![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основні функції політичної влади. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции: 1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство. 2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти. 3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др. 4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться. 29) Поняття легітимності політичної влади її типи за теорією Вебера Легитимность политической власти - это состояние, когда правомочность данной власти признают общество и международное сообщество; это форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством. Легитимность политической власти - форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами. Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой хотя бы части населения. Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основных субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры. Возможности политических субъектов поддерживать определенную систему правления предусматривают различные типы легитимности власти.
Самой известной является классификация типов власти, предложенная М. Вебером: - традиционный, который опирается на веру в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть по этой традиции; - Харизматичный (греч. Charisma - милость, благодать, дар Божий исключительный талант), основанный на вере в сверхъестественное святость, героизм или другие исключительные достоинства обладателя и созданной или полученной им власти; - Рациональный (легальный), основанной на вере в законность существующего порядка, профессионализм властных структур. Легитимность имеет свойство изменять характер и степень поддержки власти и ее институтов. В связи с этим можно говорить о кризисах легитимности. Кризис легитимности - снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные изменения их ролей и функций. В современных условиях общественно-политического развития кризиса легитимности вызваны неспособностью органов власти осуществлять свои функции, нелегитимных формами насилия над людьми, неспособностью правительства адаптироваться к динамичной изменения условий общественного развития, разрушением конституционного порядка, разрывом между конституционными нормами и практикой их реализации, отсутствием серьезных структурных изменений. 30) Поняття держави та її роль у політичній системі. Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1. Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных; 2. Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета; 3. Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4. Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности); 5. Обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6. Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта); Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем: 1. Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы; 2. Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы; 3. Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства; 31) Історичні умови виникнення інституту держави - Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это осложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами. - Необходимость организации крупных общественных работ, объединения с этой целью больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п. - Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергается эксплуатации. - Необходимость поддержки в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.
- Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. То, что происходит в этот период накопления общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление любого государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства. 32) Функції держави Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе. Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции: 1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.; 2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.; 3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве; 4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры. Внешние функции: 1) экономическое сотрудничество с другими странами; 2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ; 3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов; 4) борьба за мир и мирное существование; 5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами; Типологія держави Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного. Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс). Выделяют следующие формационные типы государства: - рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;
- феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков; - буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство); - социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей. 34). Типологія держав за ознакою форми державного устрою По устройству государства бывают унитарными, федеративными и конфедеративного. В унитарном государстве образуются общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы власти; функционирует единые системы законодательства, правовая и денежная система, единая гражданство. Все административно-территориальные единицы (области, округа департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус без какой-либо политической самостоятельности; но являются автономными в хозяйственной и социально-культурной сфере. Унитарные государства это - Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция, Испания и др. Уровень централизации власти в унитарном государстве может быть высоким и несколько ослабленным. Федеративное государство является добровольным объединением нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. В наше время федерациями являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Германия (ФРГ), Индия, Канада, Мексика и т.д. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик) внутренние границы федерации возможно изменить только с согласия его субъектов. В федерации существует два уровня власти: федеральный и республиканский, полновесный органов власти обоих уровней разветвленные федеральной конституцией. Федерации характерно - двойная правовая система, двойное гражданство, двухпалатный парламент; внешнеполитические функции осуществляют союзные органы государства. Федерации строятся по территориальному (США), национальной (Индия) или смешанными признаками (Россия), которые определяют характер и содержание государственного устройства.
Конфедерация - союз нескольких независимых государств, которые объединяются для проведения единой политики в общих целях (например, для совместной обороны, решение экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации образуют отдельные органы управления; но их решения не имеют прямого действия и должны утверждаться центральными органами власти стран-членов. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство; участники в полном объеме осуществляют международную деятельность, и могут по собственной воле оставить конфедерацию и разорвать конфедеративное договор.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.208.203 (0.028 с.) |