Новые подходы к преподаванию обществознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые подходы к преподаванию обществознания



Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.

Обществознание должно присутствовать в школе с 1 по 11 классы. Оно не должна носить концентрический или линейный характер. Следует использовать новый принцип выстраивания этого курса – уровневый. Каждый уровень является ведущим на определенной ступени образования. В 1-7 классах обществознание ориентируется на возможность учащихся получить гражданский опыт через практикоориентированное изучение процессов общественной жизни. В 8-9 классах усиливается теоретический аспект, школьники систематизируют полученный ранее опыт, знакомятся с научными теориями и концепциями. В 10-11 классах происходит осмысление процессов, происходящих в современном глобальном мире с точки зрения полученного ранее опыта и приобретенной системы знаний. Таким образом, выстраивается модель: ОПЫТ – СИСТЕМАТИЗАЦИЯ – ОСМЫСЛЕНИЕ. Это может быть представлено в виде следующей таблицы:

 

СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ УРОВЕНЬ ДЕЙСТВИЙ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ УРОВЕНЬ КОММУНИКАЦИИ
1. 1-4 классы 5-7 классы Эмпирический Практический опыт Как поступать? Что делать? Что такое хорошо, что такое плохо? Я и ближний круг общения (начальная школа) Я – гражданин России (5-7 класс)
2. 8-9 классы Абстрактный Систематизация Как можно поступать? Что я делаю и почему? Я - представитель гражданского общества
3. 10-11 классы Глобальный Осмысление Зачем так поступать? В чем смысл моих действий? Я в глобальном мире

Каждый следующий уровень (мышления, действий, понимания, коммуникации) не должен пониматься в отрыве от предыдущего – необходимо органически включать на новой ступени то, что было на ранней стадии. Так, например, в 10-11 классах будет использоваться практический опыт учащихся и уровень систематизации знаний для осмысления происходящих явлений. При этом необходимо сохранить межкурсовую преемственность и межпредметное взаимодействие. Уровневый подход сочетает в себе сильные стороны линейности и концентричности. Приоритет отдается практической направленности и конкретности рассматриваемых вопросов.

На общеобразовательном уровне интеграция преобладает над модульным принципом, который более подходит для профильных курсов, где преподавание более рационально строить по отдельным научным областям.

Позитивистский (фактологический) подход в обществознании следует сочетать с проблемным преподаванием. Представляется неэффективным превращать обучение в заучивание набора определенных теорий, признаков, характеристик, законов, терминов и т.п. В старшем школьном звене (10-11 классы) рассмотрение общественных проблем становится ведущим способом рассмотрения содержания обществознания. Преподавание должно строится на нарастании проблемности в каждом этапе.

Новым является отказ от «сферного» подхода к рассмотрению общественного развития, так как в современном мире невозможно выделение сфер даже условное, стираются границы между ними. Поэтому рассмотрение сфер дает искаженную картину мира, а также не дает четких целевых установок и ценностных ориентиров.

Система преподавания обществознания может быть построена по следующим ступеням:

1. Начальная школа (1-4 классы) – этический акцент (этическое образование). Рассмотрение правил и норм. На первый план выдвигается нравственная составляющая. Позиция – «Я среди близких мне людей».

В результате учащиеся должны понимать, что правильно и что неправильно, а также приобрести опыт поступков (действий). Результативность проверяется через обсуждение разных ситуаций, высказывание собственных суждений и т.п. Поступки относятся к области воспитания (не следует ставить отметок, но стоит обращать на это внимание с акцентом на позитивность – поощрение правильных поступков).

Не представляется целесообразным создавать отдельный курс. Структурно преподавание обществознания на данном этапе не выделяется в качестве отдельного школьного предмета. Содержание может в виде модулей включаться в имеющиеся предметы (литература, окружающий мир, история и другие).

2. Преподавание обществознания в 5-7 классах предпочтительно с введением отдельного курса (предмета). Курс может называться «Я – гражданин России». Акцент продолжает делаться на опыт и связан с системой гражданского образования. На первый план выдвигается гражданская составляющая. Позиция школьника – «Я – гражданин России».

Право является общей рамкой для рассмотрения тем. Экономика – как условие существования человека в мире. Социология – рассмотрение отношений в группе. Психология – понимание себя и механизмов действия других людей.

На данном этапе сохраняется связь с предыдущим уровнем, так как мораль связана с культурой и общими делами. Гражданин – морален, придерживается законов, знает о своих правах, умеет быть потребителем и т.п. В качестве практического опыта желательно использовать на этом этапе включение школьников в социальное проектирование или проведение гражданских акций на уровне местного сообщества.

3. Преподавание обществознания в 8-9 классах требует обязательного выделение специального школьного предмета. Условное название курса – «Я – представитель гражданского общества» или «Основы гражданского общества». Опираясь на полученный на первой ступени социальный опыт, учащиеся получают системное представление о существующих взаимосвязях и отношениях. Следует строить преподавание на изучении теорий, понятий, концепций, связанных с общественными дисциплинами, но без отрыва от практического уровня. Возрастает степень абстрагирования.

Представляется неэффективным разделение обществознания на отдельные сферы общественной жизни на этом этапе. Особое внимание следует уделить концепции гражданского общества, понимаемого как объединяющий результат взаимодействия государственных структур, общественных организаций, предпринимателей, обычных граждан. На этой ступени наиболее эффективно будет использование социального проектирования как интеграции знаний с практическими действиями по решению социальных проблем.

4. Преподавание в 10-11 классах – глобальное мышление, уровень осмысления. Обществознание может состоять из двух взаимодополняющих курсов – «Человек в глобальном мире» (10 класс) и «Россия в глобальном мире» (11 класс). «Отличительной особенностью является открытость – в 11 классе вопросы скорее ставятся, чем требуется находить на них ответы. Расширяется круг источников информации, требуется поиск новых информационных ресурсов, проверяются в действии имеющиеся знания и навыки. Особое внимание уделяется межпредметности – на этом уровне достигает максимума интеграция разных школьных предметов.

Первый курс может включать в себя международное право, гражданство в глобальном мире, культура и религия в информационном обществе, новые представления о частной жизни, человеческий капитал, мировоззрение и идеология, государство всеобщего благоденствия, профессионализм в современном мире и профессиональная успешность. О втором курсе подробнее будет сказано ниже.

Требования к современному учебнику обществознания

- научная корректность (точное использование фактов и понятий),

- доступность языка (простота, ясность и недвусмысленность терминов, соответствие возрасту и объема имеющимся временным рамкам),

- открытость для обсуждения (многосторонний взгляд, понимание многообразия современного мира и представление разных мнений и подходов),

- логичность (последовательность изложения, отсутствие противоречий, четкая структура),

- адекватность методики современным требованиям (наличие заданий, проблемных вопросов, многоуровневость и разнообразие заданий),

- иллюстративность (наличие примеров, ярких образов, схем и таблиц, фотографий и рисунков),

- гуманистическая направленность (акцент на человека и его значимость, в том числе демократизм, открытость, патриотизм),

- воспитательная направленность,

- актуальность рассматриваемых вопросов (общественный интерес, связь с имеющимися требованиями и стандартами).


ГЕОГРАФИЯ

1. Цели и задачи образовательной области в системе общего образования

География формирует восприятие мира в виде единой целостной системы, состоящей из взаимосвязанных терри­ториальных природно-общественных систем, которые живут и развиваются по определенным законам. Школьная география - единственный школьный предмет, относящийся одновременно и к естественному и к общественному циклам учебных дисциплин и формирует систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях в жизненном пространстве человека. География дает уча­щимся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о непосредственной среде обитания человека, так и о Земле как о планете людей.

Главная цель географического образования заключается в овладе­нии учащимися законченной системой географических знаний и умений, необходимой для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире, адекватной ориентации в нем и подготовке к решению многих проблем жизни общества: политических, экономических, социальных, экологических.

Задачи географического образования направлены на:

1) формирование системы комплексных географических социально-ориентированных знаний:

· о целостности и неоднородности Земли как о планете людей в пространстве и во времени;

· законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов;

· о закономерностях развития и взаимосвязи природы, населения и хозяйства на разных территориальных уровнях;

· об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

· о проблемах взаимодействия общества и природы, рациональном природопользовании и необходимости охраны окружающей среды;

· об адаптации человека к географическим условиям проживания;

· о географических подходах к устойчивому развитию территорий;

· о выдающихся географических открытиях и географических методах познанияразнообразных сторон современного мира; роли географии в формировании современной естественнонаучной картины мира;

2) овладение умениями:

· самостоятельно находить, передавать и анализировать географическую информацию, использовать географические знания и умения при анализе, оценке и объяснении разнообразных процессов и явлений;

· пользоваться современными информационными и компьютерными технологиями;

· пользоваться географической картой (атласом) для поиска, ин­терпретации и презентации географической информации;

· ориентироваться на местности, вести наблюдения и исследования за природными и социально-экономическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями, устанавливать связи между ними;

· применять приобретенные географические знания в повседневной жиз­ни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, оценивать уровень безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории;

3) развитие:

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей для ориентации в окружающей географической действительности, в проблемах взаимодействия общества с природой;

· географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельностно-ценностного отношения к окружающей среде;

· комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды;

· Развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, своей страны и «малой родины»;

4) воспитание:

· научного мировоззрения на основе формирования представлений географической картины мира и формирования общей культуры;

· осознания единства природы, хозяйства и населения - идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

· воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, уважения к другим народам и культурам;

· деятельностно-ценностного отношения к окружающей среде.

2. Принципы и варианты построения курса

В школьной географии ведущими принципами построения курса служат базовые принципы, отражающие современ­ные тенденции развития географической науки и имеющие структурно-методическую направленность.

Принцип целостности школьной географии выступает в роли системообразующего фактора, обеспечивающего целостность содержания курса, когда между содержательными блоками курса существуют логические взаимосвязи. Необходимо конструктивное соответствие, как между школьными географическими курсами, так и между ними и целостной образовательной системой «География». Основу построения образовательной системы могут составлять единые системообразующие идеи, такие как комплексный подход, системная организация и иерархичность географической оболочки и природных комплексов, территориальность и др. Он обеспечивает последовательных переход от изучения отдельных компонентов природы и природных комплексов к изучению проблемам взаимодейст­вия «природа - общество» на всех иерархических уровнях: от крупных регионов до локального (местного) уровня.

Принципы преемственности. Преемственность обновления географического образования с существующими курсами школьной географии, которая также предусматривает необходимость установления логической связи и преемственности между понятиями и содержательными блоками (разделами) курса географии. Это предусматривает также согласованность изменения содержания школьной гео­графии с другими учебными предметами.

В основу составления разных вариантов изучения курса географии должен быть положен принцип соотнесенности образовательной системы «География» с образовательными стандартами и должно включать содержание, представленное в образовательных стандартах в виде фундаментального ядра содержания общего среднего географического образования.

Принцип междисциплинарности подчеркивает интегративный характер географического содержания, полиморфизм географического знания, которое интегрирует в себе экологические, эконо­мические, социальные, краеведческие зна­ния. Благодаря этому одни и те же проблемы, объекты материальной и духовной культуры и т.д. могут быть рассмотрены в нескольких аспектах. В курс вводятся междисциплинарные понятия, несущие ценностно-нормативную нагрузку: природные условия, природные ресурсы, окружающая среда, взаимосвязи человека с природой, рациональное природопользование, универ­сальная ценность природы, население, хозяйство и др.

Принцип регионализации. География единственный предмет, знакомящий учащихся с региональным (терри­ториальным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональ­ной политики. Способствует детальному рассмот­рению регионов России и мира, выявлению в них природных, соци­альных, хозяйственных, национальных и экологических особен­ностей. Принцип регионализации находит свое воплощение также в реализации краеведческого подхода как лучшей формы синтеза познавательного и эмоционального компонентов.

Принцип развития понятий заключается в связи теоретичности и доступности в школьной географии, что означает необходимость учета соответствия содержания, изучаемого учащимися, их возрастным и психологическим особенностям с последовательным развитием ведущих географических понятий на протяжении изучения всего курса географии.

Принцип сочетания научности и увлекательности в школьной географии. Этот принцип базируется на фундамен­тальности знаний, связанных с формированием научной карти­ны мира. Реализация этого принципа позволяет сформировать четкую и последовательную иерархическую систему географи­ческих знаний, ориентированного на эмоционально-образ­ное изучение географического материала.

Принцип проблемности и историзма позволяет понять социокультурную обусловленность науч­ного познания, закономерности в разви­тии географических знаний о сущности явлений и процессов, историю взаимоот­ношений общества и природы, особенно­сти стратегии современного устойчивого развития общества. Реализация этого принципа предполагает рассмотрение эволюции экономических, соци­альных, экологических проблем и раскрытие путей их разрешения с позиций общечеловеческих и обществен­но значимых ценностей.

Культурологический принцип позволяет реализовать цели гео­графического образования - воспитание географической и эко­логической культуры как частей общей культуры. Основой культурологичес­кого принципа выступает система ценностей географического образования. Культурологический принцип дает возможность рассмот­реть многообразие культурных миров на планете Земля, ознакомить уча­щихся с различными традициями, спецификой материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Ценностный принцип направлен на формирование основ­ных ценностных ориентиров и усвоение личностных при­оритетов, адекватных общечеловеческим и общественно значи­мым ценностям, личностной ценостно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедея­тельности, на выработку эмо­ционально-волевых реакцийв отношении приро­ды и общества. Понятие «цен­ность» в курсе географии становится сквозным, а важнейшим способом действия школьников становят­ся оценочные умения, с помощью которых они осуществляют свою оценку, прогноз, выбор, принимают решения и от­стаивают свою позицию.

При построении разных вариантов курса географии необходимо учитывать принципы, отражающие личностно ориентированный характер обучения. Наиболее значимыми являются следующие принципы. Личностный принцип по­зволяет учащимся на основе субъективного опыта, включая опыт предшествующего его обучения, овладевать новыми ценностными ориентациями по отношению к природе, обществу, друг к другу. Личностный принцип реализуется на основе учета важности учебной деятельности и предоставления ученику воз­можности выбирать форму освоения содержания, например с помощью разнообразной системы заданий. Деятельностный принцип рассматривается в единстве с лич­ностным и позволяет вовлечь учащихся в различные виды деятельности, но с учетом выбора способов выполнения. Деятелъностность, закрепленная в географических образах, обеспечивает построение и использова­ние рефлексии как субъективной деятельности, что особенно необходимо при решении учебных и практических задач и различ­ного рода проблемных ситуаций. На основе этих принципов у учащихся вырабатывается геоэкологически оправданное поведение в повседневной жизни и формируется нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и мире в целом, учащиеся готовятся подготовка к решению разных социально ориентирован­ных задач

Варианты построения курса географии могут быть различными: может варьировать объем содержания и меняться последовательность изучения содержательных блоков; основу структурирования содержания могут составить разные системообразующие идеи и т.д. Но главным должна остаться компактная целостная структура, ориентированная на принципы построения курса географии и образовательные стандарты.

В качестве примера можно привести следующий, уже опробированный, вариант построения курса географии. В 6-м классе изучение географии начинается с землеведческого курса «Природа Земли и человек». Его главная цель - показать неоднородность Земли в пространстве и во времени. Региональные знания о целостности и дифференциации природы материков, крупных регионов и стран, а также об особенностях жизни и хозяйственной деятельности их жителей даются в 7-м классе в страноведческом курсе «Материки, океаны, народы, страны». А в 8-м и 9-м классах комплексный в своей основе курс «География России» - это главный курс в системе отечественного географического образования. Его цель - формирование географического образа своей страны во всем ее многообразии. Взаимодействие природы, населения и хозяйства рассматривается на основе комплексного подхода (с пе­реходом к единым природно-хозяйственным районам). В старшей, профильной школе, в 10-м и 11-м классах предусмотрен более сложный курс «Общая география», обобщающий все предыдущие знания и дающий знания и понимания географической картины мира, месте и роли географии в современной науке, жизни современного общества, решении его проблем.

 

Принципы отбора содержания

Важнейшими принципами отбора и конструирования содержания географических знаний наиболее важное значение имеют следующие принципы.

Принцип научности и фундаментализации образования. Объем и система знаний, включаемых в учебный предмет, определяются прежде всего системой знаний, сложившихся в науке и основаны на организующей роли теории по отношению к практике, соче­тании индуктивного и дедуктивного подходов, ориентации на типологический подход, ознакомлении с методами научного познания и научных ис­следований: наблюдения, картографическим, статистическим, социологическим, моделирования, прогнозирования и др. Связь теоретичности, фундаментальности и доступности, сочетаний научности и увлекательности служит сохранению традиционной для отечественной школы ориентации учащихся на приобре­тение фундаментальных знаний и общенаучных умений и развитие их географи­ческого мышления. Учет принципа научности при отборе содержания курса географии позволяет знакомить учащихся с главными закономерностями, учениями, теориями и концепциями современной географической науки, а также такими сквозными направлениями ее развития, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация.

Принцип интеграция двух ветвей географии и усиление комплексных подходов. В школьной географии прослеживается четкая тенденция в объединении курсов физической и экономической географии, в создании курсов, где общеземлеведческие знания тесно взаимосвязаны с комплексным страноведением.

Гуманизация содержания выражается в «очеловечивании» школьной географии, в усилении внимания к человеческому, личностному фактору, к социальным аспектам развития общества. Принцип гуманизации объясняется общей тенденцией науки, рассматривающей центральное положение человека в ней. Реализация принципа гуманизации позволяет подвести учащих­ся к выводу, что от че­ловека и от ценностной направленности его деятельности зави­сит будущее страны и мира. Такая позиция проявляется в повышенном внимании к компонентам этического (нравственного) и эстетического воспитания, усилении эмоциональных компонентов содержания курса. В курсе географии в большем объеме, чем ранее, отводится место для изучения истории географических открытий и исследований, населении отдельных стран и регионов (его быте, языках, культуре, религиозных особенностях), а также непроизводственной сфере и сведениям из других наук, изучающих человека (истории, этно­графии, социологии и др.).

Принцип экологизации содержания всех курсов школьной географии направлен на усиление ресурсоведческих вопросов, проблем сохранения живой и неживой природы, охраны окружающей среды. Особое место должно быть отведено знакомству с экологическим аспектом концепции устойчивого развития общества, знакомству с современными способами планирования многофункционального экологически безопасного и бесконфликтного природопользования, опирающегося на приоритет зональной и региональной специфики территорий

Принцип экономизации программы по географии должен найти отражение в усилении внимания к понятиям экономической географии и экономики, к изучению трудовой деятельности человека - одной из форм взаимодействия природы и общества, к рассмотрению структуры об­щественного производства, его темпов роста и масштабов, повышения его эффективности, к оз­накомлению школьников с трудовыми навыками населения различных территорий;

Принцип деятельностной и практической направленности содержания школьной геогра­фии выражается в особом вниманием к формированию специфических для географии умений и навыков в тесном един­стве с системами изучаемых теоретических и эмпирических знаний. Необходимо уделять раскрытию приклад­ного, конструктивного характера современной географической науки. Знания из основной цели образования превращаются в средство деятельности.

Отбор содержания должен быть направлен также не только на формирование у учащихся знаний об основах географической науки и специфических географических умений, но и наумственное развитие, на формирования опыта творческой деятельности, (сравнения, обобщения, классификация, умозаключения и т. д.) и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятель­ности, т.е. на выработку у школь­ников таких качеств личности, как взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и будет содействовать формированию географической компетентности учащихся, их подготовке быть адекватными окружающей среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.7 (0.036 с.)