Вопрос 1. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности детей с речевыми нарушениями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности детей с речевыми нарушениями.



Особенности внешнего проявления эмоциональных проявлений проявляются:

- по мимике (выразительным движениям мышц лица);

- пантомимике (выразительным движениям всего тела);

- «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, вибрации голоса).

Мимика. Возникающие у детей проблемы с речевыми нарушениями вызываются: нарушения артикуляции, замедленном темпе, плавности сопутствующих движений в мимической мускулатуре.

Пантомимика. Характерные для детей с ОНР нарушения в формировании общей и мелкой моторики приводят: к нарушению координаций движений, равновесия, быстрой истощаемости и утомляемости, заметных отклонений в состоянии мышечного тонуса, ограничениям объема движений, замедленному темпу, нарушению ритма, невозможности выполнения, казалось бы, простых двигательных заданий. Нарушения в моторной сфере приводит к неловкости в навыках самообслуживания, задержке развития готовности руки к письму, рисованию и другим видам ручной деятельности. Эти особенности препятствуют развитию выразительных движений тела.

«Вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса). Трудности проявляются:

- трудности дифференциации интонационных различий;

- замене вопросительной интонации повествовательной;

- изменении силы голоса;

- переносе логического ударения на другое слово в предложении;

- попытке необоснованного и неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы.

Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников, что приводит к формированию и закреплению у детей отрицательного эмоционального багажа.

Нарушения коммуникативной функции таких детей выражаются:

- снижении потребности общения;

- несформированности способов коммуникации;

- особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Вопрос 2. Принципы проведения исследований в области специальной психологии. Психодиагностика (общие положения, структура и основные подходы).

В целом проведение исследований в области специальной психологии должно соответствовать следующим принципам: Принцип сравнительности - р езультаты исследования должны быть сопоставлены с аналогичными данными, полученными на такой же по возрасту выборке нормально развивающихся детей. Принцип комплексности, иначе говоря — всесторонность изучения ребенка. Принцип системности. Принцип динамического изучения ребенка в сочетании с качественным анализом
результатов психодиагностики
. Качественный подход предполагает не только выявление негативных сторон в психологическом портрете ребенка, но, что еще более важно, — это указания на позитивные элементы его развития, на его сохранные стороны, составляющие потенциал, на который следует опереться в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями.

Билет 19

Вопрос 1. Коммуникативные возможности детей при нарушениях речи.

Нарушается коммуникативная сфера, ограниченность контактов, завышенный уровень притязаний, завышенная самооценка, развития невротизации; очень часто наблюдается внутриличностный конфликт, который вызван несоответствием завышенного уровня притязаний и недостаточным развитием своих возможностей; конфликтность, неуверенность в своих силах; либо наоборот комфорные, часто попадают под плохое чужое влияние

Вопрос 2. Причины и классификация отклонений в развитии детей.

Причины нарушения развития – воздействие на организм внутренних (эндогенных) или внешних (экзогенных) факторов, которые определяют специфику поражения (нарушения) психомоторных функций: Биологические, Социальные, Психологические, Педагогические

Оказывают воздействие в период зачатия, в период родов или послеродовом развитии (натальный, пренатальный, постнатальный периоды)

Многообразие неблагоприятных условий можно разделить на внешние и внутренние условия. При этом их существование может быть независимым; может быть и таким, при котором одно трансформируется в другое. Также их можно разделить на статичные и динамичные. Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия были выделены 5 основных условий нормального психического развития: сохранность структур функций ЦНС; сохранность анализаторных систем; сохранность речевых систем; физическое здоровье и адекватное возрасту обучение и воспитание.

1) задержка развития - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах, 2) недоразвитие (деменция, олигофрения), 3) поврежденное развитие - это тяжелые нарушения отдельных анализатор них систем (слуха, речи), 4) дефицитарное развитие, 5) искаженное развитие (несоответствие развития разных сфер психики, необратимо), 6) дисгармоничное развитие

Билет 20.

Вопрос 1. Причины и классификация нарушение слуха. Социально-педагогические условия развития психики детей с недостатками слуха.

Причины: К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости.

Вторую группу составляют факторы эндо- или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), обуславливающие появление врожденной тугоухости. Инфекционные заболевания мамы, интоксикация или несовместимость крови и резус-фактора.

К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости. Наиболее часто такой причиной являются последствия острого воспалительного процесса в среднем ухе. Стойкие приобретенные нарушения слуха чаще всего связаны с поражением внутреннего уха и ствола слухового нерва. В этиологии стойких нарушений слуха у детей особенно велика роль инфекционных заболеваний. Одной из причин возникновения нарушений слуха являются различные травмы.

Классификация нарушений слуха Л.В. Неймана:

Тугоухость

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ (доступно речевое общение, воспринимает речь на расстоянии более 1-2 м)

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ (речевое общение затруднено, воспринимает речь на расстоянии 1 м)

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ (общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха)

Глухота

1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц;

2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше

Дети с минимальными остатками слуха (первая и вторая группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан). Глухие дети с лучшими остатками слуха (третья и четвертая группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.). Глухие дети, отнесенные к третьей и четвертой группе, в состоянии различать речевые звучания — несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.

В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.154 (0.01 с.)