Формулировка темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулировка темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.



Проверка домашнего задания.

Сообщение учащихся о М. В. Ломоносове.

Восприятие и усвоение учебного материала. Работа по теме урока.

Работа по учебнику стр.

    

Теория трех штилей

Запись в тетрадях.

 

«высокий»

«средний»

«низкий»

церковно-славянские слова и русские

русские слова с примесью церковно-славянских

русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских

героические поэмы, оды, трагедии

драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

комедии, эпиграммы, песни, басни

Чтение отрывков из произведений Ломоносова.

А) «К статуе Петра»

Фигура Петра 1 всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был прежде всего работником на благо России. Он ценит в царе то, что он «царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки»(о том, как Петр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу), так же Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь «строил град», «художников собирал и обучал солдат». В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру 1, поэт наделяет императора такими эпитетами, как «премудрый герой», «Отечества отец». Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746,когда была сооружена статуя царя.

Словарь.

Зрак- образ,облик; изображение,картина.

Задание:

-кратко перескажите содержание отрывка прозой.

-найдите и выпишите слова, относящиеся к «высокому штилю»

(воздвигла, россы, гласит, сей град) и цель их использования.

Б) «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Ода - торжественное стихотворное произведение.

В ноябре 1741г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя - Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил также Ломоносов.

Ода - наиболее важный жанр в литературе 18 века. Тогда считалось, что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приёмов. Так и «Ода на восшествия…»- не столько прославление Елизаветы, сколько изложение программы действий идеального монарха. Ломоносов верил в то, что новая императрица действительно будет продолжательницей дел своего великого отца – Петра 1.

Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.

Словарь.

Невтонов-Ньютонов, раченье- усердие, от недр из глубин.

Задание.

1.Ответьте на вопросы.

- К кому обращается автор в первых строках отрывка? (К молодым соотечественникам)

-К чему он их призывает? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих учёных, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра).

2. Найдите слова, принадлежащие к «высокому стилю». (Отечество, благословенны, ободрены, отраду.)

Значения слов: поэма, сатира, драма трагедия эпиграмма (из словаря в конце учебника).

5.Рефлексия (подведение итогов урока)

· Какие цели мы поставили в начале урока?

· Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

· Какое новое знание вы открыли?

6.Домашнее задание

Подготовить сообщение по творчеству Г. Р. Державина.

 

 

Конспект урока по литературе в 7 классе

По ФГОС

Тема урока. Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с биографией писателя,

- раскрыть причины, побудившие автора написать роман об эпохе Ивана Грозного;

- соотнести реальное время России 16 века с художественным временем романа А.К. Толстого.

УУД

1. Личностные: воспитание российской гражданственной идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

2. Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанного или прослушанного текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста.

Регулятивные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, умение преобразовывать её в соответствии с задачей;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей;

3. Предметные: умение определять анализировать лирическое произведение, определять художественные особенности оды.

Ход урока:

Организационный момент.

. II. Изучение нового материала:
1. Подведение к теме урока:
1) Назови автора
Задание: посмотрите на название произведений, назовите автора
«Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Заколдованное место», «Мёртвые души», «Ревизор»
- Кто является автором данных произведений?
- Какие из произведений вами прочитаны?
- В 5 классе вы прочитали повести «Заколдованное место», «ночь перед Рождеством», в старших классах вы познакомитесь с произведениями «Мёртвые души», «Ревизор», а сегодня мы переходим с вами к изучению повести «Тарас Бульба».

2) Определение темы, целей урока.
- Как вы думаете, какова тема урока, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

2. История создания повести Гоголя «Тарас Бульба» (появление сборника «Миргород»):
Уже в 1830 году Гоголь начинает работу над повестью. После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831), вышел цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года.

3. Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Монгольское нашествие в 13 веке привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 г. Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую.

В 1596 году в городе Бресте-Литовском была заключена уния(т.е. объединение) православной и католической церквей, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако большая часть населения пойти на это не захотела. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки.

Запорожские казаки

Действие происходит в 15 веке.

Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, но во время войн с поляками занимались грабежами и совершали жестокие убийства.

Казаки называют себя русскими, т.к. в то время украинцы именно так себя называли.

История создания повести

Повесть написана в 1835 году – сложный период польско-русских отношений. К тому времени польское государство потеряло большую часть своих земель.

В 1830 году поляки восстали, стремясь отвоевать независимость. Русское общество отнеслось к повстанцам враждебно. Восстание осудили Пушкин, Гоголь и многие другие деятели культуры.

Гоголь с большим интересом знакомился с историческими сочинениями, но ни одного определенного исторического факта в произведении нет, даже осада Дубно соотнесена не с историей, а с легендой. Писатель создавал идеальную картину казачьей вольницы, а воображение рисовало битвы, вольные и дикие степи, могучие характеры, крепкие натуры.


1) Самостоятельная работа.
Задание: изучите материалы, найдите ответы на данные вопросы, сделайте краткую запись в тетрадях.
1) Где происходят события повести?
2) Какое событие составляет основу посети?
3) В каких веках происходит действие в повести?
4) Какие документы изучил Гоголя для написания повести?
4) Кто такие казаки?
5) Что представляла собой Запорожская  Сечь?

События, изображённые Гоголем в повести, относятся ко времени освободительного движения на Украине в 15-17 веков. Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).
Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа казаков.
Казаки (русск. — казáк; укр. — козáк; Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.
В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.
Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, историческую работу «Запорожская старина» академика И.И.Срезневского, «Малороссийские песни» из сборника Максимовича, «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем.
2) Проверка первичного восприятия (ответы учащихся на вопросы)
Словарная работа
Задание: произнесите слова в соответствии с орфоэпическими правилами.
Украинский (укрАинский – украин. произношение)
Казак (козак)- вольный человек, член военно-земледельческой общины поселенцев на окраинах государства. Запорожские казаки.
Шляхтичи (ляхи)
Определение жанрового своеобразия произведения.
1) Работа над литературоведческим понятием:
- Произведение «Тарас Бульба» - повесть?
- Что такое повесть?
2) Запись определения
Повесть – это жанр литературы, который больше рассказа, но меньше романа. Часто имеет деление на части (главы), которые соединяются сюжетом, героями.
3) Определение вида повести.
- Существуют различные виды повестей

Запись в тетрадь.
Виды повестей: сатирические, фантастические, исторические, реалистические, романтические.
Историческая повесть - это произведение, в котором повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.
7. Физминутка.
8. Тестирование (устно)
Тест «Историческая основа повести»

1. Повесть Гоголя «Тарас Бульба» вошла в сборник повестей:
А «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Б «Миргород»
В «Арабески»

2. Гоголь работал над повестью:
А С 1820 года
Б С 1840 года
В С 1830 года

3. Впервые повесть была опубликована в:
А В 1825 году
Б В 1835 году
В В 1845 году.

4. Какое историческое событие легло в основу повести Гоголя «Тарас Бульба»:
А Освободительная война украинских казаков против польских захватчиков.
Б Освободительная война украинских казаков против турецких захватчиков.
В Освободительная война уральских казаков против польских захватчиков.

5. Где происходят события повести:
А В России
Б На Украине
В В Турции

6. Кто такие казаки?
А Казаки - сословие людей, которые отличались особым положением, но всегда становились на защиту Родины.
Б Казаки – сословие людей, проживающих на территории России, занимающиеся земледелием.
В Казаки – сословие людей, проживающих на определённой территории, не подчиняющихся законам страны.

7. Запорожская Сечь - это…
А Военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины.
Б Сбор казаков для проведения военных учений
В Место на Украине, где проживали казаки.

8. Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - это:
А романтическая повесть;
Б фантастическая повесть;
В историческая повесть.

9. Какие исторические труды изучил Гоголь для написания повести «Тарас Бульба»? (несколько вариантов ответов)
А «Запорожская старина» И.И.Срезневского.
Б «Украина в 15 веке» Иванова М.П.
В «Малороссийские песни» из сборника Максимовича.
Г «Запорожская Сечь» Добролюбова Н.Н.
Д «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем

2) Взаимопроверка
3) Анализ полученных результатов
III. Домашнее задание: прочитать 1-3 главы повести, подготовить сообщение об Остапе, Андрии.
IV. Подведение итогов
V. Рефлексия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.027 с.)