Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание неомифологических миров
Клайв Стейплз Льюис пишет апологетические произведения не только в виде богословско-философских трактатов, таких как «Просто христианство», «Страдание» и других. Апологетическими являются и его неомифологические произведения – «Хроники Нарнии», «Космическая трилогия» и «Пока мы лиц не обрели», так как языком мифов и образов он доносит евангельские истины. Перед автором не стоит цели проанализировать нарратив. Задача – выявить, каким образом автор реализует защиту веры и миссионерство. Разумеется, каждое произведение имеет свою специфику, но можно выделить несколько тезисов, общих для всех произведений. 1) Сходство между христианством и фантазией – не случайно. Всё отражает небесные истины, и мысленные образы не в меньшей степени. «Миф – не вымысел. Он является наилучшим способом выхода в метафизическое пространство. Миф – это всеобъемлющая структура, которая позволяет Божественному вторжению осуществиться»[171]. 2) В каждом произведении автор создает новую мифологическую систему, на самых разных уровнях вводит мифологемы, мифологические мотивы и персонажей. Автор пытается разными образами донести одни и те же истины. Различны не только образы, но и картины мира в каждом произведении, о которых подробнее будет сказано ниже. 3) Чтение сказки или мифа (Льюис не разделяет эти понятия, как это принято в религиоведении) «высвобождает архетипы, которые хранятся в коллективном бессознательном, и, когда мы читаем хорошую сказку, мы следуем принципу «Познай себя»[172], и здесь автор согласен с Юнгом. 4) Следует еще раз подчеркнуть важность для Льюиса мысли о том, что божественные истины лучше всего транслируются человеку в образах, чем в логических рассуждениях, что идею Бога вообще сложно передать человеческими понятиями. «Он понял, что логичный спор, вообще – философское мышление могут только намекнуть, но не выразить, и признал, что ближе всего мы подходим к Богу через стихи, миф, символ»[173]. 5) Использование мифов и образов помогает автору не говорить о христианской вере напрямую, то есть не вступать в конфронтацию с читателем, исповедующим другое мировоззрение. «Он использовал литературные средства и жанры, редко встречающиеся в области христианской апологетики: поэтический язык, символизм, миф, научная фантастика, романы, художественная переписка»[174] (перевод – М.В.)[175]. Идя «кружным путем», Льюис не пытается переспорить читателя в каких-то отдельных моментах с помощью логических аргументов. Он пытается дать читателю эстетический опыт, опыт нравственного выбора, в чем-то даже мистический опыт, транслировать читателю определенный образ мышления, которому соответствуют христианские истины. Льюис художественными методами передает евангельскую весть воображению, эстетическому и нравственному чувству читателя, тем самым мотивируя и разум работать в нужном автору направлении. «Льюис понимал, что добро и зло, опасность, страдание, радость — всё воспринимается более отчетливо, если «окунуть их в сюжет»[176].
6) С таким подходом кореллирует мысль, высказанная им в письме священнику Джованни Калабриа, впоследствии ставшего католическим святым. Льюис пишет, что прежде чем проводить непосредственно евангелизацию, следует сначала сделать людей хорошими язычниками, то есть хотя бы познакомить их с естественным нравственным законом. «Релятивизм – враг морали, и его мы должны победить прежде, чем отправимся в поход против атеизма»[177]. Эту задачу выполняют и его неомифологические произведения. Следует заметить, что в каждом из трех его неомифологических произведений конструирование мифологической картины или модели мира происходит по-разному. «Хроники Нарнии» - создание волшебного мира, концептуально почти не связанного с нашим земным миром, «Космическая трилогия» - введение нашей земной реальности в систему мифа вселенского масштаба, «Пока мы лиц не обрели» - пересказ древнего апулеевского мифа об Амуре и Психее в контексте реальности, ожидающей Воплощения Иисуса Христа. Обращаясь к художественным произведениям необходимо учитывать, что «…обращение Льюиса к мифу следует рассматривать не как отказ от его более раннего способа аргументации или размышления, а как попытку выйти за его рамки, предлагая своим читателям не знание о Боге, но «вкус Божественной реальности»[178] (перевод – М. В.)[179]
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.005 с.) |