![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработайте конспект урока–беседы для учащихся 5 класса по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
Тип урока – урок беседа, изучение нового материала. Цель – знакомство с видами изобразительного искусства и основами их образного языка
Урок: "Основы языка изображения"
Задачи: Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве. Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве ив жизни. Научить понимать специфику языков различных видов изобразительного искусства.
Зрительный ряд: Диапозитивы:
1. А. Матисс. Женское лицо; 2. П. Пикассо. Клоун; 3. К. Писсаро. Бульвар Капуцинов; 4. П. Клодт. Кобыла с жеребёнком; 5. П. Клодт. Скульптурная группа на Аничковом мосту; 6. А. Дейнека. Оборона Петрограда; 7. М. Сарьян. Пальма; 8. И. Грабарь. Февральская лазурь; 9. В. Мухина. Крестьянка; 10. В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле; 11. М. Куприянов. Рисунки; 12. М. Сарьян. Цветы; 13. А. Матисс. Натюрморт с бронзой; 14. А. Рылов. В голубом просторе. Детские работы. Карточки-задания.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! Всегда интересно узнать тайну искусства, тайну мастерства. У каждого художника, музыканта, поэта свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусства. Назовите известные Вам виды искусства.
Учащиеся: Изобразительное искусство; литература; театр.
Учитель: И у каждого искусства есть свои секреты, тайна, свой язык. На каком языке говорит музыка, из чего она состоит?
Учащиеся: Ноты, мелодия.
Учитель: Верно, а литература?
Учащиеся: Это – слово.
Учитель: А на каком языке говорит искусство балета?
Учащиеся: На языке жеста, движения, пластики.
Учитель: Верно. А давайте сейчас и мы с вами попробуем немного поговорить на языках этих искусств. Нужно рассказать о лебеде. Первому ряду это надо сделать на языке литературы, второму ряду на языке балета, а третьему ряду на языке рисунка. Подумайте. Итак, попробуем, кто начнет рассказывать?
Учащиеся: Лебедь белый, у него длинная шея.
Учитель: Все так, но ведь мы говорим на языке искусства. А язык этот могуч – может заставить и плакать, и смеяться. И нужно показать нам этого лебедя, чтобы мы представили, насколько он прекрасен.
Учащиеся: Прекрасный белый лебедь плывет по зеркальной глади озера. Он горделиво выгнул свою стройную шею. Но вот он поднял голову, широко взмахнул крыльями и полетел ввысь, к солнцу.
Учитель: Хорошо, спасибо! А кто попробует рассказать о лебеде языком балета? Второй ряд, кто попробует изобразить нам лебедя?
Учащиеся пытаются движениями изобразить лебедя.
Учитель: И посмотрите, пожалуйста, на доску. Третий ряд предложил свой вариант изображения лебедя на языке рисунка. Спасибо! Вот видите, ребята, каждое искусство, как и каждый народ, каждая нация имеет свой язык. Ведь когда мы приходили на балет, мы не ждали, что герои заговорят или запоют.
Учитель: А вот интересно, на каком языке разговаривают художники: живописцы, графики, скульпторы? Выйдите 4 человека к доске: Лена, Оксана, Игорь, Саша. Выберите материал для своей работы. Вам задание – нарисовать яблоко. Изобразительное искусство тоже имеет свой особый язык, который нужно знать, чтобы понять, что хотели показать художники в своем произведении. Два вопроса можно задать по отношению к любому произведению: “Что?” и “Как?” У наших художников на вопрос “Что?” ответ один. А вот на вопрос “Как?”, каким языком, средствами художественной выразительности он пользуется, мы попробуем ответить. Итак, Лена у нас рисовала карандашом. При помощи какого языка она показала нам яблоко?
Учащиеся: При помощи линий.
Учитель: Да, верно, Лена говорит с нами на языке линии. А Игорь?
Учащиеся: У Игоря была пастель, и он сделал цветом.
Учитель: У него множество цвета или одно цветное пятно?
Учащиеся: Цветное пятно.
Учитель: И язык, на котором разговаривал Игорь, это пятно. У Саши был уголь, каким средством художественной выразительности он пользовался?
Учащиеся: У него тоже пятно и ещё штрихи.
Учитель: Верно, у него в рисунке и пятно, и штрихи – языки графики. А у Оксаны?
Учащиеся: У неё много красок, цвета.
Учитель: Оказывается, художник пользуется различными средствами художественной выразительности, говорит на различных языках для передачи своей идеи. Мы с вами познакомились с четырьмя языками ИЗО. Давайте же посмотрим, как ими пользуются художники, и какие есть у художников ещё тайные средства?
Посмотрите на эту работу, на каком языке говорит с нами художник? (А. Матисс Женское лицо).
Учащиеся: На языке линии.
Учитель: И что же ещё поразило в этом лице?
Учащиеся: Разлет бровей, овал лица, глаза, изящная линия шеи.
Учитель: А как вы думаете, нужен здесь цвет?
Учащиеся: Нет. Художник сумел одной линией передать прелесть этой девушки.
Учитель: Каков характер линии в этой работе?
Учащиеся: Она плавная, спокойная.
Учитель: А в этой работе? (П. Пикассо "Клоун")
Учащиеся: Здесь линия живая, озорная, веселая.
Учитель: Верно, совсем иная линия и совсем другой характер изображения. Большие возможности таит линия, а зачем художники используют пятно? (К.Писсаро "Бульвар Капуцинов")
Учащиеся: Чтобы передать что-то обобщенно, силуэтом.
Учитель: Посмотрите на эти две скульптурные работы. Что изобразил художник? (П.Клод Скульптурная группа на Аничковом мосту, Кобыла с жеребенком).
Учащиеся: Изображены лошади. Но как? – первая работа изображает противоборство вставшего на дыбы, рвущегося из узды коня и сильного молодого человека. И объем, художник трактует динамично, взволнованно. Совсем иначе передан объём во второй работе. Каков же его характер здесь?
Учащиеся: Он мягкий, нежный, плавный.
Учитель: Да, у объёма – языка скульптуры тоже есть свой характер: он то, бурный, взволнованный, то озорной, веселый, то нежный, то грустный. А, что такое ритм?
Учащиеся: Это чередование элементов, повтор.
Учитель: Приведите примеры ритма, существующие в природе.
Учащиеся: Это биение сердца, смена дня и ночи, смена времен года.
Учитель: Правильно, но оказывается ритм это ещё один секрет, которым пользуются художники. (А.Дейнека Оборона Петрограда.) Посмотрите на эту работу и сравните ритм верхней её части и нижней. Какие они и для чего художник применяет их?
Учащиеся: Внизу четко видно, стройно идут колоны бойцов. Ритм людей, ритм шагов, ритм штыков, строгий, чеканный. Художник показывает нам решимость этого строя, передает движение. А в верхней части картины художник показывает усталость, боль людей, двигающихся с фронта и ритм такой же – надломленный, усталый.
Учитель: И ещё один секрет. (М.Сарьян Пальма; Грабарь Февральская лазурь.) Перед нами два живописных произведения. Художники-авторы этих работ разговаривают с нами языком цвета. Почему они взялись за краски, что их заинтересовало, поразило? Им, наверное, было интересно настроение, состояние природы. И они выразили свои чувства при помощи цвета. Какой же цвет в первой картине – Сарьяна?
Учащиеся: Это жаркие, знойные цвета.
Учитель: Правильно сочетание цветов – колорит здесь хорошо передает накаленный песок, застывший жаркий воздух, палящее солнце. Теплый, жаркий колорит. А в картине Грабаря?
Учащиеся: Здесь совсем иное настроение. Цвета переливаются холодными оттенками, как в ракушке. Замечательно передает художник морозный зимний день, холодный колорит картины поражает искрящимся снегом, веселыми солнечными зайчиками.
Учитель: Оказывается, и у цвета – языка живописи тоже имеется свой характер, свое настроение. Мы сейчас узнали 5 основных средств художественной выразительности – 5 языков изобразительного искусства. Какие это средства?
Учащиеся: Линия, пятно, ритм, цвет, объём.
Учитель: Как мы из букв составляем слова, так и художник в произведении с помощью этих средств рассказывает о своих чувствах. Но редко, когда художник применяет одно из средств художественной выразительности, чаще они выступают вместе. Вот это и предстоит вам выяснить. Каждый сейчас получит репродукции произведений искусства. Посмотрите и ответьте на вопрос: что и как изображает художник. Какими средствами он пользуется для передачи идеи в своём произведении (индивидуальная работа по репродукциям). К следующему уроку посмотрите репродукции с картин художников, как они используют средства художественной выразительности в своих произведениях.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.4 (0.021 с.) |