ТЕМА 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.



 

Предмет философии. Термин «философия». Происхождение философских знаний. Понятие мировоззрения. Основной вопрос философии. Предмет, цель и задачи философии. Философия и мифология. Философия и наука. Философия и идеология. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

 

Вопросы:

1. Что такое мировоззрение?

2. Какие типы мировоззрения существуют?

3. Термин «Философия».

4. Предмет, функции и вопросы философии.

5. Структура философии.

 

 

ТЕМА 2. Основные направления, школы философии и этапы исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы исторического развития. Периодизация истории философии. Космоцентризм (античность), теоцентризм (средневековая философия), натурцентризм (Возрождение и Новое время), социоцентризм (европейская философия) и антропоцентризм как исторические типы философствования.

Основной миф и основная проблематика античной философии. Древнегреческая философия до Сократа. Философия Сократа. Философия Платона. Философия Аристотеля. Философия раннего эллинизма. Философия позднего эллинизма. Основной миф и основные проблемы средневековой философии. Основной миф и основная проблематика новоевропейской философии. Философия Возрождения. Рационализм и эмпиризм. Немецкая классическая философия. Позитивизм. Марксизм. Основные философские течения, направления XX века.

Зарождение философии в России. Западники и славянофилы. Философия В.С. Соловьева. Русская религиозная философия XIX-XX вв.

Вопросы:

1. Особенности развития философии в Индии и Китае.

2. Основные проблемы и направления античной философии.

3. Номиналисты и реалисты в средневековой философии.

4. Патристика и схоластика.

5. Философские проблемы эпохи Возрождения.

6. Основные этапы развития философии Нового времени.

7. Основные философские идеи немецкой классической философии.

8. Философские направления XX века.

9. Западники и славянофилы и русская философия.

10. Русская религиозная философия XIX-XX вв.

 

ТЕМА 3. Учение о бытии (онтология).

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика.

Понятия «бытие», «сущность», «сущее», «существование». Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

 

Вопросы:

1. Основные понятия онтологии.

2. Бытие и небытие.

3. Движение и развитие.

4. Движение и покой.

5. Модели бытия.

6. Пространство и время.

 

 

ТЕМА 4. Социальная философия.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Проблема определения культуры. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития. Понятие и сущность общества. Социальная структура общества. Природные предпосылки социального. Проблемы взаимодействия природы и общества в истории философии. Понятие этноса. Социальные связи и отношения. Проблемы человека и культуры в социальной философии.

Вопросы:

1. Понятие общества.

2. Общества как система.

3. Отличие законов природы от законов общества.

4. Религия и общество.

5. Культура и общество.

 

ТЕМА 5. Философская антропология.

Смысл человеческого бытия. Основные проблемы философской антропологии. Исторические формы философии человека. Проблема происхождения человека. Личность и индивид. Проблема человеческой свободы. Смысл жизни человека. Проблема смерти и бессмертия человека.

Вопросы:

1. Что есть человек?

2. Основные подходы о происхождении человека.

3. Соотношение биологического и социального в человеке.

4. Что такое индивид, личность, индивидуальность.

5. Сущность свободы личности.

 

ТЕМА 6. Аксиология

Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Патриотизм. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Вопросы:

1. Понятие «аксиология»

2. Проблемы насилия и ненасилия

3. Мораль: сущность и понятие.

4. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

5. Религиозные ценности и свобода совести.

 

ТЕМА 7. Сознание: его сущность и формы как проблема философии.

 

Понятие сознания. Компоненты сознания. Формы сознания. Сознание и самосознание, личность. Язык и сознание. Взаимосвязь развития сознания и деятельности.

Вопросы:

1. Роль сознания и самосознания.

2. Проблема бессознательного.

3. Общественное сознание и обыденное сознание.

4. Мышление и язык.

5. Сознание и деятельность.

 

 

ТЕМА 8. Теория познания (гносеология).

 

Понятие гносеологии (эпистемологии). Сознание и познание. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Знание и познание. Объект, предмет и субъект познания. Методы познания. Наука. Научное познание. Понятие научного метода, методологии, методики. Общенаучные методы и формы познания. Формы и виды знаний. Уровни познания (эмпирический и теоретический). Рационализм и сенсуализм. Вера и знание. Истина, виды истин. Заблуждение и ложь. Язык и мышление. Понимание. Диалектика как универсальный метод философского мышления. Основные законы диалектики.

Вопросы:

1. Основные понятия гносеологии.

2. Соотношение познания и практики.

3. Соотношение знания и веры.

4. Критерии научного познания.

5. Диалектика как теория и метод познания.

 

 

ТЕМА 9. Философия науки

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Вопросы:

1. Философия науки, ее предмет и роль в обществе.

2. Понятие науки.

3. Наука: возникновение и историческая эволюция.

4. Наука и техника.

 

ТЕМА 10. Футурология.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Вопросы:

1. Сущность глобальной проблемы.

2. Экологический кризис, как глобальная проблема.

3. Проблема выработки человеческого идеала.

4. Проблемы войны и мира, вопрос о выживании человека.

5. Человечество перед лицом глобальных проблем.

6. Перспективы современной цивилизации.

7. Культура и кризис современного мира.

8. Пути решения глобальных проблем.

9. Проблемы глобализации.

10. Взаимодействие морали и права.

11. Поиски гуманного в развитии общества.

12. Проблемы прошлого, настоящего и будущего.

 

Планы Лекций

 

Лекция №1: «Предмет философии»

План

1. Термин «философия».

2. Структура философского знания.

3. Мировоззрение и философия.

4. Картина мироздания

Картина мира – целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т.д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры Структура миропонимания:   - философские основания - нравственно-мировоззренческая установка субъекта, общества - основополагающий принцип систематизации знаний -метод или способ постижения мироздания, общества, личности
Мифологическая картина мира созерцательное, целостное постижение мира посредством конкретно-чувственного образа, в котором неразличимы в своем единстве восприятие и воображение, представления и фантазия, субъект и объект; восприятие природы осуществляется через одухотворенных существ (богов, духов) и магические, фантастические свойства и явления Религиозная картина мира – Основанное на религиозной вере иррациональное постижение Божественного порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений двух целостей - Бога и Его творения - человека
Естественно-научная картина мира – упорядоченная целостность систематизированных знаний о Вселенной и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и достижений, прежде всего естествознания (астрономии, физики, химии, биологии и др.) Философская картина мира- упорядоченная целостность систематизированных знаний в форме идей, учений, теорий и концепций, отражающих предельно общие представления о мире

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.90.236 (0.026 с.)