Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народного хозяйства и государственной службы

Поиск

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

Кафедра философии и методологии науки

C.В. ОСТРОВСКИЙ

 

 

ЛОГИКА

Учебно-методическое пособие

 

 

Ростов-на-Дону

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

 

Кафедра философии и методологии науки

 

 

Ответственный редактор д.п.н., проф. Старостин А.М.

 

Логика: Учебно-метод. пособие. Островский С.В. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИ-филиал РАНХиГС, 2014. – 87 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для занятий по логике на дневном и заочном отделениях ЮРИ-филиал РАНХиГС и включает в себя тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, список дополнительной литературы, краткий словарь базовых понятий, тесты и задачи, методические рекомендации, вопросы к экзамену.

Содержание пособия основано на требованиях Государственного стандарта.

Рекомендуется для преподавателей и студентов.

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 5 от 12 мая 2014 г.

 

Программа курса

Тема 1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности

Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логической формы.

Определение формальной логики (формальная логика и диалектическая логика). Основные исторические этапы развития логики и ее современное состояние.

Определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность – основные черты правильной аргументации.

Понятие как исходная логическая форма аргументации. Виды понятий. Определение понятия (дефиниция).

Общая характеристика логических законов (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания).

Теоретическое и практическое значение логики. Логическая культура делового общения. Аргументация в деловом общении.

 

Тема 2. Понятие как форма мышления

Понятие как форма мышления, роль понятий в познании. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение как логические приемы формирования понятий.

Содержание и объем понятий. Признаки предметов как основа образования понятий, их виды (существенные и несущественные, отличительные и неотличительные, основные и производные, необходимые и случайные). Свойства и отношения как признаки.

Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Принадлежность элемента к классу, включение класса в класс.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Виды понятий. Общие и единичные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, пустые и непустые понятия.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Совместимость понятий как равнозначность, перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Несовместимость понятий: соподчинение, противоположность, противоречие (схемы Эйлера-Венна как способ выражения отношений между понятиями).

Операция с классами (объемами понятий): объединение, разность классов, дополнение. Законы логики классов: законы дистрибутивности; коммутативность и ассоциативность, операции пересечения и объединения; законы поглощения.

Операции обобщения и ограничения понятий, их роль в формировании и конкретизации научных знаний.

Деление понятий, его виды (дихотомическое деление, деление по видоизменению признака). Правила (возможные ошибки) деления.

Классификация, ее виды.

Значение операций деления и классификация в науке и практике.

Определение понятий. Виды определений: номинальные и реальные, явные и неявные. Определение через род и видовое отличие, генетическое определение. Правила явного определения, ошибки, возможные в определении.

Виды определений как отражение многообразия природы определяемых предметов. Неявные определения: контекстуальные, аксиоматические, индуктивные. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение, различение, указание и др.

Связь определений (дефиниций) с формированием и развитием понятий. Научная (специальная) терминология. Значение определений в науке, деловом общении.

 

Тема 6. Доказательство и опровержение

Понятие доказательства. Строение доказательства. Тезис доказательства. Требования к тезису в процессе аргументации. Основной и подчиненный тезисы. Аргументы и их виды. Аргументы и факты. Демонстрация и ее структура. Виды доказательства: прямое и косвенное. Апологическое и разделительные доказательства. Доказательство и дискуссия.

Понятие опровержения и его роль в аргументации. Опровержение тезиса. Опровержение аргументов. Опровержение связи тезиса и аргумента.

Правила доказательства и опровержения в теории и практике аргументации. Правила и ошибки по отношению к тезису. Правила и ошибки по отношению к аргументам. Правила и ошибки в доказательстве, связанные с демонстрацией. Софизмы и логические парадоксы.


Предмет и значение логики

Слово «логика» как и любое другое слово может употребляться в разных значениях. Видимо, чаще всего этим словом обозначают любую закономерность, взаимосвязь, последовательность предметов, явлений, событий. Так говорят о «логике политической борьбы», «логике конкурентных отношений», «логике истории», «логике властной вертикали» и т. п. Ясно, что слово «логика» в этом случае указывает на то, что последовательность тех или иных событий, взаимосвязь явлений не случайна, но носит необходимый, объективный, закономерный характер. Речь идёт о так называемой «логике вещей», с которой полезно согласовывать собственные действия. Нередко такое словоупотребление пусто, бессодержательно. Действительно, если нам не разъяснили закономерность явления, явным образом не сформулировали его закон, то слово «логика» лишь скрывает некомпетентность автора, повышая его статус в восприятии неискушённого слушателя.

Слово «логика» употребляется также для обозначения закономерности в связях и развитии мыслей. В этом случае говорят о логичном и нелогичном мышлении, имея в виду ясность, точность, последовательность, доказательность мышления и изложения мысли или, напротив, неопределённость, хаотичность, неубедительность мышления. Типичными выражениями в этом случае являются: «железная логика», «детская логика», «женская логика» и т.п.

Слово «логика» является также именем особой науки и соответствующей учебной дисциплины, называемой формальной логикой, определённой системы знаний о законах и операциях правильного мышления.

Суммируем перечисленные словоупотребления в одном примере. Так, мы знаем о колебаниях биржевого курса акций. Можно полагать, что это явление имеет свою объективную логику. Экономист - (теоретик) или практик (брокер) может рассуждать о закономерностях, причинах, ритмике и пр. колебаний курса акций, валют на биржах. Их рассуждения в этом случае составляют логику мышления. Логику же как особую науку интересуют рассуждения с точки зрения тех мыслительных процедур, логических операций, приёмов, которые используются для рассуждений о биржевом курсе, т.е. то, как рассуждают экономисты, теоретики или практики, когда они анализируют интересующий их предмет. В вопросе о том «Как?» заключен основной логический смысл: правильно ли рассуждение? Ответы на подобные вопросы даёт логика - наука о законах и операциях правильного мышления.

Логику как науку о законах, формах и приёмах правильного мышления называют формальной логикой, поскольку она имеет своим предметом структуру, строение, форму мысли, а не содержание мышления. Логическую форму мысли как способ связи содержательных частей логика исследует в чистом виде, отвлекаясь от содержания. Смысл понятия «логическая форма» хорошо поясняется примером.

Сравним три высказывания:

«Все чиновники - юристы»

«Все пингвины - птицы»

«Все преподаватели снисходительны»

Содержательно высказывания различны, только второе высказывание является истинным. Но нетрудно заметить их сходство. Это их строение, форма, которая легко обнаруживается, если отвлечься от содержания. Заменив содержательные компоненты: чиновников, пингвинов, птиц и т.д. латинскими буквами, например S и Р, мы получим во всех трёх случаях одну и ту же форму: «Все S есть Р»

Это и есть логическая форма данных высказываний, которая позволяет фиксировать в мышлении то, что у любого предмета (S) есть признак (Р).

Содержание мыслей бесконечно многообразно, оно изучается множеством специальных наук, однако содержательное разнообразие мыслей может быть выражено в небольшом наборе логических форм, которые специально изучаются логикой. Основные из них: понятие, суждение и умозаключение.

Необходимо различать формальную правильность рассуждений и истинность мысли. Мысль называют истинной, если она соответствует действительности, реальности, т.е. представляет предмет, событие, ситуацию так, как они существуют сами по себе, «на самом деле». Несоответствие действительности делает мысль ложной. Логически правильным считается рассуждение, которое соответствует нормам, правилам, законам логики. Логическая правильность рассуждения гарантирует истинность заключения только в том случае, если рассуждение исходит из истинных же оснований, посылок. Но если посылки ложны, то правила и законы логики сами по себе не обеспечивают истинности заключения, которое может быть как истинным, так и ложным. Полезно не смешивать понятия «истинность» и «правильность», «ложность» и «неправильность» Логика не отвечает на вопрос об истинности суждений, входящих в состав рассуждения (это задачи практики и специальных наук), но дает точный, однозначный, единообразный, алгоритмический ответ на вопрос о правильности наших рассуждений.

Значение логики

Говоря о значении специальных занятий логикой, трудно удержаться от соблазна лишь указания на универсальную ценность подобных занятий. Действительно, каким бы видом деятельности «человек разумный» ни занимался, ему не обойтись без мышления. В полной мере, эффективно использовать и развивать его учит логика. С этой точки зрения логика представляется как «грамматика мышления», атрибут любого культурного человека. Мало того, специальные занятия логикой формируют навыки и привычки «интеллектуальной гигиены» человека, который стремится к чистоте, ясности, прозрачности собственных мыслей, прочности, надежности выводов. «Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления, - писал более ста лет назад английский экономист, философ и логик Д.С.Милль,- она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не понимаем».

Однако определение значения логики должно соответствовать логическому требованию точности и определенности, особенно во времена торжества прагматизма. Поэтому общее указание на универсальное значение логики может быть конкретизировано следующими прагматичными соображениями.

Систематические занятия логикой обычно имеют результатом точное мышление и ясное изложение своих мыслей, формируют связную и ясную речь.

Логика даёт возможности для обоснования идей, соответствующих вашим интересам, а значит, формирует умение убеждать, например, в необходимости вашего решения того или иного вопроса.

Занятия логикой формируют привычку анализировать свои и чужие рассуждения, дают средства и технику такого анализа, позволяющего обнаружить, обозначить и утратить ошибку в рассуждении. Ошибочное рассуждение ведет к неправильным выводам. Но выводы определяют цели. Результат - разрушительные действия, поступки.

Как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности часто приходится вступать в полемику, спорить. Знакомство с теорией и техникой логики спора дает возможность корректно, всесторонне, последовательно отстаивать свое мнение, опровергать аргументы вашего оппонента, нейтрализовать недобросовестные приемы (уловки) в споре, находить компромиссное решение и т.д.

Знание логики дает возможность систематизировать и анализировать информацию, делать все необходимые следствия, выводы из множества данных, что нередко бывает как в практике государственной службы, так и в юридической практике.

Ясно, что логико-коммуникативная подготовка необходима руководителям производства, менеджерам, юристам, журналистам, политическим деятелям - всем, для кого словесное общение с людьми есть форма их профессиональной деятельности.

Особое значение имеет логика в практической деятельности юриста. Она дает возможность правильно строить следственные версии, составлять грамотные планы расследования, корректно формулировать вопросы к свидетелям, потерпевшим, обвиняемым, избегать ошибок в подготовке и оценке юридических документов, аргументированно строить доказательства, убедительно опровергать необоснованные выводы оппонентов и т.д.

Чтение учебников и пособий по логике само по себе, без систематических занятий (выполнения упражнений, решения задач), конечно, не дает, а тем более не гарантирует очищения мышления, но может вызвать сомнения в правильности собственного мышления, которые можно убрать систематическими занятиями, развивающими стойкую привычку, потребность в точности, определенности, доказательности - чистоте мышления. В этом смысле логика есть интеллектуальная гигиена.

Понятие как форма мышления

Напомним, что мы определили логику как науку о формах, операциях и законах правильного мышления. Изучение этих форм начинается с наиболее простой, элементарной формы мыслительной интеллектуальной деятельности. Понятие является основой, фундаментом, необходимым элементом любых проявлений познающего мышления. Наиболее значительные продукты мышления – теории - состоят из выводов, умозаключений, доказательств. Но умозаключения состоят из суждений. Суждение же – это связь двух понятий. Даже в самом простом суждении связаны специфическим образом по крайней мере два понятия. Так, например, в суждении «Все чиновники являются патриотами» устанавливается связь между понятиями «чиновник» и «патриот». Таким образом, любые самые сложные мыслительные образования состоят из понятий.

Понятие – это форма мышления, отражающая состояния, явления, события, проявления активности – любые предметы мысли в их наиболее общих и существенных признаках.

Понятие отличается от чувственного познания, от представления, которое дает чувственно-наглядный образ предмета и включает в себя множество всех возможных чувственно-конкретных и несущественных признаков. Понятие есть абстрактное отражение предметов и явлений, и его нельзя представить себе в форме наглядного образа. Так, если Вас попросить представить себе автомобиль, то у каждого возникнет в сознании какой-то конкретный образ: автомобиль определенной формы, цвета, мощности и т.д., в зависимости от индивидуальных предпочтений, опыта. В понятии же «автомобиль» всего этого нет, в нем фиксируется лишь общее и существенное для всех автомобилей – быть особым транспортным средством.

Признаки предметов

Признаком называют то, чем предметы сходны друг с другом или чем они могут отличаться друг от друга, т.е. вес, форма, цвет, запах, величина, способность и т.п. Сходные признаки называют общими – в них выражено тождество предметов в определенном отношении. Признаки, которыми предметы отличаются друг от друга, называют отличительными. Общим является признак, присущий множеству (классу) однородных предметов. Если предметы сходны в отношении некоторого признака, то их объединяют в группу, класс, отличающийся от других классов именно тем, что предметы одного класса обладают данным признаком. Например, общий признак «быть снисходительными» присущ всем представителям класса (множества) «снисходительных людей».

Большая часть признаков относится к числу общих. Однако существуют и единичные признаки, которыми обладает единственный предмет. Например, такой признак, как «быть седьмой женой султана Бахрейна» или быть автором романа «Бесы», принадлежит, конечно, только одному предмету мысли.

Существенный признак – такая особенность, черта, сторона предмета мысли, которая необходимо ему присуща, без которой он перестает быть собой, становится иным предметом. Несущественные признаки могут приобретаться, меняться, теряться предметом, но это никак не влияет на его существование в качестве данного предмета. Например, денежные знаки могут быть выполнены в металле или быть бумажными, могут быть бронзовыми, серебряными и т.д., иметь различный господствующий цвет, могут быть обменены один на другой, однако они останутся денежными знаками до тех пор, пока на них можно будет что-нибудь купить. Значит признак «быть средством платежа» - существенный признак денег. Без него денежные знаки – бумага определенного цвета, тот или иной металл и т.д. Заметим, что различие между существенными и несущественными признаками не абсолютно. Предмет существует в отношениях с другими предметами, и то, что существенно в одном отношении, в другом отношении оказывается несущественным. Например, существенные в других отношениях признаки студента: его характер, рост, вес, цвет глаз, волос и.т.д. не являются таковыми для декана. Существенным признаком студента для декана является признак «Иметь (не иметь) академические задолженности». Ясно, что этот признак не является существенным для друга, жены, мужа, бабушки и прочих людей в силу особенностей соответствующих отношений.

Объем и содержание понятия

Характеристика понятий в логике включает в себя определение объема и содержания понятия.

Объем понятия – множество, совокупность (класс) предметов мысли, существенные (общие) признаки которых отражены в понятии. Объем понятия есть его количественная определенность. Объем понятия в логике обозначают заглавными буквами латинского алфавита (А, В,..,Е,..) и изображают с помощью круга Эйлера - математика XVIII в. Предполагается, что каждая точка (совокупность точек) представляет собой один предмет или совокупность однородных предметов.

Содержание понятия образует совокупность существенных признаков предметов, которые составляют объем понятия.

Взаимосвязь содержания и объема понятия такова: признак (признаки), мыслимый как содержание понятия, определяет его объем, а именно множество предметов, для которых данный признак существенен; если же некоторое множество предметов есть объем понятия, то общий для всех предметов множества признак (признаки) будет содержанием понятия. Например, в объем понятия «денежный знак» войдут рубли, фунты, эскудо, песо и т.д. Содержанием же понятия будут общие существенные признаки денежных знаков – быть средством платежа, иметь номинальную стоимость, защиту от фальшивок и т.д.

В зависимости от объема различают три вида понятий:

а) общие, объем которых образует два и более предметов (элементов объема понятий), - «служащий», «вещество», «собака» и т.п.

б) единичные, объем которых ограничен единственным предметом, - «губернатор Ростовской области», «Тихий океан», «Москва» и т.п. Единичные понятия обычно выражены в языке собственными именами (Б.Н.Ельцин) или эквивалентными им выражениями («Кентавр, которого ненамеренно убил Геракл во время дружеской попойки»).

в) пустые (нулевые) понятия, в объем которых не входит ни одного реально существующего предмета, - «шайтан», «непорочное зачатие», «человек, дышащий жабрами» и т.п.

Заметим: грамотное разделение понятий на пустые и единичные, общие требует некоторой философской культуры. Действительно, что есть реальность, реальное существование? Напомним, что помимо объективной реальности – материи в совокупности различных ее видов, есть субъективная реальность – мир явлений сознания, идейных продуктов сознания. Соответственно и предмет может мыслиться в различных картинах мира: в мире физической реальности, где предмет существует лишь, поскольку он дан в физическом воспроизводимом опыте, в религиозно-мифологической картине, где предмет существует лишь тогда, когда в него верят, и в мире воображения и его продуктов, начиная от персонажей детских страхов («Бабай», «Хоха» и пр.) до образов художественных произведений («Онегин – добрый мой приятель»), где предмет существует лишь тогда, когда мы относимся к нему как к реально существующему, он «взял нас за живое». Так, предмет не являющийся элементом физической картины мира, не просто существует в религиозно-мифологической картине мира, но является объектом поклонения – действий (молитва и прочие культовые действия), во многом определяет образ жизни: человек не мыслит себя вне связи с данным предметом.

По содержанию понятия относят к следующим видам:

а) Конкретные и абстрактные понятия

Содержание конкретных понятий формирует объем, в который в качестве элементов входят предметы, существующие самостоятельно, целостные, автономные объекты, например, «ребенок», «жук», «ветер». Абстрактные понятия включают в свой объем свойства предметов или отношения между ними, но последние не существуют автономно и независимо, сами по себе. Свойство – всегда свойство какого-либо предмета, а отношение – всегда отношение между какими-либо предметами. «Снисходительность», «гибкость» не существуют сами по себе – существуют «снисходительные» люди и «гибкие» предметы. То же и в случае отношений: «добро», «зло», «подозрительность» отражают существенные человеческие отношения и, значит, абстрактные понятия.

б) Относительные и безотносительные понятия

содержание относительного понятия таково, что оно предполагает существование другого понятия, т.е. существенные признаки предмета, отраженные в относительном понятии проявляются только в отношении к своей «паре», например «дети-родители», «муж-жена», «преподаватель-ученик» и т.п.

Безотносительные понятия отражают существенные признаки предметов, которые могут существовать автономно, сами по себе, вне какой-либо необходимой парной связи: «гвоздь», «козел», «свинец».

в) Положительные и отрицательные понятия.

Положительное понятие фиксирует наличие некоторого признака предмета («соленое озеро», «злоба», «симпатия» и т.д.)

Отрицательное понятие указывает на отсутствие некоторого признака у предмета («бесприданница», «неграмотный», «неаттестованный»). Заметим, что есть случаи, когда слова, выражающие понятия, имеют отрицательные частицы «бес» («без») или «не», но выражают положительные понятия, так как отражают существенные свойства предметов: «неряха», «ненависть», «беспечность» и т.п.

г) Собирательные и разделительные (несобирательные) понятия

Собирательные понятия – это понятия, в которых множество (группа) однородных предметов мыслится как единое целое («лес», «батальон», «стадо», «толпа» и т.п.). Свойства, а значит, и существенные признаки данной совокупности принадлежат ей как целому, но не относятся к какому-либо отдельному предмету, входящему в множество. Множество обладает так называемыми «системными качествами», а значит и «системными признаками», которыми не обладает каждый (любой) отдельно взятый элемент множества-системы. «Батальон перестроился», «Косяк скумбрии образовал шар» - вряд ли эти суждения имеют смысл в отношении отдельно взятого предмета множества (понятия) «батальон» и «косяк».

Определение вида понятия может показаться пустым занятием. Однако часто попытка охарактеризовать содержание понятия обнаруживает, что знание слова далеко от понятийного содержания, выраженного данным словом, - возникает необходимость внести ясность, определенность в ваши мысли о предмете. Например, на вопрос, каким по содержанию будет понятие «школа» или та же «академия», многие студенты отвечали: «это – конкретные понятия». Ответ передавал не содержание понятий, а чувственно-наглядный образ (представление) здания, где есть лекционные аудитории, столы, столовая и прочие предметы. Существенный же признак всякой «школы» и «академии» как системы отношений людей для передачи знаний отсутствует. Но для всякой школы и академии существенно не то или иное здание и пр., но то, что это - система отношений людей, организация образовательного процесса, которая сохраняется, я надеюсь, и вне здания. «Школа», «академия», «семья» существуют лишь как отношения между людьми, - это абстрактные понятия.

Таким образом, полная логическая характеристика понятия, т.е. определение его вида по объему и содержанию, суть необходимая операция для уточнения и систематизации знаний о предмете мысли. Например, понятие «снисходительный» - общее, абстрактное, соотносительное, положительное, несобирательное.

Взаимосвязь содержания и объема понятия закономерна: чем обширнее, богаче содержание, чем больше признаков предмета его фиксирует, тем меньше его объем, и наоборот, чем больше объем понятия, тем беднее, меньше его содержание.

Взаимосвязь понятий «служащий» и «министр» хорошо поясняет взаимосвязь содержания и объема. Очевидно, что содержание понятия «министр» имеет большее число признаков, чем понятие «служащий», т.е. к признакам, общим для всех служащих, добавляется специфический для министров признак (должность, ранг) – объем понятия соответственно меньше. Исключить из понятия «налоговый инспектор» признак, указывающий на предмет контрольной функции – «государственный сбор с населения и предприятий», - содержание станет меньше, а объем больше. Спросите у предпринимателя – он знает: налоговых инспекторов много, а инспекторов (пожарников, врачей и т.д.), ох, еще больше.

Правила деления понятий

Деление понятий выполняет свою познавательную и систематизирующую функции только в том случае, если соблюдаются правила деления:

1.Правило соразмерности: объемы членов деления в сумме должны быть равны объему исходного, делимого понятия. В сумму объемов членов деления должны входить все, и только те предметы, которые входят в объем делимого понятия, т. е. нельзя ни пропустить, ни добавить какой-либо предмет в объем делимого понятия. Нарушение правила соразмерности приводит к двум ошибкам:

а) Неполное деление: при делении пропущены некоторые виды (вид) родового понятия, а значит, объем делимого понятия и сумма объемов членов деления не равны, например: “Каждый человек по типу темперамента является сангвиником, флегматиком или холериком”. Объем необходимого для рода “темперамент” вида “меланхолик” не учитывается - деление неполное.

Чаще всего ошибки неполного деления случаются при дихотомическом делении понятий. Последнее предполагает деление понятия на два противоречащих понятия, но не противоположных. Противоположные понятия, исключая друг друга, не исчерпывают, однако, всего объема делимого понятия. Так, подразделение людей на высоких и низких, явно не учитывает людей среднего роста.

б) Избыточное понятие: в результате деления сумма объемов членов деления больше объема исходного понятия, появляется лишний член деления, например: “Химические элементы – металлы, неметаллы и сплавы”. Сплавы не являются химическими элементами, а значит, число членов деления избыточно.

2. Правило несовместимости: объемы членов деления не должны пересекаться, иметь общие элементы, т. е. члены деления должны исключать друг друга. Деление понятий не выполнит свою функцию (уточнить объем понятия для более эффективной работы с соответствующими предметами), если хотя бы один элемент объема делимого понятия может быть приписан к объемам двух и более членов деления.

Например, если некто утверждает, что “двигаться можно на юг, север, восток, и запад”, то он ошибается, т. к. движение на юг может быть одновременно и движением на запад и на восток. “Движение на восток совместимо с движением на север” равно как и с “движением на юг” и т. д. Таким образом, “движение на восток”, “движение на север” и т. д. сами требуют существенного уточнения.

3. Правило единственного основания деления: правило запрещает замену одного признака предмета мысли другим признаком в ходе деления понятия. Нарушение этого правила называют подменой основания деления. Например: “Ветер может быть северным, северо-западным…; сильным, порывистым, штормовым…” Основание деления – “направление ветра” заменяется признаком “интенсивность ветра”. Таким образом, прогноз: “Ветер умеренный, а к вечеру юго-восточный” не только не ориентирует нас, но может привести и к большим неприятностям.

4. Правило непрерывности: деление должно быть последовательным. Не следует делить видовые понятия, не исчерпав делением объем родового понятия. Нарушение этого правила называют: скачком в делении. Например: “Климат может быть морским, тропическим, экваториальным, муссонным, резко-континентальным и умеренно-континентальным”. В данном случае, не исчерпав объема понятия “климат” суммой объемов его видов (отсутствует вид “континентальный”), переходят к подвидам (резко-континентальный, умеренно-континентальный); некоторый вид ставится в один ряд с его родом, нельзя вычленять подвиды, не обозначив в объеме рода видовые понятия.

Классификация

Особой разновидностью деления является классификация. Специфика классификации состоит в устойчивом характере деления и строгой определенности и постоянстве места каждого предмета мысли в определенном родовидовом отношении.

Различают естественную (родовидовую) классификацию и вспомогательную (искусственную). В случае естественной классификации предметы распределяются по группам (классам, множествам) на основе их существенных признаков. Такая классификация отражает реальные различия между предметами, позволяет судить о свойствах предмета (действовать с предметом) на основании места предмета в классификации. Классический пример - периодическая система элементов Д. Менделеева. Порядок возрастания атомного веса химических элементов, отраженный в классификации, вскрыл не только некоторые закономерности в их свойствах, но и предсказал существование неизвестных элементов.

Биологические классификации, классификации климатических зон, рельефов, классификация людей по группам крови, социальному статусу и т.д. – примеры естественной классификации.

Вспомогательная классификация распределяет предметы на основании их несущественных признаков. Мы не можем достоверно судить в этом случае о свойствах предметов, но нам удобнее работать с предметами. Список учебной группы, алфавитный каталог в библиотеке и т.д. – примеры искусственной, вспомогательной классификации.

Различие между естественной и вспомогательной классификациями можно пояснить так: если мы узнаем, что фамилия студента, например, Однолько, мы можем, конечно, предположить, что он или, по крайней мере, один из его родителей – украинец; но если нам известно, что этот студент занял второе место в областных соревнованиях по каратэ, то мы можем судить о его свойствах, а значит, и выстраивать свои отношения с ним не наобум.

Виды определений

Если определяется предмет мысли, определение является реальным.Номинальное определение дает слово, вводит термин, обозначающий предмет мысли.

Реальное определение указывает признаки, которые выделяют класс предметов, мыслимых в определяемом понятии, из других предметов. Поскольку в реальном определении мыслится предмет, существующий в действительности, то оно может быть истинным или ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать действительности, например: “Стимул – остроконечная палка, которой погоняли животных”.

Номинальным является определение, которое не характеризует некоторый класс предметов, но взамен дает (вводит) некоторый термин (слово), смысл которого оговаривается. Например: “Стимулом называют побудительную причину, побуждение к действию”. Ясно – номинальное определение может быть понятным (удачным) и непонятным (неудачным), но не может быть истинным.

 

Явные и неявные определения

Явным по своей форме является определение, которое непосредственным образом (прямо) указывает, перечисляет признаки, выделяющие предмет (класс предметов) из других предметов (прочих классов предметов). Явное определение имеет в своей структуре две самостоятельные части: определяемое понятие и определяющее понятие, понятие, содержащее отличительные, существенные признаки определяемого понятия. В правильном явном определении объемы определяемого и определяющего понятия полностью совпадают (тождественны). Например: “Преамбула – вводная часть конституции, содержащая указания на обстоятельства, мотивы и цели издания данного акта”.

В неявном определении содержание определяемого понятия раскрывается посредством отношения определяемого понятия к другим понятиям, в которых определенный предмет проявляет свои существенные признаки, т.е. понятие в этом случае определяется не прямо, а косвенно, в контексте некоторого атрибутивного для него отношения. Поскольку контекст - необходимое условие для неявного определения, его часто называют контекстуальным.

Например: “Фетиш – неодушевленный предмет, наделенный сверхъестественной, магической силой, объект религиозного поклонения”. Существенные признаки данного предмета суть отношения к нему верующих людей, а не его собственные особенности, признаки. Лишь в контексте веры и магической практики он существует как фетиш. Он не то, чтобы сам по себе, а то, что он для верующего.

Различают родовидовое, генетическое, операциональное явное определение.

Родовидовые определения, которые часто называют определениями через род и видовые отличия. В процессе родовидового определения находится широкое по объему родовое понятие, в объем которого входит определяемое, а затем формируются видообразующие признаки, ограничивающие объем родового понятия до объема определяемого. Например: «Октет - музыкальное произведение для восьми исполнителей». Род - «музыкальное произведение», количество (восемь) исполнителей – дополнительный видовой признак определяемого понятия.

Форма родовидового понятия широко используется как в науке, так и в житейской практике и поэтому признается классической формой определения. Действительно, систематизирующие возможности родовидовой формы определения очевидны.

Генетическим называют определение, которое формулирует родовое понятие и специфицирует видовое понятие указанием на способ происхождения, образования или построения (конструирования) предмета мысли. Например: «Коррозия – разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с внешней средой»; «Сфера – поверхность, образованная в результате вращения окружности вокруг ее диаметра».

Операциональное определение объединяет предметы мысли в некоторый класс посредством указания каких-либо операций, способов, приемов и т.п. процедур, отличающих предмет мысли от других предметов.

Например: «Сутана – верхняя одежда католического духовенства, носимая вне богослужения». «Жидкость



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.136.121 (0.022 с.)