История формирования менеджмента как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История формирования менеджмента как науки



Несмотря на широкое применение в деятельности современных предприятий и организаций сам термин «менеджмент», во-первых, является довольно новым, а во-вторых, настолько многогранным, что эффективное его применение требует тщательного изучения как его теоретического содержания, так и многих аспектов практического применения.

Наиболее общепринятое содержание термина «менеджмент» [от англ. management – управление], большинство наиболее популярных словарей трактует как управление, руководство, заведование, администрирование. В то же время, менеджмент понимается как совокупность знаний, принципов, средств и форм управления, и как наука об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности, и как искусство управления, и как администрация, дирекция и многое другое. И несмотря на то, что менеджмент как управление различными видами деятельности человека имеет многотысячелетнюю историю, только в 20-м веке он сформировался в самостоятельную систему представлений, принципов и методов, необходимых для его применения на научной основе. К этому моменту уже произошло революционное по своему значению понимание отделения всякого руководства, управление или менеджмента от собственности, бизнеса и понимание того, что менеджмент стал отдельным видом профессиональной деятельности.

Соответственно, человека, выступающего в роли субъекта менеджмента, называют «менеджером». Первым еще в 1912 году термин «менеджер» по отношению к самому себя применил сам родоначальник научного управления Ф. Тейлор, однако понадобилось еще не менее 50 последующих лет, чтобы менеджмент приобрел свое современное многогранное содержание и получил всеобщее признание.

Интрига формирования содержания современного менеджмента состояла в том, что на первом этапе имело место понимание различия между «менеджментом», как системой руководства организацией, и «научным управлением», как его понимали его родоначальники Ф. Тейлор, Г. Форд, А. Файоль и др. Этой же точки зрения сначала придерживался и П. Друкер – ученый, который до конца своей жизни (в 2005) году постоянно занимался обобщением, уточнением содержания менеджмента, вклад которого в изучение данного предмета остается решающим и поныне.

И хотя первые работы самого Ф. Тейлора и носили название «Цеховой менеджмент» (1903 г.), «Принципы и методы научного менеджмента» (1911 г.), сам термин «менеджмент» в этих работах был использован как заимствованный из общей сферы его употребления в понимании «руководство, начальствование». Тогда как содержание раскрываемых в тех работах задач мы сейчас с большей уверенностью отнесли бы к сфере организации производства на предприятиях. В течение первой половины ХХ века поддерживалась точка зрения о том, что менеджмент, как руководство в самом широком смысле, и менеджмент, как управление бизнесом, развивались своими собственными путями. Как указывает П. Друкер, первая должность, которая соответствовала термину "менеджер" в его современном понимании, появилась не в бизнесе. Это был "управляющий городом" (то есть, невыборное должностное лиц.) – американское изобретение начала века. Не удивительно, что и сам Ф. Тейлор, впервые назвавший себя «консультант по вопросам менеджмента», в своем докладе Конгрессу США в 1912 году в качестве объекта менеджмента привел не коммерческое предприятие, а некоммерческую организацию – клинику.

 

2.2. Современный менеджмент как единая платформа управления в бизнесе и обществе

 

Возникшее в течение первой половины ХХ века расхождение между менеджментом бизнеса и менеджментом в общественном секторе усилилось тем, что последний был переименован в "государственное управление" как отдельную научную дисциплину. Однако весь последующий процессе развития менеджмента показал, что его научные основы едины для всех сфер управления человеческой деятельностью и первым признал изменение своей первоначальной позиции по этому вопросу сам П. Друкер. Приведем в сокращении цитату самого П. Друкера, во многом объясняющую современное понимание менеджмента: «Сегодня мы начинаем исправлять эту ошибку более чем полувековой давности…важно заявить, причем как можно громче, что менеджмент не есть менеджмент бизнеса… Конечно, существуют различия в менеджменте различных организаций, поскольку миссия организации определяет стратегию, а стратегия определяет организационную структуру. Несомненно, управление сетью розничных магазинов отличается от управления католической епархией (хотя не так сильно, как полагают работники магазина и священнослужители), от руководства авиабазой, больницей или компанией, занимающейся разработкой программного обеспечения. Но все-таки различия наблюдаются в основном в терминологии, принятой в разных организациях; другими словами, различия носят скорее прикладной, нежели принципиальный характер. Задачи и проблемы тоже во многом схожи. Например, руководители всех организаций на решение личных проблем своих работников выделяют примерно одинаковое количество времени, и личные проблемы работников разных организаций тоже мало различаются между собой. Вообще говоря, 90% или около того всех проблем организаций одинаковы. Что касается оставшихся 10%, то различий между коммерческими и некоммерческими организациями здесь не больше, чем между разными отраслями бизнеса, например между транснациональным банком и фабрикой детских игрушек».

Поэтому содержание современного менеджмента, помимо собственно управления организациями, предприятиями, людьми, включает также:

умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;

область человеческого знания, помогающая управлять;

определенную категорию людей, осуществляющих управление;

Менеджмент можно рассматривать и как специальный инструмент для достижения нужных результатов. Хотя понятие менеджмента применимо практически к любому виду человеческой деятельности, в котором принимают участие организованные группы людей, обладающие разными объемами знаний, разным уровнем подготовки и квалификации, менеджмент ориентирован на получение определенного результата, достижение поставленных целей, обеспечение эффективности деятельности. Поэтому спецификою менеджмента, как способа управлениями организациями, является:

определение результатов, которые достигаются организациею;

определение, каких результатов необходимо достичь;

какие необходимо мобилизовать ресурсы организации для получения необходимых результатов;

определение того, какие результаты должны быть достигнуты во внешней среде, за пределами организации.

В результате, рассматривая все совокупное содержание понятие менеджмента, его можно ассоциировать с множеством понятий, представленных на нижеприведенной схеме (рис. 2.1).

 

 
 

 

 


Рис. 2. 1. Основные понятия, отождествляемые с термином «менеджмент»

 

Соответственно схеме, представленной на рис. 2.1, менеджмент можно охарактеризовать с различных сторон.

Менеджмент в роли управления организациями охватывает всю совокупность средств и методов обеспечения их деятельности, воздействия на их коллективы с целью достижения необходимых результатов. В зависимости от вида управляемого объекта внутри организации в системе общего менеджмента формируются его специализированные области, такие как:

стратегический менеджмент;

финансовый менеджмент;

производственный (операционный) менеджмент;

инновационный менеджмент;

инвестиционный менеджмент;

менеджмент персонала;

информационный менеджмент;

маркетинговый менеджмент и др.

Относительно территориально-отраслевых либо даже общенациональных объектов управления можно выделить такие специализированные области менеджмента, как:

отраслевой менеджмент (применительно к отраслевому уровню объекта);

торговый менеджмент;

туристический менеджмент и др.;

налоговый менеджмент;

региональный менеджмент;

государственный менеджмент (государственное управление);

международный менеджмент и др.

В отрыве от конкретного вида, типа управляемой организации или предприятия, под менеджментом следует понимать любую управленческую деятельность как совокупность необходимых для этого общих принципов, средств, методов и приемов.

Менеджмент воспринимается и как аппарат управления, поскольку он реализуется исключительно в виде определенной иерархической организационной структуры, составленной из управленческих подразделений и отдельных лиц, положения о которых регламентируют все необходимые полномочия для осуществления управления.Таким образом, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно, поскольку исключительно благодаря наличию аппарата управления формируется структурный состав участников управленческого процесса и характер связей между ними.

Менеджмент является и особой профессией, объединяющей категорию людей, занятых управлением. Доказательством того, что процесс управления является профессией и должен осуществляться профессионально, является наличие специальных требований к менеджеру в части умения ставить и реализовывать цели деятельности управляемого объекта, знания, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Такие навыки могут быть приобретены только в результате теоретического обучения и получения практической подготовки для осуществления управленческой деятельности.

Менеджмент является наукой, основы которойпредставляет совокупность концепций, теорий, принципов, способов, методов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на обеспечение связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки проявляется постоянное упорядочение знаний об управлении, что позволяет не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, а в соответствии с этим – разрабатывать стратегию и текущую деятельность организаций.

Понимание менеджмента как искусствабазируется на том, что управляемые объекты: организации и предприятия – это сложные социально-экономические системы, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях – главный фактор достижения ими успеха, а максимальное вовлечение позитивного потенциала человека в пользу получения общего эффекта требует, помимо научного подхода, практического управленческого опыта, также и особых средств влияния, которые с полной уверенностью можно отнести к особой сфере – искусству управления, искусству менеджмента. Объективным основанием считать менеджмент искусством является то, что каждый работник в организации, как исполнитель, обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей, мотивы к труду и личные способности, возможности использования которых не одинаковы у их руководителей. И те средства руководителей, которыми они добиваются наибольшего успеха во влиянии и использовании потенциала руководимого персонала, не всегда возможно объяснить чисто с научных позиций, что и дает основание считать о наличии особого вида искусства менеджмента.

Поскольку главной задачей менеджмента является интеграция людей в единое предприятие, менеджмент нельзя отделить от культуры общества. Таким образом, одна из важнейших проблем, с которыми сталкиваются менеджеры в любой развивающейся стране, заключается в том, чтобы выявить элементы собственной традиции, истории и культуры, которые можно использовать в менеджменте. В частности, общепризнанное японское «экономическое чудо» объясняется тем обстоятельством, что японским менеджерам удалось привить «импортные» концепции менеджмента на свою культурную почву и добиться того, чтобы эти концепции дали богатый урожай на ниве совершенствования управления организациями и предприятиями в стране.

Менеджмент необходимо рассматривать и как систему особых методов управления, отличие которых от методов других наук состоит, прежде всего, в том, что основное содержание и исключительное отличие методов менеджмента состоит в их направленности на достижение целей деятельности, осуществляемой не одним человеком, а коллективом людей, обладающих достаточно высокой степенью собственного поведения. И хотя методология любой науки или любого вида деятельности также направлена на получение определенного результата, но более, чем методы любой науки, именно методы менеджмента принизаны исключительной направленностью на использование всех ресурсов достижения целей организаций и предприятий, что дает основание рассматривать целенаправленность как исключительную особенность методов менеджмента. Предприятие не достигнет успеха, если все его работники не будут стремиться к общим целям и разделять общие ценности, без чего организация остается нежизнеспособной. У каждой организации должны быть простые, понятные и объединяющие цели. Миссия организации должна быть сформулирована достаточно четко и понятно. Кроме того, она должна быть достаточно емкой, обеспечивая единство целей и представлений о своем назначении у всех работников. Цели, воплощающие эту миссию, должны быть понятными, открытыми и гласными; кроме того, их нужно постоянно подтверждать. Главная задача руководства (или менеджмента) предприятия заключается в том, чтобы продумать, сформулировать и пояснить на доступных примерах эти ценности и цели (как на близкую, так и на дальнюю перспективу).

Одним из проявлений менеджмента, отличающим его от иных сфер управления различными объектами, является направленность на обеспечение эффективности деятельности управляемого объекта. Управление различными системами может иметь и различные цели:

в военной операции, например, – окружение противника;

в конструировании нового автомобиля – достижение его наивысшей скорости;

в осуществлении коммерческой сделки – получение максимальной прибыли и т. д.

Но только в менеджменте конечной целью деятельности управляемого объекта есть обеспечение эффективной деятельности или дальнейшее повышение ее эффективности, измеряемой на основе некой шкалы ценностей, общих для разных участников этой деятельности: для коллектива работников, для получателей продукции, для собственников предприятия, а то и общества в целом. Ни объемы производства, ни какие-либо иные экономические показатели (итоговые результаты) сами по себе не могут рассматриваться как адекватная мера эффективности менеджмента и предприятия в целом. Положение на рынке, инновации, производительность, повышение квалификации работников, качество продукции, финансовые результаты – все эти показатели являются важными составляющими эффективности организации и факторами, определяющими его жизнеспособность. Эффективность – это неотъемлемая составляющая деятельности предприятия и его руководства, которую нужно регулярно измерять и непрерывно повышать. При этом необходимо учитывать, что реальные результаты деятельности любого предприятия проявляются не только внутри, но и вне самого предприятия, поскольку важнейший результат его деятельности – удовлетворенный потребитель.

Менеджмент является также и инструментом влияния и власти в рамках управляемого объекта любой сферы деятельности, причем, использование влияния и власти в менеджменте:

во-первых, направлено исключительно для достижения общих целей;

а во-вторых, осуществляются исключительно собственными уникальными средствами, исключающими унижение, закабаление, физическое воздействие, принуждение, шантаж, провокации и тому подобные средства, применяемые в иных системах взаимоотношения людей в позициях вышестоящего и нижестоящего.

Менеджмент одночасно є й процесом ухвалення управлінських рішень. Будь-яка ситуація, яка виникла в процесі управління, є завданням для керівника-менеджера і вимагає від нього ухвалення рішень щодо зміни цілі, або програми дій. Будь-яке управлінське рішення є результатом зворотного зв'язку з ринком і другими елементами зовнішнього середовища. Ухвалення рішень – прерогатива менеджерів всіх рівнів, які мають відповідні повноваження. Аналіз інформації й ухвалення на її основі управлінських рішень складають одну з найважливіших технологій менеджменту, теоретичною основою якої є особлива теорія прийняття рішень (ТПР).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.03 с.)