Залежність попиту та пропозиції туристичних послуг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Залежність попиту та пропозиції туристичних послуг.



Действия потребителей турпродукта определяются законом спроса и предложения. Закон спроса и предложения устанавливает причинно-следственную связь между тремя экономическими категориями: ценой, спросом и предложением. Суть его состоит в следующем: повышение рыночной цены на туристский продукт при прочих равных условиях уменьшает объем спроса и увеличивает объем предложения и, напротив, понижение рыночной цены увеличивает величину спроса на туристский продукт и уменьшает объем предложения. Зависимость спроса и предложения от цены можно представить графически (рис. 1.14).

График спроса имеет вид нисходящей кривой, а график предложения – восходящей. В точке пересечения кривых спроса и предложения достигается рыночное равновесие. Цена, при которой оно имеет место, называется равновесной ценой. Если цена устанавливается выше равновесной, то появляется излишек туристского продукта, возникает необходимость снижения цены до равновесной. Если установить цену ниже равновесной, то возникнет дефицит туристского продукта и возникнет необходимость повышения цены до равновесной. При увеличении или уменьшении спроса (предложения) кривые сдвигаются вправо и влево соответственно, что приводит к изменению равновесной цены. В большинстве случаев линия спроса для упрощения отображается в виде прямой, как показано на рис. 1.15, а. Престижные товары иногда имеют направление наклона кривой вверх, так как сложилось мнение, что более высокая цена является показателем более высокого качества турпродукта (рис. 1.15, б).

Оценка кривых спроса требует составления прогноза спроса при различных ценах. Исследователями могут разрабатываться модели,в которых предполагается, что какие-то факторы остаются постоянными. Однако на практике трудно порой определить, какая часть спроса изменяется под воздействием цены, а какая за счет других факторов. Экономисты показывают, что воздействие цены приводит к изменению величины спроса и графически выражается в движении по «кривой спроса». Воздействие неценовых факторов приводит скорее к изменению характера спроса и выражается в смещении кривой спроса (рис. 1.16).

Для изучения характера спроса огромное значение имеет такое понятие, как «эластичность спроса».

Эластичность спроса по цене (εp)– это степень чувствительности покупателей к изменению цен, определяемая как отношение процента изменения величины спроса (AQ) к проценту изменения его цены (АР).

εр= ΔQ / ΔР

Если спрос едва изменяется с изменением цены (<1), мы говорим, что он неэластичный, если спрос сильно изменяется (≥1), мы говорим, что он эластичный.

Ценовая эластичность спроса в туризме имеет свою специфику и отличается высокой эластичностью. Он появляется тогда, когда уровень доходов становится достаточно высоким, и варьируется, прежде всего, в зависимости от мотивов и целей путешествия (например, представители сегмента спроса на деловой туризм, как правило, не реагируют на изменение цен, в то время как повышение цен на туризм с целью отдыха чаще всего приводит к падению спроса). Кроме того, эластичность неоднородна на этапах принятия решения о путешествии и самого путешествия – в фазе приготовления к путешествию она самая высокая.

Помимо того, что объем спроса изменяется под воздействием цены, существует еще целый ряд неценовых факторов, которые также влияют на спрос: потребительские вкусы туристов, качество турпро-дукта, цены туристских продуктов, замещающих или дополняющих данный туристский продукт, доходы туристов и др.

Наиболыпее влияние на потребителя при выборе услуг оказывает изменение дохода. Зависимость качества потребляемых туристских продуктов от роста дохода отразил в своих исследованиях Э. Энгель.

Закон Энгеля гласит: с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши и духовное развитие увеличивается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.006 с.)