Предпосылки возникновения гражданского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения гражданского общества



Если человеческое общество возникло одновременно с чело­веком, то гражданское общество образовалось лишь за послед­ние два столетия. Его становление связано с развитием много­образных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократиче­ских порядков, прав и свобод человека и гражданина, с призна­нием ценности свободной и ответственной личности.

Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.

Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.

Институты гражданского общества, в частности, общественные объединения и фонды, негосударственные некоммерческие организации (ННО) – образуют основу гражданского общества, определяют его содержание. Они призваны содействовать росту активности граждан, их национального самосознания, политической культуры и высокой духовности, стремлению реализовать свой потенциал, самим строить свое будущее.

Вопрос 4. Правовое государство. Понятие, признаки, предпосылки создания и функционирования.

Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Правовое государство — это продукт нового времени, а точнее — XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое государство — это государство, приобретшее новые качества и занимающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовое государство — это государство, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мерилом жизни не только для граждан, но и для нее самой.

Отличительными же признаками правового государства являются следующие.
1. Прежде всего, правовое государство предполагает существование
гражданского общества.
Государство рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной властью. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, имеет своим главным назначением наблюдать за действиями государства, чтобы они не выходили за рамки законности и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство восстановить нарушенные права. Рассматриваемый признак отражается в знаменитом афоризме: "Не человек существует для государства, а государство для человека".
2. Разделение властей. Теория разделения властей исходит из того, что
для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны
существовать относительно независимые друг от друга власти - законода-
тельная, исполнительная и судебная. Значение этой теории состоит в том,
чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или органа.
Каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не могут
выполнять. Законодательная власть принимает законы, исполнительная -
обеспечивает их выполнение, судебная - выносит на их основе решения,
причем может привлекать к суду и членов законодательных органов, и членов
правительства как. частных лиц. Каждая из государственных властей обязана
уважать независимость другой власти: законодатель не вправе вмешиваться
в функции правительства или давать судье распоряжения; правительство не
вправе приостанавливать выполнение законов и вмешиваться в деятельность
судебных органов; судья не может привлечь к суду ни законодательный орган,
ни правительство.
Признак разделения властей становится жизнеспособным, если он обеспечивается системой сдержек и противовесов. Например, в США предусмотрены следующие формы воздействия одной ветви власти на другую. Президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь, вето может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта за него проголосуют 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сенат утверждает членов правительства, назначаемых Президентом, и ратифицирует заключенные им международные договоры. В случае совершения Президентом преступлений Сенат выполняет роль суда в решении вопроса об импичменте. Могущество Сената ослабляется тем, что председателем является вице-президент, который может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль осуществляет Верховный суд США. Подобная система устраняет почву для узурпации полномочий одной власти другой. За более чем 200-летнюю историю США ни разу не возникало серьезной угрозы для подрыва демократической системы управления.
3. Верховенство закона. Данный признак означает, что ни один
государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная
общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни правовое государство. Любая попытка государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и поставить себя над людьми расценивается как правонарушение.
Верховенство закона означает, что государство не вправе издавать законы, противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека.
Наконец, в силу рассматриваемого признака закон обладает высшей юридической силой. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему. Недопустимо подменять закон подзаконными актами и вкладывать в него смысл, который не был предусмотрен законодателем.
4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и
свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы
государством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть
законодательное закрепление условий, при которых возможно ограничение
прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы,
провозглашенные в Конституции.
Реальное обеспечение прав и свобод достигается путем создания механизма их всесторонней защищенности, а также установления гражданской, административной и уголовной ответственности за их нарушение.
5. Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами.
6. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции. Функционируя в условиях плюрализма различные социальные силы ведут борьбу за власть цивилизованными мерами. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои политические установки, проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии.
Кроме названных, существуют и другие признаки и черты правового государства, их достаточно много и они весьма разнообразны (выделяют признак многоукладности экономики, невмешательства государства в экономическую сферу и др.). В совокупности они дают общее представление о сущности, содержании, целях и назначении правового государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.92.199 (0.006 с.)