Общая характеристика и классификация полезных ископаемых. Оценка богатств недр Республики Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика и классификация полезных ископаемых. Оценка богатств недр Республики Беларусь.



Недрами называют верхнюю часть земной коры, в пределах которой возможна добыча полезных ископаемых. Недра являются: 1.источником минерально-сырьевых и энергетических ресурсов; 2.местом захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод; 3.хранилищами нефти, газа и иных веществ; 4.особо охраняемыми территориями (заповедники, памятники при­роды и др.); 5.средой для возведения подземных сооружений.

Полезное ископаемое — минеральное образова­ние земной коры, которое может быть использовано в сфере матери­ального производства.

Классификация полезных ископаемых:

1.В зависимости от области хозяйственного применения ресурсы недр подразделяются на группы: топливно-энергетические (нефть, природный газ, и д.р.); рудные, (железная и марганцевая руды, хромиты и др.); горно-химическое сырье (фосфориты, апатиты, поваренная, калий­ные соли и д.р.); природные (минеральные) строительные материалы (мрамор,
гранит, строительный песок, цементное сырье и др.); нерудные полез­ные ископаемые (яшма, агат, горный хрусталь, гранат, алмаз и др.); гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды).

2.По степени достоверности определенных запасов они делятся на сле­дующие категории: А -детально разведанные и изученные; В — предварительно разведанные запасы с примерно определенными границами залегания; С1 — разведанные в общих чертах месторождения с запасами, под­считанными с помощью экстраполяции геологических данных, частей месторождений, С2 — перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных.

В Республике Беларусь выявлено и разведано около 5 тыс. месторож­дений примерно 30 видов полезных ископаемых. Топливно-энергетиче­ские ресурсы представлены торфом, нефтью, бурыми каменным углем и горючими сланцами. В настоящее время в республике ежегодно добы­вается около 2 млн т нефти, 2 млн т торфа и попутно с нефтью небольшое лезный продукт. Важнейшим из минеральных ресурсов является же­лезная руда — самый распространенный элемент земной коры.

 

 

ВОПРОС22.

Сущность институциональных механизмов регулирования природопользования

Переход к устойчивому типу экономического развития, экологизация экономики невозможны без действенных институциональных механиз­мов, целью которых является реализация государственной экологиче­ской политики, согласование экономических и экологических интересов общественного производства Институциональные механизмы регулиро­вания природопользования представляют собой систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользования.

В структуре институциональных механизмов природопользования можно выделить три основных блока:

1.управление охраной окружающей среды и использованием при­родных ресурсов;

2.планирование и прогнозирование природопользования и приро­доохранной деятельности;

3.экономическое стимулирование рационального,- природопользо­вания и природоохранной деятельности.

В Республике Беларусь основным направлением государственной политики в области охраны окружающей среды является осуществ­ление права граждан республики на благоприятную для жизнедея­тельности среду обитания, права будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом без снижения комфортности, су­ществования и права на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу граждан в результате изменения качества окружаю­щей среды. Документом, обеспечивающим права граждан на безопас­ную среду обитания, является Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 44, 45, 46, 55).

 

ВОПРОС 23.

Управление природопользованием: методы, функции, организационные структуры. Отраслевой и территориальный принципы управления.

Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природ­ных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, а также по обеспе­чению режима законности в экологических отношениях.

Система органов управления природопользованием и охраной окру­жающей среды строится в соответствии с задачами и функциями, ко­торые охватывают следующие направления:

1.планирование и научное прогнозирование природоохранной дея­тельности,

2.учет природных объектов, осуществление контроля, надзора и мо­ниторинга окружающей среды,

3.экономическое стимулирование природоохранной деятельности и др.

Методы управления могут быть административными и экономиче­скими.

Административный метод предполагает широкое применение экологических стандартов, правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии; сертификаты и пр.).

Экономические методы создают материальную заинтересованность каждой хозяйственной единицы в экономном, бережном использовании природных ресурсов и максимальном ограничении вредного влияния своей деятельности на окружающую среду (экологический налог, штрафы, система налоговых льгот и т. д.).

Отраслевой и территориальный принципы управления

Территори­альный принцип управления обеспечивает подход к проблемам приро­допользования на уровне регионов и страны в целом.

Отраслевой принцип управления природопользованием реализует­ся отраслевыми министерствами и ведомствами.

На уровне субъектов хозяйствования управление природопользова­нием и охраной окружающей среды осуществляет их администрация.

 

ВОПРОС 24.

Система планирования и прогнозирования природоохранных мероприятий и рационального природопользования. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования. Отраслевое и территориальное планирование. Планирование природоохранной деятельности на предприятиях

Под планированием понимается разработка мероприятий по приро­допользованию и охране окружающей среды и распределение объема их выполнения по этапам применительно к временным интервалам и по территории. Оно охватывает следующие направления природоохранной деятельности:

1.по охране водных ресурсов — лимит исп-ия воды, сброса загрязненных и нормативно очищенных вод в поверхностные водоемы и т.д.;

2.по охране воздушного бассейна — лимит загрязняющих веществ, и снижение общего количества этих выбросов;

3.по проведению мероприятий по охране земель (от подтопления, заболачивания, засоления), рекультивации земель;

4.по защите лесов от вредителей и болезней биологическими методами, авиационной охране лесов от пожара;

5.по охране и воспроизводству диких животных;

6.по организации государственных заповедников, природных на­циональных парков;

7.по вводу в действие природоохранных объектов (сооружения для очистки сточных вод, системы оборотного водоснабжения, уста­новки для улавливания и обезвреживания вредных веществ и отходя­щих газов).

В практике планирования и прогнозирования на различные периоды времени применяются следующие документы:

1.Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (на 15 лет); 2.Основные направления социально-экономического развития Рес­публики Беларусь и регионов на 10 лет; 3.Программа социально-экономического развития на 5 лет (и концепция к ней);

4.Прогноз социально-экономического развития региона на год. Природоохранное планирование и прогнозирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях.

1.Терри­ториальное планирование призвано обеспечить экологически обосно­ванное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории.

2.Отраслевое планирование связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.

Планы охраны природы на предприятиях. Обычно планируются следующие мероприятия:

1.разработка и совершенствование технологических процессов;

2.проведение экологической экспертизы выпускаемой продукции;

3.снятие с производства экологически опасной продукции;

4.закрытие отдельных цехов, выпускаю­щих продукцию, производство которой связано со значительным нега­тивным воздействием на окружающую среду;

5.строительство и оборудование природоохранных и ресурсосбере­гающих объектов;

6.содержание и эксплуатация очистных сооружений, утилизацион­ных установок;

7.повышение эффективности и мощности существующих очистных сооружений, утилизационных установок и т. п.;

8.контроль за работой природоохранных объектов;

9.обработка и удаление твердых производственных отходов;

10.содержание зеленых насаждений на территории предприятия и в санитарно-защитной зоне;

11.рекультивация земель, освободившихся в результате мероприя­тий по утилизации или уничтожению отходов;

12.управление природоохранной деятельностью на предприятии и другие.

 

ВОПРОС25.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.20.90 (0.012 с.)