Спортивные игры в школьных программах по физической культуре и в системе физического воспитания учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивные игры в школьных программах по физической культуре и в системе физического воспитания учащихся.



Сегодня основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе специалисты считают формирование у учащейся молодежи физической культуры и приучение к здоровому образу жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

Новые школьные программы по физическому воспитанию направлены на решение именно этих задач.

В новых школьных программах по физическому воспитанию предусматривается большее, по сравнению со старыми программами, количество часов, выделяемых на подвижные и спортивные игры, а также большее разнообразие игр.

В нашей стране можно выделить четыре основных подхода к переосмыслению содержания физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях. Первый ориентируется, главным образом, на усвоение учащимися определенных знаний в сфере физической культуры и спорта, а также двигательных умений и навыков. В рамках второго подхода акцент делается на значимом тренировочном эффекте и высоком уровне развития физических качеств посредством увеличения объема обязательных занятий физкультурой. Третий, спортивно-ориентированный, подход основан на рациональном сочетании классно урочной и секционных форм занятий определенными видами спорта. Ставится задача формирования у учащихся привычки систематически заниматься избранными видами двигательной активности. В рамках четвертого – оздоровительного подхода, как высшая ценность рассматриваются здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности.

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками, психологами и специалистами была выявлена особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д. Систематическое использование подвижных игр на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Спортивные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся.

Планирование учебного процесса по физической культуре для проведения уроков по спортивным играм со школьниками.

Планирование спортивной подготовки

В вузах при работе со студентами-спортсменами используются специальные документы: годовые планы работы, графики учебного процесса, календари соревнований, индивидуальные планы, планы-конспекты занятий. Документы предусматривают принципы спортивной тренировки, учитывая объем и индивидуальность нагрузки. В то же время классическая система подготовки спортсменов высокой квалификации предусматривает начало занятий с 8-11 лет.

 

Урок - основная форма организации занятий по спортивным играм.

Основной формой организации и проведения занятий по спор­тивным играм является урок, который проводится с постоянным составом занимающихся по установленному твердому расписа­нию и под руководством преподавателя. Достижение высоких спортивных результатов невозможно, кроме того, без системати­ческого выполнения утренней гимнастики, самостоятельной ра­боты над техникой и тактикой, участия в соревнованиях.

Каждый отдельно взятый урок должен быть связан как с пре­дыдущими, так и с последующими уроками. Урок составляется по определенному плану, что дает возможность преподавателю распределить материал в нужной последовательности и преду­смотреть организацию и методы проведения занятий в зависимо­сти от конкретных условий.

Перед каждым уроком выдвигаются конкретные задачи, вы­текающие из общих задач учебно-тренировочного процесса. При определении задач урока следует учитывать состав занимающих­ся, их подготовленность, состояние материальной базы и конечную цель занятий с данной группой. Исходя из конкретных задач урока, определяется и его содержание.

Структура урока по спортивным играм предусматривает три части - подготовительную, основную и заключительную, каждая из которых имеет свои преимущественные задачи и типовые сред­ства.

1-я часть урока - подготовительная.

Основное назначение: организация и подготовка занимаю­щихся к последующей деятельности.

Задачи: 1. Организация группы для занятий, мобилизация внимания и повышение эмоционального тонуса занимающихся.

2. Подготовка двигательного аппарата и повышение деятель­ности нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

2-я часть урока - основная.

Основное назначение: обучение специальным знаниям и на­выкам и их совершенствование.

Задачи: 1. Повышение уровня физического развития и подго­товленности занимающихся.

2. Дальнейшее развитие и воспитание двигательных, мораль­ных и волевых качеств, подготовка занимающихся к повышен­ным напряжениям.

3. Овладение техническими и тактическими навыками игры. Типовые средства: специально-подготовительные упражнения,

упражнения в технических и тактических приемах и действиях, игровые упражнения и подготовительные игры, командные игры (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.)- 3-я часть урока - заключительная.

Основное назначение: завершение урока.

Задачи:

1. Постепенное снижение (успокоение) деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной си­стем.

2. Подготовка к последующей (после урока) деятельности.

3. Подведение итогов урока.

Типовые средства: медленная ходьба, бег в умеренном темпе, строевые упражнения, упражнения на внимание и расслабление, игровые упражнения, не требующие большой интенсивности дей­ствий, разбор ошибок и замечания по уроку.

 

Организация деятельности учащихся (выполнения физических упражнений) на уроке спортивных игр.

Особенности проведения занятий по спортивным играм со школьниками разных возрастов.

Содержание и методика проведения занятий по спортивным играм в школе с детьми младшего школьного возраста.

В этом возрасте дети не могут сосредотачивать внимание достаточно длительное время, и поэтому необходимо чаще менять задания, шире использовать игровую, соревновательную форму, проводить обучение по преимуществу целостным методом с большой долей показа и подводящих упражнений.

 

Содержание, организация и методика проведения секционных занятий по спортивным играм.

Секционные занятия по видам спорта в системе образования проводят преподаватели спортивно- секционной подготовки детских юношеских клубов физической подготовки при областных региональных центрах физической культуры и спорта. Преподаватель спортивно-секционной подготовки в отличие от тренера узкой специализации по боксу, дзюдо, футболу, таэквондо и т.д. является спортивным специалистом широкого профиля. Наряду со знаниями физического воспитания он должен владеть базовыми знаниями по игровым видам спорта и единоборств, в совершенстве владеть методикой преподавания с учетом возрастной психологии, физиологии человека.

Спортивно-секционная подготовка по видам спорта проводятся по учебным программам и учебным планам рассчитанным в основной, старшей школах 1.30 академических часов три раза в неделю, в средне-специальных, высших учебных заведениях 1.30 академических часов четыре раза в неделю на 52 недели секционных занятий, соревнованиях, спортивно-оздоровительных лагерях и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха в период школьных каникул.

Основными формами работы ДЮКФП являются:

- спортивно-секционная подготовка (индивидуальные и групповые);

- спортивно-секционная подготовка на учебно-секционных сборах;

- участие на соревнованиях;

- учебно-секционный процесс в оздоровительно-спортивном лагере;

- медико-восстановительные мероприятия;

- теоретические занятия;

- инструкторская и судейская практика;

- просмотр и анализ учебных кинофильмов, видеопрограмм, спортивных соревнований;

- составление перспективного плана и анализ работы за год.

Занятия в спортивно-секционных и спортивно-оздоровительных группах проводятся в общеобразовательных школах, в среднеспециальных учебных заведениях с использованием имеющихся спортивных сооружений, спортинвентаря и оборудования. Для обеспечения круглогодичных учебно-секционной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул при учебных заведениях организовываются оздоровительно-спортивные лагеря.

ДЮКФП организует и проводит воспитательную работу с учащимися по утвержденному директором плану. Воспитательная работа должна способствовать всестороннему гармоничному развитию личности, любви к Родине и ответственности перед коллективом и осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уровня спортивного мастерства.

Учебно-секционную подготовку, спортивно-массовые мероприятия по видам спорта ДЮКФП проводит после окончания уроков общеобразовательных предметов, выходные, праздничные и каникулярные время среди юношей и девушек раздельно 5-6,7-8,9-11 классов, под общим руководством Национального научно-практического центра физической культуры.

2,25 Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ (1)

 

Направленность и содержание подготовки юных волейболистов оп­ределяются прежде всего возрастными особенностями функционирова­ния органов и систем организма, психологическими особенностями и ориентируются на модельные характеристики спортсменов высшей ква­лификации.

По особенностям психофизиологического развития детей школьно­го возраста занимающиеся волейболом в ДЮСШ условно делятся на следующие возрастные группы: 8-10 лет, 10-12 лет, 12-14 лет, 14-16 лет, 16-18 лет.

8-10 лет (группы начальной подготовки). До 10-летнего возраста су­щественных различий в темпах прироста развития организма у мальчи­ков и девочек не наблюдается.

Окостенение рук, ног, тазовых костей в начальной стадии. Слабо­развитая мускулатура спины при увеличенных нагрузках может выз­вать деформацию позвоночных изгибов.

Функциональные показатели нервной системы еще далеки от со­вершенства. Резко выражено запредельное торможение. Восприятие но­вых движений носит созерцательный характер. Выделяют наиболее за­поминающиеся детали движения, а важные части упражнения упуска­ют. Внимание и точность движений развиты слабо, особенно при разу­чивании движений. Поэтому направленное обучение технике волейбола нецелесообразно.

Основные задачи подготовки:

1. Обучение технике выполнения физических упражнений для фор­мирования двигательных навыков и умений.

2. Содействие гармоничному развитию растущего организма, ук­репление здоровья, развитие ловкости, скоростно-силовых способнос­тей, общей выносливости, гибкости.

3. Ознакомление с основами техники игры в волейбол.

4. Выявление перспективных юных спортсменов для обучения в СДЮШОР.

Обучение физическим упражнениям осуществляется с помощью методов наглядности, использования слова, метода упражнений, игро­вого и соревновательного с соблюдением принципов тренировки — от простого к сложному, от известного к неизвестному

 

Планирование учебно-тренировочного процесса по спортивным играм в спортивных секциях, группах, командах.

При планировании учебной работы по физическому воспитанию школьников необходимо помнить о такой его важной составляющей, как деятельность спортивных секций и проведение соревнований.

Необходимо позаботиться о том, чтобы спортивные секции были организованы в первую очередь по видам физической подготовки, включенным в учебную программу. Это даст возможность учителю физкультуры подготовить актив, способный оказать ему помощь при проведении уроков и спортивных мероприятий.

Участие школьников в спортивных соревнованиях позволяет лучше закрепить учебный материал уроков физкультуры. Для этого календарный план спортивно-массовых мероприятий, в том числе соревнований, должен быть максимально увязан с графиком учебного процесса и рабочими планами педагогов. Оптимально, когда в зависимости от вида физических упражнений, изучаемых на уроке, планируется и проведение спортивных соревнований. Например, после изучения техники игры надо проводить общешкольные соревнования по спортивным играм и вовлечь в них максимальное число участников.

2,26 Основы планирования тренировочной работы

 

Цель системы подготовки спортивных резервов состоит в том, что­бы подготовленность юных волейболистов, прошедших многолетний курс обучения, отвечала требованиям, предъявляемым командам выс­ших разрядов. Эти требования и служат ориентиром в программирова­нии подготовки юных спортсменов и разработке нормативов.

Эффективность планирования существенным образом зависит от показателей, на основании которых разрабатываются планы и осуще­ствляется оценка тренировки. Все показатели, которые сопровождают тренировочную работу, отражены в программном материале для ДЮСШ (тренировочные режимы, распределение времени на виды подготовки и др.).

Процесс качественной тренировочной работы достигнет высокой эффективности в том случае, если он осуществляется систематически, на основе перспективного плана, разработанного с учетом возрастных особенностей растущего организма, подготовленности спортсмена, ре­жима его жизни, учебы.

Соблюдать последовательность в постановке задач. Первые два-три года занятий в ДЮСШ — создание прочного фундамента всесторонней подготовленности и обучение спортивной технике. Далее — развитие физических качеств и совершенствование спортивной техники и такти­ки в соответствии с возрастными особенностями.

Подготовленность спортсмена будет прогрессивно повышаться лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах работы будут полностью соответствовать функциональным воз­можностям организма юного спортсмена.

Каждый период следующего годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем предшествующий.

Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять перс­пективные планы на 2-3 года; для старшего возраста — на более дли­тельные сроки.

Перспективные планы разрабатываются как для группы, так и для одного спортсмена.

Перспективный (групповой) план включает следующие разделы:

— краткая характеристика группы;

— цель и основные задачи многолетней тренировки;

— этапы подготовки и основная направленность тренировок по эта­пам;

— спортивно-технические показатели и контрольные нормативы, характеризующие подготовленность спортсменов;

— педагогический и врачебный контроль. Годовой план расшифровывает определенный год перспективного плана и состоит из следующих разделов:

 

характеристика команды;

— цель спортивной подготовки;

— основная направленность работы по периодам годичного цикла;

— основные средства тренировки и их распределение в течение года;

— участие в соревнованиях;

— контроль подготовки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 6512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.028 с.)