итоге выбранная тема должна быть краткой и информативной. Запомните: согласование темы с руководителем курсовой работы обязательно, так как невыполнение данного условия может привести к возврату готовой курсовой работы без ее рецензирования, то есть к пустой трате времени и появлению академической задолженности по курсу (курсовая работа рассматривается преподавателем в качестве обязательного допуска к сдаче экзамена по курсу).

Тема курсовой работы не должна быть ни слишком широкой, ни слиш­ком узкой. Широта тематики студенческой работы таит в себе опасность не­достаточной ее проработки, так как ограниченный объем курсовой работы не позволит автору детально исследовать глобальную тему. Узкая тематика не соответствует целям студенческого исследования - для ее разработки суще­ствует реферат. В курсовой работе для студента важно не только получить практический результат, но и продемонстрировать основательную теоретиче­скую подготовку, знакомство студента с теорией и практикой учебного курса в широком смысле.

2). Определение цели и задачи исследования

Успех любой деятельности во многом зависит от подготовки к ее осу­ществлению. Прежде чем начать курсовую работу, стоит определиться с тем, зачем она выполняется - с ее целью. Так, курсовая работа по экономической теории должна решать совершенно определенную задачу: раскрывать содер­жание анализируемой экономической категории, экономического процесса, явления. Возможно, в работе будет проведен анализ статистических данных и предложены некоторые направления совершенствования экономического развития отдельной отрасли. Может быть, детальное исследование зарубеж­ного опыта позволит разработать вариант оптимизации хозяйственной дея­тельности конкретного предприятия и так далее. Важно в начале работы вы­яснить, какую пользу автору и обществу принесет эта работа.

На этом же этапе студенту стоит определиться с содержательной структурой работы, обозначить общие вопросы, ответы на которые будут да­ны по окончании написания курсовой работы.

3). Составление предварительного плана подготовки курсовой работы

В зависимости от задачи курсовой работы составляется ее предвари­тельный план. Этот план студент готовит для себя, чтобы, ориентируясь на него, начать подбор необходимой учебной и научной литературы. В даль­нейшем этот план будет скорректирован в соответствии с полученной ин­формацией.

Исключительно важной на данном этапе является консультация препо­давателя и одобрение им предварительного плана. Если студент заочной формы обучения не имеет возможности встретиться с преподавателем лично, ему стоит изучить труды преподавателя (как учебные, так и научные), по­священные исследованию данной темы - так проще будет определить важ­нейшие вопросы, которые в обязательном порядке следует рассмотреть в курсовой работе.

4). Подбор и изучение литературных источников

При составлении предварительного списка литературных источников рекомендуется пользоваться библиографическим каталогом, имеющимся в каждой библиотеке. Библиографические каталоги делятся на систематические, предметные и алфавитные. На первоначальном этапе подбора литера­туры целесообразно пользоваться систематическим каталогом, так как в нем карточки с названиями монографий, сборников, статей расположены по от­раслям знаний. Необходимо найти в систематическом каталоге нужный раз­дел, в нем - тему, в наибольшей степени соответствующую теме курсовой работы, и выписать для собственного использования требуемые источники информации. Особенно важны издания последних 3-5 лет.

Полезно провести обзор периодической литературы (прежде всего ака­демических журналов за период 3-5 лет). Это позволит выделить круг авто­ров для дальнейшего поиска монографий и статей. Постарайтесь вниматель­но отнестись и к библиографии просмотренных статей. Так, при подготовке курсовой работы по курсу «Экономическая теория» целесообразно просмот­реть последние номера журналов «Экономист», «Вопросы экономики», «Экономические науки», «Мировая экономика и международные отноше­ния», «Деньги и кредит», «Финансы и кредит», «Рынок ценных бумаг», «Рос­сийского экономического журнала», «Эксперт». Полезна информация, публикуемая в га­зете «Экономика и жизнь», «Российской газете», «Финансовой газете», «Экономической газете».

В итоге при подготовке работы используется основная и дополнитель­ная литература. К основной относят учебники, учебные пособия, хрестома­тии, официальные документы - законы, постановления, указы и т.д. Допол­нительной литературой в данном случае являются монографии, статьи, эн­циклопедии, справочники и т.п.

В итоге в библиографическом списке должны быть указаны не менее 20 действительно использованных литературных источников, причем не га­зетных статей, справочников, официальных документов.

5). Подготовка окончательного плана курсовой работы

Окончательный план курсовой работы должен включать Введение, Ос­новную часть, Заключение, Библиографический список и Приложение (если в этом есть необходимость).

План приводится в работе в виде Плана или Оглавления на листе, сле­дующим за Титульным листом. Количество Глав и Параграфов определяется автором курсовой работы, количество Приложений зависит от желания авто­ра работы (пример приведен в прил. 4). Теоретически план письменной рабо­ты может быть простым или развернутым. Первый включает введение, на­звания глав, заключение, библиографический список, приложения; во втором главы подразделяются на параграфы (разделы), подразделы.

Классический План курсовой работы выглядит следующим образом:

Введение

I Первая глава

1.1.Первый параграф первой главы

1.2.Второй параграф первой главы
1.3

II Вторая глава

2.1 Первый параграф второй главы

2.2 Второй параграф второй главы
2.3

III....................................................

Заключение

Библиографический список Приложения

6). Выбор методов исследования

В зависимости от избранной темы курсовой работы в процессе ее напи­сания студент может использовать ряд методов, позволяющих излагать ин­формацию желаемым образом. В их числе исторический метод, метод науч­ной абстракции, методы анализа, синтеза, дедукции, индукции. Хорошее впечатление производит использование методов экономико-математического моделирования и графических изображений: работа становится более содер­жательной, оценивается выше.

7). Анализ и обобщение подобранного материала

Это наиболее важная часть работы, требующая времени и усилий. Обобщение материала осуществляется только после его тщательного анализа и в порядке, указанном в плане.

Введение - обоснование необходимости данного исследования. Это раздел, который читается первым, поэтому его содержание должно быть пре­дельно лаконичным (1-2 страницы) и информативным. Текст Введения показывает, что можно ожидать от всей работы: прочитав его, читатель должен понять - читать ли ему эту работу, или нет. Также целесообразно представить общий обзор литературы, посвященной теме курсовой работы.

Основная часть, состоящая, как правило, из 2-5 глав, должна вклю­чать обзор теоретической информации с авторскими комментариями, иссле­дование проблемы на основе российского и зарубежного опыта (конкретиза­ция рассматриваемых вопросов, обзор дискуссий, анализ фактического мате­риала) и, если в этом имеется необходимость, статистические расчеты. Об­щеизвестные положения и учебные материалы стоит опустить, так как по­добная информация не является выигрышной при оценке курсовой работы: работа должна быть, прежде всего, интересной. Если же содержание требует указанной информации, целесообразно представить ее в сноске.

В тексте наличие ссылок на использованные источники обязательно. Количество ссылок характеризует объем проделанной работы и производит благоприятное впечатление. В перечень ссылок можно включать адреса сай­тов сети Internet (только не баз данных рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ!).

Главы, а в их структуре и параграфы курсовой работы должны быть сопоставимы по объему. Если один или несколько из них существенно, в не­сколько раз больше (меньше) остальных, стоит изменить структуру работы.

Заключение должно отражать степень перспективности проведенного исследования и соответствовать целям и задачам, обозначенным во введе­нии. Автор дает собственную оценку работе и, если аргументы убедительны, может оценить возможность разработки данной темы в дальнейшем. Объем заключения составляет 2-3 листа и включается в общий объем работы.

Целесообразно после написания работы прочитать и отредактировать ее еще раз, учесть замечания руководителя и добавить новейшие материалы. Введение и заключение нужно писать после завершения основного текста работы и его окончательной редакции.

Приложения стоит оформлять в том случае, если работа содержит об­ширный статистический материал, значительное число рисунков и таблиц, чрезмерно увеличивающих ее объем. В работе может быть одно или несколь­ко Приложений.

8). Проверка соответствия содержания поставленным целям и за­дачам

Курсовая работа может быть выполнена безупречно логично, в полном соответствии со всеми предъявляемыми требованиями, с использованием обширного списка основной и дополнительной литературы, но она ничего не стоит, если поставленные в начале цели и задачи не разрешены. Не поленитесь на завершающем этапе подготовки работы еще раз просмотреть ее -проверить, полностью ли она соответствует теме, все ли необходимые вопро­сы рассмотрены и достаточно ли они раскрыты? Такая проверка может пока­заться излишней, но, поверьте, она займет меньше времени и труда, чем переработка всей курсовой работы, когда она будет возвращена преподавате­лем с пометкой «тема не раскрыта».

9). Работа над приложениями

Приложение может обогатить работу, а может испортить впечатление о ней. Наилучшее впечатление производит приложение, включающее цифро­вые данные, использованные в самой работе, например, статистические вы­кладки за последние 5 лет, которые студент использовал для расчета инте­грального показателя уровня жизни населения России и анализа его динами­ки. Выигрышно смотрится таблица, включающая авторские взгляды на рас­сматриваемую проблему, авторские определения изучаемой категории и т.д.

Совершенно бесполезным окажется приложение, содержащее изобра­жения графиков рыночного спроса и рыночного предложения, если основной темой курсовой работы будет изучение рыночного механизма и его функ­ционирования.

10). Окончательное оформление курсовой работы и сдача ее на проверку

Объем курсовой работы составляет 30-45 страниц текста (размер шрифта 14), 1-1,5 интервала. Поля на листе оставляются слева-30мм,сверху и снизу - 20 мм., справа - 15 мм.

Заголовки Глав печатаются ПРОПИСНЫМИ буквами, заголовки пара­графов - Строчными. Точки в конце заголовков не ставятся. Каждый раздел плана начинается на новом листе.

Таблицы обозначают словом «Таблица» и нумеруют арабскими цифра­ми. Например, Таблица 1.1, Таблица 1.2 и т.д., где первая цифра обозначает номер параграфа, вторая - номер таблицы. Другие возможные иллюстрации обозначают как «Рисунок» и нумеруют аналогично.

Таблицы и графики в печатный текст могут быть вписаны от руки.

Титульный лист располагается первым, но номер на нем не проставляется. Следом идет Оглавление (План) - страница 2, затем Введение - страница 3 и так далее. Нумерация страниц курсовой работы сплошная от начала и до конца, но объем определяется без учета объема Приложений.

Если в тексте была использована информация конкретного автора (ав­торов), обязательно следует сделать ссылку на соответствующий литератур­ный источник. Если в курсовую работу очень хочется ввести целую страницу заимствованного теста - можно это сделать, но при условии обязательной ссылки на первоисточник. Допускается указание, что рассматриваемый во­прос всесторонне раскрыт у данного автора, и приведение этого вопроса в тексте работы.

11). Анализ замечаний по работе и подготовка к ее защите

Так как подготовка курсовой работы выполняется студентом самостоя­тельно, практически неизбежно выявление некоторых недочетов преподава­телем при предварительной проверке. Студента замечания преподавателя не должны смущать - замечания делаются для его же пользы, причем их учет позволяет соответствующим образом повысить итоговую оценку за работу. В Отзыве преподавателя оценки за предзащиту выставляются по ряду критери­ев. Именно эти оценки после переработки курсовой работы могут быть по­вышены. Когда повторные оценки выставлены, можно приступать к подго­товке к защите работы.

Оценка работы в итоге будет складываться с учетом формальных и со­держательных критериев.

К формальным критериям относится выполнение базовых требований по оформлению работы. Даже лучшая курсовая работа будет оценена низко, если она должным образом не будет оформлена. Недостатки оформления существенно снижают впечатление от работы и, как следствие, оценку.

Содержательные критерии учитывают учебную и научную (не техни­ческую) составляющие работы студента. В структуре оценки эти критерии ценятся выше, поэтому им следует уделять пристальное внимание. В целом именно они обеспечивают положительную оценку курсовой работы.

Понижающие коэффициенты используются только при недобросове­стном подходе к подготовке курсовой работы.

Так, наличие принципиальных ошибок означает, что студент не изучил материал, не понял его сути или глубоко заблуждается.

Наличие плагиата - использования информации без указания источни­ка (присвоения интеллектуальной собственности) - свидетельствует о нару­шении научной этики и строго наказывается.

Недостаточное знание студентом содержания собственной работы по­зволяет утверждать, что работа эта была недостаточно качественной.

Наконец, использование только морально устаревших источников ли­тературы не дает права на получение высокой оценки - весьма вероятно упущение современных взглядов на проблему, уже существующих путей ее решения и т.д.

Важно помнить, что фактическая оценка проделанной работы на предзащите и защите - далеко не одно и то же. Учтя сделанные руководителем замечания, студент имеет прекрасную возможность повысить итоговую оценку или, если того желает, оставить ее неизменной.

12). Защита курсовой работы

Защита работы происходит в форме доклада или в форме ответов на вопросы преподавателя по курсовой работе. За несколько дней до защиты студент забирает свою работу с пометкой преподавателя «к защите» и гото­вится к докладу. Итоговая оценка отражает уровень понимания выполненной работы, то есть хорошо написать курсовую работу недостаточно - необходи­мо основательно разобраться с изложенной информацией и суметь лаконич­но пересказать ее.

Если студент не может ответить на все вопросы преподавателя, он не вправе рассчитывать на высшую оценку - 5 баллов вне зависимости от каче­ства письменной работы не выставляются.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные характеристики рефератов и контрольных работ?

2. Что общего и в чем различия между рефератами и контрольными работами?

3. Какую роль играют, и какие функции выполняют в образовательном процессе в вузах курсовые работы?

4. Что общего и в чем различия между курсовыми и выпускными квалификационными работами?

5. Что общего и в чем отличия в последовательности действий студента при выполнении контрольной и курсовой работы?

6. В чем заключаются основные особенности последовательности действий студента при выполнении контрольной работы?

7. В чем заключаются основные особенности последовательности действий студента при выполнении курсовой работы?

8. Каковы основные критерии оценки контрольной работы?

9. Каковы основные критерии оценки курсовой работы?

10. Какую роль играет защита курсовой работы в ее итоговой оценке?

Глава 4. Подготовка и оформление письменных работ

Общие требования к выполнению письменной работы. Общие требования к стилистике письменной работы.Принципы рубрикации текста. Речевые функции и лексические средства связи научного текста.Структура письменной работы. Оформление цитат и ссылок. Требования к оформлению иллюстративного материала.

4.1.Общие требования к выполнению письменной работы

Основными требованиями к содержанию письменных работ являются:

-обстоятельное освещение теоретических аспектов исследуемой темы;

-полный и объективный анализ источников по теме письменной работы;

-аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;

-использование актуальных статистических данных;

-использование (к месту) средств повышения наглядности излагаемого материала (таблиц, гра­фиков, диаграмм и т.д.);

-соответствие структуры основного текста окончательному варианту плана содержания;

-логичное и лаконичное изложение содержания внутри частей (разделов, глав, параграфов);

-использование соответствующей характеру письменной работы унифицированной терминоло­гии, сокращений и т.д.;

-строгий научный стиль;

-соответствие требованиям технического задания.

Текст письменной работы должен быть представлен в одном из двух предложенных ниже вариантов:

1. Разрешается печать письменной работы на пишущей машинке.

2. Разрешается набор на компьютере. Требования к тексту:

- письменная работа выполняется в MS Word 6.0 (и другие версии);

- шрифт Arial Суг или Times New Roman;

- размер основного текста – 12-14, интервал- 1,0-1.5;

- поля: верхнее -2.0 см, нижнее- 2.0 см, левое- 3.0 см, правое - 1.0-1.5 см;

- абзацный отступ - 1.27 см или 5 знаков;

- текст должен быть выровнен по ширине.

4.2.Общие требования к стилистике письменной работы

Студенческие письменные работы относятся к научным произведениям, и именно поэтому к их сти­листике предъявляются особые требования. Основными стилистическими требованиями к письменной ра­боте, изложенной научным стилем, являются:

Формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является до­казательство положений, выдвинутых в результате проведенного исследования.

Смысловая законченность, целостность, связность. Важнейшим средством выражения логиче­ских связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

последовательность развития мысли (сначала, прелсде всего, затем, во-первых, во-вторых, зна­чит, итак и т.д.);

противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);

переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к.,,, рассмотрим..., ос­тановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться па..., необходимо рассмотреть...);

итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать).

В некоторых случаях словосочетания рассмотренных выше типов не только помогают обозначить переходы авторской мысли, но и способствуют улучшению рубрикации текста.

Использование специальной профессиональной терминологии. Научный текст характеризует­ся тем,что в него включаются только точные, полученные в результате наблюдений, исследований и экспериментов сведения и факты. Это обуславливает и точность их словесного выражения, а следовательно, использование специальнойтерминологии. Благодаря специальным терминам достигается возможность вкраткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Следует помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения.
Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, омня, что каждая наука имеет свою,присущую только ей терминологическую систему,

Объективность изложения, подразумевающая наличие в тексте научной работы вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, очевидно), как предполагае­мый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализо­вать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведению, по мнению, по
данным и т.д.).
Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобразительность. В настоящее время в научной речи довольно четко сформировались определенные стандарты изложения ма­териала. Так, результаты проведенного исследования оформляются обычно с помощью кратких предложе­ний типа: "В ходе опроса получены следующие данные... ", "Было выделено 20 структур...".

Обезличенность изложения. Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. По­этому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения. Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками, Такой эффект от­страненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств - напри­мер, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страда­тельными причастиями типа "выявлено несколько новых принципов". Кроме того, особенностью современ­ного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения - "я". Там,
где автору нужно назвать себя от первого лица, используются обороты типа "по мнению автора" и т.д. В крайнем случае, может быть использовано местоимение "мы" и соответствующие глагольные формы; рас­смотрим, проведенное нами исследование и т.д., однако не стоит этим злоупотреблять.

Смысловая точность - одно из главных условий,

обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте научной работы Информации. Действительно, неправильно выбранное сло­во может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.Не допускается в научной, в том числе диплом­ ной, работе для обозначения новых понятий создавать новые слова от иностранных, использовать просто­речные и жаргонные слова цехового обихода, которые употребляютсявместо соответствующих терминов.

Ясность и краткость научной речи. Практика показывает,что особенно много неясностей возникает там, где автор вместо точных количественных значений употребляет слова и словосочетания с
неопределенным или слишком обобщенным значением. Например: "В ходе исследования была применена соответствующая методика..." или "В ходе исследования было опрошено надлежащее число респонден­
тов...". При написании дипломной работы следует избегать ненужного многословия, тавтологии, повторов, дублирования, избыточного и неуместного использования иностранных синонимов, двоякого толкования текста и т.д.

Строгая последовательность изложения (в соответствии с планом и содержанием).

Полная согласованность между собой смежных предложений, особенно располагающихся в разных абзацах,

Соответствие приводимых данных и статистических выкладок реальным событиям ифактам.

Это значит, что научныйтекст отличает прагматическое построение- В нем все направлено на реше­ние поставленной во введении цели. Используемые в научном тексте средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью.

• Для языково-стилистического оформления дипломной работы очень важно уметь организовывать накопленную информацию в связный текст. Для облегчения работы студентов в этом отношении ниже в форме таблицы приводятся речевые клише, которые в научных работах используются как средства связи между предложениями (см. Приложение 1. Табл. 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.231.93 (0.083 с.)