В-1 Синонимы, антонимы, омонимы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-1 Синонимы, антонимы, омонимы



В-1 Синонимы, антонимы, омонимы

Синонимы – слова с одинаковым или близким значением. Обычно они относятся к одной и той же части речи. Например: метель – вьюга – пурга – буран; глаза – очи – гляделки.

Антонимы2– слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг – враг, рассвет – закат, истина – ложь, светлый – темный,

Омонимы – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно различные лексические значения. Например: ласка «нежность» – ласка «пушной зверь»; лук «растение» – лук «оружие»;

В2 корень слова

Непроизносимые согласные в корне Со л нце, праз д ник

О-А в безударных корнях -лаг- - -лож-

О (перед ж) -лож- положить предложить изложить
А (перед г) -лаг- полагать прилагательное
Исключение: полог

О-А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос-

А (перед СТ, Щ) -раст- - -ращ- возраст растить выращивать приращение
О (перед остальными) -рос- заросли вырос
Исключение: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав

О - А в безударных корнях -кос- - -кас-

А перед суффиксом -а- касаться прикасаться касательная
О (нет суффикса -а-) прикоснуться

Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-

Под ударением Без ударения
-гар- загар огарок -гор- загорел горелый
-зар- - -зор- зарево зорька -зар- зарница озарение
-клан- - -клон- кланяться поклон -клон- наклонять склонение
-твар- - -твор- тварь творчество -твор- творить

И - Е в корнях с чередованием

а) зависит от суффикса -А-

бир/бер, дир/дер, блист/блест, мир/мер, пир/пер, тир/тер, жег/жиг

Если после корня идет суффикс -А-, то в корне пишется И

Примеры: умирать - умереть, блистать - блестеть.

Исключения: сочетание и сочетать

И перед суффиксом -а- Е в остальных случаях
-бир(а)- собирать -бер- соберет
-дир(а)- обдирать -дер- обдерет
-мир(а)- замирать -мер- замереть
-тир(а)- обтирать -тер- обтереть
-пир(а)- запирать -пер- запереть
-жиг(а)- выжигать -жег- выжег
-стил(а)- расстилать -стел- расстелить
-блист(а)- блистать -блест- блестеть
-чит(а)- вычитать -чет- вычет
  Но: сочетать, сочетание

О - А в безударных корнях -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -ровн-

-мок-(-моч-) в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде" непромокаемый вымокнуть
-мак- "погружать в жидкость" макать сухарь в чай
-равн- "равный, наравне, одинаковый" подравнять - сделать равным уравнение
-ровн- "прямой, гладкий, ровный" заровнять
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

 

В-3 приставки

1 Приставки з- не существует, есть приставка с-

сделай, свесь

2 В словах здание, здоровье, здесь з входит в состав слова

3 В конце приставки следует писать з, если следующая буква - звонкая согласная, с - если глухая

4 воспеть, воззрение

5 В приставках раз-(рас-) - роз-(рос-) под ударением о, без ударения - а

a. раздать - розданный

6 После приставок на согласную пишется ы вместо и, кроме сложносокращенных слов играть-сыграть
пединститут, сортинвентарь

Исключение: взимать

7 После приставок меж, сверх, контр, суб, транс, пан, пост пишется и контригра, сверхизысканный, межинститутский

8 Перед словами с корнем чит - два с, перед чет одно с расчесть, рассчитать
Исключение: бессчетный

9 Сприсавкой пра пишутся слова прабабушка, пращур, прабабушка,прадедушка, прародитель. Остальные слова пишутся с приставкой про: проведать, проведение

10 Слово всвязи - всегда пишется слитно

11 В приставках, оканчивающихся на з (без-, вз-, воз-, из-, низ-,раз-, роз-, через-, чрез-), перед гласной или звонкой согласной пишется буква з, перед глухими согласными пишется буква с. Бе з жалостный, бе з отрадный – бе с призорный.

 

В-4 суффиксы

В- 4 Суффиксы причастий

Страдательные Действительные
Настоящее время Прошедшее время Наст вр Прошедшее время
ЕМ- ОМ- Образованы от глаголов 1 спр. Например: проверЯть – проверяЕМый -А-НН- -Я- НН- -Т- Образованы от глаголов на АТЬ, ЯТЬ Например: указАТЬ – указАННый сжать - сжАтый УЩ- ЮЩ- Образованы от глаголов 1 спр. Например: гулЯть – гуляЮЩий -Ш- ВШ- Перед ВШ пишется та же гласная, что и перед Л(ТЬ) Например клеИл клеИвший
ИМ- Образованы от глаголов II спр. Например: уносИть – уносИМый ЕНН ЁНН Образованы от глаголов на - ЕТЬ, ИТЬ, ТИ, ЧЬ Например: изранИТЬ – изранЕННый АЩ- ЯЩ- Образованы от глаголов II спр. Например: спешИть – спешАЩий    
                 

В-5

Однородные члены предлжения: Мама пошла в магазин и купиламолоко, хлеб,сыр.

Знаки препинания при вводных конструкциях

Вводные слова включаются в предложение для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания: уверенности/неуверенности в достоверности сообщаемого. На письме вводные конструкции выделяются или отделяются запятыми. Сказать правду, спасённый не понра­вился Морозке с первого взгляда (А. Фадеев). При встрече двух вводных слов между ними ставится запятая: Так, например, я не постиг уже поэзии моря, может быть, впрочем, и оттого, что я ещё не видел ни «безмолвного», ни «лазурного» моря (И. Гончаров). Не отделяются запятой вводные слова после союзов, употребляемых в абсолютном начале предложения: 1) И в самом деле, послышались голоса внизу (А. Чехов). В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения. Ср.: 1) Всё ка залось прочно слажен ным (М. Горький). Она, казалось, ждала вопроса (М. Лермонтов). а) Слово наконец не является вводным (и не выделяется на письме запятыми), если имеет значение «под конец», «после всего», «в результате всего» (обычно в этом случае к нему можно добавить частицу -то): 1) Служив отлично-благородно, долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец (А. Пушкин). 2) Измученные, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега (И. Тургенев). Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: 1) Тут был, однако, цвет столицы, и знать, и моды образцы... (А. Пушкин). В начале простого предложения однако имеет значение «но» и запятой не отделяется: 1) Хоть, кажется, слонов и умная порода, однако же в семье не без урода (И. Крылов). Слово значит является вводным, если оно синонимично слову следовательно: Что же, если она и сейчас не узнала его, значит, она просто его забыла (В. Белов). Если же значит синонимично слову означает, оно не является вводным и не выделяется запятыми: Это ведь значитобнять небосвод, руки сплести вкруг Геракла громадного, это ведь значитвека напролёт, ночи на щёлканье славок проматывать! (Б. Пастернак).

Не являются вводными и не выделяются запятыми: будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счёте, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, именно, как раз, к тому же, при­близительно, примерно, притом, причём, поэтому, якобы и др. под. (частицы, наречия).

В6

Запятая в сложносочинённом предложении

Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы: 1) соединительные: и, да (в значении «и»), ни... ни:

2) противительные: а, но, да (в значении «но»), однако, же, зато, а то, не то:

3) разделительные: или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то:
Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения:

имеют общий второстепенный член: Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами (общий второстепенный член - тут); имеют общее придаточное предложение: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок; Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом (общий второстепенный член и общее придаточное предложение); выражены двумя назывными (номинативными) предложениями, например: Хриплый стон и скрежет ярый!; выражены двумя вопросительными, или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями: Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан? Как часто мы встречались вместе и какие вели интересные беседы! Подпустить врага и огонь дать по команде!; выражены двумя неопределенно-личными предложениями, если имеется в виду один и тот же производитель действия, например: Постояли, потолковали и пошли назад; Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад; выражены двумя безличными предложениями, имеющими синонимические слова в составе сказуемых: Не нужно злоупотреблять цеховой терминологией или же следует объяснять термины.

В-8

Согласование (прилагательное, причастие числительное)— такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок).
Управление (существительное.,местоимение)— такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке).
Примыкание (наречие, деепричастие, н.ф. глагол)— такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти).

В9

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

В10

ОДНОРО́ДНЫЕ ЧЛЕ́НЫ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ — чл. предложения (главные или второстепенные), связанные с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксической функцию; Долго ль мне гулять по свету то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком (А. Пушкин), где О. Ч. П. — по крайней мере нек-рые из них, вполне можно поменять местами. Такая перестановка возможна, однако, далеко не всегда.

В-11

Обособленное обстятельство – предложение с деепричастием(что сделав –пошутив, что делея – шутя)

В-13

Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [ Привычка свыше нам дана ]: [ замена счастию она]

: причина, пояснение, дополнение

; перечисление несвязанных фактов

, перечисление связанных фактов

- противопоставление, вывод, условие, время

В14

Сложноподчинённые предложения с последова­тельным подчинением: первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе — к этому придаточному (придаточное второй степени) и т. д., например: Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др., то запятая между союзами ставится. Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союзато или так. Например: 1) Она сказала ему, что, если он болен, на­до лечиться и 2) Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

2Сложноподчинённые предложения с параллель­ным подчинением: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению, например: Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил без меня. (Акс.)

3. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению — однородными (соподчинёнными), например: Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевали птицы, когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать Альку. (А. Г.) Однородные придаточные могут иметь при себе сочини­тельные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах, например: 1) Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка. (Ч.) 2) Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился. (Пан.) 3) Он раздражителен и когда здоров, и когда болен. 4) Яков встал рано утром, когда солнце ещё не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью (М. Г.) (во втором придаточном опущен союз когда). Примечание. Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений есть уже запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой, например: Был тот пред-

ночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстоя­ния; когда ещё дневной свет путается, нера§рывно сцепившись с ночным. (Шол.)

4. Могут быть и более сложные'комбинации придаточных, например: В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. (Ч.) Это сложноподчинённое предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных

Зачем нужны запятые?

В школе изучают 10 знаков препинания, и занятые среди них занимают достойное место.

Во-первых, запятые помогают увидеть строение предложения, выделить такие интонанионпо-смысловыс отрезки, как простые предложения в составе сложного (например, предложения I, 5, 6), однородные члены предложения (предложения 4, 5); «обращения (предложения 16. 17); вводные словосочетания (предложения 20. 22. 23. 28).

Во-вторых. запятые помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении 3 («Я ведь, кажется, могу думать win не думать, но как-то само думается») занятые, выделяющие вводное слово, подсказывают, что этот отрезок не имеет отношения к информации, содержащейся в предложении; а запятая перед союзом но помогает установить отношения сопоставления между частями сложносочиненного предложения.

В-третьих, запятые служат для обозначения фразовой интонации. В том же третьем предложении запятые, выделяющие вводное слово, подсказывают, что этот интонационно-смысловой отрезок должен произноситься особо; с понижением голоса и более быстро по сравнению с остальной частью предложения, а запятая перед союзом но отражает спокойный, размеренный темп фразы.

Таким образом, мы видим, что запятые на самом деле играют важную роль: они передают строение предложения, его смысл и интонацию

Зачем нужно двоеточие?

Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.

«Зачем же нужны знаки препинания7 - недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: - Не нужны вес эти двоеточия, тирс, скобки...» Я с ними не согласна, потому что считаю; знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом

Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сделанное сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.

Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28, 29).

В-третьих, двоеточие - письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.

Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

Зачем нужно тире?

Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.

Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передан, интонацию

Так, в предложении 14 тирс отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опушенной глагольной связкой

Тире - многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска чередования, тождества, противоположности, следования (внезапною или закономерного).

Предложения с 8 по 22 - это диалог. Тире используется в значении чередовании (его помощью В.Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит, то Николай Николаевич, то Ленка В предложении 27 тирс реализует- течение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался»

Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы канон отрезок следует читать с повышением тона, а какой - с понижением Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносится быстро и с понижением голоса.

Хотя тире появилось в русской графике недавно (первым стал его употреблять Н.М.Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.

На письме без знаков препинания не обойтись.

Они помогают общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает различные значения и оттенки своей речи, читающий же, видя знаки препинания в тексте, воспринимает то, что хотел сказать пишущий.

Знаки препинания выполняют разделительную или выделительную функции. Например, точка, точка с запятой – это разделительные знаки препинания. Они разделяют предложения в тексте или простые предложения в составе БСП. Например в предложении …. Благодаря этому читатель точно понимает написанное и легче воспринимает сложные мысли пишущего. Выделительные знаки препинания – это скобки, двойные запятые, которые могут выделять обособленные члены предложения, вставные конструкции. Например, в предложении …. Эти знаки помогают установить связи в предложении.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что «…знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

 

Зачем нужны запятые?

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении … («…») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении … («…») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».

 

Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.

Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

 

Зачем нужно тире?

Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Тире используется в бессоюзном сложно предложении.

Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.

Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

 

Зачем нужна пунктуация?

Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.

Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.

Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)

Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.

 

Зачем нужна орфография?

Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.

Без орфографии в языке не обойтись.

Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …,) А если бы мы написали это слово «…», то предложением получило бы совсем другой смысл. …

Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.

Роль архаизмов в речи

Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов.

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

 

Роль цитат в речи.

Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь.

Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется с маленькой буквы.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.

Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)

Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.

Роль архаизмов в речи.

Архаизмы - это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова - старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они тогда нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, в сценариях исторических фильмов.

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

 

В-1 Синонимы, антонимы, омонимы

Синонимы – слова с одинаковым или близким значением. Обычно они относятся к одной и той же части речи. Например: метель – вьюга – пурга – буран; глаза – очи – гляделки.

Антонимы2– слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг – враг, рассвет – закат, истина – ложь, светлый – темный,

Омонимы – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно различные лексические значения. Например: ласка «нежность» – ласка «пушной зверь»; лук «растение» – лук «оружие»;

В2 корень слова

Непроизносимые согласные в корне Со л нце, праз д ник



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.86 (0.092 с.)