Место экономической теории в системе экономических наук.Задачи и функции экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место экономической теории в системе экономических наук.Задачи и функции экономической теории.



Место экономической теории в системе экономических наук.Задачи и функции экономической теории.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук отраслевых,функциональных и межотраслевых.

Ф-ции экономич теории:

1. Познавательная -объясняет и изучает явления экономической теории жизни общества;

2. Практическая -разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйствования,а также научное обонование экономич политики государства;

3. Методологическая -выступает теоретичесим фундаментом сис-мы экономич наук;

4. Воспитательная- формирование экономич культуры,дающая возможность разработать грамотное хозяйственное поведение азависимости от изменений в общественном развитии;

5. Прогностическая- на основе анализа экономич явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Основные этапы развития экономич теории.

Первый этап - экономия. Целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства. Как наука возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма. Меркантилизм - эта школасчитала, что богатство людей – это золото, деньги, за которые все можно купить. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносящей большие доходы(товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким). Физиократы. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Классическая политическая экономия- Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Жан Батист Сей-основной труд-«Трактат политической экономии». В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, заработная плата, прибыль и земельную ренту. Эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Марксизм. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений. Неоклассическое направление. Основу неоклассической теории составили разработки трех научных школ: австрийской; кембриджской и лозаннской.Сторонников объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. Неоклассики были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. В центре внимания- микроэкономика. Экономикс Неоклассическая теория является одной из трех течений современной западной экономической теории.Представ собой совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа. Экономикс исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.Основные течения развития современной экономич теории: неоклассическое,теория регулируемого капитализма,институционализм. Современная экономическая теория. Главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. рыночный механизм должен быть безусловно сохранен,но дополнен всесторонним государственным регулированием.

II

Экономические потребности общества их сущность и классификация.

Потребность -необходимость в неизменных благах,желания владеть ими и использовать по назначению.Классификация потребностей:

1. По субъектам:индивидуальные,колективные,общественные;

2. По объектам:физиологические,духовные,социальные;

3. По степени реализации:абсолютные,действительные,платежеспособые;

4. По степени важности:первичные,вторичные;

5. По способам обеспечивающие удовлетворениепотребностей:материальные,нематериаль.

Градация потребностей в пирамиде Маслоу:5-стремление к самовыражению;4-стремление к признанию и уважению;3-соц потребности;2-потребность в безопасности и в защите;1-физиологич потребности.Потребности общества безграничны.

2. Потребительское благо и его полезность.Закон убывающей предельной полезности.

Потребности мы удовлетворяем при помощи товаров и услуг,кот являются носителями потребительских благ. Благо- предмет,явление,продукт труда,удовлетворяющий опред чел потребность и отвечающий интересам,целям,устремлениям людей.Блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные- вкл естественные дары природы,продукты производства,иногда формы присвоения собственности. Нематерильное- благо,воздействующее на развиьие способностей чел.Также блага подразделяются на: экономические относятся те,кот являются объектом или результатом экономич деятельности. Неэкономические -предоставляются природой без приложения человеком усилий.Потребитель в своем поведении руководствуется общими принципами:

1. Ведет себя рационально;

2. Руководствуется субъективной оценкой необходимости для него той или иной потребности или полезностью;

3. Оценка потребительского блага зависит от запаса или кол-ва товара предназнач для потребления.Речь идет об анализе общей и предельной полезности. Общая полезность представ собой полезность всей совокупности однородных благ,а предельная полезность последней единицы данного блага. Закон убывающей предельной полезности -предельная полезность каждой последующей единицы блага будет падать.

4. Потребитель склонен к постоянному изменению структуры потребления.

Производство и его основные факторы.

Экономич ресурсы -все виды ресурсов,кот используются в производстве товаров и услуг. Производство -процесс воздействия чел на вещество природы для создания благ и услуг. Виды экономич ресурсов:

· Материальные-земля,капитал;

· Людские-рабочая сила,предпренимательская способность.

III

Экономическая сис-ма,сущность,структура и субъекты.

Экономическая сис-ма -единство отношений,кот складывается по поводу производства,распределения,обмена и потребления. Структура экономич сис-мы -совокупность ее подсис-м,к кот относятся:1)социально-экономич отношения,кот базируются на формах собственности,сформированных в каждой экономич сис-ме;2)экономич ресурсы используемые в общественном производстве;3)организационные формы хозяйственной еятельности;4)хозяйственный механизм,как способ регулирования хозяйственной деятельности;5)экономич интересы субъектов экономич сис-мы.Важной составляющей экономич сис-мы являются ее субъекты:домохозяйство,предпиятия и государство.

 

 

Типы экономич сис-м и критерии их сравнения.

2 критерия классификации экономич сис-м:по форме собственности,по способу координации и управления экономич деятельности.Типы экономич сис-м:1) чистая рыночная сис-ма харак-ся частной собственностью на ресурсы,использ сис-м рынков и цен для координации экономич деятельности(роль правительства ограничена);2) плановая экономика харак-ся гос собственностью на ресурсы и использ органов централизированного планирования для управления экономикой;3) смешанная экономика харак-ся чертами как рыночного так и планового хозяйства.

IV

Место экономической теории в системе экономических наук.Задачи и функции экономической теории.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук отраслевых,функциональных и межотраслевых.

Ф-ции экономич теории:

1. Познавательная -объясняет и изучает явления экономической теории жизни общества;

2. Практическая -разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйствования,а также научное обонование экономич политики государства;

3. Методологическая -выступает теоретичесим фундаментом сис-мы экономич наук;

4. Воспитательная- формирование экономич культуры,дающая возможность разработать грамотное хозяйственное поведение азависимости от изменений в общественном развитии;

5. Прогностическая- на основе анализа экономич явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.133 (0.012 с.)