Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы экологически устойчивого развития в России
В 1992 г. Россия, как и 178 государств подписала на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития и сохранению экосистемы Земли. 1 апреля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Под устойчивым развитием в концепции понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы. Это предполагает осуществление в Российской Федерации последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. На основе данной концепции в России разработана стратегия устойчивого развития. Согласно Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 11 декабря 1997 г., стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли. Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации предусматривает три этапа. На первом этапе (в краткосрочной перспективе) целью устойчивого развития России является преодоление социально-экономического, экологического и структурного кризиса. На втором этапе (в среднесрочной перспективе) целью устойчивого развития является обеспечение динамичного социально-экономического развития страны на базе эффективного использования ее экономических ресурсов и преимуществ международного разделения труда, при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса. На третьем этапе (долгосрочная перспектива) целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы в глобальном масштабе за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы.
Основные идеи устойчивого развития получили конкретизацию в Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.). В соответствии с ней стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, здоровья населения и экологической безопасности страны. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества; - обеспечение устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям; - обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения. Принципы государственной экологической политики России: - равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим устойчивого развития, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы; - упреждающее действие, предполагающее предотвращение негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий; - предосторожность, т.е. отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно; - платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде; - открытость экологической информации; - демократичное управление реализацией экологической политики, включающее участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите факторы экономического развития? 2. В чем заключается сущность техногенного типа экономического развития?
3. Охарактеризуйте фронтальную экономику? 4. Охарактеризуйте концепцию охраны окружающей среды? 5. Охарактеризуйте концепцию экотопии? 6. Какова связь глобальных экологических проблем с другими глобальными проблемами? 7. Почему сложившаяся модель потребления имеет экологически неэффективный характер? 8. Почему бедные страны мира являются реципиентами экологического ущерба? 9. Как интерпретируются экологические проблемы в докладах Римскому клубу? 10. Дайте экономическую трактовку определению устойчивого развития? 11. Какие факторы учитываются в концепции устойчивого развития? 12. Проведите сравнительный анализ разновидностей устойчивого развития с техногенным типом экономического развития?
Лекция 4. РЫНОЧНАЯ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Рынок в экологической сфере
Практика развитых стран показывает, что рыночные отношения в экологической сфере расширяются. Производство экотехники, экопродуктов и чистые технологии становятся новым оружием завоевания рынка. Экобизнес начинает опираться на реакцию общественности, и предприниматели больше начинают уделять внимание осуществлению природоохранных мер. На базе экобизнеса начинает развиваться экомаркетинг и экологический менеджмент. Экология сегодня придает товару дополнительную потребительную стоимость. Покупатели готовы платить значительную цену за экологически чистые продукты и очень чувствительны к любой информации об их экологичности. В экологической сфере выделяются следующие рынки: - отдельных видов природных ресурсов; - экотехники; - экологически чистой продукции; - отходов; - экологических услуг. Наибольший интерес среди них вызывает рынок экологических услуг. Наиболее распространенными среди них являются: маркетинговые (изучение спроса на экологически чистые продукты и технику); НИОКР; «ноу-хау», инжиниринговые; лицензионные; лизинговые; обучения, переподготовки и повышения квалификации и т. п. услуги. Динамичным является рынок отходов, так как цены на первичное сырье имеют тенденцию к росту. К тому же использование отходов производства и потребления как вторичное сырье дает не только экономический выигрыш, но и экологический. Рынки в экологической сфере имеют общие моменты с обычными рынками, а также и свою специфику. Особенность состоит в специфичности «товара» и отношений собственности на ресурсы природы. Результатом деятельности являются специфические услуги в виде недопущенного (предотвращенного) ущерба экосистемам, народному хозяйству и населению, или в виде улучшения (стабилизации) качества среды обитания людей. Средства, вложенные в природоохранную деятельность, выпадают из индивидуального кругооборота средств предприятий, так как эффект получают безвозмездно другие предприятия и население. Например, возобновление леса оказывает благотворное влияние на окружающую среду, речной сток предотвращает эрозию почв и т. д. На рынке предприятия не могут противопоставлять покупателям (потребителям) осязаемый товар. «Экологические товары» - это общественные блага (потребление их происходит коллективно) и внешние эффекты, которые трудно продать индивидуальному потребителю.
Рынок существует только при условии, если производитель (продавец) является собственником производимого, а покупатель - купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние. Некоторые блага (воздух, вода, чистота окружающей среды) относятся к группе первичных потребностей и являются благами непосредственного потребления и коллективного пользования (не могут быть персонализированными). Кроме того, некоторые блага нетранспортабельны. Важное качество рынка состоит в его возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. Деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствуют о сбоях в рыночном механизме. Цены, складывающиеся на «экологических» рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ и услуг, не отражают реальные общественные издержки и выгоды использования экологических ресурсов. В результате складывается неадекватная оценка дефицитности ресурсов, величин спроса и предложения, что дает заниженные стимулы для эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Современные рыночные отношения автоматически не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет место так называемое «фиаско», «провалы» или «недостаточность» рынка. Источниками провалов рынка являются: - внешние эффекты; - общественные блага; - отсутствие цен на блага; - трансакционные издержки; - права собственности; - отсутствие знаний и неопределенность информации; - недальновидность («экологическая близорукость»). В концептуальном плане провалы рынка в охране окружающей среды связаны, прежде всего, с практически невозможным адекватным учетом экстерналий, социальных издержек общества от деградации окружающей среды, проблемы открытого доступа к природным благам, их заниженной ценой и пр. Для различного рода соглашений и сделок в рыночной сфере необходимы расходы, связанные с получением информации, ведением многосторонних переговоров, обеспечением соблюдения переговоров и т. д., т. е. расходов, которые входят в трансакционные издержки. В области охраны окружающей среды такие издержки могут быть достаточно велики по отношению к ожидаемым выгодам, и тогда достижение действенного соглашения маловероятно, а деградация природы продолжится.
Существенную проблему для рынка составляет неопределенность и недальновидность. Неопределенность во многом порождается недостатком знаний о законах функционирования экологических систем, что приводит к игнорированию сложно прогнозируемых и отдаленных последствий в рыночных решениях. Проблемой является и «близорукость» рынка, его ориентация на получение быстрых результатов, прибыли при недоучете долгосрочных ущербов и выгод. На фиаско рынка огромное влияние оказывают общественные блага - чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт. Свойства общественных благ следующие: - неделимость; - невозможность кого-либо ограничить от пользования; - свободный (неограниченный) доступ каждого индивида, к ним и невозможность заставить платить кого-либо за пользование. Провалы рынка в охране среды означают необходимость реализации экологической политики государства, направленной на существенную коррекцию отмеченных рыночных сбоев. Однако и самое мудрое государственное управление не гарантирует от неэффективности экологических решений. Имеет место также так называемая «осечка» государства, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск «политической ренты» и т.п. В экологической сфере должен быть регулируемый рынок, который должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.232 (0.019 с.) |