Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа



Рабочая программа

По физике 7-9классы

Программу составила: Иванова А.В., учитель математики и физики

ГБОУ «Красногородская школа - интернат

для детей – сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей,- «Агрошкола».

 

 

 

р.п. Красногородск 2012г.

 

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Цели:

- обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;

- повышение качества преподавания предмета.

выработка компетенций:

ü общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

ü предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Цели:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

Задачи:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору Сведения о программе

Программа составлена на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004г. Данная рабочая программа является программой основной школы (авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин - Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2004 г.» Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира. Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.

Место и роль учебного курса

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Технологии обучения

Проблемное обучение, информативное, модульное обучение, практико-ориентированное, деятельностный подход, личностно-ориентированное, системное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, творческий подход,

здоровье сберегающие технологии.

Компетенции

  • Учебно – познавательная
  • Коммуникативная
  • социально – трудовая
  • ценностно – смысловая

Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме.

Приоритетами для учебного предмета «Физика» на данном этапе образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи; комбинирование деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Виды и формы контроля

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Тестирование также рассматривается как одна из форм контроля теоретического материала:

· за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

· за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

· 50-70% — «3»;

· 71-85% — «4»;

· 86-100% — «5».

Уровень подготовки выпускников

I. Ведение (4 ч)

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Школьный компонент

Спутниковая информация для изучения загрязнения атмосферы и окружающей среды.

Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду.

Взаимосвязь природы и человеческого общества.

ученик должен знать/понимать:

Знать: смысл понятия «вещество».

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

 

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов)

 

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.

Школьный компонент

Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах.

Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой.

Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду Липецкой области.

ученик должен знать/понимать:

смысл понятий: вещество, взаи­модействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия. Знать явление инерции,
физический закон, взаимодействие; смысл понятий: путь, скорость, масса,­
плотность.

Механические явления

Механическое движение. Путь. Скорость. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Равномерное и не равномерное движение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Школьный компонент

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ. Вредное трение и проблема энергоснабжения.

ученик должен знать/понимать:

- явление инерции, физический закон, взаимодействие;

-смысл понятий: путь, скорость, масса,­ плотность, времени, массы, силы;

-выявлять зависимость: пути от расстояния. Знать, что мерой любого взаимодей­ствия тел является сила.

Уметь: приводить примеры. Знать: определение массы; единицы масс.
Уметь воспроизвести или написать формулу. Умение работать с приборами при на­хождении массы тела.

Знать определение плотности вещест­ва, формулу. Уметь работать с физическими вели­чинами, входящими в данную формулу

Умение работать с приборами (мензур­ка, весы)

Уметь работать с физическими вели­чинами, входящими в формулу нахож­дения массы веще­ства

Уметь:

- работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества;

- работать с приборами.

Уметь воспроизво­дить и находить физические величи­ны: масса, плотность, объем вещества.

Знать определение силы, единицы ее измерения и обо­значения

Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.

Отработка формулы зависимости между силой и массой тела.

Школьный компонент

Водоисточники, качество питьевой воды.

Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности.

Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта.

Единый мировой воздушный и водный океаны.

ученик должен знать/понимать:

определение физических вели­чин: давление, плотность вещест­ва, объем, масса. Знать смысл физи­ческих законов: за­кон Паскаля. Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах; Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах; - использовать физические приборы для измерения дав­ления. Знать смысл физи­ческих законов: закон Архимеда. Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

- использовать физические приборы для измерения давления;

- выражать величины в СИ;

- решать задачи на закон Архимеда

Уметь воспроизво­дить и находить физические величи­ны по формуле за­кона Архимеда

V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов)

 

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Школьный компонент

Понятие равновесия в экологическом смысле.

Экологическая безопасность различных механизмов.

Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.

Использование энергии рек и ветра.

ученик должен знать/понимать:

определение работы, обозначе­ние физической ве­личины и единицы измерения.

Знать определение мощности, обозна­чение физической величины и едини­цы измерения. Знать определение физических вели­чин: работа, мощ­ность.

Уметь воспроизво­дить формулы, на­ходить физические величины: работа, мощность.

Знать устройство рычага. Уметь изобразить на рисунке распо­ложение сил и найти момент силы. Уметь:

- проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и
массу грузов; работать с физическими приборами.

 

Резерв времени: 2 часа
8 класс (70 часов)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащихся 7-9 классы

 

Литература и средства обучения

1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.

3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2010 гг.

4. Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004.

 

5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

 

6. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике.- М.: Просвещение, 2006 г.

 

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира


Учебно-тематический план предмета «Физика» (7 класс)

№ п/п Тема урока Кол-во часов Практ. часть  
 
  Введение   л/р -1  
  Что изучает физика. Наблюдения и опыты      
  Физические величины. Их измерение. Точность и погрешность измерений.      
  Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»      
  Физика и техника      
  Первоначальные сведения о строении вещества   л/р-1  
  Строение вещества. Молекулы        
  Лабораторная работа №1 «Измерение размеров малых тел»      
  Диффузия в жидкостях и газах      
  Взаимное притяжение и отталкивание молекул.        
  Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов      
  Повторительно-обобщающий урок «Первоначальные сведения о строении вещества»      
  Взаимодействие тел   л/р -4 к/р -2  
  Механическое движение. Равномерное движение.      
  Скорость. Единицы скорости.      
  Расчет пути и времени движения      
  Явление инерции.      
  Взаимодействие тел.      
  Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на рычажных весах      
  Лабораторная работа №3 «Измерение массы на рычажных весах».      
  Лабораторные работы №4 «Измерение объема тела».      
  Плотность тела.      
  Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела»      
  Расчет массы и объема тела по плотности его вещества.      
  Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса. Плотность»      
  Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса. Плотность»      
  Сил. Явление тяготения. Сила тяжести.      
  Сила упругости. Закон Гука.      
  Вес тела.      
  Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.      
  Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины динамометра и измерение сил динамометром»..      
  Сложение двух сил, направленных по одной прямой.      
  Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.      
  Трение в природе и технике.      
  Давление твердых тел. жидкостей и газов   л/р -2, к/р -1  
  Давление. Единицы давления.      
  Способы уменьшения и увеличения давления.      
  Давление газа.      
  Закон Паскаля.      
  Контрольная работа №2 по теме «Давление. Закон Паскаля».      
  Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.      
  Решение задач «Расчет давления на дно и стенки сосуда».      
  Сообщающиеся сосуды.      
  Вес воздуха. Атмосферное давление.      
  Измерение атмосферного давления.      
  Барометр- Анероид. Давление на разных высотах.      
  Решение задач «Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление»      
  Манометры.      
  Поршневой жидкостный насос.      
  Гидравлический пресс § 47      
  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.      
  Архимедова сила.      
  Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы»      
  Плавание тел.      
  Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел»      
  Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости».      
  Плавание судов.      
  Воздухоплавание.      
  Повторение «Давление твердых тел. жидкостей и газов».      
  Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел. жидкостей и газов»      
  Работа и мощность. Энергия   л/р -2, к/р -1  
  Механическая работа.      
  Мощность.      
  Простые механизмы. Рычаг. Равновесие си на рычаге.      
  Момент силы.      
  Рычаги в технике, быту и в природе. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага».      
  Применение рычага к блоку. «Золотое правило механики».      
  Решение задач «Золотое правило механики».      
  Коэффициент полезного действия механизма.      
  Лабораторная работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости».      
  Энергия. Потенциальная и Кинетическая энергия.      
  Превращение одного вида механической энергии в другой.      
  Контрольная работа №4 «Работа. Мощность. Энергия».      
69-70 Повторение материала.      
Итого     Л.р.-10; к.р.-4  

Учебно-тематический план предмета «Физика» (8 класс)

№ п/п Программное содержание кол-во часов Практическая часть  
 
  Тепловые явления   л/р-2, к/р-1  
  Инструктаж по охране труда учащихся на уроках физики. Тепловое движение. Температура.      
  Внутренняя энергия.      
  Способы изменения внутренней энергии.      
  Теплопроводность.      
  Конвекция.      
  Излучение.      
  Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.      
  Количество теплоты. Единицы количества теплоты.      
  Удельная теплоемкость.      
  Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания и выделяемого при охлаждении. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»      
  Лабораторная работа №2 по теме «Определение удельной теплоемкости твердого тела».      
  Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.      
  Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессов.      
  Контрольная работа №1 «Тепловые явления»        
  Агрегатные состояния   л/р-1, к/р-1  
  Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.      
  Удельная теплота плавления.      
  Решение задач «Плавление и кристаллизация».      
  Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при ее конденсации.        
  Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.      
  Решение задач по теме «Удельная теплота плавления и парообразования».      
  Влажность воздуха.        
  Работа газа и пара при расширении. КПД теплового двигателя      
  Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.      
  Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».      
  Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества»      
  Электрические явления   Л/р – 5;К/р - 1  
  Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.      
  Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.      
  Электрическое поле.      
  Делимость электрического заряда Электрон.      
  Строение атома.      
  Объяснения электрических явлений.      
  Электрический ток. Источники электрического тока.      
  Электрическая цепь и ее составные части.      
  Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.      
  Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока.      
  Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»      
  Электрическое напряжение. Единица напряжения.      
  Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках цепи».      
  Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.      
  Закон Ома для участка цепи.      
  Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.      
  Решение задач.      
  Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом».      
  Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра. Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления»      
  Последовательное соединение проводников.      
  Параллельное соединение.      
  Работа и мощность электрического тока.      
  Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы».      
  Нагревание проводников эл. током. Закон Джоуля - Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания.      
  Короткое замыкание. Предохранители короткого замыкания.      
  Обобщающий урок «Электрические явления»      
  Контрольная работа №3 «Электрические Явления»      
  Электромагнитные явления   Л/р - 1  
  Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.      
  Магнитное поле катушки с током.      
  Электромагниты и их применения.      
  Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.      
  Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.      
  Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя»      
  Обобщающий урок «Электромагнитные явления»      
  Световые явления   Л/р – 1;К/р - 1  
  Источники света. Распространение света.      
  Отражение света.      
  Плоское зеркало.      
  Преломление света.      
  Линзы. Оптическая сила линзы.      
  Изображения даваемые линзой.      
  Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»      
  Контрольная работа № 4 «Световые явления»      
  Повторение материала по теме «Световые явления      
69-70 Повторение материала      
Итого     Л.р.-10;К.р.-4  

 


Учебно-тематический план предмета «Физика» (9 класс)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.069 с.)