Обратная дедукция как разновидность индуктивного умозаключения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обратная дедукция как разновидность индуктивного умозаключения



 

Одним из видов индуктивных заключений является обратная дедукция: высказывания В1, В2,…Вn подтверждают высказывание А, если из А следуют высказывания В1, В2,…Вn, А непротиворечиво, а высказывания В1, В2,…Вn не являются тождественно-истинными. Схема этого рассуждения такова:

В1, В2,…Вn ||¾А, если и только если А|¾ В1Ù В2Ù…ÙВn и |≠ ØА, |≠ В1 Ù В2Ù… Ù Вn (n³1).

Например: Если студент успешно сдал экзамен, значит, он посещает занятия, читает учебник, делает домашние задания, правильно ответил на вопросы теста. Тот факт, что студент посещал занятия, читал учебник, делал домашние задания, правильно ответил на вопросы теста, подтверждает, что он успешно сдал экзамен.

Для того чтобы степень правдоподобия индуктивного вывода в случае использования обратной дедукции была выше, необходимо выполнять определенные методологические требования.

Во-первых, следует стремиться отыскать как можно больше разнообразных следствий, так как именно они, в отличие от одинаковых, в большей степени подтверждают высказывание. Например, для того чтобы подтвердить историческое возрастание темпов развития производительных сил, следует рассмотреть примеры, подтверждающие этот факт, как в капиталистической, так и в первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной формациях.

Во-вторых, следует отыскивать наиболее сильные следствия, которые подтверждают высказывание в большей степени, чем более слабые. Более сильным следствием по сравнению с С является следствие В, в случае, если из А следует В, из А следует С, из В следует С, но из С не следует В.

Например, если студент не заведет с вечера будильник (А), он утром проснется поздно (В). Если студент не заведет с вечера будильник (А), он опоздает на лекцию (С). Если студент утром проснется поздно (В), он опоздает на лекцию (С). Но из того, что он опоздает на лекцию (С), не следует, что он проснется поздно (В), а может следовать, что он не запишет материал полностью либо что его из-за опоздания вообще не пустят на эту лекцию.

Наконец, следует стремиться к поиску нестандартных следствий. Если из А следует В и В без А малоправдоподобно, а вместе с А весьма правдоподобно, то А при наличии В весьма правдоподобно.

Например, если в квартире живут брат и сестра (А), то остававшуюся с вечера в коробке последнюю конфету утром съел один из них (В). Утверждение В малоправдоподобно, если в этой квартире живут не только брат с сестрой, но и еще кто-то, например, ребенок сестры, но весьма правдоподобно в случае, если в квартире живет только два человека. В свою очередь, если остававшуюся с вечера в коробке последнюю конфету утром съел брат либо сестра, весьма правдоподобно, что в квартире живет только два человека.

 

Упражнение 1.

Можно ли получить данные заключения при помощи полной индукции?

1.Все известные логике способы рассуждения осуществимы на любом языке.

2. Все присутствующие на заседании кафедры имели ученую степень по математике.

3. Ни один преподаватель нашего института не является лауреатом Нобелевской премии.

4. Любые трудности можно преодолеть.

5. Все падежи русского языка выражают грамматические отношения между словами.

6. Ни одна кошка не ест сладкого.

7. Все кандидаты наук имеют высшее образование.

 

Упражнение 2.

При помощи какого метода формулируется вывод?

 

1. «До 1925 года статистика исчисляла развитие промышленно­сти примерно так же, как это делают по сей день в большинстве стран: данные о производстве продукции в натуре за предше­ствующий год сравниваются с теми же сведениями за год после­дующий. Но видов продукции много - сейчас их у нас в стране около 24 миллионов. Ясно, что в разумный срок немыслимо сли­чить выпуск их всех. Для сравнения берут лишь малую их часть, но непременно такие, которые удовлетворительно характеризуют общий темп развития индустрии. В этом смысле отличный, прямо-таки восхитительный измеритель - производство электромото­ров в штуках и в суммарной мощности. Коль скоро это основной тип двигателя в промышленности, смело можно предположить: выпуск техники для индустрии не увеличится в большей степе­ни, чем приросло производство моторов. Обычно достаточно взять несколько десятков, в крайнем случае, несколько сотен подобных ключевых продуктов, чтобы давно известными статистическими методами вывести общий темп развития промышленности»[50].

2. «Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретен­ных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы. Так, например, считать, что Каллию при такой-то бо­лезни помогло такое-то средство и оно же помогло Сократу и также в отдельности многим, - это дело опыта, а определить, что­ это средство при такой-то болезни помогает всем таким-то и та­ким-то людям одного какого-то склада (например, всем вялым или желчным при сильной лихорадке), - это дело искусства»[51].

 

Упражнение 3.

Установите, в каких случаях вывод более вероятен, и почему:

 

1. В 1950, 1962, 1973, 1975, 1999 на факультете статистики обучалось больше юношей, чем девушек. Значит, на факультете статистики всегда обучалось больше юношей, чем девушек.

В 1950, 1956, 1962, 1967, 1974, 1980 годах на факультете статистики обучалось больше юношей, чем девушек. Значит, на факультете статистики всегда обучалось больше юношей, чем девушек.

2. Имеется три подозреваемых: Иванов, Петров, Сидоров. Иванов не совершал этого преступления, как и Сидоров. Следовательно, Петров тоже не совершал этого преступления.

Имеется три подозреваемых: Иванов, Петров, Сидоров. Иванов не совершал этого преступления, как и Сидоров, так как они были на работе, Петрова во время совершения преступления видели в кафе. Следовательно, Петров тоже не совершал этого преступления.

3. Холера, черная оспа, бруцеллез имеют инкубационный период. Эти заболевания являются инфекционными. Следовательно, все инфекционные заболевания имеют инкубационный период.

                Холера, грипп, скарлатина, корь, черная оспа, чума, желтуха, бруцеллез имеют инкубационный период. Эти заболевания являются инфекционными. Следовательно, все инфекционные заболевания имеют инкубационный период

4. У больного был кашель, насморк, головная боль. Врач поставил диагноз – грипп.

У больного был кашель, насморк, высокая температура, боли в мышцах спины, головная боль. Врач поставил диагноз – грипп.

 

 

§ 3. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ

 

Один из видов научной индукции составляют методы установления причинных связей между явлениями. В ка­честве научной методологии здесь выступают положения принципа при­чинности. Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщие и существенные формы и универсальные связи бытия. Причинность раскрывает момент взаимообусловленности и взаимосвязи вещей и явлений.

Категории «причи­на» и «следствие» раскрывают внутренний механизм детерминации, взаимообусловленности явлений. Как практический опыт повседневных наблюдений, так и опыт научных исследований показы­вают, что во многих случаях удается обнаружить источник, начало про­исходящих в мире процессов и изменений, то есть конкретное явление, со­бытие. Причина – это явление, которое при определенных условиях порождает другое явление, называемое следствием. Данное обстоятельство указывает на гене­тический характер причинно-следственных связей, иначе говоря, два явления связаны между собой как причина и следствие, если одно из них неизбежно порождает следствие как новое  явление, возникшее на основе старого явления. Например, появление жизни на Земле - это качественно новый уровень бытия, подготовленный всем ходом эволюции физико-химического уровня раз­вития материального мира.

Принцип причинности выражает идею о том, что причинно-следственные связи являются объективными, не зависящими исключительно от желаний субъекта. Он также формулирует идею о том, что возникно­вение явлений из ничего, без всяких на то оснований, вне своего источника невозможно - беспричин­ных явлений не существует, каждое событие, явление, любое измене­ние возникает в силу действия конкретной определенной причины или их совокупности. Этот принцип утверждает невозможность существования абсолют­но изолированных и не связанных друг с другом в пространстве и во времени, не взаимодействующих предметов и процессов. Он постулирует необходимость причинно-следственной связи, поскольку определенная причина в соответствующих условиях вызывает определенное следствие. Наконец, он определяет направленность причинно-следственных связей: следствие не может появиться раньше причины, последняя предшествует ему. В этом состоит важное методологическое и ми­ровоззренческое значение знания и понимания принципа причинно-­следственной связи явлений.

В случае установления причинных связей между явлениями как методе неполной научной индукции под причиной понимают только то обстоятельство, добавление которого к имеющимся обстоятельствам вызывает следствие – некое явление, событие, возникновение нового свойства у предмета и т.д. Поэтому при совершении этой операции выявляются только наиболее простые причинно-следственные связи.

Среди методов установления причинных связей между явлениями выделяют следующие.

Метод единственного сходства.

При использовании этого метода рассматривают разнообразные случаи, когда наблюдается некое явление а, и исследуют обстоятельства, предшествовавшие этому явлению. Если во всех изучаемых случаях в обстоятельствах, предшествовавших этому явлению, наличествует некое явление А, следовательно, явление А является причиной явления а. Схема данного метода выглядит следующим образом:

АВС – а

АОК – а

АМР – а

.

.

.

АЕТ – а

Следовательно, обстоятельство А есть причина явления а.

Например, летом растения вянут, если они растут в теплице или на открытом воздухе, при солнце и в тени, в ветреную и безветренную погоду, если не обеспечен их полив. Следовательно, отсутствие полива и есть причина того, что летом растения вянут.

Заключение, полученное при помощи метода единственного сходства, не обладает высокой степенью правдоподобия. Возможно, существует незамеченное обстоятельство В, которое также может быть причиной а, присутствуя наряду с А либо обособленно, или некое обстоятельство С, предшествующее как А, так и а, или обстоятельство а в одном случае было вызвано совокупностью факторов АМ, а в другом – совокупностью факторов АВ и т.п.. Так, в приведенном выше примере летом растения могут увядать из-за того, что их корень был подгрызен вредителями. Еще больше сложностей может возникнуть при применении этого метода в изучении общественных явлений, когда сложно точно определить, что предшествует друг другу – обстоятельство А явлению а, или наоборот, явление а обстоятельству А..

Для того, чтобы повысить степень правдоподобия этого метода, необходимо удостовериться, что обстоятельство А и явление а не вызваны общей причиной или двумя различными причинами; что обстоятельство А предшествует явле­нию а; что учтены все обстоятельства, предшествующие явлению (из тех, которые могут быть его причиной); а также что число рассмотренных случаев достаточно велико.

       

Метод единственного различия

При использовании этого метода рассматриваются два случая. В первом случае обстоятельства АВС предшествуют явлению а. Во втором случае одно из обстоя­тельств (А) отсутствует, явление а тоже отсутствует. На основании этого делается вывод о том, что именно это  обстоятельство является причи­ной явления а.

Схема метода единственного различия:

АВС – а

¾ ВС - ¾

Следовательно, обстоятельство А – причина явления а

Например, если в одном случае здоровые растения будут удобрять, притенять и поливать, он будут хорошо расти. Если в другом случае здоровые растения будут поливать и притенять, но не будут удобрять, они не будет хорошо расти. Отсюда делается вывод о том, что причиной хорошего роста является наличие удобрений.

Метод единственного различия обладает большей, чем метод единственного сходства, степенью правдоподобия, тем не менее получению правильного вывода может также мешать множество факторов, таких, как возможное неучтенное обстоятельство, которое также может отсутствовать во втором случае или трудность определить, что чему предшествует – обстоятельство А или явление а, или возможная ситуация, когда и А, и а являются следствиями общей причины.

Соединенный метод сходства и различия.

При использовании соединенного метода сходства и различия, как это видно из его названия, объединяют оба предыдущих метода, исследуют группы обстоятельств, в которых наличествует один общий признак, предшествующие явлению а, а также рассматривают случаи, когда А в группах обстоятельств отсутствует, остальные обстоятельства имеют место, а явление а отсутствует.

В этом случае схема метода имеет вид:

АВС – а

АОК – а

.

.

.

АЕТ – а

¾ ВС - ¾

¾ ОК - ¾

.

.

.

¾ ЕТ - ¾ ___________________________

Следовательно, обстоятельство А есть причина явления а.

Достоверность этого метода выше, поскольку он объединяет два метода, тем не менее трудности его применения в социальном познании остаются.

Метод сопутствующих изменений.

  Этот метод используется, когда предшествовавшие явлению обстоятельства нельзя изолировать друг от друга и определить, что наличие какого-то признака предшествует явлению, а его отсутствие предшествует отсутствию явления. При применении этого метода исследуют изменения, происходящие как в обстоятельствах, предшествовавших явлению, так и в самом этом явлении. Если имеются  обстоятельства АВС, которые   предшествуют явлению а и изменение одного из этих обстоятельств (А) при условии того что остальные обстоятельства остаются неизменными вызывает изменение явления а, то изменение этого обстоятельства А является причиной изменения явле­ния а. В некоторых случаях посредством этого метода выясня­ется, что изменяющееся обстоятельство А является причиной изменяющегося явления а.

       Схема метода сопутствующих изменений:

А1, В, С – а1

А2, В,С – а2

      .

     .

     .

А n, В,С – а n

Следовательно, изменение А есть причина изменения а.

Например, в течение долгого времени наблюдали, что высота морских приливов и их периодичность связаны с изменениями положения Луны. Наибольшие приливы бывают в дни полнолуний и новолуний, наименьшие дни – когда линии, мысленно проведенные от Земли к Луне, а от Луны к Солнцу, образуют прямой угол. Используя метод сопутствующих изменений, сделали вывод о том, что изменение положения Луны вызывает изменение морских приливов и отливов[52].

В социальном познании, как и предшествующие методы, метод сопутствующих изменений не обладает высокой степенью правдоподобия.

 

Метод остатков.

При использовании этого метода рассматривают сложное явление U. Это явление состоит из ряда простых явлений а, b, с, d. Из предшествующего опыта известно, что простое явление а вызывается обстоятельством А, простое яв­ление b вызывается обстоятельством В; простое явление С - об­стоятельством с; и в то же время известно, что сложному явле­нию U предшествуют обстоятельства А, В, С, D. Делается заклю­чение о том, что оставшееся из предшествующих обстоятельств D является причиной оставшегося из простых явлений, то есть причиной d.

Этот метод был использован при открытии планеты Нептун. Астрономами было доказано, что  движение планеты Уран имеет отклонение от вычис­ленной орбиты. При проверке, почему происходит отклонение, установили, что оно обусловлено влиянием уже  известных планет, однако отклонение все еще объяснялось не полностью. Тогда предположи­ли, что существует неизвестная планета, влияющая на движение планеты Уран. С помощью вычислений астроном Леверье определил положение этой гипотетической планеты и  она действительно была обнаружена в предполагаемом месте.

Применение метода остатков в социальном познании требует соблюдения определенных условий: должен быть известен как весь комплекс причин явления U, так и тот факт, что след­ствием этого комплекса причин А, В, С, D является только явление U; кроме того, сумма следствий причин А, В, С, D должна быть равна совокупному следствию сложной причины.

 

 

Упражнение 1.

По какому методу производится заключение в следующих примерах? Завершите мысль.

1. Английский физик Д. Брюстер случайно  получил отпечаток перламутровой раковины на воске и обнаружил на поверх­ности воска ту же игру радужных цветов, что и на ракови­не. Он сделал отпечатки раковины на гипсе, смоле, кау­чуке и других веществах и убедился, что прекрасную игру цветов вызывает….

 2. Для исследования механизмов памяти испытуемому предлагали ряд бессмысленных слогов, которые нужно было заучить и произнести. После многократных повторений ему это удавалось, но слоги забывались очень скоро. После того, как они забывались полностью, испытуемый вновь их читал и запоминал, на этот раз быстрее. После вторичного забывания, слоги выучивались в третий раз, еще быстрее. Значит, …

3. Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Там, где плотность населения выше, при прочих равных условиях производство растет быстрее. Значит, развитие производительных сил…

4. При удалении из телевизора одной лампы изображение на экране исчезало. Следовательно, причина изображения….

5. При отсутствии материальной заинтересованности в результатах труда на всех участках предприятия производительность труда была низкой. При создании материальной заинтересованности в результатах труда производительность труда на всех участках повысилась, хотя технических изменений не произошло.  Следовательно, …

6. С минимальными примесями углерода железо легко куется. При добавлении небольшого количества углерода железо (сталь) куется труднее, при большем добавлении углерода железо (чугун) иногда вообще не куется. Отсюда делается заключение, что…[53].

7. Семена посеяли в неудобренную почву. Уро­жай оказался низким. На следующий год в почву внесли некоторое количество удобрения. Урожай повысился. Затем количество этого удобрения увеличили. Урожай повысился еще больше. Следовательно,  урожай …

8. Различные растения, находящиеся на солнце, имеют зеле­ную окраску. Те же растения, помещенные в темноту, теряют зе­леную окраску. Следовательно, причина…

9. Различные тела: камень, палка,  вата - падают с различной скоростью. Если же бросать те же предметы в помещении, откуда выкачан воздух, все они  падают с одинаковой скоростью. Следовательно,  причиной разных скоростей паде­ния тел …

10. Явление радуги наблюдается в различных условиях:  на небе после дождя, в во­дяной пыли водопада, в каплях росы. Значит, причиной явления радуги является …

 

Умозаключения по аналогии

       Умозаключением по аналогии ( от древнегреческогоἀναλογἰα — соответствие, сходство) называется рассуждение, в ко­тором  на основании наличия некоторых знаков у двух объектов делает­ся заключение об их сходстве в других признаках.

В умозаключениях по аналогии сравниваемыми объектами могут быть не только отдельные предме­ты, но и системы предметов, отношения между предметами. В случае, если сравнивают объекты, переносимым при­знаком может быть наличие или отсутствие какого-либо свойства, если же сравниваются системы объектов, таким признаком может быть  как наличие или отсутствие свойства в системе, так и наличие или от­сутствие какого-либо отношения. В качестве объектов могут выступать не только реально существующие предметы, явления и т. д., но и мыслимые предметы, свойства и отношения реально существующих или мыслимых предметов и т. п.

Умозаключения по аналогии имеют схему:

 

Объект А имеет признаки а, b, с, d.

  Объект В имеет признаки b, с,  d.

Объект В имеет признак а.

Например, Х.Гюйгенс при исследовании свойств света и звука пришел к выводу, что, аналогично звуку, свет также имеет волновую природу.

Как и другие индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии имеют вероятностный характер и в большой степени зависят от того, насколько точным и разработанным является знание о признаках объектов. В результате случайного сходства или фиксации несущественных признаков сравниваемых объектов их выводы могут быть далекими от истины.

Существует два вида умозаключений по аналогии, так называемая нестрогая и строгая аналогия.

Нестрогая аналогия используется в тех случаях, когда знания об изучаемом объекте и его признаках находятся в состоянии становления, поэтому в целях повышения правдоподобия вывода по аналогии к ней выдвигаются определенные требования.

 Аналогия должна основываться на существенных признаках, общих для сопоставляемых объектов, и по возможности на как можно большем числе сходных свойств у сравниваемых объектов;

 изучаемые признаки должны быть как можно более разнообразными, богатыми по содержанию;

общие признаки должны быть отличительными для этих объектов, выделять их среди других объектов;

связь признака, относительно которого делается вывод, с обнаруженными в объектах общими признаками должна быть как можно более тесной;

наконец, у сравниваемых объектов желательно обнаружить как можно большее число сходных признаков.

Строгая аналогия основывается на использовании научной методологии.Различают два вида подобных умозаключений. Строгая аналогия первого ви­да сходна с научной индукцией на основе общего. В качестве научной методологии здесь используется теория, объ­ясняющая связь признаков b, с, d с переносимым признаком а. На строгой аналогии первого вида основывается метод мо­делирования, применяемый как в естествознании, так и в социаль­ном познании. Под моделью понимают систему, как материальную, так и мыслительную, которая замещает систему-оригинал и находится с ней в состоянии родства, представляя ее существенные признаки и воспроизводя особенности структуры и поведения оригинала. Моделирование широко применяется как в технических, так и в социальных науках.

Строгая  аналогия второго вида уточняет требования, предъявляемые к умозаключениям в случае нестрогой аналогии. В этом случае  общие признаки b, с, d должны быть в точности одинаковыми у сравниваемых предметов, а связь признаков b, с, d с призна­ком а не должна зависеть от специфики сравниваемых предметов.

 Вследствие многообразия явлений общественной жизни, их зависимости от субъективного фактора, в социальном познании исследования с применением аналогии должны дополняться специальной методологией исследования той или иной сферы жизнедеятельности социума.

 

Упражнение 1.

Проанализируйте следующие рассуждения. Установите, к какому виду они относятся, являются ли заключения в них обоснованными.

1. После того как на Солнце при помощи спектрального анализа обнаружили новый химический элемент, рассуждали так. Солнце и Земля сходны во многих признаках: они относятся к одной и той же планетарной системе, имеют сходный химический состав (это опять же установлено с помощью спектрального ана­лиза) и т. д.; следовательно, химический элемент, найденный на Солнце. должен быть и на Земле. Затем этот химический эле­мент был действительно найден на Земле и назван гелием.

2.  «Платон рассуждал приблизительно так: начертите на песке круг. Он несовершенен и полон всяких отклонений от идеального круга. Но ведь так легко, имея перед глазами этот несовершен­ный круг, представить себе идеальный круг и строить о нем точ­нейшую науку. Почему же этот простой метод   не применить к человеческому обществу? Да­вайте скажем преступнику, что он преступник, давайте усовес­тим его. Он тут же перестанет быть преступником, и на первый план выступит его идеальное человеческое поведение. Это невоз­можно? Но почему же это возможно с кругом, столь несовершенно начерченном на песке? Вот и попробуйте убедить Платона в том, что человеческая жизнь не есть геометрия» [54]

3. «Японский инженер Тошикатсу Кувахта мечтал о создании динамиков из …дерева. Звуковые волны хорошо проходят сквозь древесину и отличаются широчайшим частотным диапазоном, а сам материал имеет превосходны демпфирующие свойства, что делает звук необычайно мягким. Однако задача казалась неразрешимой, потому что дереву невозможно придать форму мембраны, не ломая его. Но однажды его коллега обратил внимание на то, как в одном ресторанчике «резинового» кальмара превращали в нежную закуску. Решение пришло само собой. Аминокислоты, входящие в состав японской рисовой водки сакэ, размягчили не только кальмара, но смогли сделать пластичным и дерево. Теперь благодаря настойчивости Кувахты компания JVC первой выпустила в продажу динамики с деревянной мембраной»[55]

4. Слово «мышление» имеет такое же строение, как и слово «крушение». В слове «крушение» ударение падает на второй слог. Значит, в слове «мышление» ударение тоже падает на второй слог.

5. Сдавая первый экзамен сессии на первом курсе, я взял с собой фигурку нэцке и получил «отлично». Я взял ее на второй экзамен, и тоже получил «отлично». На третьем экзамене произошло то же самое. С тех пор я всегда беру с собой на экзамен эту фигурку, и еще ни разу не сдал экзамен не на «отлично».

5. «В расшифровке древней письменности различных народов специалисты часто прибегают к сравнению исследуемых текстов с ранее расшифрованными. На основании устанавливаемого сход­ства отдельных элементов текстов, например, в начертании знаков, пользуясь при этом умозаключениями по аналогии. Степень ве­роятности бывает довольно высокой, если для сравнения используется «билингва» или «трилингва» - два или три параллельных текста, написанных на разных языках»[56].

6. «Существует легенда о том, что, когда однажды в Древнем Риме взбунтовались плебеи, сенатор Менений Агриппа умиротво­рял их следующим образом. Каждый из нас знает, - говорил он, - что в организме человека существуют разные части, при­чем каждая из этих частей выполняет свою определенную роль: ноги переносят человека с одного места на другое, голова дума­ет, руки работают. Государство - это тоже организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения своей определенной роли: патриции - это мозг государства, плебеи - это его руки. Что было бы с человеческим организмом, если бы отдельные его части взбунтовались и отказались выполнять предназначенную для них роль? Если бы руки человека отказались работать, голова - думать, тогда человек был бы обречен на гибель. То же самое случится и с государством, если его граждане будут отка­зываться выполнять то, что является их естественной обязанно­стью»[57]

7. В середине девятнадцатого века Александр Вуд изобрел шприц, скопировав всасывающий механизм комаров.

8. Наблюдая за бодающимися баранами и заметив, что они могут биться головой о самые твердые предметы, не причиняя себе ни малейшего вреда, древние греки создали тараны для проламывания ворот и стен вражеских городов с бронзовыми навершиями в форме бараньих лбов.[58]

 

Упражнение 2.

В каком случае вывод по аналогии будет более достоверным и почему?

1. Направление ветра не переменилось, поэтому завтра, как и сегодн, будет дождливо.

2. Иванов на протяжении первого курса был нерадивым студентом, поэтому на втором курсе он будет учиться так же плохо,  как и на первом.

3. Новая книга этого автора будет пользоваться таким же успехом, как и предыдущая, поскольку посвящена той же теме – знакомству с «гламурной» жизнью Москвы

4. Москвичи предпочитают метро всем другим видам общественного транспорта. Значит, и жители Лиссабона предпочитают метро всем другим видам общественного транспорта.

5. «Раньше в китайских банках, кроме обычного набора шарантий, требуемых банком, клиента еще подвергали проверке через гадальщика…его деятельность мождно охарактеризовать, как работу профессионального психолога. Гадальщик, глядя на клиента, «вживается» в него: «Он – это я. Я – это он. Теперь посмотрим, что я вот с этой физиономией делаю в банке? Вот у меня такой взгляд… Такие губы… - Вывод: это жулик»»[59]

 

Упражнение 3.

В какой функции выступает аналогия в следующем рассказе?

По дороге шел крестьянин. Он нес барашка. Него остановил прохожий и спросил: «Что несешь?» Крестьянин ответил. Затем второй прохожий задал ему тот же вопрос. Крестьянин ответил. Когда десятый встречный задал крестьянину тот же вопрос, крестьянин избил его. Крестьянина вызвали в суд. Судья и крестьянин были мусульманами. Войдя в помещение, крестьянин приветствовал судью: «Аллах велик и всемогущ». Встав, судья ответил: «И Мохаммед его пророк». Крестьянин повторил приветствие. Судья встал и повторил ответ. Так повторилось и в третий раз, после чего судья сказал крестьянину, что изобьет его, если он будет продолжать. В ответ крестьянин рассказал судье о том, что с ним произошло, и судья оправдал крестьянина.[60]

 

     Глава 8. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.93 (0.106 с.)