Античность. Становление первых форм теоретической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античность. Становление первых форм теоретической науки.



Родоначальники подлинной науки - античная Греция периода наивысшего расцвета ее культуры - VI-IV вв. до н.э., а также римский период античности - III в. до н.э. - I в.н.э.

Предпосылками на основе которых зародилось теоретическое знание в Др. Греции являются: полисная организация жизни, свобода слова, равенство всех пред законом, относительная (по сравнения с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: на Востоке законы общества выводились из Божественной воли, а на Западе создавались в ходе демократических процедур в полисе, этический и гносеологический релятивизм (относительность) (человек мерило бытия, добро-зло), агональный характер культуры (состязательность)-требовала развития интеллектуальных способностей и их оттачивания на диспутах и т.п.

Первые формы теоретического знания в Греческом мире - научные программы античности (черты):

1-преодолевали мифологические мировоззрения.

2-достигли результатов, которые важны и для современной науки.

Греки, заимствовав у египтян и вавилонян математические знания, совершают переход от эмпиричности к теории. Они «работали» не с реальными предметами, а их моделями (математическими, геометрическими и т.д.), выделяя в них основные понятия и недоказуемые утверждения - аксиомы (с греч. бесспорная, не требующая доказательств истина).

Остальные знания они пытались доказать, используя логику, из чего выводились теоремы (с греч. рассматривать, обдумывать). В античной науке, в первую очередь геометрии, произошел скачок, переход от эмпиричного изучения и накопления знаний к их теоретическому исследованию.

В античной культуре начала развиваться «наука доказывающая». В античности сложился иной способ построения знаний – абстрагирование от наличной практики и её систематизация, что обеспечивало предсказание ее результатов.

Фалес (VII-VI вв. до н.э.) стоит у истоков греческой науки, мудрец, философ. Источники говорят о нем как о человеке, «привезшем» в Элладу геометрию. Он положил начало логическим доказательствам теорем в геометрии.

Пифагор «изучал науку, исходя от первых ее оснований и старался получить теоремы при помощи чисто логического мышления, вне конкретных представлений». Пифагор создал школу своих последователей и учеников – Пифагорейский орден, в котором математика превратилась в составную часть их религии как веры в магическое свойство чисел. Они искали логические доказательства в геометрии, что нашло выражение в знаменитой теореме Пифагора (о квадрате гипотенузы прямоугольного треугольника). Пифагор внес вклад в астрономию, «объявив Землю шаром, находящимся в центре Вселенной, знал о собственном движении планет и Солнца».

Математическая программа Пифагора.

1) Обоснование числа как первоначала. «Все вещи существуют подражая числам». Пифагорейцы отождествляли числа с фигурами и свойствами вещей (1-точка, 2-линия, 3-треугольник, 4-пирамида…).

2) Философия числа. Пифагорейцы разделили числа на группы, выделив совершенные и несовершенные, мужские и женские, четные и нечетные и т.п.

3) Рассмотрение вселенной как космоса (с греч.-порядок). Вселенная в своей сущности это не борьба стихий, а упорядоченный числом космос.

Пармени́д - древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие. Основные тезисы:

1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара

Зенон продолжил дело, начатое Парменидом. Его тактика сводилась не к защите точки зрения учителя, а к демонстрации того, что из утверждений его оппонентов возникают еще большие нелепости. В связи с этим Зенон выработал метод опровержения противников посредством серии вопросов. Отвечая на них, собеседник был вынужден прийти к самым необычным парадоксам, с необходимостью следовавшим из его взглядов. Этот метод, получивший название диалектического. Поскольку главными противниками Зенона были пифагорейцы, большинство его парадоксов связано с атомистической концепцией пифагореизма..

Атомистическая концепция Демокрита. Опираясь на логику, Демокрит пришел к идее о том, что в основаниях мира должны существовать некие неделимые частицы мироздания – атомы (с греч – неделение). Существует некий предел деления мира, неделимые частицы (атомы), благодаря которым мир сохраняется в многообразии его явлений и процессов. Демокрит создал концепцию детерминизма:концепция всеобщей причинно-следственной связи явлений и отрицание чудесного.

Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Своим методом анализа понятий (диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.

Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало.

IV в. до н.э. в Древней Греции - век Платона. При его жизни была открыта созданная им Академия, ставшая центром философии и науки.

Форма текста платоновского учения – диалог: беседа, основанная на доказательстве истины путем обнаружения противоречий во мнениях собеседников. Платон считал его единственно верным методом доказательства. Гениальной идеей Платона является его учение о мире эйдосов – вечных бестелесных сущностей, слепками с которого является мир вещей. Значение этой идеи для науки: чтобы познать мир, человеку необходимо пойти дальше вещей, данных ему в ощущениях, постигнуть истинную реальность можно, лишь размышляя над общими началами и миром идей. Реальные факты мало занимают разум, для него важнее теории. Данный подход стал возможным благодаря всему предшествующему этапу формирования приемов и методов, сложившихся в науках (математике, геометрии). С Платона начался процесс размежевания философии и науки – философия отныне будет иметь дело с понятиями и идеями, наука – с миром, данным в ощущениях, физическим миром.

Аристотель (IV в. до н.э.), ученик Платона, представил знание как плод упорядоченного восприятия и опыта, в которых объединяется вся информация, поступающая от органов чувств. Он первым произвел классификацию наук, разделил все живое на виды и роды, ввел понятия пространства, времени, причинности – ключевые для науки. Оппозиционируя Платону, он указал на необходимость изучения явлений или феноменов, а не понятий.

1) - Метафизика Аристотеля - учение о сущности бытия; учение о первопричинах бытия. Первопричины: всеобщие свойства вещей, бытие актуальное и потенциальное (актуальное - это то что есть в наличии (занимаемся философией), потенциальное- в наличии нет, а предпосылки его существования

2) Физика Аристотеля (физика-природа). В философском обосновании физики Аристотеля важнейшими являются 3 категории: 1.движение - переход вещи из потенциального состояния в актуальное. 2. пространство - это вместилище, в котором происходит движение вещи. 3. материя.

Аристотель разработал канон научного исследования, включающий в себя: описание проблем; история вопроса; выдвижение собственной позиции; выявление аргументов «за» и «против»; принятие окончательного решения.

Евклид - греческий философ, ученик Сократа, основатель мегарской школы; жил около 400 до Р. Высказал положение, что добро есть единое, вечно себе равное бытие и только людьми называемое различными именами. Является автором первого дошедшего до нас трактата по математике («Начала»), в котором подведён итог предшествующему развитию древнегреческой математики, в частности изложены планиметрия, стереометрия и ряд вопросов теории чисел. Создатель геометрической системы (евклидовой геометрии), на которой основывается вся классическая физика. В трактатах Евклида «Оптика» и «Катоптрика» изложены его оптические исследования. Сформулировал закон прямолинейного распространения света и закон отражения света.

Архимед – математик, инженер и механик Древней Греции. Его отец был астрономом, который и привил сыну с детства пристрастие к механике, математике и астрономии. Архимед прославился и механическими конструкциями. Изобретённый им архимедов или бесконечный винт для вычерпывания воды применяется до сих пор в Египте. Рычаг был известен и до Архимеда, но лишь Архимед изложил его полную теорию и успешно её применял на практике. Архимед построил планетарий, где можно было наблюдать движение пяти планет, восход Луны и Солнца, затмения и фазы Луны,

Клавдий Птолемей - древнегреческий ученый, сочинения которого оказали большое влияние на развитие астрономии, географии и оптики. Земля покоится в центре мироздания, а все небесные тела обращаются вокруг нее. Видимые движения небесных тел представлены здесь с помощью комбинаций круговых движений — эпициклов (теории эпициклов). Представление было доведено до максимальной для того времени точности, так что вычисление положений планет стало более надежным

Геоцентризм Птолемея вполне отражал уровень представлений античной эпохи, когда видимое воспринималось как действительное, и в этом смысле не противоречил библейскому представлению о Земле как центре мироздания. Птолемей заложил основы математической географии и картографии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 4463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.007 с.)