Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роман И. А. Гончарова «обломов» в Русской критике и современном литературоведении
В 1859 году выходит роман «Обломов», вызвавший множество самых разных мнений и оценок. Значительное явление в истории критического осмысления романа – статья Добролюбова «Что такое обломовщина?». В своем понимании таланта Гончарова Добролюбов исходил из наблюдений, сделанных Белинским. «Г-н Гончаров рисует свои фигуры, характеры, сцены прежде всего для того, чтобы удовлетворить свои потребности рисовать, говорить и судить, и извлекать из них нравственные следствия ему надо предоставить своим читателям». Развивая точку зрения Белинского, Добролюбов подметил три характерных признака писательской манеры Гончарова: 1. Гончаров доверяет читателю и не дает от себя никаких готовых выводов: он изображает жизнь такою, какой ее видит как художник, и не пускается в отвлеченную философию и нравоучения. 2. Умение создавать полный образ предмета. Писатель «вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления". Гончаровский стиль характеризуется чрезвычайным обилием бытописи, вниманием художника к мелочам повседневного обихода. 3. Своеобразное неторопливое повествование, стремящееся к максимально возможной объективности, к полноте непосредственного изображения жизни. Анализируя содержание романа, Добролюбов отмечает, что в романе «отразилась русская жизнь, предстает перед нами живой русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью», «сказалось новое слово нашего общественного развития», слово это – обломовщина. Оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо больше общественного значения, нежели сколько имеют его все обличительные повести. Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе, но прежде оно не выставлялось так просто и естественно, как в романе Гончарова. И причиной такого образа жизни, миропонимания русских людей считает Добролюбов жестокую крепостническую систему, широко процветавшую в нашем государстве. Следует заметить, что Добролюбова интересует «обломовщина» как социальное явление, и поэтому в анализе романа происходит смещение акцентов с эстетических на социальные и социально-исторические моменты. Отвечая на вопрос, поставленный в названии статьи, критик дает отчетливое объяснение социальной психологии героя – Обломов понят прежде всего как барин. Барское в герое рассматривается как результат воздействия на человека особых условий жизни. Возможность Ильи Ильича жить за счет других, подчеркивал критик, оборачивается его собственным «рабством», такой герой бездеятелен и беспомощен.
Принципиально иной взгляд на роман Гончарова «Обломов» изложен в работе критика эстетического направления Дружинина «Обломов, роман г. Гончарова». Как и Добролюбов, Дружинин отмечает, что многое в Илье Ильиче действительно объясняется его зависимостью от обломовщины. Но Дружинин рассматривает обломовщину в национальном аспекте и видит в ней и «злую и противную сторону» и «поэзию и комическую грацию». Критик видит заслугу романиста в том, что «он крепко сцепил корни обломовщины с почвой народной жизни и поэзии – проявил нам ее мирные и незлобивые стороны, не скрыв ни одного из ее недостатков». Дружинин: «Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей». Писарев в статье «Обломов» говорит об Илье Ильиче Обломове как о человеке переходной эпохи. Такие герои «стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской и не могут шагнуть решительно из одной в другую». Вопрос о национальных началах русской жизни в романе «Обломов» был поставлен в работе представителя органической критики Григорьева. По его мнению, у Гончарова «отношение к почве, к жизни, к вопросам жизни стоит на первом плане. Бедная обиженная Обломовка заговорит в вас самих, если только вы живой человек, органический продукт почвы и народности». Белинский: «Главная сила таланта г. Гончарова – всегда в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; он неожиданно впадает в поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств». Лощиц: «Бытовое непротивленчество Обломова причудливо, но вполне узнаваемо отразится в русской действительности второй половины прошлого века – мы имеем в виду прежде всего толстовскую теорию и практику непротивления злу насилием. Обломов умирает, но “проблема Обломова” удивительно живуча. Обломовская мечта о “полном”, “целом” человеке ранит, тревожит, требует ответа. Проблема Обломова остросовременна. Неполнота и несовершенство человека в этой проблеме обескураживающе наглядны».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.153.176 (0.008 с.) |