Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные экологические права граждан в странах Европейского Союза и СНГ
Права человека и окружающая природная среда в настоящее время всемирно признаны как фундаментальные ценности, и существующие институты государства и права должны были измениться для того, чтобы их гарантировать 16. Стек С, Звеп К. ван дер, Кравченко С, Большакова М. Екологічні права громадян: як їx захистити за допомогою закону. — К.: Інформ. Агентство «Ехо-восток», 1997. — С. 5. Именно поэтому проблема сущности и содержания экологических прав граждан является весьма актуальной. Первые научные разработки по этому вопросу появились в литературе в конце 1970-х гг., а в 1990-е гг. начался новый этап научного осмысления этого явления. В российской эколого-правовой доктрине имеются различные подходы к этой проблеме и определения экологических прав граждан. Так, М. М. Бринчук определил экологические права граждан как признанные и закрепленные права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой, в области природопользования и охраны окружающей среды 17. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник.—С. 131. Проф. А. К. Голиченков рассматривает экологические права в трех аспектах, как правовой институт экологических прав и обязанностей, как элемент содержания экологических правоотношений, как элемент правового статуса субъектов экологических правоотношений18. См.: Голиченков А. К. Экологические права и обязанности в их новейшем понимании // Актуальные проблемы теории права и государства и экологическое право: Сб. науч. трудов / Юрид. ин-т МГУПС. — М., 2000. — Вып. 2 М. В. Васильева включает в совокупность экологических прав граждан обширные полномочия общественности (граждан, их объединений, населения), которые непосредственно связаны с содержа-миом и реализацией головного конституционного права на благоприятную окружающую среду19. См.: Васильева М. И. Проблемы защиты экологического интереса в экологическом праве // Государство и право. — 1999. — № 8. — С. 50. Основным (фундаментальным) экологическим правом являет-гн право на благоприятную окружающую среду. При определении содержания этого права выделяются три аспекта: экологический, определяющий ее чистоту, сбалансированность и видовое разнообразие; экономический, определяющий наличие и рациональное использование ресурсов; эстетический.
Как в странах СНГ, так и за рубежом нет единого определения кичества окружающей природной среды, которое обеспечивает (гарантирует) соблюдение экологических прав граждан. Это создает трудности для определения содержания экологических прав граждан. Терминологический бюллетень ООН «Окружающая среда и развитие» содержит следующие формулировки: - окружающая среда, способствующая здоровью и благополучию людей; - здоровая, благоприятная для здоровья окружающая среда; - благоприятная окружающая среда; - здоровая, безопасная окружающая среда; - экологически сбалансированная окружающая среда; - свободная от загрязнений окружающая среда; - устойчивая окружающая среда; удовлетворительная окружающая среда. Безопасная окружающая среда является родовым понятием и включает в себя такие критерии, как устойчивость, сбалансированность, качество, удовлетворительные, благоприятные условия жизни. Стабильность и устойчивость — это совокупность природных и антропогенных условий, при наличии которых исключается причинение вреда здоровью людей и природным объектам. Качество понимается как условия окружающей среды при сбалансированном содержании в ней различных веществ, которые обеспечивают жизнедеятельность людей, саморегуляцию экосистем и восстановление окружающей среды. Здоровая безопасная окружающая среда характеризуется предельно допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных источниках, соблюдением предельно-допустимых уровней акустического, электромагнитного, радиационного и иного вредного воздействия. Кроме этого, следует учитывать соответствие установленным стандартам продуктов питания. Декларация ООН «Права человека и окружающая среда» подчеркивает, что экологические права принадлежат к фундаментальным правам человека наряду с политическими, экономическими, социальными правами, а также связь и взаимозависимость всех иных прав граждан (право на жизнь, право на здоровье) и их экологических прав.
В заключительном акте Совещания по сотрудничеству в Европе охрана окружающей природной среды определена в качестве одной из главных задач экономического и политического развития. Основным фундаментальным правом является право на безопасную, здоровую, благоприятную окружающую среду. Каждый человек имеет право жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния. Устанавливается также обязанность каждого охранять и улучшать окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений. Таким образом, раскрывается содержание фундаментального экологического права, определяется круг субъектов права на качественную окружающую среду, его социальный аспект (среда, благоприятная для здоровья и благосостояния)20. См.: Третьякова А. А. Понятие экологических прав граждан по законодательству стран — членов Европейского Союза // Экологическое право. — 2002. — № 1. — С. 56. По мнению проф. В.В. Петрова, права граждан в сфере экологии предполагают три ключевых момента: 1) право на благоприятную для жизни окружающую среду; 2) право на охрану здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды; 3) право и обязанность гражданина участвовать в охране окружающей среды21. Петров В. В. Экологическое право и реальность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. — 1990. — № 3. — С. 12. Евросоюз определил экологические проблемы в качестве приоритетного направления своей политики. В законодательстве государств — членов Европейского Союза не обособляются экологические права граждан в качестве фундаментального права, однако закрепляются прямо либо косвенно в конституциях либо иных нормативных актах. Так, Конституция Австрии относит к ведению федерации примите мер по предупреждению опасного воздействия на окружающую среду, вызванного превышением допустимых норм содержании иредных примесей, обеспечению чистоты воздуха, утилизации опасных отходов (ст. 102). К ведению земель относится проверка ни соиместимость с окружающей средой проектов, предполагающих значительное воздействие на окружающую среду (ст. 11). Статья 20а Конституции Германии определяет, что государство, сознавая ответственность за будущие поколения, осуществляет охрану природных основ жизни в рамках конституционного строя в соответствии с законом. Конституция Бельгии (ст. 23) гласит, что каждый имеет право но жизнь в соответствии с человеческим достоинством, гарантирует право на здоровую окружающую среду. Статья 24 Конституции Греции определяет в качестве обязанности государства охрану окружающей природной и культурной природы. Государство обязуется принимать специальные репрессивные или превентивные меры для ее сохранения. Согласно Конституции Швейцарии, федеральная власть заботится и пейзаже, природных достопримечательностях и памятниках и охраняет их, финансирует меры по охране природы и ландшафтов. Таким образом, право на чистую и здоровую окружающую среду накрепляется прямо (конституции Бельгии, Испании, Португалии, Финляндии). В конституции Бельгии право на здоровую окружающую среду наряду с правом на труд, информацию, правом на жилище, охрану здоровья, составляет группу экономических, культурных и социальных прав, предназначением которых является гарантированно гражданину жизни, соответствующей человеческому достоинству.
Право на чистую здоровую окружающую среду может быть закреплено косвенно через обязанность государства обеспечивать надлежащее качество среды обитания человека, как это сделано в конституциях Греции, Италии, Германии. Из этого можно сделать вывод о неразрывной связи права на здоровую, сбалансированную окружающую среду с экологическими обязанностями по его обеспечению. Совсем недавно управление качеством окружающей среды признавалось проблемой исключительно государственной власти, проблемой принятия законов и контроля за их выполнением. В настоящее время все более значимой признается роль общественности, от здоровья человека. Общественность осознает негативные последствия загрязнения окружающей природной среды, вынуждает политиков принимать этот факт во внимание и учитывать в своей деятельности. В странах Евросоюза участие общественности неразрывно связано с процессами демократизации, закреплено в правовых документах, в Конституции. Принцип участия общественности закреплен в декларации РИО. На третьей общеевропейской конференции министров охраны окружающей природной среды (София, 1995) были приняты Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды. На четвертой конференции министров охраны окружающей природной среды «Окружающая природная среда для Европы», состоявшейся в 1998 г., принцип участия общественности получил дальнейшее развитие. Общественность оказывает влияние на политику в области экологии с помощью демонстраций, митингов протеста, выпуска газет, листовок и т.д., основываясь на таком фундаментальном праве, как свобода слова. Признано также право на участие граждан в обсуждении экологических проблем, проектов законодательных актов, материалов относительно размещения и деятельности экологически небезопасных объектов, в принятии экологически значимых решений. Одним из основных элементов права граждан на чистую и здоровую окружающую среду является право на участие в принятии экологически значимых решений, право на получение информации о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье человека, право на внесение предложений в соответствующие государственные и хозяйственные органы.
Статья 6 Оргусской конвенции закрепляет участие общественности в принятии решений относительно видов деятельности, оказывающих влияние на состояние окружающей природной среды. Участие общественности, реализация экологических прав возможны только при обеспечении доступа к информации, порядок которого регулирует Директива 2003/4/ЕС Европейского Парламента и Совета «О доступе общественности к экологической информации». Под информацией понимаются любые доступные данные в письменной, визуальной, компьютерной форме о состоянии воды, воздуха, земли, флоры, фауны, памятников природы и о деятельности, которая может оказывать вредное воздействие на эти объекты, а также относительно деятельности, направленной на охрану природы, программ экологического менеджмента. В соответствии с положениями Оргусской конвенции, которая рассматривается в качестве важнейшего достижения в построении общеевропейского гражданского общества, государственные органы обязаны предоставлять информацию в сжатые сроки в форме, в которой был сделан запрос. Предусмотрено, что в случае отсутствия необходимой информации государственный орган обязан проинформировать лицо, подавшее запрос, куда именно ему следует обратиться с запросом либо передать запрос в компетентный орган. Общей проблемой является определение информации, которая подлежит оглашению, а также противоречие между обязанностью предоставить как можно более исчерпывающую информацию и необходимостью сохранения государственной тайны, охраны частных интересов. Право на экологическую информацию предполагает право на информацию об экологической безопасности продукции, промышленных комплексов, производственных процессов. Информация должна поступать вовремя, в доступной форме, быть достаточной по объему. Право на информацию включает возможность требовать от правительства и хозяйствующих субъектов подготовки, предоставления и распространения информации. I. Право на информацию регулируется Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод (ст. 2, 8, 10), Декларацией о свободе высказываний и информации, Конвенцией об ответственности за вред, причиненный опасной для окружающей среды деятельностью (1993, Лугано), Конвенцией о правах человека и биомедицине (1997, Овьедо), дополнительными протоколами о запрете клонирования человека (1998, Париж), Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Оргус, 1998).
Экологическая информация делится на виды: а) информация о способах поведения и средствах безопасности в случаях аварий с выбросом опасных веществ; б) информация о влиянии аварий на планируемых и действующих предприятиях на здоровье людей, их имущество и окружающую среду; в) иная информация.
Информация делится на предоставляемую по требованию и без требования.
К первому виду относится информация, которая должна быть предоставлена населению, которое может быть подвергнуто опасности в случае аварии. Ко второму — информация, позволяющая понять характер угрозы со стороны опасных производственных объектов, в том числе данные, касающиеся рамок лицензии, оценки воздействия на окружающую среду, общего описания производственной деятельности. Информация может быть предоставлена в письменной и визуальной форме, в форме устных сообщений. По содержанию информация подразделяется на информацию, характеризующую состояние окружающей среды, воздействие на нее, а также ее охрану. Директива 2003/04/ЕС гарантирует всем физическим и юридическим лицам на территории сообщества свободный доступ к экологической информации, которая находится в распоряжении публичных органов. Получение информации осуществляется в рамках стандартной административной процедуры. В строго определенных случаях директива предоставляет возможность отказа в предоставлении информации, если она касается международных отношений и обороны государства, общественной безопасности, находящихся в производстве дел, охраны коммерческой или промышленной тайны, интеллектуальной собственности. Исполнительный орган может также отказать в предоставлении информации, если она касается еще не завершенных документов, информации, предназначенной для служебного пользования, в случаях, необоснованного требования экологической информации. Директивой на государства — члены ЕС возлагается обязанность предоставлять для общего сведения данные о состоянии окружающей среды, информировать Европейскую комиссию о мерах, принимаемых ими в сфере охраны и использования природы. Право граждан на участие в проведении экологической экспертизы и на участие в процедуре оценки воздействия на окружающую природную среду являются подвидом права граждан на получение экологической информации и права на участие в принятии экологически значимых решений. Часто при принятии экологически значимых решений возникает конфликт интересов между гражданами и органами власти, между органами власти и хозяйствующими субъектами. Поэтому законодательство содержит нормы, предусматривающие, что решение органов власти может быть пересмотрено независимым судьей. Правом на судебное рассмотрение споров граждане наделяются в случаях нарушения их экологических прав либо интересов, причинении преда здоровью либо имуществу в результате нарушений требований экологического законодательства. Граждане вправе требовать как возмещения вреда, так и отмены принятых решений и и рекращения деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей природной среды. Экологические права могут быть реализованы коллективно либо индивидуально. Граждане вправе создавать общественные организации экологической направленности и вступать в них. Общественные организации могут быть определены как группа граждан, которые занимаются оппозиционной деятельностью против предложенного правительством проекта, как ассоциация независимых ученых-экспертов, консультирующих правительство по определенному вопросу, как коалиция промышленников, которые представляют правительству точку зрения своих компаний. Так как экологические проблемы имеют большую значимость, они приобрели политический характер, а неправительственные экологические организации превратились в весомый политический фактор.
Неправительственные экологические организации подразделяются на три категории: 1. Организации, которые влияют на формирование политики в сфере охраны окружающей природной среды, проводимой правительством, представляют собой прямую форму участия общественности в природоохранительной деятельности. Так, коалиция экологических общественных организаций Европы (ЭкоФорум) участвовала в рабочих группах по разработке проекта Оргусской конвенции и ее имплементации, в переговорах, организованных секретариатом ООН, в министерской конференции в Оргусе, в совещаниях государств, подписавших Оргусскую конвенцию. 2. Организации, занимающиеся информационной и просветительской деятельностью, формирующие экологическое правосознание. Они влияют на экологическую политику косвенно. 3. Организации, пропагандирующие здоровый образ жизни в гармонии с природой. Деятельность человека влияет на окружающую природную среду, сама природа не может себя защитить. Опосредованно, через институт участия общественности, граждане выступают как голос природы. Все экологически значимые решения должны проходить через установленную процедуру их принятия. Общественности отведено особое место в этой процедуре, которое закреплено законодательством. При разработке экологической политики определяется перечень проблем, очерчивается стратегия, определяются пути разрешения проблемы, средства контроля, время, необходимое для решения проблемы, определяются приоритеты. По такому сценарию происходит общественное обсуждение. Граждане участвуют в разработке экологической политики, имеют правомочия и при ее реализации. Контролировать уровень загрязнений становится возможным при установлении нормативов содержания вредных веществ. Какие именно нормативы подлежат применению, определяется в каждом конкретном случае. Выбор того следует ли разрешить выброс загрязняющих веществ либо закрыть вредное производство имеет политическое содержание. Здесь всегда возникает конфликт интересов между группами граждан, государством, обществом. Поэтому принятие экологически значимых решений должно быть предметом публичного обсуждения. Для многих стран Евросоюза (в особенности тех, которые характеризуются большой густотой населения и небольшой территорией) характерно государственное регулирование использования земель, которое носит название физическое планирование. На основе такого регулирования разрабатываются планы использования земельных угодий. Планы отражают хозяйственное использование определенных территорий в течение длительных сроков, касаются всех видов человеческой деятельности по природопользованию. Именно физическое планирование положило начало развитию института оценки влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды. Практически все страны Евросоюза закрепляют институт оценки влияния на окружающую природную среду. Граждане наделены широкими правами на проведение мониторинга окружающей природной среды и экологически значимой деятельности, участие в проведении экологической экспертизы. Формами участия общественности являются выступления в средствах массовой информации, обращение в государственные и хозяйственные органы с письменными замечаниями и предложениями, работа в составе экспертных групп, участие в публичных слушаниях, в обсуждениях. Экологическая проблематика является обширной, касается всех синен общества. Практически невозможно осуществить всеохваты-шнощий мониторинг, проследить все объекты. Граждане могут отсле-mи мать угрожающие ситуации и предъявлять иски и жалобы, которые рассматриваются как инструменты экологической политики. Что касается приватизации, то здесь общественность аналогична продавцу, так как является собственником того, что продает государствo. Законодательства европейских стран предусматривают активную роль третьей стороны (общественности) в случае, если приватизация может иметь следствием изменение экологических условий. Участие общественности носит трансграничный характер, так именно экологические проблемы не могут быть локализованы государственными границами. Вред может быть причинен окружающей среде соседней страны. Деятельность общественности активизируется с обеих сторон границы, носит трансграничный характер. И в этой ситуации граждане соседней страны должны быть наделены определенными экологическими правами. Привлечение граждан к решению экологических проблем требует от государственных органов уделять повышенное внимание вопросим экологического образования. Экологическое образование может носить как формальный, так и неформальный характер. Неформальное образование (самообразование) предполагает участие средств массовой информации, культурно-просветительских учреждений. Права человека в странах Европейского Союза наиболее полно определены в Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод (1950). В Конвенции экологические права специально не выделены, однако именно положения Конвенции дают возможность их защиты в Европейском суде по правам человека, который был создан в соответствии с положениями Конвенции (протокол №11) в 1997 году. Статьи 6, 13 Конвенции относят право на доступ к правосудию и судебный контроль к правам, без гаранти-ропапия которых демократия и правовое сообщество не могут быть признаны таковыми. Юрисдикция Суда касается только прав человека, закрепленных Конвенцией и протоколами к ней. Проблема заключается в том, что экологические права прямо не предусмотрены текстом Конвенции. Отсутствует также указание на связь основных прав человека с состоянием окружающей природной среды. Однако такая связь подразумевается, о чем свидетельствует практика Европейского суда. Суд пошел по пути признания загрязнения окружающей природной среды нарушением прав человека. По делу Лопес Остра против Испании. Суд постановил, что значительное загрязнение окружающей природной среды может влиять на благосостояние граждан, приводить к невозможности пользования жильем, негативно влиять на личную и семейную жизнь, не представляя значительной угрозы здоровью. Суд неуклонно руководствуется в своей деятельности необходимостью соблюдения справедливого баланса, который должен быть установлен между интересами индивида и общества в целом22. См.: Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуалын про-блеми м1жнародного права навколишнього середовища. — С. 74. Гарантией реализации экологических прав человека является право на доступ к правосудию. В Оргусской конвенции право на доступ к правосудию регулируется третьей опорой. Судебные процедуры должны быть своевременными и не связанными с большими затратами. Граждане и представители общественности могут обратиться в Европейский суд по правам человека, если им было отказано в предоставлении экологической информации, предоставленная информация является неполной, недостоверной либо их экологические права были нарушены другим способом. Представители общественности, имеющие достаточную заинтересованность, в случае нарушения их права на участие в принятии решений могут оспаривать в суде законность принятия экологически значимого решения. Оргусской конвенцией предусмотрена возможность запрещения судом деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей природной среды.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.078 с.) |