![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное понимание сознания личности
Анализ исторически сменявших друг друга теоретических взглядов на природу сознания позволяет перейти к рассмотрению современной его трактовки. Что же такое сознание? Каковы его функции и возможности изучения.
Сознание человека есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек. К основным функциям сознания относятся следующие: отражательная, порождающая (творческая), регулятивно-оценочная, рефлексивная, духовная. Эмпирически сознание выступает как совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучается рядом наук — философией (основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию), логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией и др. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: сознание всегда — это сознание чего-либо ); способностью к рефлексии, самонаблюдению(осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно — оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид). Эмпирическое изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессознательное, которое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно — в виде искажений сознания). По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Поэтому сознание либо рассматривалось как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось, по существу, метафорически («свет сознания», «поле сознания», «сознание — общий хозяин психических функций» и т. д.), либо столь же неправомерно отождествлялось с какой-либо психической функцией (чаще всего со вниманием или мышлением). В первом случае о конкретном (в том числе экспериментальном) изучении сознания вообще не могло быть речи, во втором — этот вопрос подменялся изучением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что сознание для научной психологии — вообще фикция (У. Джеймс).
Вторая трудность вытекает из первой: сознание (как и отдельные психические функции) не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций сознание (из-за его «бескачественности») не удается «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым его можно было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенных единицах времени, сравнивать сознание в определенные отрезки времени). Важной для конструктивного анализа сознания явилась восходящая к И. Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих его определенным образом. Решающее значение для решения проблемы сознания сыграли положения идеи Гегеля о том, что структуры сознания имеют социокультурный характер, сформировались филогенетически в ходе истории человечества, под влиянием надындивидуальных социальных структур. В отечественной психологии к числу факторов, влияющих на развитие сознания, относят также совместную деятельность (прежде всего, производственно-практическую). Состояния сознания Различные формы проявления сознания могут быть обнаружены при помощи специальной работы, называемой термином «практика сознания». Практика сознания, т.е. работа с сознанием выражена в т.н. рефлексии, в способности человека выделять свое существование, делать его предметом осознания. Выход человека из «поглощенности» процессом жизни связан с обращением им внимания на процесс собственного отношения к миру (отражения данного мира). Таким образом, в переживании человеком собственных отношений, их осмыслении, оценке с точки зрения соответствия общественным нормам, выработке собственной позиции (нравственной, познавательной) проявляется его действующее сознание. Предметом внимания с его стороны становится не сам мир (его процессы, явления), а осознанное к нему отношение. Вместе с тем не все содержание сознания может быть «охвачено», понято размышляющим о себе субъектом. Это связано с объемностью содержания, многомерностью измерений и проявлений сознания.
С точки зрения непосредственного функционирования сознания целесообразнее говорить о его состояниях. Перечислим лишь некоторые из них: наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, многие патологические состояния сознания и т.д. Состояние сознания (функционирующее сознание) задается его сложнейшей практикой, механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложившийся тип жизнедеятельности человека.[5] Понятие встраивания говорит о социальной обусловленности содержания, форм проявления сознания, которые в значительной степени определяются культурно-историческим контекстом, влияющим на формирование сознания отдельных индивидов и социальных групп. С культурно-исторической точки зрения существуют два вида практики, которые формируют (а точнее — осуществляют) сознание как целое — это магия и вера. Магия — волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов.В соответствии с первым видом практики образуется (формируется) мифологическое сознание, в соответствии со вторым — религиозное. Индивидуальное обыденное сознание конкретного человека, таким образом, оказывается «встроенным» в существующую практику «диалога» с миром со стороны его предков. Символическая форма данного диалога становится «достоянием» сознания отдельного человека.[6] Для каждого времени характерны те виды общественной практики сознания, которые образуют его «частные» формы (как определенным образом структурированную проекцию «сознания вообще» — этическое, правовое, политическое, эстетическое, научное и т.д.). Таким образом, для нравственного сознания, например, конкретными феноменологическими воплощениями будут такие образования, как стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) – внешняя монологическая инстанция, регулирующая поверхностный слой социальных отношений, и совесть (чувство раскаяния, базирующееся на переживании отпадения, отчуждения) – внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая подлинное приобщение и причастность к универсальному бытию. В отечественной психологии традиционной является трактовка деятельностного обусловливания сознания, т.е. развития его в процессе участия человека в основных видах деятельности (игре, учении, труде) и общении. К реальностям сознания, описываемым понятием структуры сознания, относятся, например, субъект-объектная оппозиция, ценностные и смысловые установки, фетишистски-прагматические образования (догматизм, предрассудки, очевидности и др.), системы воззрений и т.д. Структуры сознания, как правило, дискретны в пространстве (носителями их могут быть отдельные индивиды, группы, сообщества) и непрерывны во времени.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.28 (0.008 с.) |