Тема 1. Предмет и значение логики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и значение логики.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ПРОГРАММА КУРСА ЛОГИКИ

 

 

для студентов Института права БашГУ

 

 

Уфа

РИО БашГУ

 

Печатается по решению кафедры этики, эстетики и культурологи БашГУ.

 

Протокол № 1 от 30 августа 2010 г.

Составители: канд. филос. наук, доцент Иткулова Л.А., канд. филос. наук, доцент Тухватуллин М.Н.

 

Программа курса дисциплины «Логика» предназначена для студентов Института права БашГУ дневной и заочной форм обучения. Включает в себя тематический план лекционных и практических занятий, краткое содержание тем курса, тематику сообщений и рефератов, список учебной литературы, а также экзаменационные вопросы.

 

Введение

Целью дисциплины «Логика» является формирование и повышение логической культуры мышления, что предполагает знание правил и законов логики и умение применять их в процессе мышления. Овладение навыками правильного мышления очень важно для изучения других учебных дисциплин, так и для будущей профессиональной деятельности студентов, уверенного участия в деловом общении, дискуссиях, спорах и оптимальной ориентации в сложной общественно-политической обстановке.

 

Достижение указанной цели предполагает реализацию следующих задач:

1. осознание потребности, необходимости и возможности изучения логики как важнейшей составной части учебного процесса;

2. с учетом того, что логика – наука последовательная, основательное овладение материалом возможно только при уяснении предыдущего материала и перехода затем к последующему;

3. после изучения очередной темы обязательно выполнение соответствующих упражнений, что позволяет закрепить изученный материал, применять логические правила и приемы в спорах, дискуссиях, при изучении других учебных дисциплин, формировать, в конечном счете, навыки логического мышления;

 

В результате изучения данной дисциплины студент должен получить исходные, элементарные знания из сложной и многообразной проблематики современной логики, иметь общие представление о законах мышления и о науке, изучающей их, овладеть логическим анализом на практике в применении к проблемам, свойственным его профессии и встречающимся в повседневной жизни.

Главное в изучении логики – последовательность и систематичность. Тема «Умозаключение» покажется непонятной, если не усвоена тема «Суждение», которую, в свою очередь, невозможно уяснить, не разобравшись в теме «Понятие». Подготовка по логике предполагает не только хорошее знание содержания курса, но и осмысление общей связи и последовательности всех частей курса, умение критически разобраться в решении различных логических проблем. Если студент воспроизводит правила, но не может использовать их в практических рассуждениях и решении логических задач, то это равносильно незнанию. Следует научиться связывать изучаемый материал со своими профессиональными интересами, с науками, которые изучаются параллельно с логикой. Для приобретения логических навыков студенту необходимо научиться практически применять правила логики в анализе специальных примеров, решении логических задач.

Особенностью курса является абстрактный характер дисциплины «Логика». Это значит, что кроме рекомендуемых учебников можно использовать и другие, которые издаются в последнее время в достаточном количестве. Например, учебник для юридических факультетов вполне приемлем и для факультетов иного профиля, поскольку в нем использован материал из области правовых наук и юридической практики, но теоретические основы логики одни и те же.

Данная Программа предназначена для студентов Института права, поэтому в нее включены вопросы, связанные с профессиональной деятельностью будущих юристов. Это позволит соотносить изучаемый теоретический материал с правовыми дисциплинами и юридической деятельностью.

Для проверки самостоятельной работы студентов предусмотрено выполнение ими контрольных работ по логике, проведение небольших исследовательских работ в форме сообщений, рефератов и докладов. Студенты дневной формы обучения после изучения каждой темы на практических занятиях выполняют контрольные задания. Студенты заочной формы обучения самостоятельно изучают соответствующие разделы учебников, выполняют упражнения по ним и получают доступ к сдаче экзамена лишь после защиты ими контрольных работ (методические указания к написанию контрольных работ по логике имеются в учебном абонементе Института права). Консультацию преподавателя можно получить на кафедре этики, эстетики и культурологии факультета философии и социологии БашГУ (каб. 416А физмат корпуса, тел 229-96-64).

 

ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

Тема 1. Предмет и значение логики.

Тема 2. Формы познания. Логика и язык.

Тема 3. Законы и формы правильного мышления.

Тема 4. Понятие как форма абстрактного мышления.

Тема 5. Суждение как форма абстрактного мышления.

Тема 6. Умозаключения как форма абстрактного мышления:

А) Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений. Выводы из

сложных суждений.

Б) Индуктивные умозаключения: популярная и научная индукция.

В) Умозаключения по аналогии.

Тема 9. Гипотеза как форма развития знаний.

Тема 10. Логические основания теории аргументации.

 

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

 

Тема 1. Понятие как форма абстрактного мышления.

Тема 2. Суждение как логическая форма мышления.

Тема 3. Умозаключение.

Тема 4. Основы аргументации. Роль аргументации в деятельности юриста.

 

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

 

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ.

 

Возникновение логики как науки. Борьба различных философских направлений в науке логике. Основные этапы развития логики: античная логика, схоластическая логика, современная символическая логика. Логические идеи в работах Платона, Аристотеля, Хрисиппа и других античных мыслителей. Логика Пор-Рояля. Вклад Р.Декарта и Г.В.Лейбница в становление логики как науки. Логика традиционная (формальная) и логика диалектическая. Г.Фреге как основоположник логической семантики. Вклад Дж.Буля, Б.Рассела, Дж. Пеано, Д.Гильберта в создание формального языка современной логики. Развитие логики в России.

Понятие математической, символической логики и логики норм.

Современные представления о мышлении как о полиформном образовании.

Понятие логической формы. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Особенности абстрактного мышления. Абстрактное мышление как предмет изучения логики. Основные формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями.

Формы правильных рассуждений и их детерминированность законами логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

Теоретическое и практическое значение логики. Логика как рациональная основа процесса обучения. Роль логики в формировании культуры мышления. Значение логики для научного познания. Логика и современная цивилизация (компьютеризация, информатизация, диалог культур). Место логики в ряду других гуманитарных и общественно-гуманитарных дисциплин. Ее связь с философией, этикой и культурологией.

Понятие юридической логики. Значение законов и правил логики в юридической деятельности.

 

 

Темы сообщений и рефератов:

· Два этапа в развитии логики;

· Интуитивная логика;

· Логика и другие науки;

· Логика и творчество.

· Неклассические логики.

· Аристотель и традиционная логика.

 

ТЕМА 6. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Общие сведения об умозаключениях. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Классификация умозаключений.

Логически необходимые (демонстративные) и вероятностные (недемонстративные) умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии.

 

А) ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования в дедуктивных умозаключениях. Различные формы дедуктивных умозаключений. Роль дедукции в деятельности юриста.

Выводы, основанные на субъективно-предикатной структуре суждений.

Выводы из категорических суждений. Выводы посредством преобразования суждений: превращение, обращение и противопоставление предикату. Выводы по логическому квадрату.

Простой категорический силлогизм. Структура силлогизма. Аксиома силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Выведение правильных модусов. Правила терминов. Правила посылок. Правила фигур. Значение правил простого категорического силлогизма при квалификации преступлений.

Выводы из сложных суждений. Выводы, основанные на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний). Прямые умозаключения логики высказываний. Чисто-условные умозаключения. Правильные модусы условно-категорических умозаключений и их правила.

Разделительно-категорические умозаключения: утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы. Роль разделительно-категорических умозаключений в квалификации правонарушений.

Условно-разделительные (лемматические) умозаключения: простая и сложная, конструктивная и деструктивная дилеммы. Понятие о трилеммах и полимемах.

Сокращенный силлогизм (энтимема). Восстановление силлогизма из энтимемы. Сложные силлогизмы (полисиллогизмы). Сложносокращенные силлогизмы (сориты, эпихейремы).

Непрямые умозаключения логики высказываний. Сведение к абсурду. Рассуждение от противного. Рассуждение по правилу ведения импликаций (по случаям).

Выводы из суждений с отношениями. Основные свойства отношений: симметричность, рефлективность, транзитивность.

 

Б) ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Общая характеристика индуктивных умозаключений. Генерализация как основная функция индуктивных выводов в процессе познания. Виды индуктивных умозаключений.

Полная индукция. Характер выводов в умозаключениях полной индукции. Математическая индукция.

Неполная индукция и ее особенности. Виды неполной индукции: популярная и научная индукция.

Популярная индукция. Индукция через простое перечисление (энумеративная индукция). Проблематичность индуктивных обобщений. Пути повышения надежности выводов по индукции.

Научная индукция. Индукция через анализ и подбор фактов (элиминативная индукция). Принципы отбора (селекции) и исключения (элиминации), ограничивающие возможность случайных обобщений. Статистическое обобщение.

Индуктивные методы установления причинных связей. Свойства причинной зависимости – основа индуктивных методов обобщения. Логический анализ причинно-следственных отношений.

Методы научных индукций. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Метод единственного сходства. Метод единственного различия.

Характерные ошибки: при обнаружении причинных связей: поспешность обобщения; обобщение без достаточного основания; подмена причинной связи внешним порядком; подмена условного безусловным.

Роль индуктивных умозаключений в познании.

 

В) УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ

 

Аналогия как умозаключение. Его структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Ложная аналогия. Условия состоятельности аналогий.

Роль выводов по аналогии в познании. Аналогия – логическая основа метода моделирования в науке и технике. Концептуальное, логическое и математическое моделирование. Судебный эксперимент. Экспликативная функция выводов по аналогии в процессе обучения.

Проблема применимости исторических аналогий и параллелей в общественных и гуманитарных науках. Место аналогии в судебном следствии. Понятия «аналогия закона», «аналогия права».

 

Темы сообщений и рефератов:

· Роль дедукции в деятельности юриста;

· Специфика использования индукции в юридической деятельности;

· Индукция как вероятное рассуждение;

· Индуктивное обоснование оценок;

· Аналогия и ее структура;

· Применение аналогии в науке и технике.

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА III. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1. Общая характеристика умозаключения как формы мышления и его виды (дедукция, индукция, аналогия).
  2. Понятие дедуктивного умозаключения и его роль в деятельности юриста.
  3. Простой категорический силлогизм.
  4. Условные, разделительные и неполные дедуктивные умозаключения.
  5. Индуктивные умозаключения и специфика их использования в юридической деятельности.
  6. Умозаключение по аналогии. Место аналогии в судопроизводстве.

 

Литература:

1. Иванов Е.А. Логика. – М., 2002.

2. Ивлев Ю.В. Логика. – М.,2001.

3. Кириллов В.И., Г.А.Орлов Г.А., Н.И.Фокина. Упражнения по логике. – М.,2005.

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2005.

5. Кузина Е.Б. Практическая логика. – М.,1996.

6. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебном процессе. – СПб.,2004.

7. Сборник упражнений по логике. – Минск,1990.

8. Тер – Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие. – М., 2006.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ЛОГИКЕ

1. Логика как наука о законах и формах правильного мышления.

2. Чувственное познание и абстрактное мышление. Язык, мышление и познание. Абстрактное мышление как предмет и изучения логики.

3. Понятие как форма мышления. Образование понятий.

4. Содержание и объем понятия. Виды понятий по объему и содержанию.

5. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Обобщение и ограничение понятий.

6. Деление как логическая операция. Виды деления. Правила и ошибки в делении.

7. Типы отношений между понятиями.

8. Определение как логическая операция. Виды определений. Правила определения. Ошибки в определении.

9. Классификация как вид деления. Ее виды. Значение классификации в познании.

10. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

11. Простые суждения. Их состав и виды.

12. Классификация простых категорических суждений по количеству и качеству. Их объединенная классификация.

13. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.

14. Отношения между категорическими суждениями по логическому квадрату.

15. Сложные суждения, их виды. Условия истинности сложных суждений.

16. Алетическая модальность суждений.

17. Деонтическая модальность суждений.

18. Эпистемическая модальность суждений.

19. Понятие о логическом законе. Законы логики и их значение для правильного мышления.

20. Закон тождества и его значение для правильного мышления.

21. Закон противоречия. Логические ошибки, связанные с нарушением этого закона.

22. Закон исключенного третьего и его значение для правильного мышления.

23. Закон достаточного основания и его роль в познании.

24. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключений. Классификация умозаключений.

25. Непосредственные умозаключения и их роль в процессе рассуждений.

26. Простой категорический силлогизм. Термины силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма.

27. Общие правила посылок и терминов силлогизма.

28. Понятие фигур силлогизма. Первая фигура силлогизма. Доказательство ее правил.

29. Понятие фигур силлогизма. Вторая фигура силлогизма. Доказательство ее правил.

30. Понятие фигур силлогизма. Третья фигура силлогизма. Доказательство ее правил.

31. Выводы из сложных суждений. Чисто-условные умозаключения. Аксиома чисто-условных умозаключений.

32. Условно-категорическое умозаключение. Modus tollens и Modus рonens.

33. Лемматические умозаключения. Конструктивные и деструктивные дилеммы. Их функции.

34. Разделительно-категорическое умозаключение и его модусы. Правила модусов.

35. Сокращенные силлогизмы (энтимемы), восстановление силлогизма из энтимемы.

36. Полисиллогизмы. Сориты. Эпихейремы.

37. Общее понятие об индуктивных умозаключениях. Виды индукции: полная, неполная; популярная и научная.

38. Научная индукция. Принципы отбора, ограничивающие возможности случайности обобщения.

39. Методы научной индукции (различия и сходства, объединенный метод).

40. Методы научной индукции (метод сопутствующих изменений и метод остатков).

41. Популярная индукция. Условия, повышающие степень вероятности выводов по неполной индукции.

42. Аналогия как умозаключение, ее виды. Условия состоятельности гипотез. Применение аналогии в праве.

43. Гипотеза как форма развития научных знаний. Ее виды, структура. Понятие версии.

44. Способы подтверждения и доказательства гипотез. Метод множественных гипотез.

45. Аргументация и доказательство. Структура доказательства: тезис, аргументы и демонстрация. Субъекты доказательства.

46. Виды доказательства: прямое и косвенное доказательство.

47. Правила и ошибки в отношении тезиса, аргументов и демонстрации. Софизмы и паралогизмы.

48. Опровержение, его структура и виды.

49. Спор, виды спора (дискуссия, диспут, полемика, риторический спор и до.). Этика спора. Роль культуры речи в споре.

50. Дискуссия. Субъекты дискуссии. Виды дискуссии. Роль дискуссии в поиске истины.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

ОСНОВНАЯ:

 

1. Гетманова Л.Д. Учебник по логике. – М.,2009.

2. Иванов Е.А. Логика. – М., 2002.

3. Ивлев Ю.В. Логика. – М.,2009.

4. Исаев А.А., Рахматуллин Р.Ю. Логика: Учебное пособие для юристов. – Уфа, 2002.

5. Кириллов В.И., Г.А.Орлов Г.А., Н.И.Фокина. Упражнения по логике. – М.,2009.

6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2010.

7. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебном процессе. – СПб.,2004.

8. Тер – Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие. – М., 2006.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

 

  1. Алекссев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.,1991.
  2. Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алма-Ата, 1970.
  3. Аристотель. Метафизика. – М.;Л., 1934.
  4. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения. – Минск, 1998.
  5. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М.,1996.
  6. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. — М.: 1992.
  7. Бушуев Г.И. Судья в уголовном процессе. – М.,1994.
  8. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М. – 1989.
  9. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. — М., 1991.
  10. Гжегорчик А. Популярная логика. Общедоступный очерк логики предложений. – М., 1965.
  11. Доказывание в уголовном процессе: традиция и современность. – М., 2000.
  12. Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права. – Киев, 1976.
  13. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. – М.,1993.
  14. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.,1986.
  15. Ивин А.А., Панов М. И. Популярная логика. — М.: 1994.
  16. Ивин А.А. Элементарная логика. — М.: 1994.
  17. Ивин А.А. Теория аргументации. – М.,2000.
  18. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. – М., 1997.
  19. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.,1989.
  20. Клини С.К. Математическая логика. – М.,1973.
  21. Кнапп В., Герлох В. Логика в правовом сознании. – М., 1987.
  22. Кузина Е.Б. Практическая логика. – М.,1996.
  23. Кулик Б.А. Логика естественных рассуждений. – СПб., 2001.
  24. Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация: логико-методологический анализ. – Ростов-на-Дону, 1991.
  25. Кэрролл Л. История с узелками. – М., 1973.
  26. Кэрролл Л. Логическая игра. – М.,1991.
  27. Лейбниц Г.В. Избранные философские сочинения. – М.,1968.
  28. Логика. Логические основы общения. Хрестоматия. – М.,1994.
  29. Маковельский А.О. История логики. – М., 1967.
  30. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. – М., 2000.
  31. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике. – М.,1995.
  32. Никифоров А.Л. Книга по логике. – М., 1995.
  33. Павлов В.Т., Ишмуратов А.Т., Омельянчик В.И. Модальная логика. – Киев, 1982.
  34. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. – М., 1988.
  35. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. — М.: 1974.
  36. Поварнин С. Спор о теории и тактике спора. – М., 1996.
  37. Рузавин Г. Логика и аргументации. – М., 1997.
  38. Сборник упражнений по логике. – Минск,1990.
  39. Слинин Я.А. Современная модальная логика. – Л.,1986.
  40. Соколов А. Проблемы научной дискуссии. – Л., 1980.
  41. Солодухин С.А. Логика для юристов. – М.,1998.
  42. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.
  43. Федоров Б.И., Джалившвили З.О. Логика компьютерного диалога. – М., 1994.
  44. Фейс Р. Модальная логика. — М., 1974.
  45. Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе. – М.,2000.
  46. Чернышев Б.С. Софистика. — М., 1951.
  47. Цицерон М. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972.
  48. Яскевич Я.С. Аргументация в науке. – Минск, 1992.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ПРОГРАММА КУРСА ЛОГИКИ

 

 

для студентов Института права БашГУ

 

 

Уфа

РИО БашГУ

 

Печатается по решению кафедры этики, эстетики и культурологи БашГУ.

 

Протокол № 1 от 30 августа 2010 г.

Составители: канд. филос. наук, доцент Иткулова Л.А., канд. филос. наук, доцент Тухватуллин М.Н.

 

Программа курса дисциплины «Логика» предназначена для студентов Института права БашГУ дневной и заочной форм обучения. Включает в себя тематический план лекционных и практических занятий, краткое содержание тем курса, тематику сообщений и рефератов, список учебной литературы, а также экзаменационные вопросы.

 

Введение

Целью дисциплины «Логика» является формирование и повышение логической культуры мышления, что предполагает знание правил и законов логики и умение применять их в процессе мышления. Овладение навыками правильного мышления очень важно для изучения других учебных дисциплин, так и для будущей профессиональной деятельности студентов, уверенного участия в деловом общении, дискуссиях, спорах и оптимальной ориентации в сложной общественно-политической обстановке.

 

Достижение указанной цели предполагает реализацию следующих задач:

1. осознание потребности, необходимости и возможности изучения логики как важнейшей составной части учебного процесса;

2. с учетом того, что логика – наука последовательная, основательное овладение материалом возможно только при уяснении предыдущего материала и перехода затем к последующему;

3. после изучения очередной темы обязательно выполнение соответствующих упражнений, что позволяет закрепить изученный материал, применять логические правила и приемы в спорах, дискуссиях, при изучении других учебных дисциплин, формировать, в конечном счете, навыки логического мышления;

 

В результате изучения данной дисциплины студент должен получить исходные, элементарные знания из сложной и многообразной проблематики современной логики, иметь общие представление о законах мышления и о науке, изучающей их, овладеть логическим анализом на практике в применении к проблемам, свойственным его профессии и встречающимся в повседневной жизни.

Главное в изучении логики – последовательность и систематичность. Тема «Умозаключение» покажется непонятной, если не усвоена тема «Суждение», которую, в свою очередь, невозможно уяснить, не разобравшись в теме «Понятие». Подготовка по логике предполагает не только хорошее знание содержания курса, но и осмысление общей связи и последовательности всех частей курса, умение критически разобраться в решении различных логических проблем. Если студент воспроизводит правила, но не может использовать их в практических рассуждениях и решении логических задач, то это равносильно незнанию. Следует научиться связывать изучаемый материал со своими профессиональными интересами, с науками, которые изучаются параллельно с логикой. Для приобретения логических навыков студенту необходимо научиться практически применять правила логики в анализе специальных примеров, решении логических задач.

Особенностью курса является абстрактный характер дисциплины «Логика». Это значит, что кроме рекомендуемых учебников можно использовать и другие, которые издаются в последнее время в достаточном количестве. Например, учебник для юридических факультетов вполне приемлем и для факультетов иного профиля, поскольку в нем использован материал из области правовых наук и юридической практики, но теоретические основы логики одни и те же.

Данная Программа предназначена для студентов Института права, поэтому в нее включены вопросы, связанные с профессиональной деятельностью будущих юристов. Это позволит соотносить изучаемый теоретический материал с правовыми дисциплинами и юридической деятельностью.

Для проверки самостоятельной работы студентов предусмотрено выполнение ими контрольных работ по логике, проведение небольших исследовательских работ в форме сообщений, рефератов и докладов. Студенты дневной формы обучения после изучения каждой темы на практических занятиях выполняют контрольные задания. Студенты заочной формы обучения самостоятельно изучают соответствующие разделы учебников, выполняют упражнения по ним и получают доступ к сдаче экзамена лишь после защиты ими контрольных работ (методические указания к написанию контрольных работ по логике имеются в учебном абонементе Института права). Консультацию преподавателя можно получить на кафедре этики, эстетики и культурологии факультета философии и социологии БашГУ (каб. 416А физмат корпуса, тел 229-96-64).

 

ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

Тема 1. Предмет и значение логики.

Тема 2. Формы познания. Логика и язык.

Тема 3. Законы и формы правильного мышления.

Тема 4. Понятие как форма абстрактного мышления.

Тема 5. Суждение как форма абстрактного мышления.

Тема 6. Умозаключения как форма абстрактного мышления:

А) Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений. Выводы из

сложных суждений.

Б) Индуктивные умозаключения: популярная и научная индукция.

В) Умозаключения по аналогии.

Тема 9. Гипотеза как форма развития знаний.

Тема 10. Логические основания теории аргументации.

 

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

 

Тема 1. Понятие как форма абстрактного мышления.

Тема 2. Суждение как логическая форма мышления.

Тема 3. Умозаключение.

Тема 4. Основы аргументации. Роль аргументации в деятельности юриста.

 

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

 

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ.

 

Возникновение логики как науки. Борьба различных философских направлений в науке логике. Основные этапы развития логики: античная логика, схоластическая логика, современная символическая логика. Логические идеи в работах Платона, Аристотеля, Хрисиппа и других античных мыслителей. Логика Пор-Рояля. Вклад Р.Декарта и Г.В.Лейбница в становление логики как науки. Логика традиционная (формальная) и логика диалектическая. Г.Фреге как основоположник логической семантики. Вклад Дж.Буля, Б.Рассела, Дж. Пеано, Д.Гильберта в создание формального языка современной логики. Развитие логики в России.

Понятие математической, символической логики и логики норм.

Современные представления о мышлении как о полиформном образовании.

Понятие логической формы. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Особенности абстрактного мышления. Абстрактное мышление как предмет изучения логики. Основные формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями.

Формы правильных рассуждений и их детерминированность законами логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

Теоретическое и практическое значение логики. Логика как рациональная основа процесса обучения. Роль логики в формировании культуры мышления. Значение логики для научного познания. Логика и современная цивилизация (компьютеризация, информатизация, диалог культур). Место логики в ряду других гуманитарных и общественно-гуманитарных дисциплин. Ее связь с философией, этикой и культурологией.

Понятие юридической логики. Значение законов и правил логики в юридической деятельности.

 

 

Темы сообщений и рефератов:

· Два этапа в развитии логики;

· Интуитивная логика;

· Логика и другие науки;

· Логика и творчество.

· Неклассические логики.

· Аристотель и традиционная логика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.231 (0.163 с.)