![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по Конституции Республики Башкортостан
З.Д.Еникеев, декан юридического факультета БашГУ Права, свободы и обязанности человека - ключевой вопрос современности, приковывающий внимание людей всего земного шара. Он требует к себе повышенного внимания всех ветвей власти, государственных органов и общественных организаций как России в целом, так и ее субъектов, в том числе Башкортостана. Вот почему системное исследование данного вопроса на любом уровне (международном, федеральном и региональном) представляется актуальным и важным не только в научном, но и в практическом плане. Важно потому, что до сих пор идут споры между отдельными политиками, учеными и практиками относительно полномочий республик в составе Российской Федерации в части регулирования указанных ценностей, Сравнительно недавно было высказано мнение, что вопросы прав и свобод нельзя включать в Конституции республик, поскольку регулирование прав и свобод отнесено исключительно к ведению России, Когда республики приняли новые Конституции, критики поставили под сомнение легитимность разделов республиканских Конституций, посвященных правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, опираясь на Конституцию Российской Федерации. Однако вряд ли можно согласиться с таким подходом. Если взять Конституцию Республики Башкортостан, то она закрепляет положения, уже зафиксированные в международных актах и Конституции России, а также выполняет настоятельные призывы международных организаций и форумов включить всеобщие стандарты в области прав человека во внутреннее законодательство и укрепить национальные структуры, институты и органы общества правоохранительного направления. Конституция Российской Федерации сама подтверждает, что республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство (часть 2 статьи 5). А без обозначения, перечисления и гарантирования основных прав и свобод Конституция вообще немыслима. О том, что «общество, где не обеспечена гарантия прав, не имеет Конституции», говорилось еще в Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года (статья 16). Все это дает основания утверждать, что Башкортостан как суверенное государство в составе Российской Федерации вправе издавать свои законы в сфере прав и свобод людей в плане их расширения, углубления, конкретизации и детализации.
Применительно к законодательству, принимаемому в Республике Башкортостан, надо сказать, что любой издаваемый республиканский закон так или иначе связан с определенными правами, свободами и обязанностями граждан. Реальность такова, что Башкортостан, как и другие республики России, прямо или косвенно осуществляет регулирование прав и свобод человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека указано, что права человека должны охраняться властью закона. К тому же, как подчеркивается в Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993 года Всемирной конференцией по правам человека, региональные механизмы играют основополагающую роль в защите прав людей, они должны содействовать укреплению универсальных (международных) стандартов в области прав человека. При этом признается, что каждое государство имеет право избирать такие структуры, которые в наибольшей мере соответствуют его конкретным потребностям на национальном уровне. При таких жестких международных установках нельзя принижать роль республик Федерации в правоохранительном деле и лишать их возможности принимать законы, регулирующие и защищающие права и свобод своих граждан. Приведенные аргументы достаточны для вывода о том, что авторы Конституции Республики Башкортостан и принявший ее 24 декабря 1993 года Верховный Совет справедливо поместили в нее раздел (второй) о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. В свою очередь это делает правомерным теоретическое осмысление системы прав, свобод и обязанностей граждан по Конституции Республики Башкортостан. Упомянутый раздел Конституции состоит из 51 статьи. Хотя в заголовке раздела записанные а нем права, свободы и обязанности не названы как основные, тем не менее в его 18 и 21 статьях этот термин употребляется. К тому же в юридической литературе принято считать основными права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции. Конституционные (основные) права, свободы и обязанности обладают наивысшей юридической силой. Из этого свойства следует, что все иные права, свободы и обязанности должны в принципе соответствовать конституционным.
Конституционным правам, свободам и обязанностям качество основных придает и то, что они трансформированы из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов о правах человека, В силу указанных свойств основные права, свободы и обязанности занимают ведущее место в системе прав, свобод и обязанностей личности. По отношению к иным конституционные выступают как руководящие принципы, как устои, на которые опираются все предусмотренные в отраслевом законодательстве Республики Башкортостан. Однако это не значит, что конституционные права, свободы и обязанности лишены системности. Они образуют обособленную, самостоятельную, целостную и основополагающую систему, поскольку занимают ведущее место, обладают внутренне согласованным единством и структурной дифференциацией ее элементов, т.е. теми качествами, которые присущи всякой системе. Отмеченное единство обусловлено сочетанием личных (частных) и общественных интересов, учредительным характером, неотчуждаемостью, однородностью, общностью целей, взаимосвязанностью, юридической согласованностью основных прав, свобод и обязанностей. Осуществление одних конституционных прав, свобод или обязанностей служит основанием для реализации других прав и свобод. К примеру, использование гражданами своего конституционного права на труд является основанием для получения права на отдых и права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (статьи 45,46, 50 Конституции Республики Башкортостан). Использование одних прав, свобод или обязанностей может быть основанием для приостановления исполнения других обязанностей или осуществления иных прав и свобод. Так, временная или постоянная потеря трудоспособности служит не только основанием для реализации конституционного права на социальную защиту, но и основанием для освобождения от исполнения конституционной обязанности нести военную службу (статьи 12,45,47,48, 50,67 Конституции Республики Башкортостан). Нарушение прав и свобод, неисполнение гражданами своих обязанностей отрицательно влияют на жизнь всех остальных прав и свобод. Например, несоблюдение ими обязанности беречь природу, сохранять ее богатства и окружающую среду, гуманно относиться к животному и растительному миру (статья 64 Конституции Республики Башкортостан) может негативно сказаться на реальности конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 49 Конституции Республики Башкортостан). - Таким образом, вся совокупность основных прав, свобод и обязанностей, провозглашенных в Конституции республики, находится а органическом единстве. При этом одни раскрывают содержание других, гарантируют их, Так, право на жизнь нельзя рассматривать в отрыве от права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обязанности, сформулированной в статья 49: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоя- тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом». В Конституции Республики Башкортостан права, свободы и обязанности размещены в шести главах. Причем, в отличие от Конституции Российской Федерации, раздел, объединяющий их, имеет четко обозначенную структуру: общие положения (статьи 18-21), гражданство (статьи 22-25), гражданские и политические права граждан (статьи 26-41), экономические, социальные и культурные права и свободы (статьи 42-53), гарантии прав и свобод (статьи 54-62), обязанности (статьи 63-68). Такое размещение и название этих глав согласуется со Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах.
Велико значение такого способа фиксации конституционных основ правового статуса личности в плане совершенствования, развития, конкретизации и детализации прав, свобод и обязанностей в отраслевом законодательстве. Следовательно, нормы, сосредоточенные во втором разделе Конституции Республики Башкортостан, в своем единстве представляют собой важный, цельный и зрелый государственно-правовой институт. Говоря о классификации основных прав, свобод и обязанностей личности, следует иметь в виду, что конституционно выделяются две самостоятельные юридические категории - свободы и права человека (гражданина), имеющие сходство и различия. Сходство в том, что оба эти понятия имеют общую смысловую нагрузку, означающую определенную для лиц юридическую возможность поступать так или иначе, точнее возможность избрать тот или иной вид и меру своего поведения, пользоваться предусмотренными Конституцией социальными благами как в личных, так и в общественных интересах, Различие в том, что основные права есть возможность получения каких-то социальных благ, а свобода - внутреннее состояние человека, самостоятельность, независимость от государства, способность располагать самим собой, возможность действовать по своему убеждению, по своему усмотрению в рамках дозволенного правилами социального общежития, В Конституции Республики Башкортостан применительно к правам, свободам и обязанностям одновременно употребляются также понятия «человек и гражданин», что служит свидетельством их неоднозначности в данном контексте. Это неслучайно, так как с момента провозглашения прав и свобод Французской декларацией прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года широкое распространение получило деление их на права человека и права гражданина. Словосочетание «права и свободы человека и гражданина» применяется также в Декларации Республики Башкортостан о правах и свободах и некоторых иных законодательных актах. По-видимому, здесь сыграла роль естественно-правовая доктрина, которая
утверждала, что одни права и свободы существовали до государства и не зависили от его признания, другие же, наоборот, провозглашались государством и поэтому не существовали до него. Отсюда первые - права человека, вторые-права гражданина. Однако для классификации прав и свобод не это имеет решающее значение. Главное - реальное содержание, общие, существенные признаки основных прав и свобод. Надо полагать, именно эти их признаки -вид благ, их единство и однородность - были учтены в наименованиях упомянутых международных пактов о правах человека и в названиях 3 и 4 глав Конституции Республики Башкортостан. Соответственно Конституция в виде основных закрепляет систем}' общегражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод. Особо выделяются права в области правосудия. Конституция Республики Башкортостан предусматривает и гарантии всех этих прав и свобод, которые тоже составляют определенную систему (статьи 2, 4, 9, 12, 15-21, 23, 24, 27-36, 40, 41, 42, 44-62, 91, 94, 95, 103, 121,122,147). Конституция Республики Башкортостан предусматривает относительно небольшой круг основных обязанностей граждан. Наряду с общей обязанностью соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, перечисляются обязанности по защите Отечества, в том числе по несению военной или альтернативной гражданской службы, бережному отношению к природе, земле, по сохранению богатств и окружающей среды республики, гуманному отношению к животному и растительному миру, по уплате налогов и сборов, участию в осуществлении правосудия, а также обязанности родителей и детей по отношению друг к другу (статьи 4, 15, 47, 63-67). Исходя из принципа - нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав и органического их единства, а равно с учетом возрастания на современном этапе роли обязанностей и предписаний для общественного развития было бы целесообразно возродить в Конституциях Российской Федерации и Республики Башкортостан следующие оправдавшие себя положения в советских Конституциях: обязанность добросовестно трудиться, укреплять дружбу наций и народностей, уважать национальное достоинство других граждан, оберегать интересы государства, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка, содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира, Думается, решение данного вопроса - насущная задача. Это необходимо для повышения активности граждан в строительстве демократического правового государства и цивилизованного, процветающего гражданского общества в нашей стране.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.35 (0.015 с.) |