Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. С. Тургенев и натуральная школа 1840-х гг. «записки охотника». Новаторский характер произведений, его оценка в критике и литературоведении
Натуральная школа как явление характерно для русской литературы начиная с 40х годов 19 века. Термин впервые был употреблен в 1846 году Булгариным. Образовалась на основе русского реализма. Теоретически обосновал школу Белинский в обзоре "Взгляд на рус.литру 1847 года". Натуральность стремления к действительности, к жизни, как она есть. Эстетическая программа школы: обращение к русской действительности, интерес ко всему национальному, литература-проводник общественных интересов, господство отрицательного направления, обнажение жизненных противоречий. Конфликты: идеологический (сталкивается 2 перс. с разными взглядами на мир, имеющими отношение к современности) – "Обыкновенная история", "Кто виноват"; ретроспективное исследование сложившихся аномалий: поступки героев обусловлены обстоятельствами их прежней жизни («КВ»); превращение – коренное изменение образа мыслей, мироощущения персонажа, внешне практически не мотивированное, обычно от романтической мечтательности к прагматизму («ОИ»). Типичные герои – обычные люди, "маленький человек". Стилевые черты: сухое, бесстрастное описание чередуется с чувственностью и сучувствием. Основной жанр – физиологический очерк. · Внимание к быту и повседневности; · Система художественных конфликтов; · Способствовала демократизации русской литературы. Писатели, творившие в рамках НШ: Герцен, Гончаров, Достоевский, Некрасов. Обостренное влияние к простому человеку роднит с НШ и Тургенева (1818-83). Он, вслед за Гоголем в "Записках охотника" нарисовал типы провинциальной России: помещиков-степняков, одаренных, смышленых крестьян. Но у Т. мужики предстали как "живые души", подлинная опора нации, противопоставленная миру господ. Тургенев использует жанр физ.очерка для создания образов крестьян и провинциальных помещиков, и в этом пошел дальше НШ. В 1852-53 гг, находясь на положении политического ссыльного в Спасском-Лутовинове, Т., напрягая все силы, бьется над выработкой новой творческой манеры. «Старая манера», как он рассказывает в эти дни в письмах, его теперь не удовлетворяет; новая – никак не дается. Весьма характерен краткий перечень важнейших принципов вырабатываемой новой тургеневской манеры – простота, спокойствие, ясность линий. Выходит, что «старой манере» недоставало, по оценке самого Тургенева, этих качеств. Трудно согласиться, однако, с тем, что «Записки охотника» отличаются некоей "непростотой", "неспокойствием" и "неясностью" – подобных ощущений они не вызывают у современного читателя, не делала им данного рода упреков и критика середины 19 в.
Упреки, разумеется, были, но не в «неясности» – пожалуй, всего интереснее наполненный глубоким смыслом упрек (если это считать упреком) Анненкова – замечание о присущем манере «Записок охотника» наслаждении самим собой (т. е. своим авторством). Сюжетная крупнообъемная проза, основанная на художественном вымысле, несомненно, далась Тургеневу в 50е годы нелегко – как известно, роман «Два поколения», над которым он и работал в Спасском-Лутовинове, так и остался незавершенным. Первый роман «получился» лишь потом, в середине 50х («Рудин»). При этом цитированную реплику критика вряд ли следует истолковывать как призыв к очеркизму: Белинский знал, что Тургенев не только автор короткой прозы в духе физиологических очерков, но и поэт, не раз высоко оценивая его «рассказы в стихах». Именно «поэтический» склад натуры Тургенева затруднял ему переход к романному творчеству. Весьма сложно суметь перестроить органически присущее, природой данное поэтическое (т. е. субъективно-ассоциативное) мировидение на мировидение прозаика (по типу своему едва ли не противоположное, поскольку оно предполагает объективный анализ окружающей действительности, а не созерцание движений собственной души). Стихотворения в прозе Тургенева – глубоко личные произведения. В них высказалось самое сокровенное – то, что пережито, передумано и перечувствовано. Первые читатели стихотворений сразу уловили «личное» в них и откликнулись. По сути, стихотворения в прозе – это взгляд человека на своё прошлое в конце пути. «Записки охотника» представляют собой цикл, состоящий из 25 небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы, объединенные одним рассказчиком – охотником, который, путешествуя, имеет возможность наблюдать за жизнью России с разных сторон. Рассказчик не дает окончательных оценок, некоторые судьбы выглядят незавершенными. Тематически очерки можно объединить вокруг двух тем: дворянства и крестьянства.
«ЗО» – поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» – жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Основные художественные особенности «ЗО» - нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно - документальная основа всего цикла и отдельных рассказов – встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника - географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний - беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов – результат встреч Тургенева с реальными людьми – охотниками, крестьянами, помещиками - весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя - большинство произведений – социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков Даля и Григоровича. Главное открытие Тургенева в «ЗО» – душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал, как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым (это хорошо видно в сопоставлении героев «ЗО» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах»). Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя – два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником. Белинский («Взгляд на русскую лит-ру»): Белинский обратил внимание на то, что впервые в "ЗО" Тургенев изобразил человека из народа, крепостного крестьянина, как равного дворянину. «Автор знакомит своих читателей с разными сторонами провинциального быта, с людьми фазных состояний и званий. Не все его рассказы одинакового достоинства: одни лучше, другие слабее, но между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен. Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев написал еще хоть целые томы таких рассказов».
«Не можем не упомянуть о необыкновенном мастерстве г. Тургенева изображать картины русской природы. Он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу». Чернышевский: "После ваших "ЗО" ни одна книга не производила такого восторга. В настоящее время русская литература, кроме вас и Некрасова, не имеет никого. Это каждый порядочный человек говорит, смею вас уверить". (Чернышевский Тургеневу, кон.апреля-май 1857) "Кто поднимает оружие против автора "Записок охотника", "Муму", "Рудина", "Двух приятелей", "Постоялого двора", тот лично оскорбляет каждого порядочного человека в России. Вы не какой-нибудь Островский или Толстой, – вы наша честь." (Чернышевский Тургеневу, 7 января 1857) Салтыков-Щедрин: "что сделал Тургенев для русского народа: несомненно, сделал очень многое и посредственно, и непосредственно. Посредственно – всею совокупностью своей литературной деятельности, которая значительно повысила нравственный и умственный уровень русской интеллигенции; непосредственно – "ЗО", которые положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды ". (статья-некролог "Тургенев", "Отечественные записки", 1883 г., № 10) Короленко: "ЗО" – одна из учительных книг, а Тургенев – один из великих писателей наших, умевших спускаться в самые недра обыденности и затем поднимать ее за собою. Для вас "ЗО" – уже давнее прошлое, и вы только любуетесь в них художественными образами. Для нас, людей моего поколения, – это было живой действительностью. Тургенев писал свои "Записки" еще при крепостном праве, а я учился в гимназии после его отмены, но жизнь была еще полна его пережитками, и люди того времени были для нас живыми его свидетелями." (Короленко, речь на столетнюю годовщину со дня рождения Тургенева, 1918) Калинин: В "ЗО" представлены крепостные со всеми человеческими переживаниями, присущими и так называемым "культурным" людям. В крепостном крестьянине Тургенев показал человека, который так же, как и все люди, достоин иметь человеческие права. Правда, об этих правах писатель не говорил, но они напрашивались сами собою, они возбуждали мысль у читателя, что, разумеется, в тогдашних условиях производило политическое действие: вызывало негодование крепостников, ободряло и укрепляло прогрессивные силы".
Бялый: характерно, что, сетуя на отсутствие среди персонажей "ЗО" прямых носителей протеста, Горький подчеркивал вместе с тем зависимость самого факта появления книги Тургенева от борьбы крестьянства за свое освобождение; он говорил о том, что русский крестьянин беспрерывными бунтами заставил обратить на себя внимание литературы. Это замечание Горького открывает перед исследователями книги Тургенева широкую и ясную перспективу, подчеркивая прочную связь "ЗО" с исторической жизнью русского народа. («Тургенев и реализм», 1962) Лебедев («ЗО»): «Наблюдения над характерами Хоря и Калиныча у Тургенева не самоцель: "мыслью народной" выверяется здесь жизнеспособность или никчемность "верхов". От Хоря и Калиныча эта мысль устремляется к русскому человеку, к русской государственности. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо – то ему и нравится, что разумно – того ему и подавай. А далее Тургенев выводит своих героев к природе: от Хоря и Калиныча – к Лесу и Степи. В "ЗО" сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая – с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к этим двум полюсам – "мертвому" или "живому". В "ЗО" Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от "ЗО" идут не только к "Запискам из Мертвого дома" Достоевского, "Губернским очеркам" Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу "Войны и мира" Толстого.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.019 с.) |