![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ гармонического строения музыкального периода.
Построение серединных и заключительных каденций Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Гармоническое строение музыкального периода. Кадансы и их классификация. Цель: изучить особенности гармонического строения музыкального периода, виды его каденций и выявить функциональную логику составляющих его аккордов; закрепить навыки гармонического анализа периода. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § музыкальное построение, цезура, период (квадратный, с равнодлительными предложениями, единого строения), предложение; § каденция; серединные и заключительные, устойчивые (автентические, плагальные и полные) и неустойчивые (половинные автентические и плагальные), совершенные и несовершенные каденции; § кадансовый оборот, его функциональность, строение, метрические условия применения, аккордовая подготовка, перемещение, значение. Практические задания: Задание 1. Приведите из репертуара по музыкальному инструменту, дирижированию или из музыкальной литературы по одному примеру с автентической, плагальной, полной, половинной автентической, половинной плагальной, совершенной и несовершенной каденциями. Запишите эти фрагменты с примерами каденций (предложений или фраз), указав автора, название произведения (его часть, раздел, тему) и вид каденции. Задание 2. Запишите четырехголосно и исполните на музыкальном инструменте в тональностях мажора и минора до двух ключевых знаков включительно предлагаемый ниже кадансовый оборот в разных мелодических положениях первого аккорда: K46 – D – T(t). Задание 3. Расставьте функции в предлагаемых ниже периодах; определите местоположение и вид каденций, гармонизуйте их:
а) б) Задание 4. Исполните (или прослушайте) предлагаемый пример:
Ж.-Б. Люлли. Гавот Moderato
Сделайте письменный гармонический анализ данного музыкального примера по указанному выше плану (см. лаб. работу № 1, задание 4). Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое период и предложение? 2. Какие внутренние синтаксические структуры включает период? 3. Что такое квадратный и неквадратный период?
4. Какие существуют основные разновидности неквадратного периода? 5. Какова функциональная логика распределения аккордов в периоде? 6. Чем завершаются предложения периода? 7. Каковы функциональность, строение, удвоение, метрические условия применения кадансового квартсекстаккорда? 8. Как подготавливается и перемещается кадансовый квартсекстаккорд? 9. Что такое кадансовый оборот, или каданс? 10. Каковы основные виды каденций? 11. В чем отличие между автентическим и плагальным кадансом? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 46 – 60 (темы № 8 и 9). Лабораторная работа № 3 Приемы и навыки соединения главных и побочных Трезвучий Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Трезвучия главных и побочных ступеней, способы их соединения, перемещения. Цель: освоить приемы и навыки соединения главных и побочных трезвучий, развивать аналитические умения. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § соединение основных трезвучий: плавное и скачкообразное движение голосов; виды совместного движения двух голосов аккорда (прямое, противоположное, косвенное, параллельное); кварто-квинтовое, терцовое и секундовое соотношение трезвучий; гармоническое и мелодическое соединение трезвучий; § последовательность и правила гармонизации мелодии трезвучиями; § перемещение аккорда; § побочные трезвучия II, III и VI ступеней: функция, подготовка, разрешение, удвоения, голосоведение. Прерванный оборот как разновидность эллипсиса. Практические задания: Задание 1. Запишите и исполните на музыкальном инструменте в тональностях мажора с одним ключевым знаком (четырехголосное изложение, гармоническое соединение, тесное и широкое расположение, в мелодических положениях начального аккорда первой, третьей и пятой ступеней лада) следующий гармонический оборот: T – S – T – D – T. Задание 2. Соедините, запишите и исполните в указанных тональностях обозначенные виды соединения пар трезвучий следующих ступеней лада:
а) I–IV, I–V, II–V – в тональности A-dur (гармонически); б) VI–II – в тональности F-dur (гармонически и мелодически); в) V–VI – в тональности e-moll (мелодически); г) I–V – в тональности d-moll (со скачками терций в мелодии); д) VI–II, II–V – в тональности G-dur (со скачками терций в теноре). Задание 3. Письменно гармонизуйте мелодии трезвучиями кварто-квинтового и секундового соотношений: а) (трезвучиями кварто-квинтового соотношения) б) (трезвучиями секундового соотношения) в) (все виды соотношений)
Задание 4. Исполните (или прослушайте) и сделайте письменный гармонический анализ музыкального примера по приведенному выше плану (см. лаб. работу 1, задание 4):
В. Моцарт. Соната № 11 для фортепиано, А-dur, ор. 331, I ч Andante grazioso Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Каким образом соединяются трезвучия кварто-квинтового соотношения? 2. Как перейти из тесного расположения в широкое при соединении двух трезвучий кварто-квинтового соотношения? 3. Как гармонизовать восходящие и нисходящие скачки терций в мелодии при соединении главных трезвучий кварто-квинтового соотношения? 4. Возможны ли скачки терций в теноре при соединении двух трезвучий, как при этом меняется расположение трезвучий? 5. В чем состоит особенность соединения трезвучий секундового соотношения? 6. В каком направлении двигается бас по отношению к верхним голосам при секундовом соотношении трезвучий? 7. Возможно ли при соединении трезвучий секундового соотношения удвоение терции, в каком случае оно обязательно? 8. Как соединяются трезвучия терцового соотношения? 9. Какие случаи голосоведения могут при этом возникать? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 24 – 38, 43 – 45, 122 – 124, 129 – 135, 165 (темы №№ 3 – 5, 7, 18-Б, 20, 24-Б). Лабораторная работа № 4
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.161 (0.009 с.) |