Психогенетические исследования неспособности к обучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогенетические исследования неспособности к обучению



Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (чтения, правописания, математики, общения). В рамках широкого синдрома расстройства обучения понятием специфической НО описывается круг детей, которые обнаруживают академическую отсталость в определенной сфере, несмотря на сохранный интеллект. Эта специфическая неуспеваемость не может быть объяснена повреждениями слухового, зрительного или моторного аппарата, умственной отсталостью, эмоциональным расстройством, а также культурной или социальной депривацией.

Одной из форм неспособности к обучению является дислексия, которая включает в себя специфическую неспособность к чтению (СНЧ)

Психогенетические исследования СНЧ

В 1980г. были опубликованы результаты одного из самых больших семейных исследований СНЧ: выборка состояла из 116 пробандов (89 из них — мужского пола) и их 319 родственников. Было установлено, что 47% отцов и братьев пробандов и только 38% матерей и сестер испытывали трудности с чтением. Автор подсчитал сегрегационные отношения для нескольких менделевских моделей и предположил, что Д наследуется по аутосомно-доминантному типу с половой модификацией степени выраженности.

Результаты недавних близнецовых исследований также подтверждают гипотезу о генетической передаче данного признака. Одни исследователи оценили наследуемость СНЧ как равную 30%. Другие, используя тестовую батарею, с помощью которой измеряется широкий спектр показателей, характеризующих процессы чтения, нашли, что конкордантность МЗ близнецов по суммарному показателю этой батареи составила 67% по сравнению с 30% у ДЗ. Самые высокие показатели наследуемости (>70%) получены для правописания и способности различать фонемы.

Таким образом, исследования показали, что дислексия — признак, передающийся по наследству, и что частично развитие и проявление дислексии может быть объяснено генетическими влияниями.

 

Генетические исследования шизофрении

Шизофрения - одно из распространенных психических заболеваний, характеризующееся нарушениями процессов мышления, восприятия, эмоциональной и волевой сферы.

Встречаемость шизофрении среди населения составляет около 1%. Среди родственников больных шизофренией частота заболевания выше, чем в популяции. Риск заболевания повышается с увеличением степени родства. Для МЗ близнецов он составляет около 50%. Это говорит о существовании наследственного компонента болезни.

До настоящего времени не имеется единой модели генетической передачи шизофрении. Большинство исследователей считают, что в основе наследования шизофрении может лежать мультифакториальная полигенная пороговая модель с возможными эффектами эпистаза.

 

 

Вопросы к зачету

 

1. Развитие психогенетики в России.

2. Место психогенетики в психологии и ее задачи.

3. Проблемы индивидуальности в психогенетике.

4. Ф.Гальтон и значение его работ для развития психогенетики.

5. Понятие генотипа и его норма реакции.

6. Роль факторов изменчивости и наследственности в формировании индивидуальных различий психики человека.

7. Основные методы психогенетики: генеалогический, близнецовый, популяционный.

8. Особенности гибридологического метода Г. Менделя и его 1 закон.

9. 2 и 3 законы Г.Менделя и их отличия.

10. Генетические аномалии и психические расстройства.

11. Психические расстройства, связанные с хромосомными аберрациями.

12. Что такое мутации. Типы мутаций.

13. Генотип и популяция.

14. Генотип-средовые эффекты: 3 класса явлений.

15. Генетика умственной отсталости: Синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Трипло-Х.

16. Влияние наследственности и средовых факторов на продолжительность жизни человека.

17. Интеллект как предмет психогенетики.

18. Тесты интеллекта и их использование.

19. Вклад генетических и средовых факторов в проявлении межиндивидуальных различий интеллекта.

20. Факторы, влияющие на наследование и проявление одаренности и гениальности. В норме и патологии.

21. Наследственные и средовые причины интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости).

22. Сенсорное восприятие и генотип.

23. Темперамент как динамическая характеристика поведения.

24. Генотип-средовые исследования темперамента у детей.

25. Характеристика темперамента у взрослого человека.

26. Психогенетика движений.

27. Исследование индивидуальных особенностей психики человека по показателям электроэнцефалограммы.

28. Методы вызванных потенциалов (ВП) в изучении межиндивидуальных различий психики.

29. Наследственность и среда. Генотип и фенотип.

Литература по курсу

 

1. Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. Проблемы и подходы. Т.З. Эволюция человека, генетика поведения, практические аспекты. М.,1990.

2. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./Под ред. Равич — Щербо И.В. М.,1988.

3. Психогенетика. Учебник./Равич - Щербо И.В., Милютина Т.М., Григоренко Е.Л. М.: Аспект- пресс, 1999 - 447с.

4. Бочков Н.П, Клиническая генетика. – М.,1997.

5. Генетика психических болезней. Под ред. В.П. Эфроимсона. – М.,1970.

6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.,1997.

7. Канаев И.И. Близнецы. М.,1959.

8. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.,1987.

9. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

10. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998.

11. Мастюкова Е.М.. Московкина А.Г. Основы генетики. Клиннико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.:Владос, 2005.

12. Мутовин Г.Р. Основы клинической генетики. – М.,1997.

13. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.,1976.

14. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов-на Дону,1997.

15. Тимирязев К.А. Френсис Гальтон. Соч. Т.8. М.:1939.

16. Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии.- М.,1980.

17. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы и исследования. М.: Томск,1997.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.2.87 (0.011 с.)