Навык Участвовать. Жить с внимательным поведением: увлеченность событием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навык Участвовать. Жить с внимательным поведением: увлеченность событием



 

У нас есть несколько фраз на тему случаев, когда человек полностью вовлечен в то, что происходит. Это случается, когда вы общаетесь, увлечены занятием или поглощены чем-либо, что делаете без переживаний о том, как это выглядит, вопросов себе и просто не пытаясь осмыслить это. Михай Чиксентмихайи, психолог, изучавший оптимальные состояния, назвал это потоком. Некоторые люди называют это "находиться под влиянием момента". В этой фразе может быть ощущение пассивности, даже если происходит что-нибудь сложное. Однако это не то же самое, что делать что-либо бездумно - вы точно осознаете то, что делаете.

 

Мы будем настаивать на обучении умению или способности заниматься деятельностью увлеченно. Обычным примером этого является музыкант, знающий свой инструмент. Она так отрепетировала музыкальную партию, что сейчас играет достаточно хорошо, и все ноты и переходы удаются без усилий. Она полностью знает свой инструмент, свои пальцы и звуки, которые получаются в результате ее игры. Между ней и тем, что она делает, проходят несколько, если не сколько угодно, мыслей. Если она допускает ошибку, то заканчивает играть, не сбиваясь с такта, и без самокритики. Другой пример - это натренированный спортсмен. В игре он понимает свое тело, тело своего оппонента и то, что он делает. Нет времени вырабатывать стратегию или пересмотреть ход. Его осведомленность о том, что происходит, видение возможности выиграть по счету - это то же самое.

Это примеры людей, профессионально выполняющих трудные задачи. Так или иначе, вы видите себя профессионалом в некоторой деятельности, в которой у вас, вероятно, был аналогичный опыт вовлеченности в занятие. Однако совсем не обязательно играть на инструменте или быть спортсменом, чтобы оказаться в потоке или быть увлеченным. Существует множество дел в повседневной жизни, которые требуют умений и обязательств, даже если многие из нас не признают их таковыми.

Например, участвовали ли вы когда-либо в очень увлекательной беседе? Что происходило во время разговора, который так сильно вас увлек? Может быть, показалось, что все остальное окружающее вас постепенно померкло. Может быть, вы даже были в очень шумном месте таком, как людный ресторан, но события вокруг мало влияли на то, что вы говорили. Вы когда-либо были увлечены фильмом настолько, что смеялись и плакали со всеми героями? Или, возможно, вы были увлечены пазлом, вязанием, чтением книги, десятками других занятий, во время которых были только вы и ваше занятие. Это могло длиться некоторое время или случаться короткими вспышками. Если у вас был такой опыт, пусть и на очень непродолжительные моменты, - это навык увлеченности.

 

Обучение навыку увлекаться

 

Немного подумайте о моментах, когда вы были увлечены. Ответьте на следующие вопросы: каким занятием вы были увлечены, пусть даже на короткое время?

 

Во то время, когда вы были увлечены, вспомните, думали ли вы много или мыслей было немного и они были редки? О чем вы думали?

 

 

Во время, когда вы были увлечены, было ли у вас чувство, что занятие трудное, или что вы напрягаетесь, или, наоборот, занятие относительно легкое, и вы даже испытывали радость?

 

 

Подумайте над периодами, когда вы точно не были увлечены. Ответьте на следующие вопросы:

 

Чем вы занимались, когда не были увлечены занятием? В течение этого времени, вспомните, думали ли вы много или мыслей было немного или они были редки? О чем вы думали?

 

В период, когда вы принимали участие в деятельности, было ли у вас чувство, что занятие трудное, или что вы напрягаетесь, или, наоборот, занятие относительно легкое, и вы чувствовали даже радость? Какие чувства вы помните?

 

Если вы смогли привести примеры, найдите отличия между двумя вариантами вопросов и ответов, описанными выше. Умение заинтересоваться в жизни - один из самых важных навыков в ДПТ и может быть вашим самым полезным средством в борьбе с булимией и прочими проблемами. Жизнь с заинтересованностью и знанием навыков принесет вам больше, чем вы хотите и ждете от жизни.

Конечно, это требует работы. Во время изучения новых навыков и изучения того, как иначе реагировать на старые проблемы, вы должны будете предпринять много шагов. Рассмотренные нами навыки внимательного поведения часто могут использоваться последовательно. Например, вам, вероятно, необходимо поработать над тем, что происходит, когда вы склонны расстраиваться в определенных ситуациях. Далее может быть полезным использование навыка фиксации событий, чтобы ясно понимать, что произошло и каковы факты ситуации. Об этом шла речь, когда вы тренировались поведенческому анализу в главах 2 и 4. Фиксация поможет вам понимать, что происходит в проблемный момент. Это также может помочь во время применения новых навыков и поведения. Когда вы научитесь новому поведению и навыкам и они станут для вас более естественными, вы можете применять навык увлеченности.

 

Увлеченность в вашей жизни: дальнейшие упражнения

 

Составьте список занятий, для выполнения которых у вас есть некоторые навыки. Примерами может быть пение, вязание, разгадывание кроссвордов, игра в теннис, рисование, игра в видеоигры - что угодно. Вы не обязаны знать, как идеально выполнять эти занятия, быть чемпионом, или быть экспертом.

 

1. ______________________________________________________________________

 

2. ______________________________________________________________________

 

3. ______________________________________________________________________

 

4. ______________________________________________________________________

 

5. ______________________________________________________________________

 

 

6. ______________________________________________________________________

 

 

7. ______________________________________________________________________

 

Далее потренируйтесь на этой неделе над использованием увлеченности в каждом из перечисленных занятий. Дайте себе несколько минут для того, чтобы настроить себя на занятие. Будьте внимательны к тому, что делаете. Позвольте самокритике, сомнениям в качестве выполнения и другим беспокойствам проходить мимо сознания и не задерживаться в нем. Иногда помогает выполнять занятие некоторое время безынтересно. Заметьте мысли, проходящие в сознании. Заметьте, если ваше внимание отклоняется. Тогда применяйте увлеченность. Заметьте все изменения. Запишите ниже все, что вы отмечаете.

 

Занятие 1: ​______________________________________________________________________ ​

 

Если вы выполняете занятие сначала без увлеченности или же увлеченность сменяется отсутствием интереса, каковы были ваши ощущения, когда вы были вне увлеченности?

 

 

Когда вы применяли увлеченность, на что похожи ваши переживания? О чем вы думали и что чувствовали?

 

 

Занятие 2: ​______________________________________________________________________ ​

 

Если вы выполняете занятие сначала без увлеченности или же увлеченность сменяется отсутствием интереса, каковы были ваши ощущения, когда вы были вне увлеченности?

 

Когда вы применяли увлеченность, на что похожи ваши переживания? О чем вы думали и что чувствовали?

 

 

Занятие 3: ​______________________________________________________________________

Если вы выполняете занятие сначала без увлеченности или же увлеченность сменяется отсутствием интереса, каковы были ваши ощущения, когда вы были вне увлеченности?

 

Когда вы применяли увлеченность, на что похожи ваши переживания? О чем вы думали и что чувствовали?

 

 

Занятие 4: ​______________________________________________________________________

 

Если вы выполняете занятие сначала без увлеченности или же увлеченность сменяется отсутствием интереса, каковы были ваши ощущения, когда вы были вне увлеченности?

 

 

Когда вы применяли увлеченность, на что похожи ваши переживания? О чем вы думали и что чувствовали?

 

Занятие 5: ​______________________________________________________________________

 

Если вы выполняете занятие сначала без увлеченности или же увлеченность сменяется отсутствием интереса, каковы были ваши ощущения, когда вы были вне увлеченности?

 

Когда вы применяли увлеченность, на что похожи ваши переживания? О чем вы думали и что чувствовали?

 

 

Занятие 6: ​______________________________________________________________________

 

Если вы выполняете занятие сначала без увлеченности или же увлеченность сменяется отсутствием интереса, каковы были ваши ощущения, когда вы были вне увлеченности?

Когда вы применяли увлеченность, на что похожи ваши переживания? О чем вы думали и что чувствовали?

 

Занятие 7: ​______________________________________________________________________

 

Если вы выполняете занятие сначала без увлеченности или же увлеченность сменяется отсутствием интереса, каковы были ваши ощущения, когда вы были вне увлеченности?

 

 

Когда вы применяли увлеченность, на что похожи ваши переживания? О чем вы думали и что чувствовали?

 

Одно дело за раз

 

Мы живем в культуре, в которой мультизадачность поощряется и часто ожидается от нас. На работе заполнение форм, ответы на звонки и принятие пищи одновременно - часто норма. Дома уборка, приготовление обеда и планирование завтрашних задач одновременно считаются признаком эффективного человека. Последствия такого поведения, однако, редко обсуждаются. Вы могли заметить, что качество выполнения каждой из задач, выполненных одновременно, низкое. Более важно, что мультизадачность провоцирует стресс. Стресс может сделать человека подверженным многим проблемам, включая булимическое поведение.

Выполнение одного дела за раз - непопулярная стратегия, но в этом есть плюсы. Сосредоточение на выполнении одного дела за раз может доказать вашу состоятельность и уменьшить уровень вашего стресса. Иногда выполнение одного дела за раз может помочь вам получить список выполненных заданий быстрее, чем, если вы пытаетесь выполнить все одновременно. Вдобавок к этим плюсам, сосредоточение на выполнении одной задачи за раз может вам помочь успокоить свой разум. Мы будем называть умение фокусироваться на одном занятии за раз однонаправленность. Наши упражнения часто приводят вас к однонаправленности, потому что вы сосредотачиваетесь на осознании одной вещи и эта вещь - строго одна за раз.

Итак, мы поверхностно обсудили вопрос выполнения одной задачи за раз. Важно понимать, что однонаправленность - это еще и удержание в голове на время одной мысли. Это означает, что во время мытья посуды, вы не думаете о том, что произошло ранее, или о том, что будете делать позже. Ваши мысли о мытье посуды.

Короче говоря, навык однонаправленности означает умение думать о: ходьбе, когда вы идете; сиденье, когда вы сидите; еде, когда вы едите; и так далее. Давайте выполним несколько упражнений, чтобы помочь вам с однонаправленностью.

 

 

Действовать однонаправленно

 

Выберите занятие, которое вам нравится, например такое, как смотреть телевизор, играть с домашним питомцем, или садоводство. Выполняйте его однонаправленно. Отметьте, как вы себя чувствовали во время и после выполнения.

Тренируйте навык однонаправленности по несколько минут каждый день. Применяйте его в течение любого занятия, которое вы нормально выполнили в этот день (мытье посуды, езда на работу, отбор грязной одежды для стирки и так далее). Делайте только его. Не делайте несколько задач одновременно; старайтесь думать только о выполняемом действии. Используйте анкету ниже для записи результатов.

 

Занятие 1: ​______________________________________________________________________

Как вы чувствовали себя во время и после занятия?

 

 

Занятие 2: ​______________________________________________________________________

Как вы чувствовали себя во время и после занятия?

 

Занятие 3: ​______________________________________________________________________

Как вы чувствовали себя во время и после занятия?

 

Занятие 4: ​______________________________________________________________________

Как вы чувствовали себя во время и после занятия?

 

 

Занятие 5: ​______________________________________________________________________

Как вы чувствовали себя во время и после занятия?

 

Занятие 6: ​______________________________________________________________________

Как вы чувствовали себя во время и после занятия?

 

Занятие 7: ​______________________________________________________________________

Как вы чувствовали себя во время и после занятия?

 

Ценность применения этого навыка и выполнения задания, в том, что вы формируете у себя способность управления вниманием и направления его туда, куда вы хотите, в любой момент времени. Когда вы в состоянии стресса или множество событий происходит вокруг вас, эта практика может помочь сохранить сосредоточенность и, впоследствии, действовать более эффективно. Она также может помочь сохранить спокойным ваш разум. Когда он спокойнее, вам легче сделать эффективный выбор. Вы можете заметить это во время тренировки, однако может потребоваться повторение приема однонаправленности, чтобы достичь успокаивающего эффекта. Держите это в уме и тренируйтесь!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.78 (0.039 с.)