Уровни обмена информацией в процессе общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни обмена информацией в процессе общения



В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, на­строениями, чувствами и т.д. Чтобы описать процесс взаимовлия­ния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их це­ли, установки и т.п. Для этого следует обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Яв­ляясь универсальным средством общения, речь приобретает значе­ние только при условии включения ее в систему деятельности. Подобное включение обязательно предполагает употребление дру­гих - неречевых - знаковых систем. При этом речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и его семантикой т.е. смыслом поступков (В.Г. Ананьев). Иначе говоря, нота описания коммуникации требует учета и невербальных средств общения.

Специфика межличностной коммуникации определяется также и наличием различных каналов восприятия и передачи информации. Наиболее важными среди них являются субъективные каналы восприятия и передачи информации. Люди воспринимают и отражают окружающий мир посредством своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейролингвистическое программирование). «Нейро» означает, что поведение выступает как результат нервных процессов, а «лингвистическое», что нервные процессы могут быть управляемы с помощью знаковых средств языка (Д. Гриндер, Р. Бэндлер). Поскольку язык каждого человека отражает его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как знаковую систему. Так же, как и в стилевых различиях, разница знаковых средств обусловлена функциональной асимметрией человеческого мозга.

Выделяют аудиальный (доминирует слух), визуальный (доминирует зрение) и кинестетический (доминирует ощущение) субъективные каналы восприятия и передачи информации, которые определяются как модальности. Можно говорить и о полимодальности человека, у которого преобладают обобщенные представления и мыслительные процессы. Модальность в данном случае – это процесс и механизм восприятия. У всякого нормального человека функционируют все три канала с преобладанием одной модальности. Соответственно людей, связанных с тем или иным каналом восприятия, называют: визуалы, кинестеты, аудиалы и полимодалы. В зависимости от преобладающей модальности для человека мир – это либо то, что он видит, либо то, что слышит или чувствует.

В процессе взаимодействия ведущую модальность можно определить по словам, которые наиболее часто употребляет человек в речи; по характерным жестам или движению глаз. По отдельным признакам, реализующимся в мимике, позе, жестах, движении глаз можно определить, когда человек опирается на собственный опыт, связанный с ощущениями, когда на логику, когда на то и другое. Мимика и жесты асимметрично отражают меру включенности правого полушария, которое хранит опыт, опирающийся на ощущения, и левого полушария, отвечающего за логические построения. Если сильнее выражены мимика, жесты и позы с левой стороны, то человек опирается на чувственный опыт. Если то же самое больше выражено с правой стороны, - то на логику. Если же позы и мимика выражены симметрично, то задействованы оба полушария. Иными словами, для первого варианта более приемлем язык чувств, для второго – логики для третьего – оба языка.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее - знаковым систем. При простейшем делении различают вербальную (в качестве знаковой системы использует­ся, речь) и невербальную (применяются различные неречевые знаковые системы) коммуникации. Каждая из них использует свою знаковую систему, поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса.

В процессе общения обмен информацией между его участни­ками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровнях. На основном, вербальном уровне в каче­стве средства передачи информации используется человеческая речь. Однако в общение, помимо этого универсального знако­вого средства, включены и другие знаковые системы, называе­мые, в целом, невербальной коммуникацией.

Прежде всего, отметим роль оптико-кинестетической и аку­стической систем. К оптико-кинестетической системе относят­ся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т.д. Сюда же вхо­дит такая специфическая форма человеческого общения, как контакт глаз. К акустической системе относится качество голо­са коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые им. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь - паузы, покашливания, смех и др.

Среди невербальных систем большую роль играет также ор­ганизация пространства и времени коммуникативного процесса. Так, например, размещение партнеров лицом к лицу способст­вует возникновению контакта, а окрик в спину вызовет скорее всего негативную защитную реакцию человека.

Особое место могут занимать ситуации, характеризующиеся постоянным специфическим сочетанием пространственно-временных координат, так называемые «хронотропы». Описан, например, хронотроп «вагонного попутчика». Нам нетрудно объяснить удивительную откровенность, которую допускают по от­ношению к себе люди в общении с «вагонным попутчиком».

Должное внимание следует уделить также таким коммуни­кативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание - или внимательное молчание - применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, ко­гда цель общения со стороны говорящего - "излияние ду­ши", эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда го­ворящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых во­просов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (пара­фраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.

Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

1) создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону;

3) выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они тонко скоординированы как между собой, так и со слова­ми в целом. Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

1. Визуальные:

- кинесика - движения рук, головы, ног, туловища, походка;

- выражение лица, выражение глаз;

- позы - осанка, посадка головы;

- направление взгляда, визуальные контакты;

- кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;

- проксемика (пространственная и временная организация общения) - расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

- вспомогательные средства общения - подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (оде­жда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

2. Акустические:

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, то­нальность) - громкость, тембр, ритм, высота звука;

- экстралингвистические - речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

3. Тактильные:

- такесика - прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

4. Ольфакторные:

- приятные и неприятные запахи окружающей среды;

- естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каж­дая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего че­ловечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Вполне возможно, что у субъектов с разными доминирующими модальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и интерпретация одних и тех же явлений могут быть совершенно различны. Для улучшения взаимопонимания и выработки общего смысла передаваемой информации между субъектами, обладающими различными модальностями, используют следующие приемы: присоединение, закрепление, ведение.

Присоединение осуществляется через имитацию, отождествление своего поведения с поведением партнёра – так называемое зеркальное поведение. Достижение, по возможности, синхронности дыхания и тождественности поз способствует мягкому вхождению в контакт. Этот приём способствует вхождению коммуникатора в репрезентативную систему реципиента.

При закреплении субъект подражает мимике, жестам, голосу партнера, использует характерные для него ключевые слова. Визуал будет часто использовать слова: «яркий», «видеть», «отчетливо» и т.д.; аудиал - «слышать», «понимать», «звучать» и т.д.; кинестетик - «чувствовать», «ощущать», «прикасаться» и т.д. Если коммуникатор начинает употреблять слова, связанные с ведущей модальностью партнёра, он входит в контекст его восприятия и понимания, что, безусловно, способствует выработке общего смысла при взаимодействии.

Ведение представляет собой постепенное переключение партнёра с его собственной программы на предлагаемую. Присоединение, закрепление и ведение могут рассматриваться не только как приёмы, обеспечивающие передачу и понимание информации, но также и как последовательные этапы установления контакта. Поскольку у большинства людей доминирующая модальность ярко не выражена, то интерпретация ими поступающей информации редко обусловлена селективностью модальности. Однако при ярком доминировании того или иного канала восприятия и передачи информации следует учитывать и вышеназванные приемы взаимодействия, обеспечивающие выработку общего смысла информации в процессе общения.

Феномен влияния пространства и времени на уровень и глубину коммуникативного процесса определяется в психологии как хронотип. Хронотипы возникают обычно в ситуациях, характеризующихся специфическим сочетанием пространственно-временных координат. Например, когда незнакомые прежде люди по каким-то причинам вынуждены быть вместе в течение определенного промежутка времени на небольшой территории. В таких условиях человек может проявить себя в общении совсем иначе, не так, как обычно. Он как бы выходит из-под социального контроля и может сыграть новую социальную роль. Известны хронотипы «вагонного попутчика», «больничной палаты» и др.

Вполне понятно, что знание и понимание особенностей межличностной коммуникации определяют основные направления её совершенствования. Условиями эффективной коммуникации являются: наличие адекватной психологической обратной связи; отсутствие коммуникативных барьеров; соответствие типа коммуникативного влияния целям и задачам общения; установление общих уровней передачи информации; преодоление искажений информации, связанных с действием хронотипов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.242 (0.017 с.)