Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии



Понятие «педагогическая технология» появилось в США в начале 60-х годов. Существуют три подхода к определению данного понятия: 1) синоним понятий «методика» и «форма организации обучения»; 2) совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств, форм обучения»;

3) совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить результат с заданными свойствами;

Сущность педагогической технологии состоит в полной управляемости учебного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла, детальном определении конечного результата и его точном достижении.

Г.К. Селевко выделяет в педагогической технологии 3 аспекта:

1) научный – область пед. науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая пед. процессы (ученый методолог);

2) процессуально-описательный – алгоритм процесса, т.е. совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения (ученый-методист);

3) процессуально-действенный – осуществление педагогического процесса (учитель).

Педагогическая технология рассматривается на 3-х иерархически соподчиненных уровнях:

1. Общепедагогический – педагогическая технология – синоним педагогической системе (совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов образовательного образовательного процесса). Например, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения ит.д.

2. Частнометодический (предметный) – разрабатывается в рамках одной методики преподавания. Например, технология преподавания математики, естествознания в начальной школе.

3. Локальный – направлена на решение частной дидактической задачи. Например, технология урока, самостоятельной работы, повторения и контроля знаний.

 

Структура педагогической технологии (по Г.К. Селевко):

I. Концептуальные основы – теоретические идеи, составляющие основу технологии.

II. Содержательная часть:

- цели обучения (общие и конкретные);

- содержание учебного материала.

 

III. Процессуальная часть:

- организация учебного процесса;

- методы и формы работы учителя;

- методы и формы деятельности учащихся;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

 

По В.П. Беспалько:

1. Диагностика обученности детей;

2. Целеполагание – цель ставится диагностично (очень точно); детальное писание прогнозируемого результата и критериеа его оценки;

3. Проектирование дидактического взаимодействия – мысленное представление и фиксирование на бумаге его хода и деталей.

4. Организация взаимодействия.

5. Анализ его результативности.

6. Коррекция процесса и результатов дидактического взаимодействия – деятельность по устранению пробелов в обученности школьников; внесение изменений в проект.

 

2. Критерии технологичности:

1. Концептуальность – опора на определенную научную концепцию (философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое достижение образовательных целей).

2. Системность – целостность, логика процесса, взаимосвязь всех частей.

3. Управляемость – возможность целеполагания, планирования, проектирования, диагностики с целью коррекции результатов.

4. Эффективность – гарантированность достижения образовательного стандарта, оптимальность по затратам и эффективность по результатам.

5. Воспроизводимость – возможность применения др. субъектами, в других образовательных учреждениях.

 

Источники педагогических технологий:

- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

- наука;

- передовой педагогический опыт;

- опыт прошлого;

- народная педагогика.

 

Научные основы педагогической технологии:

1) Философски е основы – общие регулятивы, входящие в состав методологического ее обеспечения.

- материализм; - природосообразность;

- идеализм; - атропософия;

- диалектика; - теософия;

- метофизика; - прагматизм;

- сциентизм; - экзистенциализм;

- гуманизм;

2) Психологические – ведущий фактор психического развития:

- биогенные – определяются наследственностью;

- социогенные – определяются социальным опытом, результатами обучения4

- психогенные – самим человеком, его предшествующим опытом, психическими процессами самосовершенствования;

- идеалитические – нематериальное происхождение личности и ее качеств.

 

Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование, осуществление педагогического процесса

Технология педагогической диагностики

Педагогическая диагностика – оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в определенный момент времени.

Объекты педагогической диагностики:

1. личность ученика (развитость, проявление отдельных качеств);

2. личность учителя;

3. коллектив и его влияние на личность;

4. социальное окружение;

5. семья;

6. деятельность ученика;

7. деятельность учителя.

Технология диагностирования:

1. постановка цели диагностики;

2. определение критериев диагностируемых признаков;

3. отбор методов и методик диагностики;

4. осуществление диагностики;

5. обработка и анализ результатов (оценивание, выделение уровня развития исследуемого качества);

6. фиксирование результатов (заполнение карт воспитанности, написание характеристики и т.д.).

Технология педагогического прогнозирования

Прогноз – предвидение, предсказания развития чего-либо, основанное на определенных данных.

Педагогическое прогнозирование – комплексное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических явлений.

Этапы технологии педагогического прогнозирования:

1. анализ состояния проблемы в теории и практике;

2. анализ данных педагогической диагностики;

3. построение модели-гипотезы;

4. формулирование педагогических задач;

5. решение поставленных задач, проверка правильности прогноза.

Технология проектирования педагогического процесса

Проект – представление о результате педагогической деятельности, развернутое до структурной схемы в соотнесении со способами достижения результата.

Этапы технологии:

1. подготовительный:

· анализ объекта проектирования;

· анализ состояния теории и практики;

· создание методического обеспечения (содержание, материальная база; взаимодействие);

2. разработка проекта:

· раскрытие сущности и содержания проектируемого объекта;

· описание структуры;

· создание документа.

3. контрольно-коррекционный этап:

· мысленное осуществление проекта;

· проведение педагогической рефлексии;

· коррекция созданного проекта.

Технологии целеполагания

Классификация педагогических целей:

1. По степени общности:

· государственные (нормативные) – наиболее общие цели, заложенные в правительственных документах;

· общественные – цели различных слоев общества, формирующиеся в виде потребностей, интересов различных групп людей;

· инициативные (личностные) – цели, сформулированные педагогом и принятые воспитанником.

2. По временному признаку:

· близкие (к конкретному мероприятию);

· промежуточные;

· конечные.

Целеполагание – многоуровневый мыслительный процесс, включающий анализ, синтез, абстрагирование и происходящий явно или скрыто на каждом этапе воспитательного процесса. Задача целеполагания: трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные задачи, которые необходимо решить на конкретном отрезке педагогического процесса.

В технологии целеполагания выделяются следующие этапы:

1. диагностический:

· изучение состояния воспитательного процесса;

· выявление возрастных и индивидуальных особенностей детей (сензитивный период, пол и т.д.);

· оценка результатов деятельности на предыдущем этапе воспитания.

2. аналитический:

· анализ общей цели воспитания;

· анализ цели воспитания в данной школе, классе;

· оценка воспитательного потенциала класса, школы.

3. моделирование:

· соотнесение цели воспитания с готовностью ученического коллектива к их достижению;

· формулирование первого варианта педагогической цели.

4. коллективное целеполагание:

· трансформация цели педагога в цель воспитанника;

· вовлечение воспитанников в процесс выработки и коррекции целей.

5. уточнение: формулировка конечной цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.023 с.)