Тельная основа для развития экскурсионного туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тельная основа для развития экскурсионного туризма



1. Структура культурно-исторических ценностей Республики Бела-

русь.

2. Тематическое содержание памятников археологии и истории Бела-

руси.

3. Художественно-эстетические особенности искусства белорусской

архитектуры.

4. Музейные коллекции РБ.

1. Современный туризм представляет собой специфическую форму са-

мобытных встреч различных культур, поскольку познавательные элементы

обязательно присутствуют при совершении любых туристских путешествий.

Поэтому культурно-исторический потенциал является важным элементом

туристской привлекательности страны.

Культурно-исторические туристские ресурсы включают объекты экс-

курсионного показа (памятники и памятные места, природные и производст-

венные объекты, экспозиции музеев), а также этнографические памятники

материальной и духовной культуры, отражающие национальную специфику

жизни народов (обычаи, традиции, праздники, национальная кухня, одежда и

т.д.). По мнению эспертов Всемирной туристской организации республика

обладает значительным культурно-историческим потенциалом, который

формировался на протяжении тысячелетней истории становления белорус-

ской государственности.

Всего на территории Беларуси учтено свыше 17,5 тыс. памятников ис-

тории и культуры, из числа которых 2542 имеют национальное значение.

В Государственный список историко-культурных ценностей РБ внесе-

но 4811, в т.ч. 4694 материальных недвижимых объектов наследия, которые

включают 1655 архитектурных памятников и сооружений, 1125 – историче-

ских памятников, 57 – памятников искусства и 1857 – археологии. В соответ-

ствии со своими свойствами историко-культурные __________ценности делятся на че-

тыре категории:

«0» – историко-культурные ценности, включенные или предложенные

для включения в Список мирового наследия. Под этой категорией в Госрее-

стре отмечено 9 объектов – 1) дворцово-парковый ансамбль и комплекс мо-

настыря иезуитов в г. Несвиже, 2) Борисоглебская (Коложская церковь XII в.

в г. Гродно), 3) Августовский канал, 4) церковь оборонительного типа в д.

Сынковичи Зельвенского района, 5) Замковый комплекс Мир, 6) Дуга мери-

диана Струве (2) пу…) на территории Брестской области, 7) Каменецкая

башня, 8) Спасо-Преображенская церковь в г. Полоцке, 9) дворцово-

парковый ансамбль в г. Гомеле.

Самые значительные объекты охраны от РБ включены в Список Все-

мирного и культурного наследия ЮНЕСКО. Это замковый комплекс «Мир»,

архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиж,

«Дуга Струве», и «Беловежская пуща». В РБ концентрируется 4 из 812 объ-

ектов Всемирного наследия (0,49%), при ее доле в мировом населении в 3

раза меньшей (0,15%).

«1» – наиболее уникальные историко-культурные ценности, художест-

венно-эстетические и документальные достоинства которых представляют

международный интерес (42 объекта). Среди них – исторические центры г.

Гродно и г. Минска, Брестская крепость, комплекс иезуитского коллегиума в

г. Полоцке, ратуша и Преображенская церковь в г. Чечерске Гомельской об-

ласти, Лидский замок, фрагменты Новогрудского замка и др.

«2» – достопримечательные историко-культурные ценности, характе-

ризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия

всей республики – 562 объекта. Среди них выделяются: исторические центра

гг. Бреста, Пинска, Кобрина, Полоцка, Троицкий костел в д. Ишколдь Бара-

новичского р-на Брестской области, церковь-крепость в д. Мурованка Щу-

чинского района Гродненской области, Софийский собор в Полоцке, костел

Иоанна Крестителя в д. Комал Поставского района Витебской области и мно-

гие другие.

«3» – историко-культурные ценности, характеризующие отличитель-

ные __________черты историко-культурного наследия отдельных регионов республики.

По оценкам БелНИИПградостроительства в туристско-экскурсионном

показе можно использовать около 2 тысяч объектов. Но на практике турист-

ско-экскурсионные маршруты даже в период наиболее массового развития

экскурсионного туризма в 1980-е гг. охватывали менее 1/3 пригодных к пока-

зу памятников истории и культуры. Резервы использования культурно-

исторических объектов связаны с реставрацией памятников, благоустройст-

вом подъездных путей и прилегающих территорий, разработкой новых тем

экскурсий.

2. В тематической структуре экскурсионных объектов можно выделить

несколько основных групп.

Особое место занимают памятники археологии, широко используемые

в экскурсионном показе (курганы, стоянки, селища, городской культурный

слой, надмогильные и культовые сооружения, сохранившиеся объекты древ-

них производств, орудия труда, предметы быта, оружие, украшения и др.).

На территории Беларуси известно около 900 памятников каменного и

бронзового веков, около 1500 городищ и селищ раннего железного века, око-

ло 6 тыс. курганных могильников, обнаружено свыше 100 объектов культо-

вого назначения. В целом археологические памятники чаще встречаются на

севере республики. Археологические материалы составляют крупнейшую

группу музейных коллекций Беларуси (свыше 425 тыс. предметов).

Большую известность приобрели монументальные памятники эпигра-

фики XII в., обнаруженные в русле Западной Двины. – Борисовы камни – ог-

ромные валуны с высеченными шестиконечными крестами и надписями

«Господи, помоги рабу своему Борису» (1128 г. во время страшного голода).

В 1930-е гг. 3 валуна были взорваны «с целью борьбы против религии», один

из камней в конце XIX в. перевезен в Москву, где хранится в музее–

заповеднике «Коломенское», валун из д. Подкостельцы в 1981 г. перевезен в

Полоцк и установлен рядом с Софийским собором. Среди сохранившихся

объектов древних производств выделяются шахты по добыче кременя 3-5

тыс. лет назад в п. Красносельский Волковысского района, печи, в которых 2

тыс. лет назад выплавляли железо (городище Лобенщина Минского р-на,

Каньки Витебского р-на, Свидно Логойского р-на).

Памятники истории представляют цепь важнейших событий в жизни

белорусского народа. Они связаны с военными сражениями, становлением

государственности, национально-освободительным движением. Тематиче-

ское содержание этих памятников определено тем, что в силу своего геопо-

литического положения Беларусь была ареной постоянных военных столкно-

вений. Поэтому доминируют братские могилы воинов и жертв военных со-

бытий, массовых репрессий, могилы известных людей, мемориальные ком-

плексы. Вместе с тем история многих городов и местечек представляет бога-

тый экскурсионный материал государственно-политического характера, свя-

занный с эпохой Средневековья и деятельностью выдающихся представите-

лей белорусских родов – Огинских, Сапег, Радзивиллов, Хрептовичей, Ель-

ских и др. (Полоцк, Туров, Новогрудок, Слоним, Пружаны, Слуцк, Пинск,

Бешенковичи, Залесье и т.д.).

На Беларуси сохранилось большое количество памятников Отечест-

венной войны 1812 г., имеющих историко-познавательное значение. В честь

100-летия первой победы русской армии над войсками Наполеона в Кобрине

был установлен памятник (1912 г.) – бронзовый орел с лавровым венком в

когтях. Стоят памятники на местах сражений у деревень Островно и Клясти-

цы (Бешенковичский р-н), Поддубно (Пружанский), Солтановка (Могилев-

ский). О героической обороне Бобруйской крепости, а также Березинской

операции также осталась историческая память (группа памятников в районе

городе Борисова). Гранитный 26-метровый обелиск, увенчанный двуглавый

орлом, установлен в 1912 г. в Витебске. В Волковыске создан музей, в доме,

где размещался штаб Багратиона. Представляют интерес места, в которых

останавливался Наполеон (дворец витебского губернатора, дворец Хрепто-

вичей в Бешенковичах, монастырь кармелитов в Глубоком и др.).

С белорусской землей связаны страницы истории движения декабри-

стов и попытка восстания в Бобруйской крепости (1826). В Могилеве создан

музей декабристов, в городах, зданиях, связанных с их именами установлены

мемориальные знаки.

Национально-освободительное движение на территории Беларуси вы-

ливалось в массовые восстания 1794, 1863-1864 гг. Имена лидеров повстан-

цев Тадеуша Костюшко, Якуба Ясинского, Томаша Вовжецкого, К. Калинов-

ского связаны с белорусской землей. В Троицком костеле д. Волчин Каме-

нецкого района похоронен уроженец этой земли, последний король РП Ста-

нислав Понятовский.

Определенный интерес представляют историко-революционные па-

мятники – памятное место Курловского расстрела 1905 г. на Привокзальной

площади в г. Минске, Дом-музей I съезда РСДРП, памятник В.И. Ленину в

Минске, мемориальный комплекс Дзержиново, открытый на родине извест-

ного советского деятеля Ф.Э.Дзержинского.

Самая многочисленная группа памятников истории посвящена событи-

ям Великой Отечественной войны. Подвиг народа увековечивают свыше 6

тыс. памятников и большое количество музеев. Военно-патриотическая тема-

тика экскурсионного туризма в основном связана с наиболее известными и

посещаемыми объектами – мемориальным комплексом «Хатынь», «Дальва»,

«Брестская крепость-герой», Курган Славы, «Прорыв», монумент на площа-

ди Победы в Минске, комплекс «Оборонная линия Сталина». Событиям но-

вейшей истории посвящен монумент в честь павших воинов-арганцев, от-

крытый в 1996 г. на Острове Слез в г. Минске.

3. Художественно-эстетические особенности наиболее ценных памят-

ников белорусского зодчества дают представление о развитии национальной

архитектуры. Наглядно свидетельствует об этом культовое искусство храмо-

вого строительства. Шедеврами древних школ зодчества XI-XII вв. являются

Полоцкий Свято-Софийский Собор, Полоцкая Спасо-Ефросиньевская цер-

ковь, Гродненская Свято Борисо-Глебская церковь, Витебская Свято-

Благовещенская церковь. Помимо византийского прототипа эти памятники

демонстрируют принципы местной школы – центрично-пирамидальная ком-

позиция архитектурных форм (башнеподобный тип крестово-купольного

храма), система кладки с чередоваием рядов плинфы и каменных блоков, ис-

пользование кокошника как элемента декора. Школа мастера Иоанна (По-

лоцкая).

В XIII-XIV вв. белорусская архитектура приобретает оборонительные

черты. Начинается строительство замков, число которых к середине XVI в.

достигает 80. Замки располагались таким образом, что расстояние между ни-

ми преодолевалось за однодневный конный переход. До наших дней сохра-

нились замки в Мире и Лиде, руины древних замков в Новогрудке, Гродно и

Крево, замков XVI-XVII вв. в Гольшанах (Ошмянский р-н), Любчи (Ново-

грудский р-н), Смолянах (Оршанский), Гераниках (Ивьевский р-н). Элементы

оборонного зодчества помимо знаменитых Сымковичской и Мурованковской

церквей просматриваются в храмах Сморгони и Заславля XVI в., дме-

крепости в Гайтюнишках (XVI в.). Самым выдающимся памятником оборо-

нительного типа является Каменецкая башня-донжон (XIII в.). В архитектуре

XIV-XVIII вв. творчески осваивались черты и приемы стилей готики, ренес-

санса и барокко. В готически-ренессансной архитектуре XIV-XVI вв. скла-

дывается своеобразная система декора фасадов – красно-белого цвета (вы-

ступающие части стен имели натуральный цвет красного кирпича, углубле-

ния затирались белым).

В XVI-XVII вв. главенствующим художественным стилем становится

барокко. Он оставил самое богатое наследие. По приглашению магнатов на

Беларуси создают свои творения известные европейские мастера: итальянцы

Бернардони, Фонтана, Сакко, Спампани, немцы Беккер и Кнобель, голланд-

цы Нонхарт, Ван Даден и др. Первым зданием, построенным в стиле барокко

на территории РП, стал несвижский костел Божьего тела (фарный костел) –

1584-1593 гг. Известными произведениями архитектуры барокко помимо

дворцово-паркового комплекса являются также костел св. Андрея в Слониме,

францисканский, шыдитский, бернардинский и бригитский костелы в Грод-

но, иезуитский коллегиум и францисканский костел в Пинске, Крестовоз-

движенская церковь в Жировичах, Николаевская церковь и ратуша в Моги-

леве, костел бернардинок в Минске. Особенной легкостью и пластичностью

отличаются памятники позднего «виленского» барокко (арх. Глаубиц), со-

единяющего в себе элементы рококо (многоярусные ажурные башенки,

утонченность и прихотливая узорчатость линий). Памятники – костел Иоанна

Крестителя в Столовичах, костел кармелитов в Глубоком, церковь в Березве-

чье под Глубоким, Борунах.

Стиль барокко нашел отражение в скульптуре и посписях костелов –

фресковые циклы Николаевской церкви Могилева, иконостас Георгиевской

церкви Давид-Городка, алтарная композиция францисканского костела в

Минске. Искусство барокко нашло отражение в живописи – икона, шляхет-

ский портрет, в ткачестве, поливаной керамике, ювелирной технике, книж-

ной гравюре.

С конца XVIII в. в искусстве архитектуры Беларуси распространяются

формы русского классицизма, благодаря творчеству известнейших русских

мастеров – М. Львова, Стасова, Мельникова, Кваренги. Памятниками этого

стиля стали Иосифовский собор в Могилеве, дворец Румянцевых-Паскевичей

в Гомеле, Дом Дворянского собрания в Слуцке. Черты классицизма прояви-

лись в памятниках дворцового зодчества – магнатских резиденциях в Щор-

сах, Ружанах, Пинске, Святске, Щучине, Снове, Жиличах, Воложине, Зале-

сье, Бешенковичах.

В первой трети XIX в. классицизм осваивает черты ампира, а со второй

половины XIX в. стилевость архитектуры распадается. Преобладают разные

мелкие эклектические течения. К началу ХХ века это были неоклассицизм,

псевдоготика, псевдорусский стиль, модерн. В архитектуре конца XVIII–нач.

ХХ вв. наибольшим своеобразием отличаются костел в Сарье (1852–1857 гг.,

Верхнедвинский р-н), костел св. Симеона и Елены в Минске (1908–1910 гг.),

Воскресенский собор в Борисове (1874 г.), Покровский собор в Барановичах

(1924–1931 гг.), дворец Пусловских в Коссово (1839 г., Ивацевичский р-н).

Среди архитектурных памятников советского периода следует отме-

тить общественные здания, построенные в 1930-е гг. в Минске по проектам

И. Лангбарда: Дом правительства, Дом офицеров, главный корпус Академии

наук, здание Национального театра оперы и балета. В послевоенный период

созданы ансамбли площади Независимости, Победы, проспект Независимо-

сти в Минске. Современное искусство белорусской архитектуры демонстри-

рует здание Национальной библиотеки.

4. Существенный культурно-исторический потенциал сосредоточен в

белорусских музеях (134), среди которых 69 (51%) составляют комплексные

краеведческие, 36 (27%) – исторические, 14 (10%) – естествоведческие, 13

(10%) – искусствоведческие и др. Музейный фонд Беларуси включает более 3

750 тыс. предметов, из которых 2 805 тыс. (72%) относятся к основному фон-

ду.

Наиболее широкими музейными собраниями обладают Национальный

музей истории и культуры Беларуси (Минск), Витебский областной краевед-

ческий музей, Гродненский государственный историко-археологический му-

зей, Национальный художественный, Музей истории Великой Отечественной

войны. В структуре музейных коллекций основное место занимают археоло-

гические материалы (19%), нумизматические коллекции (16%), фотомате-

риалы (13%), документальные источники и печатные издания (по 12%). От-

носительно невелик удельный вес произведений изобразительного искусства

(5%) и этнографических коллекций (3%).

Численность посетителей музеев после кризиса периода 1990-х гг. по-

степенно растет. Высоким уровнем использования музейного фонда отлича-

ется столица республики – Минск. Большой популярностью у туристов поль-

зуются Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, археологический

музей «Берестье», музей истории книгопечатания в Полоцке, Музей народ-

ной архитектуры и быта в деревне Строчица, а также Музей материальной

культуры «Дудутки», Музей валунов (г. Минск). Среднее количество посе-

щений музеев в год достигает почти 400 посещений на 1 тыс. жителей.

Социологические исследования экскурсионных потоков в музеях Бела-

руси показывают, что в числе посетителей преобладают местные жители

(97,6%), а зарубежные гости из Польши, Литвы, России, Украины, Германии

составляют всего 3,3%. При этом в общем потоке преобладают минчане

(46%) и жители областных центров (26%).

Очевидно, что работа по широкому вовлечению объектов историко-

культурного наследия в экскурсионный показ требует подготовленных кад-

ров и квалифицированного менеджмента на всех стадиях разработки и реали-

зации туристско-экскурсионного продукта.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.101 с.)