Содержание книги

  1. Кафедра «Экономика предприятий»
  2. Тема №6: Современная региональная структура и подходы к регулированию
  3. Предпосылки экономического прогнозирования
  4. Природа объекта прогнозирования
  5. Система методов прогнозирования
  6. III. Экстраполяция по темпу роста.
  7. Прогнозирование и формирование темпов, пропорций и структуры экономики в условиях рынка
  8. Прогнозирование уровня жизни населения
  9. Прогнозирование рынка сбыта продукции предприятия
  10. Назначение, цель и задачи бюджетирования
  11. Условия формирования системы эффективного бюджетного управления
  12. Технология разработки бюджетов
  13. Внутрифирменный контроль за исполнением бюджетов
  14. Оценка эффективности инвестиций
  15. Комплексная оценка внедрения мероприятий НТП.
  16. Процесс прогнозирования социально-экономических систем
  17. Государственный сектор и его место в рыночной экономике
  18. Организационно-правовые основы государственного предприятия
  19. В современных условиях рамки валютной монополии определены, прежде всего, законом «о драгоценных металлах и драгоценных камнях» (26 марта 1998 Г. № 41-фз).
  20. Методология и теория изучения и прогнозирования спроса на товары и услуги
  21. Необходимость и возможность прогнозирования
  22. Инструментарий изучения и прогнозирования спроса на товарных рынках
  23. Анализ объекта прогнозирования
  24. Моделирование и прогнозирование спроса населения на товары и услуги
  25. Анализ влияния спроса на экономические показатели деятельности предприятия
  26. Теоретические основы анализа результатов прогнозирования спроса на товарных рынках
  27. Прогнозирование спроса на товарном рынке как основа деятельности предприятия. Основные сферы прогнозирования


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование спроса на товарном рынке как основа деятельности предприятия. Основные сферы прогнозирования



Рынок как экономическая категория товарного про­изводства представляет собой сферу товарно-денежного об­ращения и охватывает совокупность конкретных отноше­ний и связей между производителями и потребителями товаров. Эти связи принимают форму актов купли-прода­жи, но по существу являются более глубокими. Конкрет­ные формы рыночных отношений проявляются в количест­венных и качественных отношениях основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производ­ством и потреблением.

Потребительский рынок обслуживает в основном сфе­ру личного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по:

  • региональному признаку;
  • назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назна­чения и хозяйственного обихода);
  • каналам реализации товара.

Такая классификация позволяет в составе всего потре­бительского рынка выделить рынки регионов и отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорцио­нальности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, отдельным товарам, а также целенап­равленно формировать структуру потребления товаров на­селением страны.

Потребительский рынок характеризуется прежде все­го долей в его составе продовольственных и непродовольст­венных товаров. В свою очередь каждая из этих составляю­щих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы продовольственных товаров харак­терны следующие специфические черты:

- широкая взаимозаменяемость товаров по своему функ­циональному назначению, что обусловливает отсутствие от­ложенного спроса;

- сезонность производства ряда продовольственных то­варов, что вызывает существенные сезонные колебания ре­ализованного спроса;

- широкие связи между торговлей и производством;

- совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением;

- ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.

Рынок непродовольственных товаров отличает­ся от продовольственного рынка более широким ассорти­ментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, четким разграничением товаров по функциональному назна­чению, высокими требованиями населения к ассортимен­ту и качеству товаров.

Для рынка товаров культурно-бытового назна­чения и хозяйственного обихода характерны:

  • длительные сроки потребления;
  • отложенный спрос населения на отдельные изделия;
  • ярко выраженное влияние НТП и жилищных усло­вий населения;
  • общественный характер использования многих пред­метов;
  • организация дополнительных услуг по эксплуата­ции ряда изделий, торговля запасными частями.

Эти особенности обусловливают своеобразие подходов к прогнозированию спроса и формированию структуры това­рооборота. Например, нельзя правильно определить пер­спективы развития спроса, не располагая данными о нали­чии товаров длительного пользования у населения.

В переходный период потребительский рынок приобре­тает различные формы, появляются новые каналы реали­зации товаров населению.

По каналам реализации товаров потребительский ры­нок можно подразделить на организованный и неоргани­зованный.

Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории отно­сится также реализация товаров населению непосредствен­но производящими предприятиями и организациями, а так­же осуществляющими реализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым сделкам, колхозами и сов­хозами непосредственно из собственных хозяйств.

Продажа сельскохозяйственной продукции на город­ских рынках охватывает ее реализацию крестьянами, фер­мерами и отдельными гражданами.

Неорганизованный рынок охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, товаров, произведенных в республике и при­везенных из стран ближнего и дальнего зарубежья, в по­рядке свободной торговли в специально отведенных местах (на стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и в других местах.

Важнейшим элементом рынка является спрос. Спрос — платежеспособная потребность, которую предъявляют по­купатели на рынке для реализации своих интересов. Спрос всегда конкретен, имеет количественную и качественную определенность. В то же время спрос подвижен и измен­чив. В определенных условиях он может переключаться с одних товаров на другие.

Потенциально возможный объем спроса на все товары или на конкретный товар принято называть действитель­ным спросом. Он измеряется тем количеством денежных средств, которые могут выделить покупатели для приобре­тения всей массы товаров или конкретного товара при ус­тановленном уровне цен. Однако не все денежные сред­ства, предназначенные для покупки товаров, реализуются на рынке. Часть их по разным причинам остается у поку­пателей, а часть действительного спроса не находит удов­летворения. В связи с этим спрос, являясь платежеспособ­ной потребностью, может принимать различные формы.

Выделяют реализованный, неудовлетворенный, форми­рующийся и ажиотажный спрос.

Реализованный спрос — это спрос, завершающий­ся покупкой товара. Он составляет основную часть дей­ствительного спроса и измеряется суммой денежных средств, израсходованных на покупку товаров, или объе­мом реализованных на рынке товаров. Показателем реали­зованного спроса служит товарооборот розничной торгов­ли. Он показывает, какие потребности в товарах и какая их часть за определенный промежуток времени удовлетво­рены в обществе. Вместе с тем часть потребностей не при­нимает форму спроса, а удовлетворяется за счет обществен­ных фондов потребления и поступлений от личного под­собного хозяйства для личного потребления. Таким обра­зом, спрос более узок, чем потребность.

Неудовлетворенный спрос — это часть факти­чески предъявляемого населением спроса, которая в тот или иной момент не была реализована в связи с низким качеством товара, высокой ценой или отсутствием товара в продаже.

Оценка неудовлетворенного спроса необходима для пра­вильного расчета объема и структуры спроса на товары. Основой его определения являются материалы специаль­ного обследования.

Формирующийся спрос представляет собой сово­купность новых требований, предъявляемых покупателя­ми к потребительским свойствам, качеству и внешнему оформлению товаров, способных повлечь за собой необхо­димость существенной перестройки производства и торго­вого ассортимента. Величина формирующегося спроса оце­нивается путем специальных обследований, опросов поку­пателей и другими способами.

Ажиотажный спрос характерен для тех товарных групп, по которым существует дефицит.

Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы:

  • социальные: социальная структура общества, уровень развития культуры, мода, профессиональный состав насе­ления и др.;
  • экономические: уровень развития производства това­ров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, соотношение товарной и нетоварной форм потребления, степень обеспеченности населения то­варами длительного пользования, состояние торгового об­служивания и др.;
  • демографические: численность населения, соотноше­ние между городским и сельским населением, его поло­возрастной состав, размер и состав семьи, миграция насе­ления;
  • природно-климатические условия, традиции, науч­но-технический прогресс, способствующий появлению ана­логов, возникновению новых видов товаров;
  • политические факторы, непредвиденные чрезвычай­ные ситуации.

В целях изучения, формирования и прогнозирования спроса выделяются макро- и микроспрос. К макроспросу относятся:

  • спрос во всей его совокупности, предъявляемый в масштабе всей страны или регионов;
  • спрос разных социальных слоев населения — рабо­чих, служащих, колхозников и в целом городского и сельс­кого населения;
  • спрос на отдельные группы или виды товаров (продо­вольственные и непродовольственные товары, а внутри — на укрупненные группы — ткань, обувь, радиотовары и др.).

Микроспрос включает:

  • спрос населения небольших территориальных единиц;
  • спрос различных социальных групп населения (на­пример, по уровню дохода, возрасту, образованию и др.);
  • спрос на отдельные виды и разновидности товаров внутри товарных групп.

Отличительной особенностью покупательского спроса является периодичность или частота его предъявления. В соответствии с этим спрос подразделяется на повсе­дневный (на продовольственные товары), периоди­ческий (на непродовольственные товары), редкий (на товары длительного пользования), импульсивный, воз­никающий под влиянием товарного предложения или в силу подражания моде.

Существуют две формы удовлетворения спроса: инди­видуальная и коллективная. При индивидуальной фор­ме каждый потребитель сам принимает решение о покуп­ке товаров в зависимости от наличия денежных средств; при коллективной — вид и количество товаров для покупки определяются группой потребителей или форми­руются централизованно.

В изменении спроса наблюдается следующая законо­мерность. С увеличением доходов расширяются масштабы и изменяется структура спроса на продукты питания. На­селение, преимущественно его обеспеченные слои, предъ­являет все больший спрос на продукты животноводства, сахар, овощи и фрукты. По мере удовлетворения опреде­ленного минимума потребностей с ростом доходов лучшее по питательной ценности продовольствие вытесняет худ­шее, а когда потребности в продовольствии удовлетворены, каждая дополнительная прибавка в доходе идет на непро­довольственные товары.

Спрос населения на товары народного потребления ха­рактеризуется объемом и структурой. Объем спроса пред­ставляет собой сумму денежных средств, которую населе­ние обменивает на товары. Он определяется величиной по­купательных фондов населения, а в условиях ненасыщен­ного рынка также размером неудовлетворенного спроса на­селения. Структура спроса характеризует соотношение от­дельных товарных групп в розничном товарообороте, свя­занных с их значимостью в удовлетворении разумных пот­ребностей населения, степенью дополняемости и заменяе­мости товаров в процессе реализации и потребления.

Важным элементом рынка является предложение.

Под товарным предложением следует понимать коли­чество и качество товара, которое находится на рынке или может быть доставлено на него. Производители, представ­ляя на рынок определенное количество товара, стремятся реализовать продукт труда таким образом, чтобы возмес­тить затраты и получить максимальный доход.

Объем и состав товарного предложения непосредственно зависят от производства. Однако предложение и произведенная в обществе продукция в каждый конкретный момент не совпадают ни по объему, ни по составу. Это зависит от ряда причин. Например, форму товарного предложения не при­нимает часть произведенной сельскохозяйственной продук­ции, которая идет на нужды личного потребления товаро­производителей и образование семенных, фуражных и дру­гих фондов. Существенное влияние оказывают также эк­спорт и импорт товаров. В частности, экспорт уменьшает предложение товаров на внутреннем рынке по сравнению с производством, а импорт, наоборот, увеличивает его.

Таким образом, предложение можно рассматривать как результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи. Компонентами совокупного предложения являются текущее производство, запасы товаров и импорт.

К факторам совокупного предложения следует от­нести наличие внутренних ресурсов, издержки производ­ства, уровень цен, импорт и цены на импортные товары, налоги, уровень научных исследований и технологий.

Рост производства, развитие научно-технического про­гресса способствуют увеличению предложения товаров на рынке, расширению внутренней и внешней торговли.

Спрос и предложение — две взаимообусловленные ка­тегории. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса населения, а спрос формируется и реализу­ется благодаря предложению. Нельзя купить то, что не производится и не предложено на рынке, и бесцельно про­изводить то, что не найдет признания у покупателей. Про­изведенная продукция может быть реализована в том слу­чае, если она по потребительским свойствам и объему соот­ветствует спросу населения.

Соотношение между спросом и предложением харак­теризует состояние сбалансированности рынка.

Различают сбалансированность рынка по объему и структуре, в целом по стране и отдельным регионам, по стоимостным и натуральным показателям. Рыночное рав­новесие является проявлением пропорциональности в раз­витии экономики.

Степень изменения спроса и предложения под воздей­ствием того или иного фактора характеризует их эластич­ность.

Эластичность спроса — это понятие, характеризую­щее степень реагирования покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены, доходов населения. Элас­тичность предложения характеризует относительное из­менение объема производства и предложения товаров в свя­зи с движением его цены на рынке.

Цена, являясь формой выражения стоимости товара, может отклоняться от нее под влиянием спроса и предло­жения. В то же время она заметно влияет на их соотноше­ние. При повышении цены на товар спрос на него, как правило, снижается, а при снижении — повышается. Пред­ложение меняется в прямой зависимости от цены. Цена с увеличением предложения чаще всего снижается, а с уве­личением спроса — повышается.

Зависимость спроса от цены по сравнению с зависи­мостью предложения от цены более подвижна, поскольку спрос более эластичен.

Спрос, предложение и цена, являясь главными элемен­тами рынка, находятся в постоянной диалектической свя­зи, которая отражает действие экономического закона спро­са и предложения. Однако соотношение спроса и предло­жения формируется не только под влиянием данного зако­на. Закон спроса и предложения в процессе своего дей­ствия интегрирует в себе систему экономических законов. Существенное влияние на его действие оказывает закон, регулирующий количество денег в обращении. Когда в об­ращении оказывается излишнее количество денег, изме­няется и соотношение спроса и предложения.

Важнейшей предпосылкой обеспечения пропорциональ­ности между спросом и предложением является совершен­ствование практики изучения и прогнозирования спроса и взаимоотношений торговли с промышленностью и сельс­ким хозяйством.

Развитие рынка товаров народного потребления харак­теризует емкость рынка. Это главный параметр рынка.

Под емкостью рынка понимают возможный объем ре­ализации товаров в течение определенного отрезка време­ни. Спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть товар­ного предложения, которая может быть реализована в об­мен на платежные средства населения при данном уровне цен, объемы и натурально-вещественную структуру производства и потребления товаров. Емкость рынка можно определить по формуле:

Е = Q +0 +И-Э + С -У -Э + И,

где Е — емкость рынка; Q — национальное производство данного товара в стране; О — остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей; И, Э — импорт, эк­спорт; И, Э — косвенный (товар используется в другом изделии) импорт и экспорт соответственно; С, У — сни­жение, увеличение запасов товаров у потребителей (про­давцов) соответственно.

Емкость рынка рассчитывается как в денежном, так и в натуральном выражении.

Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, про­изводитель получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Емкость рынка изменяет­ся в зависимости от изменения платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен. Это важный по­казатель для оценки величины товарооборота, размера не­обходимых товарных ресурсов, уровня и соотношения цен на товары. При возрастании денежных доходов населения возрастают платежеспособный спрос и определяемая им ем­кость рынка.

С целью принятия решений по управлению рынком необходимо изучать его конъюнктуру.

Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных экономических, социальных, политических, организаци­онных и других условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения. В эконо­мическом смысле конъюнктура характеризует хозяйствен­ную ситуацию на рынке под влиянием действующих про­цессов и явлений.

При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определить его состояние на тот или иной мо­мент, но и предсказать, как он будет развиваться дальше. Прогноз конъюнктуры рынка дает возможность своевре­менно вырабатывать меры по развитию позитивных тен­денций.

Потребительский рынок представляет собой гибкую сис­тему прямых и обратных связей между производством и потреблением. Его проблемы связаны с отношениями, ко­торые зарождаются в сфере производства и проявляются в сфере обращения. Важнейшей характеристикой эффектив­ности функционирования рынка является степень сбалан­сированности структурно-объемного и качественно-ассор­тиментного спроса и предложения.

Функционирование потребительского рынка, как и дру­гих сфер экономики, в переходный период осуществляет­ся под воздействием государства. Управление спросом и предложением требует проведения многовариантных про­гнозных разработок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.92 (0.011 с.)