Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профиль «Гидробиология и ихтиология»
Квалификация (степень) выпускника Магистр
Форма обучения очная
Сыктывкар 2011 Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Биологии»
УТВЕРЖДЕНО На заседании УМК Института естественных наук «__7_» ____09____2011г. Протокол №1 Председатель УМК ___________________________ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дисциплины«Методические основы современного естествознания» Блок дисциплин М1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология» Институт естественных наук Форма обучения дневная Семестр 1 Всего учебных занятий – 144 часа В том числе: Аудиторных 30 часов, из них Лекций - 10 часов Лабораторных – 20 часов КСР – 6 часов Самостоятельных – 54 часов Итоговый контроль – экзамен
Сыктывкар 2011 1.1. Цель преподавания дисциплины В рамках курса «Методические основы современного естествознания» рассматривается широкий круг вопросов, касающихся современного естествознания, его роли в развитии цивилизации. Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить этот разнообразный материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение. 1.2. Задачи изучения дисциплины В задачи курса «Методические основы современного естествознания» входит: 1) рассмотрение применения современных принципов систематики рыб, 2) дать характеристику основным систематическим группам рыбообразных и рыб, 3) описать пути эволюции и направления филогенетических адаптации в пределах основных ветвей и отрядов рыб и рыбообразных, 4) рассмотреть основные зоогеографические закономерности распространения рыб. Основное внимание в процессе изучения курса отводится группам рыбообразных и рыб, входящих в фауну России и европейского северо-востока страны. Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов.
Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются на лабораторных занятиях. Место дисциплины в структуре ООП: Цикл М1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл (магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»). Читается на 1-м году магистратуры в семестре А обучения. В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области биологии, химии, физики, математики в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Желательно, чтобы студент, приступая к изучению данного курса, мог продемонстрировать следующие общие компетенции бакалавра биологии: ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-7. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению; ОК-2: способен к инновационной деятельности. В соответствии с видами деятельности: ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаменталь- ные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач. ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению. ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествозна- ния, место естественных наук в выработке научного мировоззрения. На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ. Объем дисциплины и виды учебной работы: Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 144 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 54 часа. Виды занятий: лекционные, лабораторные, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзамену.
1.3. Формы контроля Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на лабораторных занятиях, посвященной той или иной теме.
В итоговый устный экзамен включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса. Допуск к экзамену осуществляется по результатам посещения лекции, после сдачи отчетов о лабораторных работах. Структура обучения по дисциплине
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Гуманитарные науки и естествознание; естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос. Студент должен знать: различия между гуманитарной наукой и естествознанием; иметь представления о естественнонаучной и гуманитарной культурами, научном методе; знать историю естествознания; иметь представление о современном естествознании и тенденции его развития. Студент должен уметь: объяснить корпускулярную и континуальную концепции описания природы, порядок и беспорядок в природе, хаос. Студент должен владеть: представлениями о гуманитарных науках и естествознании; об естественнонаучной и гуманитарной культурах; научном методе; о тенденции развития современного естествознания; корпускулярной и континуальной концепции описания природы; порядоке и беспорядке в природе; хаосе.
Содержание темы. Гуманитарные науки и естествознание; естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с. 2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с. Дополнительная: 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с. 4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления материала темы. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с. 2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с. Дополнительная: 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с. 4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с. Лабораторная работа № 1. Гуманитарные науки и естествознание; естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания. Лабораторная работа № 2. Панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос. Тема 2. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Студент должен знать: структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Студент должен уметь: охарактеризовать структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.
Студент должен владеть представлениями о структурных уровнях организации материи; микро-, макро- и мегамирах; пространстве и времени; принципах относительности; принципах симметрии; законах сохранения; взаимодействия, близкодействия, дальнодействияе; состоянии; принципах суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Содержание темы. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с. 2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с. 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с. Дополнительная: 4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с. Лабораторная работа № 3. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности. Лабораторная работа № 4. Принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить особенности гуманитарной науки и естествознания; естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос.
Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с. 2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с. 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с. Дополнительная: 4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с. Тема 3. Динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ. Студент должен знать динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ. Студент должен уметь охарактеризовать динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.
Студент должен владеть понятиями одинамических и статистических закономерностях в природе; законах сохранения энергии в макроскопических процессах; представлениями о принципах возрастания энтропии; химических системах, энергетике химических процессов, реакционной способности веществ. Содержание темы. Динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ. Лабораторная работа № 5. Динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Лабораторная работа № 6. Принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с. 2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с. 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с. Дополнительная: 4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с. Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с. 2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с. 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с. Дополнительная: 4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с. Тема 4. Особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция. Студент должен знать особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов как основы организации и устойчивости биосферы; основы генетики и эволюционного учения. Студент должен уметь охарактеризовать биологические уровни организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов как основы организации и устойчивости биосферы. Студент должен владеть сведениями о биологических уровнях организации материи; принципах воспроизводства и развития живых систем; многообразии живых организмов; основах организации и устойчивости биосферы, генетики и эволюции. Содержание темы. Особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция. Лабораторная работа № 7. Особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем. Лабораторная работа № 8. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с. 2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с. 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с. Дополнительная: 4. Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с. 5. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ричлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. 335 с. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с. 2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с. 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с. Дополнительная: 4. Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с. 5. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ричлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. 335 с.
Тема 5. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Студент должен знать основы физиологии человека, здоровья, проявлений эмоции, творчества, работоспособности; биоэтики; биологии человека, учения о биосфере и ноосфере, космических циклах; теории необратимости времени; самоорганизации в живой и неживой природе; знать принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Студент должен уметь охарактеризовать представления о здоровье, эмоциях, творчестве, работоспособности; о биоэтике; человеке, биосфере и космических циклах; ноосфере; необратимости времени; самоорганизации в живой и неживой природе; о принципах универсального эволюционизма; о путях к единой культуре. Студент должен владеть представлениями о здоровье, эмоциях, творчестве, работоспособности; о биоэтике; человеке, биосфере и космических циклах; ноосфере; необратимости времени; самоорганизации в живой и неживой природе; о принципах универсального эволюционизма; о путях к единой культуре. Содержание темы. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Лабораторная работа № 9. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек. Лабораторная работа № 10. Биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с. 2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с. 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с. Дополнительная: 4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с. 5. Универсальная история: междисциплинарные подходы. Сборник статей. Сыктывкар, 2001. 211 с. 6. Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с. 7. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ричлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. 335 с. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов как основы организации и устойчивости биосферы; основы генетики и эволюционного учения. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с. 2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с. 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с. Дополнительная: 4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с. 5. Универсальная история: междисциплинарные подходы. Сборник статей. Сыктывкар, 2001. 211 с. 6. Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с. 7. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ричлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. 335 с. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.077 с.) |