Электрон — это частица или волна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электрон — это частица или волна.



Утверждение о том, что Универсум есть единая система, приводит к целому ряду следствий, анализ которых имеет не только философское, но и прак­тическое значение. Этот постулат не только ставит под сомнение некоторые факты, которые казались очевидными, но и позволяет увидеть их чисто субъек­тивный характер.

Исследователь (или наблюдатель), перед которым стоит задача изучения свойств конкретного объекта, сталкивается с проблемой его локализации, т.е. по­пыткой выделения этого объекта в целях изучения как самостоятельного элемента системы, в состав которой он входит. В рамках классического рациона­лизма такой проблемы не возникает. Астроном, изу­чающий движения небесных светил с помощью телескопа, может не задумываться о собственных взаи­мосвязях со звездами и планетами.

Но с позиций современного рационализма исследо­ватель, осуществляющий акт локализации объекта, должен исходить из предположения о том, что воз­действие на этот объект со стороны остальной части системы относится к числу внешних и фиксирован-

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

ных. При этом, делается еще одно важное допуще­ние, что воздействие самого объекта на систему не оказывает влияния на характер воздействия этой си­стемы на выделяемый объект. Такое допущение мож­но принимать только при условии, что влияние вы­деляемого объекта на систему в целом является пре­небрежительно малым с точки зрения наблюдателя. Что же касается возможного воздействия на выде­ляемый объект со стороны исследователя, использу­ющего тот или иной инструмент (прибор), то этим обстоятельством исследователь вынужден пренебрегать. Таким образом, выделение элементов системы в качестве самостоятельного объекта изучения фак­тически представляет собой субъективный акт на­блюдателя.

Значит, локализация объекта возможна только в том случае, если вносимые в результате такого акта изменения могут становиться значимыми для наблю­дателя лишь за пределами того временного интерва­ла, который его интересует. Тогда мы можем гово­рить и о возможности выделения независимого на­блюдателя, а также об использовании всех техноло­гий исследований, выработанных в рамках классического рационализма, которые основаны на четком отделении субъекта, т.е. исследователя, от объекта, т.е. предмета исследования. Условность такого выделения означает, в частности, что могут существо­вать ситуации, в которых такая локализация невоз­можна в принципе, т.е. что не существует такой временный интервал, в пределах которого объект на­блюдения мог бы считаться независимым от субъек­та. Именно такая условность проявляется при иссле­довании природы света и изучении элементарных частиц и иных явлений микромира.

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

Поясним сказанное на примере, обсуждение кото­рого началось в самом начале XX века. Уже тогда возникли вопросы: что такое фотон — частица или волна? С одной стороны — частица. Это показал Лебедев, доказавший в серии экспериментов суще­ствование давления света, давления, которое оказы­вают летящие фотоны. А с другой — электромагнит­ная волна, распространяющаяся со скоростью света и способная к дифракции, к преломлению. И этот факт также был доказан точнейшими экспериментами.

Аналогичный вопрос возникает и при определении природы электрона: что это — частица или волна? Другими словами, является ли электрон одной из элементарных частиц материи или он представляет собой проявление волнообразного энергетического поля? В разных экспериментах он выступает то в одном, то в другом из этих двух качеств.

В двадцатых годах XX столетия физики поняли, что означает такая дуальность. И это, может быть, было величайшим научным достижением за всю ис­торию науки. Они поняли, что вопрос поставлен про­сто неверно! Оказалось, что человечество впервые столкнулось с ситуацией, когда наблюдатель принци­пиально не может выделить наблюдаемый объект. Нельзя говорить об электронах или фотонах, как су­ществующих сами по себе, без их связи с другими элементами систем, к которым они принадлежат. Это как раз такие случаи, когда локализация объекта, именуемого электрон или фотон, невозможна в принципе, ни на каком временном интервале.

Свойства электрона, если можно говорить о нем как о самостоятельном объекте, зависят от того, как ведет себя наблюдатель. Если он использует дифрак­ционную решетку, то он изучает не электрон, а

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

лишь свойства системы электрон + дифракционная решетка. И, обнаружив дифракционные полосы, он имеет право говорить об электроне как о волне. Если же наблюдатель использует камеру Вильсона, то это означает, что он изучает свойства системы электрон + камера Вильсона и, обнаруживая следы летящих частиц, вправе сказать, что электрон — это частица.

В обоих этих случаях, наблюдатель изучает две разные системы. И только они могли быть локали­зованы, т.е. выделены из суперсистемы.

* * *

Итак, согласно современным рационалистическим воззрениям, Вселенная — это некоторая система, т.е. совокупность связанных между собой элементов. Частями этой системы являются Солнечная система, Земля и Человек. Принадлежа этой системе, Человек может изучать ее свойства только изнутри и только то, что доступно ему в некоторой части окрестности. Вот почему люди способны постигать лишь какую-то часть свойств Вселенной, и так будет всегда, как бы ни была развита наука. Людям всегда будут доступны очень малые сведения о Вселенной, они всегда бу­дут знать лишь малую толику того, что она собой представляет, только конечную часть бесконечного множества свойств и особенностей, которыми она обладает.

По этой причине не имеет смысла говорить о некой Абсолютной Истине, которая якобы посте­пенно становится доступной Абсолютному Наблюда­телю. Никакого приближения к Абсолютному Зна­нию быть не может. По мере развития науки люди просто расширяют границы доступного опытному

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

знанию. И по мере расширения этих границ, увели­чиваются фронты соприкосновения с еще непознан­ным.

Даже законы Ньютона верны лишь до поры до времени и при определенных условиях. Пользуясь этими законами необходимо помнить, что они явля­ются лишь первым приближением к соотношениям, объективно существующим в Природе. Что же ка­сается различия между материей и энергией, то наука до сих пор не может сформулировать соответству­ющее определение. И впереди и вокруг нас — бесконечность непознанного!

Но и в рамках такого относительного понимания люди, тем не менее, должны жить и действовать. И задача, стоящая перед человечеством — использо­вать эти относительные знания таким образом, что­бы обеспечить свое будущее, не исчезнуть с лика породившей его планеты.

[109]

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ

ВО ВСЕЛЕННОЙ

 

[110]

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

ФИЗИКАЛИСТСКАЯ КАРТИНА МИРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.44.255 (0.01 с.)