Тема 6. Дедуктивные умозаключения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Дедуктивные умозаключения



 

Студент должен:

Иметь представление:

- о типологии дедуктивных умозаключений

- о познавательном значении фигур силлогизма.

Знать:

- состав простого категорического силлогизма;

- общие правила категорического силлогизма;

- фигуры и модусы силлогизма;

- виды умозаключений из сложных суждений.

Уметь:

- делать выводы из посылок простого категорического силлогизма;

- "сворачивать" и "разворачивать" силлогизмы;

- делать выводы из посылок, являющихся сложными суждениями.

Дедуктивные умозаключения. Категорический силлогизм. Состав категорического силлогизма. Общие правила терминов и посылок. Фигуры силлогизма, правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Графический способ исследования силлогизмов. Энтимема силлогизма.

Виды сложных дедуктивных умозаключений. Полисиллогизмы, сориты, эпихейремы.

Условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения. Лемматические умозаключения и судебная практика. Прямые и непрямые выводы дедуктивных умозаключений.

Понятие о логике предикатов.

 

Тема 7. Аргументация в работе юриста

 

Студент должен:

Иметь представление:

- о роли аргументации в процессе установления истины

- о видах и формах аргументации и особенностях аргументации в деятельности юри-

ста;

- о риторических и спекулятивных способах и приемах организации и проведения

аргументации;

- о формализоавнных типах личностей, участвующих в процессе аргументации;

Знать:

- состав и структуру доказательства;

- правила и приемы оптимизации взаимодействия между участниками процесса ар-

гументации;

- способы повышения эффективности передачи информации при аргументации;

- основные правила и способы доказательства и опровержения;

Уметь:

- подготовиться и провести процесс аргументации по значимому для юриста тезису;

- опровергнуть обоснование тезиса оппонента, если оно проведено с логическими

ошибками;

 

Логические и методологические основы аргументации и критики. Способы обоснования утверждений. Аргументация и логическое доказательство. Критика и опровержение. Состав аргументации и критики: тезис, аргументы, допущения, форма. Способы аргументации и критики.

Доказательность как важное качество правильного мышления. Содержание и структура доказательства. Тезис доказательства как суждение, истинность которого следует обосновывать в процессе аргументации. Аргументы – истинные исходные теоретические или фактические положения, которые нужно пользоваться при доказательстве тезиса. Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами. Формы обоснования тезиса: дедуктивная, индуктивная или по аналогии.

Прямое и косвенное доказательство. Виды косвенных доказательств: апагогическое и разделительное. Этапы апагогического доказательства.

Опровержение как логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. Способы опровержения: критика тезиса (прямая или косвенная); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

Стратегия и тактика аргументации и критики. Основные стратегии аргументации и критики. Основные тактические приемы аргументации и критики. Уловки, применяемые в процессе применения тактических приемов аргументации и критики. Способы противодействия уловкам.

Классификация оппонентов аргументации и особенности взаимодействия с различными типами оппонентов.

Уловки, софизмы и парадоксы в аргументации и критике. Способы противодействия спекулятивным приемам ведения аргументации.

Логические правила доказательства. Правила, относящиеся к тезису: правило определенности тезиса; правило неизменности тезиса. Ошибки, возникающие при нарушении данных правил: подмена тезиса; логическая диверсия; потеря тезиса; довод к человеку.

Правила по отношению к аргументам: аргументы обязаны быть истинными и не противоречащими друг другу; аргументы должны быть достаточным основанием для подтверждения тезиса. Нарушения данных правил ведет к следующим ошибкам: ложности основания (основное заблуждение); предвосхищение оснований; порочный круг.

Правила демонстрации заключены в содержании видов умозаключений. Нарушение этих правил ведет к следующим ошибкам: мнимому следованию; переходу от сказанного с условием к сказанному безусловно; переходу от сказанному в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Понятия и термины логики

1. Объект и предмет логики. Основные термины логики.

2. Понятие. Содержание и объем.

3. Виды понятий.

4. Отношение между понятиями.

4. Деление и классификация понятий.

5. Определение понятий. Правила определения понятий.

Упражнения

1.Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. I,2 Учебника1.

2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:

 

а) Дайте полную логическую характеристику понятиям: государство; право, невиновность; бескорыстие; подвиг; социальная справедливость; случайность; кража.

 

б) Определите вид отношений между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Европейское государство»; «демократическое государство»; 2. Премьер-министр; глава правительства; 3. Президент; Президент России; Глава государства;

 

в) Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. Печать; радио; средство массовой информации; 2. Феодализм; капитализм; классовое общество; 3. Общественные науки; политология; философия; социология;

 

г) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Правоохранительные органы включают: МВД; суды; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию; Прокуратуру; 2. Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 3. Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 4. Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 5. Языки делятся на: естественные; искусственные; технические; гуманитарные.

Литература

Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. VI.

Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 8.

Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 1,2.

С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007, Гл. II.

Тема 2. Суждение и норма права

 

1. Классификация суждений.

2. Простые суждения: атрибутивные суждения и суждения об отношениях.

3. Модальность суждений.

4. Сложные суждения.

Упражнения

1. Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. III. Учебника.

2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:

а. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации: 1) защита Отечества – священный долг каждого гражданина РФ; 2) Степанов имеет высшее юридическое образование; 3) РФ есть правовое государство;

б. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям:

1) по объему субъект а: Советская Армия спасла мировую цивилизацию от фашизма; некоторые люди являются преступниками; все граждане РФ имеют право на труд; 2) по качеству связки: Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества; Социальная надежность личности – это прочный симбиоз высокой нравственности личности, правовой культуры, политической зрелости, ее профессионализма и психофизиологического здоровья; 3) по содержанию предиката: Международный терроризм – мощное международное образование; Успех в достижении поставленной цели зависит от способов деятельности человека, используемых для этого средств, от качеств личности;

в. С помощью логических союзов из простых категорических суждений образуйте возможные варианты сложных: а) Кража является умышленным преступлением; Мошенничество относится к умышленным преступлениям; б) Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме; Петров получил от фирмы автомобиль в личное пользование;

г. К каким видам модальности относятся следующие суждения: 1) Неверно, что Иванов принимал непосредственное участие в совершении преступления, так как он имеет доказанное алиби; 2) В случае необходимости следователь может произвести обыск с целью обнаружения похищенных вещей; 3) Прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела.

д. Постройте таблицу истинности для суждения: Студенты, активно работающие на занятиях и добросовестно выполняющие домашние задания по логике получают высокие оценки в по предмету или необходимые навыки правильного мышления.

 

Литература

Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. 6.

Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 4.

Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 3.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М., 1997. Гл. 2.

С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007., Гл. III.

Тема 3. Способы преобразования суждений и отношения между ними

1. Операции с суждениями и их практическое значение.

2. Превращение, обращение, противопоставление.

4. Отношения между суждениями по истинности. Логический квадрат.

Виды вопросов.

Упражнения

1. Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. III. Учебника.

2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:

а. Проверьте правильность превращения, определив допущенные ошибки, и сами произведите логическую операцию превращения с предложенными суждениями: 1) Некоторые люди умеют скрывать свои чувства. Следовательно, некоторые люди не умеют скрывать свои чувства; 2) Некоторые философы не исходят из верного, материалистического решения основного вопроса философии. Следовательно, тех, кто не исходит из материалистического решения основного вопроса философии, нельзя называть философами;

б. Произведите логическую операцию обращения с предложенными суждениями: 1) Все люди являются представителями рода человеческого, высших приматов; 2) Ни одно буржуазное государство не есть подлинно демократическое; 3) Некоторые граждане РФ – юристы; 4) Некоторые участники Великой Отечественной войны – ветераны Вооруженных Сил;

в. Проверьте, правильно ли произведено противопоставление предикату и там, где допущена логическая ошибка, укажите ее: 1) Все, изучающие логику, понимают сущность операции противопоставление предикату. Следовательно, ни один из непонимающих сущности этой операции не относится к числу изучающих логику; 2) Ни один нравственно зрелый человек не приемлет национализма. Следовательно, все, не приемлющие национализм, являются нравственно зрелыми;

г. С помощью логического квадрата произвести все возможные видоизменения суждения (А, Е, I, О) и проанализировать соотношения между получившимися суждениями: 1) Все выпускники юридических учебных заведений знают формальную логику; 2) Некоторые законопослушные граждане не сталкиваются с правоохранительными органами; 3) Любой благородный поступок не исчезает бесследно.

Литература

Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. 6.

Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 4.

Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 3.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М., 1997. Гл. 2.

С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007., Гл. III.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.33 (0.032 с.)